Чарушин рассказы для детей с картинками

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 дельфин комбинированного вида план-конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №5 «Дельфин»
комбинированного вида»

План-конспект

организованной образовательной
деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

с детьми в средней группе
общеразвивающей направленности «Золотой петушок»

 «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

                                                                                                                                                      
Разработала
и провела:

                                                                                    Воспитатель:
Суханова Д.А.

г. Шарыпово,
2020г.

  Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка»

Цель:
учить пересказывать короткий текст.
Задачи:

 1. Образовательная:
формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 — 4 слов, объединять фразы
в короткий рассказ из 4-5 предложений.

2. Развивающая: развитие
слухового и зрительного внимания детей.

3. Воспитательная: воспитание
доброжелательности, бережного отношения к домашним животным.

Интеграция образовательных
областей: 
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Фомы организации образовательной деятельности:
групповая, индивидуальная.

Словарная работа:
кошечка, котенок, охотится.

Обогащение словаря: фыркает,
пыжится, топорщится.

Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных
картинок; договаривание предложений детьми.

    
Оборудование:
Игрушки кошка, котенок;
выставка картинок «кошка, котенок, мышь»
,
магнитофон.

   Предварительная
работа:
Беседы  о домашних животных. Рассматривание наглядно-дидактических
пособий. Заучивание стихотворений, песен. Загадывание загадок.

Чтение рассказов, сказок. Пальчиковые игры. Подвижные игры.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА ООД

Этап ОД

Структурные
компоненты деятельности

Ход ОД

Деятельность педагога

Деятельность
детей

Время

1 мин

2 мин.

1 мин.

3 мин

3 мин

Вводная часть:

Организационный момент

Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона
восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Прослушивание фонограммы «Мурлыканье кошки»

Физ.минутка «Киска»

Педагог:

Ребята, сегодня к нам на
занятия пришли гости, когда приходят гости мы, что обычно делаем?
Здороваемся. Здравствуйте.

Собрались
все дети в круг

Ты
мой друг и я твой друг,

Крепко
за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Подарим,
друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня.

Послушайте внимательно мою
загадку, только дослушайте до конца, будьте внимательны.

В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая…
(Кошка)

— Конечно это кошка. А еще
одну сможете отгадать?

Все
я тапки вам порвал, 

А
вот папа и не знал. 

Я
играть готов спросонок — 

Милый,
маленький … (Котенок)


Молодцы ребята, отгадали мои загадки.  Достать из корзинки игрушки кошки и
котенка.

Педагог:

Рассматривание игрушек.

— Ребята, расскажите какая кошка?

— А котенок какой? Чем отличается кошка от котенка?

— Как вы думаете, что любит кушать кошка?

— Ребята, а как же охотится кошка? На кого?

— Кошка, дикое или домашнее животное?

— Как можно ласково назвать кошку?

— А теперь вспомните, какие звуки может издавать кошка?

— Молодцы! А давайте послушаем, как кошка мурлыкает.
(Прослушивание фонограммы.)

— Молодцы, ребята!

— О кошке написано много сказок,
рассказов, песен и, конечно же, стихов. Давайте и мы вспомним стихотворение и
разомнемся.

Дети
здороваются с гостями, затем встают в круг, улыбаются друг другу.

Ответы
детей на загадки воспитателя

Садятся
на стульчики

Отвечают
на вопросы воспитателя

Повторяют
движения

2.Основная часть:

Чтение рассказа Е.Чарушина «Кошка»

Составление плана-схемы содержания
рассказа.

Повторное чтение рассказа.

Рассказ по плану с наглядной
опорой. 

Заключительная часть.

Педагог:
— Молодцы ребята, со всем вы справились: загадку
отгадали, на все мои вопросы ответили, размялись. А теперь присаживайтесь на
стульчики. Сразу подровняли свою спинку, свели лопатки, ножки красиво
поставили.

— Ребята, Я хочу прочитать
вам рассказ, который написал Евгений Чарушин. Рассказ удивительный,
интересный и совсем детский. Включите свои ушки, приятного прослушивания. Рассказ
называется «Кошка».

Чтение рассказа.

— Вам понравился рассказ?
Запомнили, как

 называется рассказ? (Кошка.) Вот
Евгений

 Чарушин пишет все рассказы
замечательные о

 животных.А пока давайте ответим
на вопросы:

— Как зовут кошку?

— Кого она поймала?

— Чем ее покормили?

— Сколько котят у кошки?

— Что делает котенок?

— Кошка какая? (сытая,
довольная, мурлычащая)

— А котенок какой? (маленький,
играющий,                   

 фыркающий)

— А теперь попробуем
вспоминать, как наш рассказ назывался, начинался, что было дальше и чем
закончился? — Поможет нам наш волшебный дом, я приготовила вам карточки,
которые вам помогут.

Карточки
с картинками будем выкладывать на волшебный дом по очереди. Только в начале,
ребята, нужно вспомнить название рассказа, как он начался? Что было дальше? И
чем же всё закончилось?

— Посмотрите,
ребята, какие вы у меня молодцы, вспомнили рассказ от начала до конца.

— Ребята, давайте присядем
на стульчики, я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно.


Ребята, предлагаю вам рассказать рассказ.

-Вы молодцы! Вы рассказали
рассказ. И я вас хочу порадовать. Но прежде ответьте пожалуйста на вопросы:

— А вам, что понравилось,
ребята? А во что вам понравилось играть, а чем понравилось заниматься больше
всего?

— Ребята, у меня для вас
приготовлены раскраски. Вы можете их раскрасить и подарить маме, а заодно
рассказать рассказ Евгения Чарушина, который называется «Кошка».

Дети
садятся на стульчики

Слушают
рассказ воспитателя

Отвечают
на вопросы

Подходят
к столам, рассматривают заранее приготовленные карточки.

Дети выбирают карточки с подходящими картинками и ставят на
этажи дома, плана-схемы.

Дети
составляют описательный рассказ.

Садятся
за столы

Заслушиваются
рассказы 3-х детей

Отвечают
на вопросы.

1 мин.

3 мин

4 мин.

5 мин.

Критерии
оценки деятельности детей в ООД:


активность участия в совместной  деятельности;


самостоятельность в выполнении поставленных задач;


взаимодействие со сверстниками и взрослым;


сопереживание;


эмоциональность;


проявление волевых усилий.

Список использованной литературы:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 251» города Ростова-на-Дону

ДОО

«Детям о творчестве Е.А Чарушина»

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ № 251

Г.М. Лисина

Ростов-на-Дону

2021 г.

Программное
содержание

Цельпознакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи:

— познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;

— формировать у детей эмоционально — образное восприятие
произведений через художественное описание образов;

— формировать и воспитывать интерес к художественной литературе;

— способствовать формированию у дошкольников запаса литературных,
художественных впечатлений;

— посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей
добрых чувств, интереса и любви к животным.

Активизация словаря: иллюстрация, художник, анималист.

Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков
по произведениям автора, интерактивная доска, презентация.

СЛАЙД 1     Титульный
слайд

СЛАЙД 2     Ребята.
Вы любите книги о животных? (ответы детей). А что вам всегда нравится в любых
книгах. Какую книгу читать и слушать интереснее, с картинками или без них?
(ответы детей). Конечно, все вы любите, когда в книгах нарисовано много интересных
и красивых картинок. Обычно книги пишут (писатели), а картинки к сказкам,
рассказам, стихам рисуют (художники). Но бывает так, постель сам сочиняет и
пишет рассказы и рисует замечательные иллюстрации к ним.

СЛАЙД 3     Сегодня
я хочу немного рассказать вам о таком писателе и художнике, который написал
очень много прекрасных рассказы о природе, о животных это Евгений Иванович Чарушин. В этом году
исполнилось 120 лет со дня его рождения.

СЛАЙД 4     Родился
маленький Женя в городе, который раньше назывался вятка, теперь же это город
Киров. Отец Жени, Иван Аполлонович Чарушин, был архитектором, а его мама,
Любовь Александровна, была прекрасным садоводом и очень любила ухаживать за
садом и растениями.

СЛАЙД 5   Вместе с
мамой маленький Женя ходил в лес, там они собирали семена цветов, выкапывали
разные растения, и потом дома все это превращалось в чудо-сад. Ухаживать ха
этим садом маме помогал Женя.

Вместе с мамой
мальчик выкармливал уток, тетеревят, голубей, индюшат, лечили зверей.

СЛАЙД 6   Когда
Женя еще немного подрос, он вместе с отцом стал ходить на охоту. Изучать
повадки диких животных. Наблюдать за ними.

Жене очень
хотелось сохранить те впечатления, которые оно получал от встреч с природой. И
на помощь пришло ее одно увлечение – рисование.

СЛАЙД 7   И в этом
помогал Жене его отец, он брал мальчика в самые разные поездки. Ездили днем и
ночью по полям, лугам и лесам. Женя видел восход солнца, утренние туманы, как
лес просыпается. Как запевают птицы, все это он очень полюбил.

Поездки, природа,
так переполняли Женю впечатлениями, что ему уже не хватало только рисунков.
Чтоб выразить свои впечатления и на помощь пришло слово.

СЛАЙД 8     Так
родился пастель. Первые рассказы Евгения Ивановича «Медвежата» и «Волчишко».

СЛАЙД 9     Сам Чарушин говорил, что он любит
изображать молодых животных, трогательных, беспомощных, но в которых
угадывается характер взрослого зверя. Позже рассказы писателя стали выходить
отдельными книгами с его же рисунками. А художники, которые рисуют животных,
называются анималисты. Чарушин был прекрасным анималистом. Его иллюстрации
можно узнать без подписи автора.

СЛАЙД 10 Сам Евгений Иванович писал о себе: И вот
вся моя любовь к зверям и птицам, к родной природе оказались очень и очень
нужны. Нет большего счастья для художника и для писателя. Как создавая свои
любимые образы, переживать их и знать. В то же время, что это дело, нужно всем
ребятам

…А ведь Родина – это и запах сосны и если, и аромат полей. И
поскрипывание снега под лыжами, и синее морозно небо и воспоминание о варке ухи
на берегу.

СЛАЙ 11   Евгений Иванович очень талантливый
писатель и художник. Его рисунки были на выставках во многих странах: в
Лондоне, Париже, Афинах, Капенгагене…

А рассказы Чарушина получили заслуженное признание в мировой
детской литературе, его книги издаются и сегодня, хотя написаны они были почти
100 лет назад.

Хотите
послушать рассказы Евгения Ивановича и посмотреть его чудесные иллюстрации? (ответы
детей).
Тогда слушайте и смотрите.

Чтение рассказов «Почему Тюпу назвали Тюпой» и «О том, как
Тюпа снова сделался маленьким». Чтение сопровождается демонстрацией слайдов с
иллюстрациями Е.И. Чарушина к рассказам.

Вопросы детям:

1. Кто такой Тюпа?

2. Почему же Тюпу назвали Тюпой?

3. Какой у Тюпы характер?

4. Что любит делать Тюпа?

5. Какие у Тюпы дела во дворе?

6. Как вы думаете, как сам Евгений Иванович относился Тюпе?

А вы хотите, чтобы у каждого из вас был свою Тюпа? Предлагаю
вам создать портрет Тюпы при помощи…карандашей, клея и ваты. Тюпа получился
таким же милым, забавным и пушистым как на иллюстрациях Евгения Ивановича
Чарушина.

Аппликация
из ваты «Тюпа». После завершения работы в группу устраивается мини-выставка
работ детей.

Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.

Возраст:
средняя группа, дети 5-6 лет.

Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
  2. Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
  3. Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
  4. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
  5. Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).

Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».

ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.

ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.

Оборудование и материалы:
портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .

Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.

Методы и приемы:

Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательная Наглядный Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина.
Внесение портрета.
Выставка его книг и рисунков.
Игровая Игровой метод и прием Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки.
Двигательная Практический
Игровая физкультминутка.
«Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребенок ёжик.
(Выполнение движений согласно текста физкультминутки).
Речевое развитие Словесный метод.
Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный.
Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М.
Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных.
Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине.
Рассказы детей о своих нарисованных рисунков.
Художественно-эстетическое развитие Метод музыкального сопровождения.
Практический
Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей.
Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.

Ход


Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.

Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.

Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.

С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.

Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».

И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .

Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».

Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.

Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.

Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .

Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).

Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.

Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.

Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.

Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .

Физ. минутка.

«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.

Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.

Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.

Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область

Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016

  • Чарушин рассказы васька бобка и крольчиха читать
  • Чарушин рассказы 2 класс читательский дневник краткое содержание
  • Чарушин рассказ медвежонок читать рассказ
  • Чарушин рассказ кто как живет
  • Чарушин рассказ на нашем дворе