Чарушин рассказы для детей иллюстрации

Мдоу детский сад 1 комбинированного видаг.о. власиха московской бластиконспектхудожественно-речевой деятельности по темезнакомство с творчеством евгения ивановича чарушина-литературная гостинаядля детей

МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида

г.о. Власиха Московской бласти

Конспект

художественно-речевой деятельности по теме

«Знакомство с творчеством 

 Евгения Ивановича  Чарушина-Литературная гостиная»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила материал:  Донченко Екатерина Сергеевна

2021 г.

Вид  : Литературный досуг    

Название : «Друг детей и зверей»

Возрастная группа:  для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным. Познакомить   с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности;
  2. Обогащать лексический запас детей. (За счет слов: густая, заквохтала, растопырила, как в зеркальце, чулан, фыркает, пыжится и др.);
  3. Совершенствовать звуковую культуру речи: артикуляционный аппарат, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  4. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок;
  5. Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией;  

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг Е.И. Чарушина.

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказы Е.И. Чарушина.

Практические: ремонт книг.

Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.

ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательно-исследовательская — формировать представление о творчестве Е.И. Чарушина.

2. Социально-коммуникативная — приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать бережное отношение к книге.

3. Художественно-эстетическая — развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.

4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов Е.И. Чарушина. Рассматривание иллюстраций Е.М. Рачёва, Ю. А. Васнецова, В.Г. Сутеева  в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.

(Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – иллюстрировал и оформлял

русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных

детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности)

(Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник –анималист. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2011)

(Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари. Сам Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Материал и атрибуты: Авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина , книги — сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик», рассказ «Лисята». Портрет автора, картина» Лиса с лисятами»; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход мероприятия

  1. Организационный этап (мотивационный):

Приветственное слово ведущего: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Девчонки и мальчишки! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Доброе утро!

Вы любите отгадывать сказки? Тогда послушайте одну и дайте мне ответ:

 Знает все и учит всех,

 Кто с ней знаком — тех ждет успех!

 Но чтобы с нею подружиться,

 Нужно грамоте учиться.

Ведущая: Что же это? (ответы детей)

                  Верно, это книга! Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги?  (ответы детей).

        Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются.  А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).

Да , этот мир полон чудес! Вот послушайте ещё такую загадку:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит … (ответы детей)

Вот сегодня поговорим о одном таком рассказчике, сказочнике и художнике, который очень любит природу (растения, животных), видит  ее красоту и нам –слушателям пытается через рассказы и иллюстрации  поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях  поведения некоторых животных.

  1. Основной этап (практический):

Приглашая всех вас в нашу Литературную гостиную. Посмотрите на эту замечательную   выставку книг. Какие они красивые, яркие! И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?(Обложка)  Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?(Иллюстрации) Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка? (на тему о животных) Это книги Е. И. Чарушина.

Но сначала, давайте познакомимся с жизнью Е. И. Чарушина , его биографией. 

(презентация) Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье главного губернского архитектора. С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья» (главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку» (1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Лондоне, Париже.

Динамическая пауза.

  Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).

Воспитатель: Дети, мы говорили, что Е.  И. Чарушин рисовал иллюстрации к произведениям других писателей. Давайте рассмотрим несколько иллюстраций. (Демонстрируются иллюстрации к произведениям В. Бианки «Мурзик», К. Чуковского «Цыпленок», К. Ушинского «Бишка», С. Маршака «Деки в клетке»)

Воспитатель: Ребята, мы с вами  читали разные рассказы Е. И. Чарушина. Сейчас в нашей литературной гостиной состоится конкурс знатоков произведений Е. Чарушина. (Детям задаются вопросы по произведениям. После ответа на вопрос на экран выводится картинка –ответ)

Викторина:

1) Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу? (Кошка Маруська; «Кошка Маруська»);

2)Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? (Щенка Томку; «Томка»);

3)Кого испугались Шура и Петя в своём дачном домике у самого леса? (ёжика; «Страшный рассказ»);

4)Как сорока добывала себе еду-добычу в лесу? (Сорока стрекотала, например: ««Вижу! Я тебя вижу! Вот он где!» или ««Я всё вижу! Отдай!» «Я вижу! Вижу! Вот он где!»; «Про сороку»)

5) Кого испугался Никита? (сороченка в кустах; «Никита-охотник»)

6) Что облизал Женя? (Женя ходил в высунутым языком зимой  всегда и однажды  лизнул дверную медную ручку;  «Глупый мальчик»)

7) Как звали говорящего ворона? (Яша; «Яша»)

Ребята, ну вы меня  и удивили! Как хорошо вы знаете произведения Е. Чарушина! А ещё хочу вас сказать, что давайте будем беречь нашу планету, траву, цветы, деревья, животных! Давайте ценить эту красоту. Если ни мы – люди, то кто тогда будет заботиться о нашей планете и ее обитателях. Ведь именно это хотел нам сказать в своих замечательных произведениях Е. Чарушин.

  1. Заключительный этап (итоговый)

На этом наша литературная гостиная заканчивается. Мы с вами уже знаем, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках. У нас находятся книги с произведениями Е. И. Чарушина, а также книги других авторов, которые иллюстрировал Е. И. Чарушин. Также, размещены ваши рисунки к произведениям Е. И. Чарушина. Вы можете ещё раз пройти посмотреть выставку. А потом сядем за столы и побываем в роли иллюстраторов . Занимайте места- и нарисуйте любого персонажа, который вам понравился из произведений Евгений Иванович Чарушин. Это может быть или птица или зверь(животные) или человек.

(Дети работают ; на столе альбомные листочки, цветные карандаши)

Рефлексия (высказать свое мнение):

С каким автором мы сегодня свами познакомились? Чем запомнилось? (ответы детей). Давайте покажем свои рисунки и разместим их на нашу выставку.

На этом наше занятие заканчивается!  

Спасибо вам большое! Вы очень постарались!

____________________________________________________________________________

Список используемых источников

1 ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА + СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

2 Хрестоматия по детской литературе УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Составители: Анна Львовна Табенкина
Мария Константиновна Боголюбская, 1988г.

3 ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей

4 Е.И. Чарушин , Рассказы

5 Глоцер В.: Мир Евгения Чарушина (рецензия на книгу Э. Кузнецова «Звери и птицы Евгения Чарушина»).Источник: http://charushin.lit-info.ru/charushin/articles/glocer-mir-evgeniya-charushina.htm

«Волшебный
мир зверей и птиц»

К
120-летию со дня рождения Е. Чарушина

 Библиотечный
урок

Слайд № 1

И сегодня нашим новым
героем библиотечного урока станет писатель, художник-иллюстратор детских книг о
животных
Евгений Чарушин. В 2021
году ему исполняется 120-лет со дня рождения.

Слайд № 2
(Видеоролик. Иллюстрации Е. Чарушина)

Слайд № 3

Евгений Чарушин — один из
самых любимых детьми художников мира животных, лучший художник анималист.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение
маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Слайд № 4

Евгений Иванович Чарушин
родился  11 ноября  1901 года в Вятке в семье губернского архитектора.

Мать художника и писателя
 – садовод и огородник-любитель. Будучи маленьким мальчиком, Женя  вместе с 
мамой  часто ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные
растения. И потом дома все это  превращалось в чудо-сад. Женя принимал
деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь  сыну.

Отец привил сыну
первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. Как и его отец,
сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства «преимущественно зверей, птиц да
индейцев на лошадях».

Слайд № 5

Живой натуры для юного
художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с
огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был
настоящий домашний зоопарк — кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий.
Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица
— чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых
выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами,
стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил Бобка – трехногий
калека-пес – закадычный  друг будущего художника.

Слайд № 6

Любимым чтением Жени
Чарушина были книги о жизни животных. Эрнест Сетон-Томпсон,  и Вильям Джозеф
Лонг были  его любимыми авторами. Но однажды отец подарил ему на день рождения
7 тяжелых фолиантов. Это была книга Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных». Она
стала самой любимой и дорогой книгой. Он берег и перечитывал ее всю жизнь.

Слайд № 7

Окончив школу в 1918 году
и отслужив  4 года в Красной Армии, он вернулся домой и решил учиться на
профессионального художника.

В 1922 году Евгений поступил
на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Уже в
студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и
талантливостью.

Слайд № 8

После окончания Академии в
1927 году Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата,
которым заведовал тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские
рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого
художника в его исканиях и творчестве.

Первая книга,
иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она
привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной
графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской
галереей.

Слайд № 9

Евгений Иванович создал
множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина, С.Я. Маршака и
других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака, Чарушин
попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных: «Преисполненный
до краев наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии
и помощи Самуила Маршака, писать сам» — вспоминал художник.

Слайд № 10

Первые его книжки –
«Вольные птицы», «Разные звери» — это еще книжки-картинки без текста. «Щур»,
«Медвежата», «Волчишко», «Еж», «Никитка и его друзья», «Моя первая зоология»,
«Про больших и маленьких», «Про Томку», «Васька», «Про сороку»  — это
коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок
впервые сталкивается с природой. Все его герои – птицы, зверята – весело,
интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в  движении –
бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам.  

Евгений Иванович Чарушин
стремился «понимать животное – понимать его движения и мимику». Передать это в
иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет
вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Слайд № 11

Книги Евгения Ивановича
Чарушина невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушинские звери
всегда очень трогательны, эмоциональны.

Больше всего он любил
изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и
интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата,
олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые,
эти чарушинские зверята.

До войны Евгений Чарушин
создал около двух десятков книг.

Слайд № 12

Во время войны Чарушина
эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для
«Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском
театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома
пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.

Слайд № 13

В 1945 году художник
вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями
животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в
послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные
группы.

Слайд № 14

Произведения Чарушина
переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации,
эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных
выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии,
Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов
экземпляров.

Слайд № 15

Последней книгой, которую
проиллюстрировал Е. Чарушин, стала «Детки в клетке» С.Я.Маршака.

Умер Евгении Иванович
Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском
кладбище. В 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на
международной выставке детской книги в Лейпциге.

Слайд № 16

Книжек, предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж
мало. Обычно это – сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы,
картинки с подписями и стихи с картинками.  Вырастая, человек прочно
забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда
остаются для него сказками и стихами.

Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и
рассказы.

Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит  к той категории,
книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей, это они вводят в жизнь
человека литературу.

Ну, а напоследок предлагаем посмотреть  мультипликационный фильм «Топтыжка»,
в котором  
использованы рисунки художника
Е. Чарушина.  Эта сказку о том как подружившись, медвежонок и зайчонок
заставили подружится и свои семьи. Режиссер мультфильма Фёдор Хитрук. 

Слайд № 17 (Видеоролик 
мультфильма «Топтыжка» 1964)

Слайд
№ 18 (Спасибо за внимание)

64 рассказа

Злая Галя

Злая Галя Злая Галя — рассказ Чарушина Е.И. про случай в зоосаду. Девочка отправилась в зоосад. В птичнике посетители восхищались красивым хвостом павлина. Маленькая вредина швырнула в птицу горсть опилок. Павлин испугался, сложил нарядный хвост, взлетел на насест. Медведю Феде злая Галя Столбова подсунула вместо конфеты камень в фантике. Медвежонок чуть не…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Лисята

Лисята Лисята — рассказ Чарушина Е.И. про шустрых и беспокойных зверьков. Они жили в комнате охотника. Днем спали под кроватью, ночью носились до самого рассвета. Даже по спящему хозяину бегали. Лисята могли мгновенно вскарабкаться по занавескам, вскочить на шкаф или комод. Однажды хозяин вернулся домой, а дружные зверьки исчезли. Расстроенный человек…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Еж

Еж Еж — рассказ Чарушина Е.И. про трусливого охотника. Приятель очень любил сладости и панически боялся мышей. Однажды он получил посылку с вкусными гостинцами, собрался чаевничать, да вдруг в коробке что-то зашуршало. Он решил, что это мышь, забился в самый дальний угол на кровать. Потом оказалось, что это был огромный тараканище. Друг подарил…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Медвежата

Медвежата Медвежата — рассказ Чарушина Е.И. про случай в деревне Малые Сосны. Охотники принесли Прасковье Ивановне пару медвежат. Женщина поила малышей молоком из сосок. Сначала они почти все время спали на тулупе. Потом стали быстро расти, кувыркаться по избе. Во время сильных морозов принесли в тепло кур. Первый медвежонок выскочил познакомиться. На него…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Рябчонок

Рябчонок Рябчонок — рассказ Чарушина Е.И. про поход за грибами. Автор отправился с Никитой на полянку с россыпью маленьких рыжиков. Решили их засолить. Рядом с елкой Томка забеспокоился, учуял птицу. Оказалось, что за кустом ходит нарядная курочка. Рябуха вела себя странно: ползала, вставала столбиком, вытягивала шею, громко хлопала крыльями, взъерошивала…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Томка

Томка Томка — рассказ Чарушина Е.И. про щенка. У знакомого охотника была собака с длинными ушами, коротким хвостом. Песик был понятливый и не грязнуля, отлично помогал на охоте. От него были щенки. Щенята только что научились ходить. Гость задумался, как же проверить, кто толковый, а кто не годится для охоты. Из того, кто только ест да спит, лентяй…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Яшка

Яшка Яшка — рассказ Чарушина Е.И. про говорящего ворона. Автор сидел на лавочке в зоосаду, когда птица из вольера потребовала у него горошку. Человек растерялся, потом отдал попрошайке все, что было в карманах: копейку и пирожное. Умная птица сначала покормила пернатую подругу, потом полакомилась сама. Оказывается, говорящими бывают не только попугаи…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Моя первая зоология

Моя первая зоология Моя первая зоология — рассказы Чарушина Е.И. про разных животных. В лесу живут барсук, кабан-секач, белка, журавль, рысь, медведь, лиса, заяц, сова, тетерев, еж, волк, дятел. Барсук спит всю зиму, питается лягушками и жуками. Кабан любит желуди, а своими клыками может что угодно посечь: дерево, волка, медведя. Белочка ест шишки и грибы. Серый…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 9 мин.)

Большие и маленькие

Большие и маленькие Большие и маленькие — рассказы Чарушина Е.И. про разных животных. Утка с утятами. Дятлы с птенцами. Рябчата с рябчихой. Зайчиха с зайчатами. Белка с бельчатами. Олениха с олененком. Лиса с лисятами. Лосиха с лосенком. Рысь и рысенок. Медведица и медвежата. Бобры и бобрята. Зебры бегают табунками в африканских степях. Они полосатые, гривки у них…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 4 мин.)

Волчишко

Волчишко Волчишко — рассказ Чарушина Е.И. про то, как лесной обитатель попал в город. Волчонка подобрал охотник, пока волчиха отлучилась на охоту. Малыш осторожно выбрался из мешка, его окружали человек, кот и пес. Спрятаться бедняге было некуда. Вдруг кот зашипел, запрыгнул на стол, громко разбилось блюдце, собака залаяла, хозяин рассмеялся. От этого…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Бульдог

Бульдог Бульдог — рассказ Чарушина Е.И. про Мимку. Это собака французской породы. У щенка еще не было шерсти, просвечивала голубая кожа с розовыми веснушками, хвост был обрублен, нос приплюснут, нижняя губа торчала, задние лапы разъезжались. Ефросинья Николаевна была недовольна сторожем: он не злился на чужаков, не лаял. Хозяйка обзывала Мимку уродом…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Военная собака

Военная собака Военная собака — рассказ Чарушина Е.И. про встречу с громадным псом. Автор отправился в гости к пограничнику. Друзья обрадовались встрече, решили почаевничать. Гость поставил греться чайник, но перепачкался и пошел в ванную умываться. Намылил лицо, вдруг вода идти перестала. Автор пошел на кухню, вдруг его остановила оскаленная собака. Мыло все…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Кот Епифан

Кот Епифан Кот Епифан — рассказ Чарушина Е.И. про нового жильца бакенщика. Старик жил в землянке на берегу Волги. В его обязанности входила расстановка предупреждающих бакенов на речных мелях и перекатах. Днем они были хорошо видны пароходам, т.к. бакенщик красил их в красный и белый цвета. На ночь приходилось зажигать в плавучих корзинах огни. Однажды…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 4 мин.)

Друзья

Друзья Друзья — рассказ Чарушина Е.И. про лисенка Ваську и щенка Огарка. Первого так прозвали за кошачьи повадки и умение мяукать, второго – за рыжую шерсть. Звери жили вместе в доме лесника. Спали в обнимку, играли в догонялки. Лисенок взбирался повыше, а щенок весело лаял внизу. Так и выросли вместе. Решил хозяин подержать Ваську на цепи во дворе до…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Путешественники

Путешественники Путешественники — рассказ Чарушина Е.И. про шаловливых лисят. Жили они в комнате у приятеля. Ночью принимались носиться по дому как ошалелые. Прыгали по спящему хозяину, даже по лицу. Однажды цапнули за нос. Пришлось спать, пряча голову под подушкой. Любимой игрушкой было фарфоровое блюдце, потому что оно оглушительно звенело, пока его катали по…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Лесной котенок

Лесной котенок Лесной котенок — рассказ Чарушина Е.И. про детеныша рыси. Охотник заметил на маленькой полянке в густом еловом лесу звереныша. У него была большая голова, короткий хвост, пучеглазая мордочка. Малыш игрался с соломинкой, мухой, цветком, комарами, шмелем. Когда он сшиб жужжащего кусача с бутона, насекомое ужалило рысенка, он громко замяукал. Человек…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Что за зверь?

Что за зверь Что за зверь? — рассказ Чарушина Е.И. про кролика. Выпал первый снег. Катя обнаружила звериные следы на крыльце, ступеньках, в саду. Девочка решила познакомиться с таинственным зверьком. Она оставила на крыльце котлетку – гость приходил, но не тронул угощение. И суповая косточка не пришлась ему по вкусу. Зверь полакомился лишь морковкой. Тогда…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Кабаны

Кабаны Кабаны — рассказ Чарушина Е.И. про то, как звери в зоосаду вырвались из-за решетки. Художник предпочитал рисовать акварели рано утром, когда нет посетителей. В этот раз позировал олень марал, Сережка. В это время дня животные играли: ягуар катал деревянный шар, гималайский медведь-губач стоял на голове, слон ел метлу сторожа, волки кружили быстрой…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 2 мин.)

Медведь-рыбак

Медведь-рыбак Медведь-рыбак — рассказ Чарушина Е.И. про случай на Камчатке. Весной с началом половодья из Индии прилетает красный певец – воробей-чечевица. В это же время рыба лососевой породы – чавыча переполняет камчатские реки. Она вместе с горбушей приплывает нереститься – метать икру. Рыбины с полными брюхами буквально выпирают из воды, так их много…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 6 мин.)

Глупые обезьянки

Глупые обезьянки Глупые обезьянки — рассказ Чарушина Е.И. про обезьяньих мамаш. Две обезьянки жили в клетке в зоопарке. Однажды они на глазах посетителей кормили детенышей. Молодая обезьяна ужасно хотела спать, постоянно засыпала, еле удерживала своего малыша. Опытная мать, которая сидела рядом, постоянно тормошила подругу. Сначала дернула за ухо, потом толкнула…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Хитрая мама

Хитрая мама Хитрая мама — рассказ Чарушина Е.И. про цыплят. Автор любил стрелять из лука. Он обнаружил на высокой густой елке воронье гнездо и решил отомстить хвостатой воровке. Эта ворона в прошлом году утащила двух цыплят. Стал мальчик подкрадываться к дереву, но осторожная птица сразу улетела. Охотник решил затаиться на соседнем дереве. Опять ничего не…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Томкины сны

Томкины сны Томкины сны — рассказ Чарушина Е.И. про щенка. Томка спал беспокойно: лаял, повизгивал, сучил лапками. Однажды пришли к Никитке ребята, обступили они спящего щенка, удивляются. Папе стало интересно, что, по мнению мальчишек, снится собаке. Стали они гадать. Решили, что он залаял тоненьким голоском, потому что увидел во сне небольшого зайчонка. А…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Кошка Маруська

Кошка Маруська Кошка Маруська — рассказ Чарушина Е.И. про питомицу деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова. Хозяин не ухаживал за ней. Была кошка плешивая и тощая. От такой жизни пришлось ей самой искать себе пропитание. Повадилась она в лес ходить. Ловила мышей, птиц, разоряла гнезда. Стала Маруська пестрой, упитанной, с гладкой нарядной шерсткой…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Бык Забодай

Бык Забодай Бык Забодай — рассказ Чарушина Е.И. про случай в колхозе «Краснолесье». В Кировском лесном краю жил породистый бык. Из-за злого характера его прозвали Забодай. Бодать всех вокруг он начал, когда был теленком. Став крупным быком с огромными острыми рогами, однажды Забодай даже убил медведя. Он настолько озверел, что перестал подпускать к себе…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 3 мин.)

Приятель

Приятель Приятель — рассказ Чарушина Е.И. про попугая. Иван Федорович пришел в гости, стал стучать в дверь. Ему отвечал хриплый, незнакомый голос. На вопрос о здоровье он сказал, что простудился. Потом предложил, чтобы гость сам открыл дверь. На нетерпеливое восклицание, что дверь заперта, подтвердил, что так и есть. Затем он заявил, что не пускать гостей…

Автор: Чарушин Е. И.

(Время чтения: 1 мин.)

Писать увлекательные истории для школьников непросто, но если человек талантлив, то затраченные усилия окупятся сторицей, а произведения будут помнить и читать долгие годы. Евгений Иванович Чарушин – не просто писатель, но еще и гениальный художник, создававший иллюстрации для сказок других авторов, среди которых С. Маршак, М. Пришвин и многие другие. Свои самые известные рассказы он создал в 30-х годах прошлого века, с тех пор их перевели на разные языки и стали читать ученикам 1, 2, 3, 4 классов в разных уголках земного шара. 

Читайте все рассказы онлайн

Если в вашей семейной библиотеке нет произведений Евгения Чарушина, но очень хочется познакомить сына или дочку с творчеством выдающегося писателя, выход есть – чтение электронной версии рассказов. Специально для юных читателей и их родителей наш сайт предлагает тексты полностью и с картинками, так что удовольствие от погружения в истории автора будет максимальным. Взрослым благодаря списку литературы в виртуальной библиотеке будет удобно находить то или иное произведение, а тот факт, что все книги предоставляются бесплатно, станет еще одним весомым аргументом в пользу онлайн чтения.

Ваш ребенок не любит слушать рассказы и отличается гиперактивностью? Выразительно прочитанные короткие тексты о природе и жизни зверей однозначно помогут ему успокоиться, настроиться на позитив, а также вызовут интерес к окружающему миру и поспособствуют быстрому засыпанию. Творчество автора разнообразное, поэтому школьникам будет из чего выбрать, а необычный стиль повествования и продуманность деталей не дадут оторваться от сюжета до самого конца. Читать виртуальные книжки можно когда и где угодно!

Популярные рассказы Чарушина:

  • Лисята
  • Еж
  • Друзья
  • Томка
  • Тюпа

Мир Чарушина – мир детства и природыиллюстрированный книжный обзор «Творчеств...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мир Чарушина – мир детства и природыиллюстрированный книжный обзор «Творчеств

    Описание слайда:

    Мир Чарушина – мир детства и природы
    иллюстрированный книжный обзор
    «Творчество
    Е.И. Чарушина»

  • 2 слайд

    Евге́ний Ива́нович Чару́шин (1901 — 1965) советский график, скульптор и писа

    Описание слайда:

    Евге́ний Ива́нович Чару́шин
    (1901 — 1965) советский график, скульптор и писатель.

    Был иллюстратором собственных книг «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Про Томку», а так же «Детки в клетке» С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака.

  • 3 слайд

    Тюпа, Томка и сорока (сборник)Пронзительное ощущение встречи с детством, с пр

    Описание слайда:

    Тюпа, Томка и сорока (сборник)
    Пронзительное ощущение встречи с детством, с прекрасным миром зверей и птиц, с настоящим искусством возникает у читателя, открывающего книги замечательного детского художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Сборник рассказов «Тюпа, Томка и сорока» давно стал классикой детской литературы, на этой удивительно доброй, светлой книге выросли поколения читателей.

  • 4 слайд

    Рассказы про зверей и птицЭта книга - сборник маленьких рассказов о маленьки

    Описание слайда:

    Рассказы про зверей и птиц

    Эта книга — сборник маленьких рассказов о маленьких животных для маленьких детей. Автору удалось заглянуть в мир природы и передать в рассказах настроение животного, испуг, радость.

  • 5 слайд

    Моя первая зоологияЭта "живая" книга - результат работы двух больших мастеро

    Описание слайда:

    Моя первая зоология

    Эта «живая» книга — результат работы двух больших мастеров — стала для маленьких читателей проводником не только в мир природы, но и в мир искусства.

  • 6 слайд

    ДрузьяВ книгу вошли рассказы Евгения Чарушина, проиллюстрированные автором и

    Описание слайда:

    Друзья

    В книгу вошли рассказы Евгения Чарушина, проиллюстрированные автором и его сыном. Работы этих двух мастеров навсегда останутся эталоном анималистического искусства!

  • 7 слайд

    Почему Тюпа не ловит птицПушистому котенку Тюпе, как и любому малышу, ужасно

    Описание слайда:

    Почему Тюпа не ловит птиц

    Пушистому котенку Тюпе, как и любому малышу, ужасно интересно все вокруг. Таким создал его в своих рассказах и рисунках замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин. Для младшего возраста.

  • 8 слайд

    На нашем дворе (сборник)Сколько зверей и птиц На нашем дворе! Здесь и добрая

    Описание слайда:

    На нашем дворе (сборник)

    Сколько зверей и птиц На нашем дворе! Здесь и добрая корова, и толстушка свинья, и крольчиха с крольчатами, и сердитый индюк — все они дружно живут рядом с человеком. С обитателями деревенского двора нас знакомит замечательный писатель и художник Евгений Иванович Чарушин, а добрые и весёлые иллюстрации Никиты Чарушина помогут маленьким читателям лучше узнать и понять живую природу.

  • 9 слайд

    Большие и маленькиеЗамечательный детский художник и писатель Евгений Иванови

    Описание слайда:

    Большие и маленькие

    Замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин приглашает нас в настоящую лесную школу. Здесь большие «звери и птицы учат своих ребят еду добывать, себя спасать». Для младшего возраста.

  • 10 слайд

    Медведь-рыбакРассказы Евгения Чарушина обладают особым очарованием. Эти добр

    Описание слайда:

    Медведь-рыбак

    Рассказы Евгения Чарушина обладают особым очарованием. Эти добрые и мудрые истории проникнуты настоящей любовью к родному краю и бережным отношением к братьям нашим меньшим. Каждый зверь и каждая птица здесь отличаются собственным характером и живут в согласии с природой и с человеком.

  • 11 слайд

    ВолчишкоРассказ "Волчишко" учит любить природу и бережно относиться ко всем

    Описание слайда:

    Волчишко

    Рассказ «Волчишко» учит любить природу и бережно относиться ко всем ее обитателям. Учит не приносить домой из леса животных. Учит дорожить своей свободой и никогда не сдаваться. Мне понравился этот рассказ и особенно волчишко, который сумел сбежать из враждебного окружения. Он настоящий герой. А вот действия человека мне кажутся отвратительными, он издевался над малышом, который был совсем беззащитным.

  • 12 слайд

    Верный ТройЭтот рассказ показывает, как дружба зверей помогает и человеку ст

    Описание слайда:

    Верный Трой

    Этот рассказ показывает, как дружба зверей помогает и человеку стать совестливей. Лесник понимает, что тех, кого приручил обижать нельзя! Рассказ учит наблюдательности и помогает другими глазами посмотреть на отношения дружбы в диком мире.

  • 13 слайд

    Васька, Бобка и крольчихаКнига о мальчике и его домашних животных. Мальчи

    Описание слайда:

    Васька, Бобка и крольчиха

    Книга о мальчике и его домашних животных. Мальчик любил кота Ваську, собаку Бобку и потом ему подарили крольчиху. Он тоже заботился о ней — сделал ей коробку, но этого было недостаточно и двух крольчат утащил кот.

  • 14 слайд

    Кот ЕпифанИсторию «Кот- Епифан» Е. Чарушин повествует о красоте природы

    Описание слайда:

    Кот Епифан

    Историю «Кот- Епифан» Е. Чарушин повествует о красоте природы на берегах Волги, береговом стороже и бродячем коте, которого назвал Епифаном.

  • 15 слайд

    Болтливая сорокаОдно из последних произведений Чарушина. В этой книге он

    Описание слайда:

    Болтливая сорока

    Одно из последних произведений Чарушина. В этой книге он с любовью и юмором рассказывает о жизни лесных обитателей. За каждым ее пушистым и пернатым персонажем — полувековой опыт натуралиста, знатока природы и лучшего отечественного анималиста.

  • 16 слайд

    Про больших и маленькихВ книгу знаменитого советского писателя и художник

    Описание слайда:

    Про больших и маленьких

    В книгу знаменитого советского писателя и художника Е. И. Чарушина вошли рассказы для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях.

  • 17 слайд

    Животные жарких и холодных странО необыкновенных представителях животного

    Описание слайда:

    Животные жарких и холодных стран
    О необыкновенных представителях животного мира рассказывает эта книга. Нежатся ли они на жарком солнце или бродят среди льдин, маленьких читателей ждет увлекательный рассказ Евгения Ивановича Чарушина, проиллюстрированный его сыном Никитой Евгеньевичем.

  • 18 слайд

    ТеремокВ брошюру вошли сказка и потешки, написанные и проиллюстрированны

    Описание слайда:

    Теремок

    В брошюру вошли сказка и потешки, написанные и проиллюстрированные замечательным детским художником и писателем Евгением Ивановичем Чарушиным для самых маленьких читателей. Для младшего возраста.

  • 19 слайд

    Птичье озероЗабавные истории о жизни Московского зоопарка написал замеча

    Описание слайда:

    Птичье озеро

    Забавные истории о жизни Московского зоопарка написал замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин, а иллюстрации к ним нарисовал его сын Никита Евгеньевич. Листая яркие страницы этой книги, маленький читатель приобщается к бесконечно разнообразному миру живой природы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Иллюстрированный книжный обзор посвящен творчеству Е.И. Чарушина. В презентации представлены самые известные его произведения, с краткой рецензией и обложками. Данная презентация может быть использована в качестве дополнительного материала как на уроках Литературного чтения в 4 классе, так и для библиотечных уроков, посвященных этому автору.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Евгений Иванович Чарушин

Похожие материалы

  • Тексты для проверки техники чтения

  • Урок Паустовский К.Г. «Теплый хлеб»

  • Урок на тему Ю. Ермолаев «Лучший друг»

  • Встреча с книгой. В. Л. Дуров «Мои звери» «Читаем и играем» (3 класс)

  • Тема: «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б’].» 1 класс

  • Презентация к уроку литературного чтения «Великая Отечественная война» в 4 классе

  • Конспект урока «Басня Зеркало и Обезьяна»

  • Рабочая программа «Литературное чтение на родном русском языке»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456288 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.

Возраст:
средняя группа, дети 5-6 лет.

Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
  2. Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
  3. Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
  4. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
  5. Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).

Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».

ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.

ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.

Оборудование и материалы:
портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .

Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.

Методы и приемы:

Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательная Наглядный Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина.
Внесение портрета.
Выставка его книг и рисунков.
Игровая Игровой метод и прием Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки.
Двигательная Практический
Игровая физкультминутка.
«Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребенок ёжик.
(Выполнение движений согласно текста физкультминутки).
Речевое развитие Словесный метод.
Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный.
Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М.
Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных.
Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине.
Рассказы детей о своих нарисованных рисунков.
Художественно-эстетическое развитие Метод музыкального сопровождения.
Практический
Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей.
Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.

Ход


Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.

Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.

Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.

С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.

Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».

И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .

Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».

Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.

Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.

Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .

Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).

Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.

Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.

Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.

Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .

Физ. минутка.

«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.

Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.

Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.

Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область

Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016

  • Чарушин рассказ пунька и птицы
  • Чарушин рассказы для детей с картинками
  • Чарушин рассказы васька бобка и крольчиха читать
  • Чарушин рассказы 2 класс читательский дневник краткое содержание
  • Чарушин рассказ медвежонок читать рассказ