Чарушин рассказы почему тюпу прозвали тюпой

Автор максим коновалов на чтение 23 мин. опубликовано 06.08.2021 творчество евгения чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей,

На чтение 23 мин. Опубликовано

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, – художник-график и писатель. Годы его жизни – 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

image

Отец Евгения Ивановича – Чарушин Иван Аполлонович – губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну любовь к природе.

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. “Жизнь животных” А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

“Сопохуд”

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов “Сопохуд”. Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Юрием Васнецовым. Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать “по специальности” – назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил пыжиковую шапку и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым Владимир Лебедев, знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

image

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в “Мурзилке”, детском журнале. Чуть позже он начал работать в “Еже” (с 1928 по 1935 год) и в “Чиже” (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ “Мурзук” В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: “Вольные птицы”, “Дикие звери”, “Как мишка большим медведем стал”. В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году (“Щур”). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович – художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла – животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: “Разные звери” (1930 год), “Волчишко и другие”, “Никитка и его друзья”, “Про Томку”, “Про больших и маленьких”, “Моя первая зоология”, “Васька”, “Медвежата”, “Про сороку” и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике “Птенцы” (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное – показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году – “Птенцы”; в 1931 – “Волчишко и другие”, “Цыплячий город”, “Облава”, “Джунгли – птичий рай”; в 1935 – “Животные жарких стран”. Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга – “Детки в клетке” Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.

Рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе. Произведения и биография

  Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук Болтливая сорока Большие и маленькие Васька Бобка и крольчиха Щур Глупый мальчишка Хитрая мама Как Никита мне помогал Никита-охотник Сказка, которую Никита сам рассказал Кошка Как лошадка зверей катала Самолетики за крышами Цапля Страшный рассказ Злая Галя Зоосад Ваня-охотник Кабаны Птичье озеро Свинья Кошка Маруська Олешки Яшка Лесной котенок Кот и рыбки Бык Забодай Глупые обезьянки Путешественники Приятель Ёж Военная собака Бульдог  

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Евгений Иванович Чарушин (1901 — 1965)В — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922В году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922В года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А.В Е.В Карева, А.В И.В Савинова.

В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М.В В.В Матюшина, формально не будучи его студентом.

В 1927В году закончил ВХУТЕИН.

С 1927В года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В.В В.В Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С.В Я.В Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С.В Я.В Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «ДжунглиВ — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторовВ — С.В Я.В Маршака, М.В М.В Пришвина, В.В В.В Бианки. Написал рассказыВ : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С.В Я.В Маршака. Постоянный автор журнала “Чиж” как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е.В И.В Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941В году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945В году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Имя Евгения Чарушина всегда ассоциируется у нас с чем-то по-детски прекрасным, тёплым и полным добра и уютных воспоминаний. Его герои вызывали у нас умиление, развивали умение сопереживать, радоваться за успехи других и поддерживать в трудную минуту.

Герои Чарушина учили и учат маленьких читателей понимать мир через призму жизни и поступков братьев наших меньших, которые, как и мы, живут в мире сложных, но одновременно разных событий, которые происходят с каждым. Это не диковинные сказки с постоянными поворотами сюжета, где хочется читать только ради такой же захватывающей концовки, вовсе нет.

Эта душевная простота, заключенная в короткие и теплые рассказы, заставляет детей и взрослых вновь и вновь искать на книжных полках сборники произведений этого прекрасного и искреннего писателя.

Конечно, о человеке можно узнать благодаря его произведениям, ведь они являются отражением души автора. Но, безусловно, интересно узнать что-то ещё о ком-то, чьи работы подарили минуты искренней радости. И в этой статье будут представлены некоторые наиболее интересные факты из жизни Евгения Чарушина, благодаря которым можно со всей полнотой красок представить процесс написания таких душевных рассказов и повестей о маленьких жителях леса.

На пути к творчеству

Будучи в возрасте своих юных читателей, Чарушин зачитывался «лесными» рассказами Сетона-Томпосона, Лонга и Биара, которые дарили ему минуты отдыха и единения с той далекой природой неизведанных краев, развивали воображение.

И, может, именно благодаря этим долгим посиделкам с книгой мы знакомы с тем писателем, чьими произведениями дорожим сейчас? Ведь именно в детстве закладывается та картина видения мира, с которой человек шагает по жизни и будучи взрослым. И именно эти писатели, ставшие кумирами будущего писателя, словно бы взяли маленького Евгения за руку и привели его в мир такой искренней и открытой живой природы. Ему не нужны были захватывающие приключения с яркими красками – достаточно было образов леса.

Героями первых Чарушинских рассказов могли быть вполне реальные лесные жители, резво бегающие среди безграничных уральских лесов, или же домашние питомцы, которых было великое множество в родном доме маленького Жени: собаки, кошки, маленькие пушистые цыплята и поросята.

Всё вокруг было постоянно наполнено этими весёлыми и звонкими звуками, которые окружали мальчика постоянно, тем самым прививая способность видеть в домашних питомцах друзей, понимать их, наблюдая за их жизнью и повадками.

Особое место в жизни юного Чарушина занимал пёс, которого жизнь обделила способностью бегать и спокойно передвигаться. Незамеченный никем, он постоянно лежал на крыльце дома и смотрел по сторонам. И лишь только пока ещё будущий писатель смог стать ему настоящим другом. Может, именно в эти  мгновения мальчик ощутил, что настоящая дружба может завязаться и между человеком и животным?

Первые шаги к призванию

Возможно, мало кому известно, что Чарушин – это не только прекрасный детский писатель, но ещё и замечательный иллюстратор. Это поприще он долгое время считал основным в своей жизни, ведь рисовал то, что ему было близко и что находилось рядом: животных, их поведение и жизнь —  Чарушину-художнику такая стезя изначально казалась основной в его творческом пути.

Главной и самой примечательной особенность рисунков Чарушина были глаза. Большие, полные дивной доброты и некоторой растерянной беспомощности. Именно они выстраивали весь образ маленьких жителей леса, наделяя их тем самым яркими качествами, которые и видели юные зрители в работах Чарушина: зайчата, притаившиеся в зарослях кустов; медвежата, с интересом наблюдающие за чем-то, что происходит вокруг; котята, испуганные приближением грозного пса. Все эти эмоции пушистых героев художник отображает в глазах: блестящих и живых, которые и стали отличительной чертой работ Евгения Чарушина.

На писательском поприще

К писательству же Чарушин пришел благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств, благодаря влиянию известного всему миру классику детской литературы С.Я.Маршаку. Случайно встретившись в редакции, молодой художник зачитал писателю несколько своих зарисовок с лесной прогулки родных краев.

После прочтения второй в полном восхищении от услышанного произнес: «Вам обязательно надо писать». С этого и началась творческая жизнь Чарушина как писателя. Так, ориентируясь на воспоминания детских лет, в его руках образовалась гора рукописных рассказов, которые по прошествии некоторого времени попадали в печать и быстро раскупались.

Большая часть постреволюционной литературы для детей имела очень нереалистичный и несколько слащавый характер. И так, кружок Маршака, решив вывести уровень таких книг на новый уровень, открыл совершенную иную культуру, в которой искренность, простота и доброта были самыми важными показателями хорошей книги для малышей. Сюда вклинился и Чарушин со своими удивительными героями, которые заиграли совершенно по-новому на страницах его рассказов. Именно за это мы и любим его книги и рисунки.

Любовь к миру как призвание

Любовь к природе Евгений Чарушин сумел и передать своим детям. Так, сын писателя, подобно отцу, стал художником-анималистом, а дочь долгое время увлекалась рисованием. Никита Евгеньевич часто вспоминал минуты, проведённые в лесу в компании всей семьи, и как это было важно каждому, ведь лес и его обитатели были чем-то родным и близким благодаря этому единению Евгения Ивановича с тем, что его окружало.

Произведения Чарушина переведены на многие иностранные языки. Таким образом, его произведения живут в сердцах итальянцев, японцев и даже африканцев: настолько прекрасна была и есть свобода и простота книг этого человека.

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина.   Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

  Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.   Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.   Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.  

Первые рассказы Евгения Чарушина

  Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

  С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.   Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.   Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.   Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. ————————————————————  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Тема недели: «Как
животные готовятся к зиме»

Цель:

-расширять
представления детей о животных, обитающих в средней полосе, об их образе жизни,
повадках, о подготовке к зимним условиям;

-рассказать детям
о друзьях и врагах животных;

-рассказать о взаимосвязи
человека и животных.

Предметно –
развивающая среда:
книжный уголок, К. Д. Ушинский
Рассказы о животных., Е. Чарушин Почему Тюпу прозвали Тюпой, Почему Тюпа не
ловит птиц.

Итоговое
мероприятие:
   Викторина   «В мире животных».

Дата «8» ноября 
понедельник

Организованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей в течение дня

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

1. Познавательное
развитие (ФЭМП) Тема
: Занятие
1.
Цель:
Учить составлять число 4 из 2х меньших чисел и раскладывать его на два
меньших числа. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10

И. А. Пономарева,

 В. А. Позина

Формирование элементарных
математических представлений: Подготовительная к школе группаСтр.46

2. Худ.- эстет развитие
(ИЗО) Тема
: Городецкая
роспись. Кони – птицы.

Цель: создать условия для
рисования детьми фантазийных коней – птиц по мотивам Городецкой росписи.
Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции.

И.А. Лыкова «Изобразительная
деятельность в детском саду подготовительная к школе группа» С. 120

3. Физическое развитие

(по плану доп.работ.)

Утро Беседа: «Животные рядом
с нами» Цель:
обратить
внимание детей на то, что рядом с ними обитают  живые существа см.карт.)

Труд в уголке природы.

Д/И. «Путешествие
по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей
о том, что Земля — планета шарообразной формы

(см.карт.)

Прогулка.
(см.карт.)

С/И. «Назови
слово» Цель:
закреплять названия предметов. (см.карт.)

Вечер. Закаливающие процедуры. (см.карт.)

Опыт: «Объем воздуха
зависит от температуры» Цель: Продолжать
знакомить  детей со свойством
воздуха. (см.карт.)

П/И. «Кот на крыше»

Цель: развивать координацию
движений; развивать ритмичную, выразительную речь.
.(см.карт.)

Скороговорки. У
четырех черепашек по четыре черепашонка. Цель:
Формировать правильное
произношение, артикуляцию, тренировать дикцию.
.(см.карт.)

ЧХЛ. Рассказывание
сказки «Рукавичка».

Цель: формировать умение
эмоционально воспринимать содержание сказки.
(см.карт.)

Конструирование мостов.

С.Р.И. «Шофер»
Познакомить детей с трудом шофера.

Словесная игра «Добрые
слова». Цель: развитие речевой
активности.

 Игры на прогулке с
выносными игрушками.

С/Р. «Экскурсия по городу в общественном транспорте»

Игры с мозаикой

Игры  с палочками  Кюизенера «Строим ворота»

Предложить для
самостоятельного использования спортивное оборудование: кегли, мячи.

Д/ упр. «Будь
внимательным»

Цель: Развивать речевое
внимание детей с Никитой,

Матвеем., Васелисой и
Алисой Ч

Консультация «Что почитать ребенку»

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

Дата «9» ноября
вторник

Организованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей в течение дня

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

1. Обучение грамоте.
Тема:
Звуки
Н, Нь. Буква Н.

Цель: характеристика,
артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает тв или мяг).
Закрепить умение определять позицию звуков Н, Нь в словах.

Л.Е. Журова, Н. С.
Варенцова, Н. В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» С 90

2. Худ.- эстет развитие
(музыкальное)
(по
плану доп.работ.)

 3. ОБЖ. Тема: Беседа
«Скорая помощь»

 Цель: познакомить с номером
телефона «03», научить вызывать «Скорую помощь»

Р.Б. Стеркина «ОБЖ» с 129

Утро. Бесед: « Одиких животных
в лесу» Цель:
Дать
детям представление о о жизни диких животных осенью. Формировать интерес к
окружающей природе  (см.карт.)

Д/И.«Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы
винительного падежа существительных.

(см.карт.)

Прогулка:  (см.карт.)

С/И. «Отвечай быстро!»
Цель: 
закреплять
память, внимательность.

(см.карт.)

Вечер.
Закаливающие процедуры.
(см.карт.)

Скороговорки. 
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две
недели карамель на мели ели. Цель:
Формировать правильное произношение,
артикуляцию, тренировать дикцию.
(см.карт.)

Опыт: «Воздух
помогает рыбам плавать» Цель
: продолжать знакомить детей с воздухом.  (см.карт.)

ЧХЛ. Чтение
сказки «Зимовье зверей».

Цели: развивать память,
внимание; воспитывать любовь к сказкам.

(см.карт.)

П/И. «Зайцы и медведи»

Цель:
развивать ловкость, умение перевоплощаться
(см.карт.)

Игровая деятельность «Мы
построим город», «Волшебный сундучок».

Цель: Закрепить названия геометрических
фигур.

Настольно-печатные
игры «Лото», «Домино». Учить детей соблюдать правила игры, играть сообща.

И/у
«Найди пару».

Игры
на прогулке с выносными игрушками

 Строительные
игры. Постройка крепости. Учить детей выполнять постройку по образцу, по
инструкции, делать конструкции прочными.

С.Р.И.
«Театр» Цель: Расширять знания детей о театре. Помогать детям в овладении
выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).

Закрепить знания счет в
пределах пяти

Дима

Д/И. «Что здесь лишнее?»

 Макар, Егор, Тимофей

Развитие
мелкой моторики с Вероникой

Поговорить с родителями 
о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и
консультации.

Дата «10»
ноября  среда

Организованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей в течение дня

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

1. Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: «Занятие 2

Цель: Учить составлять число  5 из двух
меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

И. А. Пономарева,

 В. А. Позина

Формирование элементарных математических
представлений: Подготовительная к школе группаСтр.48

2.
Худ.- эстет развитие (ИЗО) Тема:
декоративное рисование по мотивам городецкой росписи
Цель
:Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать
элементами декоротивной росписи.          И.А Лыкова Изобразительная
деятельность в детском саду  Подг. гр. Стр.126

3.
Физическое развитие (по плану доп. раб.)

Утро. Беседа: «Как
зимуют лесные звери?» Цель
:
продолжать знакомить детей с дикими животными, обогащать представления об
особенностях их жизнедеятельности в зимний (см.карт.)

Труд в уголке природы.

Утренняя гимнастика.

Д/И. Д/и «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по
описанию, развитие мышления и речи детей.

(см.карт.)

Прогулка. (см.карт.)

 С/И «Кто больше?»
Цель
: развитие мышления и речи детей.

Вечер. Закаливающие процедуры.
(см.карт.)

Опыт: «В пустой бутылке есть
воздух»
 (см.карт.)

Скороговорки. Хохлатые
хохотушки хохотом хохотали.
Цель: Учить детей быстро
и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
(см.карт.)

П/И. «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод;
упражнять в приседании.
(см.карт.)

ЧХЛ. Чтение сказки «Лиса и петух».

Цели: воспитывать умение внимательно слушать.
Запоминать прочитанное произведение.

, (см.карт.)

Рисование по теме.
Выставка рисунков.

«Найди такую же картинку»
Цель: учить подбирать соответствующие
обобщающие слова к картинкам ( овощи, фрукты, ягода, грибы
). «Что
изменилось»
 развивать зрительную память.
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

 Игры на прогулке с
выносными игрушками

С.Р.«Магазин» Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать
навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские
взаимоотношения.               

Д.И. Покажем
Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудился.

Работа по развитию речи с
Савелием. Д/И. «Новые слова» — образование новых слов.

Д/И. «Будь внимательным» 
Маргаритой

Индивидуальная работа Василисой
и Машей. по развитию мелкой моторики – игры со счетными палочками.

Беседа: «Как повысить
иммунитет ребенка.»

Дата «11» ноября  
четверг

Организованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей в течение дня

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

1. Речевое развитие

(обуч гр)  Тема: Сегодня так светло
кругом!

Цель: познакомить детей со стихами об
осени, приобщая их к поэтической речи

В.В. гербова «развитие речи в детском саду.
Подготовительная к школе группа». С35 – 36

 2. Худ.- эстет развитие (лепка/ап-ция)
Тема
: Плетеная
корзина для натюрморта. Цель:учить детей создавать форму как основу
будущей композиции. Совершенствовать технику аппликации.

И.А Лыкова Изобразительная деятельность в детском
саду  Подг. гр. Стр.46

3.Худ.- эстет развитие.
(Музыкальное). По плану доп.рук.

Утро. Беседа: «Мое любимое животное».
Цель:
активизация
в речи детей соответствующих понятий, формирование умения составлять связный
рассказ, участвовать в диалоге. (см. карт.)

Утренняя
гимнастика
.

Д/И.  «Скажи
одним словом»

Цель: закрепление
прилагательных в речи.

 (см. карт.)

Прогулка: .(см.карт.)

С/И. «Скажи
по-другому» Цель:

 (см. карт.)

Вечер. Закаливающие
процедуры.
(см.карт.)

Скороговорки. В перелеске
перепел, перепёлку перепел. Цель:
Учить детей быстро и чисто проговаривать
труднопроизносимые слова и фразы.

Опыт: «Плавающий апельсин»
Цель:
 Выяснить,
как апельсин плавает. (см.карт.) П/И.
«Волки и овцы»  Цель:
укрепить
мышцы ног, формировать чувство ритма(см.карт.)

ЧХЛ. «Лесная газета» В.Бианки
(чтение рассказов).

Цель: продолжать формировать умение  детей отвечать
на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.   (см.карт.)

Дидактическая
игра «Бывает — не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции астке;

Игры на прогулке с
выносными игрушками.

 Д/И.  «Профессии,
Животные и их детеныши, Цифры, Лото»

Лепка по собственным
замыслам детей.

Строительные игры.

Постройка крепости

С.Р.И. «Театр»

Игры
с мозаикой.

Игры
с палочками Кюизенера «Строим ворота»

Женей Д и Женей Ш

Д/И «Обведи по трафарету 
и раскрась»

Цель: формирование
графомоторных навыков, закрепление названий цветов.

Закрепление навыков
рисования прямых, волнистыхлиний. С Аленой и агатой

Инд.
беседы с родителями «Повторите с детьми дома изученный материал»

Дата «12» ноября  
пятница

Организованно-образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей в течение дня

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

1. Познавательное развитие (ФЦКМ)
Тема:
Образовательная
ситуация «Через добрые дела можно стать юным экологом» Цель: Раскрыть
перед детьми на конкретных литературных примерах.С.Н.Николаева. «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
(стр. 55) 

2.
Речевое развитие. Тема: 
Осенние
мотивы. Цель: учить детей рассматривать рисунки в книгах, обьяснять.
Почему понравилась та или иная иллюстрация.

В.В. гербова «развитие речи в детском саду. Подготовительная
к школе группа». С35 – 36

3.
Физическое развитие (на прогулке) (по плану доп. раб.)

Утро. Беседа:  «Как
дикие звери готовятся к зиме» Цель:
Познакомить детей с подготовкой
диких животных к зиме.
(см.карт.)

Труд в уголке природы.

Утренняя гимнастика.

Д/И.  «Составление рассказа-описания»

Цель: формирование умения у детей составлять
рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.  (см.карт.)

Прогулка. (см.карт.)

 С/И. «В
чем причина?»

Цель: развивать память и мышление. (см.карт.)

Вечер.
Закаливающие процедуры.  (см.карт.)

Скороговорки. Утром
присев на зеленом пригорке,

учат сороки скороговорки:

картошка, картонка,
карета, картуз,

карниз, карандаш,
карамель, карапуз.  Цель:
Формировать
правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. (см.карт.)

ЧХЛ. Разгадывание загадок
о животных.

 Цель: Закреплять знания детей о
жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других
жанров   (см.карт.)

П/И. Подвижная игра
«Зайка беленький сидит» Цель:
приучать детей слушать текст и выполнять движения с
текстом; учить их подпрыгивать,

(см.карт.) 

С.Р.И. «В театре»  Цель: Овладение детьми
правилами хорошего тона.                                    

Итоговое
мероприятие:
Викторина:    «В мире животных».

Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть
иллюстрации по теме «Мой город», предложить раскраски по тематике недели.

Конструирование из строительных материалов «Мой дом»

Д/И «Вкус и запах» по воображению описать фрукт и сравнить его с
другим.

Театрализованные игры.

С.
Р. И. «Магазин, Парикмахерская, Больница»Слушание музыкальных произведений
«Бабочка» муз. Э. Грига.

Работа в уголке книги
:рассматривание иллюстраций к рус­ским народным сказкам.  Цели: Предложить
детям вспомнить названия и краткое содержание знакомых сказок с опорой на иллюстрации, отметить средства выразитель­ности,
используемые художниками.

Консультация «Одежда детей в осенний период»

Тема: Е.
Чарушин «Почему Тюпу прозвали
Тюпой.»,  «Тюпа маленький»,  «Почему Тюпа не ловит птиц».

·        
Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: изучение
особенностей творчества Е. Чарушина на примере произведений «Почему Тюпу прозвали Тюпой»,  «Тюпа
маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».

Планируемые
результаты

Предметные

Знать: особенности
творчества Е. Чарушина;

Понимать: чем привлекают
произведения Е. Чарушина читателя;

Применять: узнавать
произведения Е. Чарушина среди других произведений о животных;

Анализировать: прочитанное
произведение
Оценивать:
значимость произведений о животных для читателей.

Метапредметные:

Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно
;

Познавательные:

отвечать
на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы
;
наблюдать и делать
самостоятельные   простые выводы;

Коммуникативные:
— участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
;

— оформлять свои мысли
в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций
;

— читать вслух и про
себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать
прочитанное
.

Личностные:

-ценить и принимать
следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «природа», «мир»
;

— оценка жизненных
ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм
;


 эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать
эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям
прочитанных произведений, к их поступкам
.

Межпредметные
связи:
окружающий мир

Основные
понятия:
произведение, животные,  сухая кисть

Методы: наглядность

Ресурсы урока:

Для
учителя:
тексты с произведениями

Для
учащихся:
презентация, текст с произведениями

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. 
Актуализация  необходимых знаний

Проверка
домашнего задания

На дом
было задано выразительное чтение стихотворения « Я маму мою обидел» Е.
Благининой.
Кто готов его прочитать?

2.
Мотивация познавательной деятельности

Скажите,
что объединяет рисунки на слайде?
image001
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
А какую цель мы поставим с вами на этот урок?

Все эти
рисунки созданы Евгением Чарушиным.
Что вы знаете, помните о Е. Чарушине? Что читали?

— Они о
животных, их нарисовал Е. Чарушин.


— Произведения о животных Е. Чарушина.
— Изучить особенности произведений Е. Чарушина.

— Читали «Страшный рассказ», «Зверята», «Цапля», «Про Томку», «Кто как
живет».

3.
Организация познавательной деятельности

Как вы
думаете, кем Е. Чарушин стал раньше писателем или художником?

image002

Отец Е.
Чарушина был архитектором. Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать
отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной
книжкой.
Первой работой художника в области детской иллю­страции стали рисунки к
повести В. Бианки «Мурзук».image003
А что рисовал Е. Чарушин?
Он рисовал всё, что видел вокруг, что окружало его во дворе.
Но он не только рисовал, но и учился.
Как вы думаете, у кого он мог учиться?
В шесть лет Е. Чарушину захотелось летать. Кто у нас летает?
Птицы летают, потому что у них пища другая, подумал Е. Чарушин. Решил он  однажды есть все то, что едят
птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в
общем, самой невообразимой гадости. После этого он очень серьёзно заболел.

Е. Чарушин жил в городе Вятка. На том берегу на
котором он жил, коровы постоянно переплывали реку Вятку, чтобы
добраться до другого берега, на котором находилось пастбище.
Е. Чарушин захотел научиться плавать. Он переплыл вместе со стадом, держась
за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать.

Давайте уточним, кого в основном рисовал Е.
Чарушин?

Сегодня мы с вами прочитаем произведения Е. Чарушинапро Тюпу.
Знаете кто это?

(чтение
детьми и чтение учителем) «Почему
Тюпу прозвали Тюпой.»,  «Тюпа маленький.» «Почему Тюпа не ловит птиц.»
(после каждого рассказа учитель показывает
обучающимся иллюстрации к произведениям)

image004

Есть ли
в рассказах описания Тюпа?
А почему нет описания Тюпы?

image005image006Как
изображается герой?
Правильно, то он бежит за бабочкой, то за птицей крадется, то просто куда-то
бежит.
Когда мы читали с вами произведения, какое у вас отношение сложилось к 
котёнку Тюпе?
Чего хочет добиться Е. Чарушин?
Он хочет вызвать интерес, чтобы пригляделись к животным. И наконец, чтобы мы
их любили.

Какое
желание у вас возникает, когда вы видите рисунки животных Е. Чарушина?

Все
животные Е. Чарушина на рисунках пушистые. Автор использует специальный прием
– «Сухая кисть» Слегка намоченной кистью мы макаем в краску и не двигаем
кисть, а слегка хлопаем по бумаге. И создается такое ощущение, что животное
пушистое.
image007


Художником.


Животных.

— Птицы.

— Он
рисовал маленьких зверят, детенышей.
— Котенок.

— Нет,
описания котёнка в рассказах Е. Чарушина нет.
— Потому что есть рисунки.
— Герой изображается в действии, постоянно что-то делает.

— Желание
подержать, погладить.

4.
Подведение итогов

Наш урок подошел к
концу. Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили? Про какого героя мы
сегодня читали?
Что нового и интересного  вы узнали на сегодняшнем уроке?
Запишите домашнее задание стр 122 – 123 читать «Разноцветные
страницы». Нарисовать животное с помощью специального приема «сухой кистью»

— О Е.
Чарушине.
— Мы читали про котёнка Тюпу.

  • Чарушин рассказы для детей фото
  • Чарушин рассказы о животных читать для детей короткие для дошкольников
  • Чарушин рассказы охотничьи рассказы
  • Чарушин рассказы о животных читать 2 класс читать
  • Чарушин рассказы захочешь есть говорить научишься