Чарушин рассказы для детей дошкольного возраста

Моя библиотека детская литературакниги для детей д0 3 лет1. малые формы фольклора: потешки, песенки ,прибаутки, пестушкитакие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность

Моя библиотека «Детская литература»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ Д0 3 ЛЕТ

1. Малые формы фольклора: потешки, песенки ,прибаутки, пестушки(такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся…), русский фольклор и фольклор других народов мира.
2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка… )
3. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями Ю. Васнецова
4. В. Сутеев «Сказки и картинки».
5. Рифмы Матушки Гусыни (русский текст), Рифмы Матушки Гусыни (русский и английский текст)
6. К. Чуковский Сказки и стихи
7. С Маршак Стихи, песни, загадки.
8. А Барто циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка — добрая душа».
9. Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».
10. Д. Хармс «Стихи».
11. Ю. Мориц «Стихи».
12. В. Левин «Глупая лошадь» (стихи).
13. А. Пушкин «Сказки», отрывки или целиком.
14. Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.
15. И. Токмакова «Карусель».
16. Б. Поттер «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».
17. Д. Сьюз «Сказки».
18. К. Ушинский «Сказки».
19. Л. Толстой. Басни и рассказы из «Азбуки».
20. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
21. Книжки ИД Карапуз Серии Погремушка (для совсем мелких ,до года)
22. А.Берсенев, новосибирский поэт из нашего детства, но стихи очень хорошие, добрые, простые такие, бытовые: как на дачу ,ездили, как картошку всей семьей копали, как стрекозу мальчик в поле ловил, как мальчишки на рыбалку бегали…
23. Гайда Лагздынь Циклы стихов Лопотушки и Топотушки, те самые пестушки ,только авторские. Деткам очень нравятся, а мамам легко заучить хоть всю книжку и рассказывать в течение дня, когда одеваетесь, когда моетесь…
24. З. Александрова Мой Мишка, Топотушки ( цикл простеньких стишков о девочке Оле), стихи о детском саде
25. И. Крылов Басни, Ворона и лисица в первую очередь. Как ни странно, почти всем деткам нравятся, у них особенно мелодика все-таки.
26. Сборник типа Сказки-мультфильмы. Отличный способ на смотреть лишний раз мультик, а поберечь глазки и почитать книжку с любимыми героями, в этой книжке персонажи изображены почти так же как в мультике.
27.Г. Остер Цикл о Котенке по имени Гав.
28. Л.Толстой Рассказы для маленьких детей. Здесь главное найти издание с качественными картинками ,так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта.
29. К. Ушинский Рассказы о животных, о детях
30. Е.Благинина. Стихи. О природе, о маме, о том, как детки маме помогают. Очень нравственная книжка

ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Небылицы
Аким Я.Стихи для детей
Елена Александровна Благинина, стихи для детей
Агнеш Балинт, «Гном Гномыч и Изюмка»
Агния Барто, Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»
Тимофей Белозеров, стихи
Валентин Берестов, Любые произведения для детей
Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и др.
Майя Ганина «Тяпкин и Лёша»
Гаршин В.»Лягушка-путешественница»
Сергей Георгиев, «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Похищение бриллианта `Нуф-Нуф`», «Пузявочки»
Наталья Долинина, «Мой капитан», «Лембой», «Чуча», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка»
Юрий Дружков, «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Ежикова З.«Крот и его друзья»
Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»
Елена Журавлева, «Фунтик» и другие книги
Василий Жуковский, «Стихи для детей»
Борис Заходер, стихи для детей
Зощенко М.»Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке
Иванов, А.»Приключения Хомы и Суслика»
Козлов С.»Трям! Здравствуйте!»
Кондратьев А.Стихи для детей
Галина Петровна Корнилова, «Наш знакомый Бумчик»
Мария Крюгер, «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка»
Лебедева, «Как Маша поссорилась с подушкой»
Левин В.»Глупая лошадь»
Самуил Маршак, «Детки в клетке»
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Алан Александр Милн, «Винни-Пух и все-все-все»
Сергей Михалков, «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи
Мориц Ю.Стихи для детей, «Букет котов»
Всеволод Нестайко, «В стране солнечных зайчиков»
Остер Г. «Петька-микроб»
Константин Паустовский «Кот-ворюга»,»Барсучий нос»,»Резиновая лодка»
Ш. Перро, Сказки
Людмила Петрушевская, Детские пьесы, «Пуськи бятые», Сказки.
Михаил Спартакович Пляцковский, «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»
Софья Прокофьева, «Лоскутик и облако»,»Остров капитанов»,»Приключения желтого чемоданчика»,»Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым»,»Машины сказки»
Пушкин А.С.Сказки
Давид Самойлов, «Слонёнок пошёл учиться»,»Слонёнок турист»
Г.Сапгир, Стихи для детей
Николай Сладков «Сказки леса»
Владимир Сутеев, «Петя и Красная шапочка» и другие сказки
Успенский, Эдуард «Чебурашка и Крокодил Гена»,»Дядя Федор, пес и кот»,»25 профессий Ирина Токмакова, Стихи для детей .
Усачев, Андрей «Живая книга»,»Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»
Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу»,»Про Веру и Анфису» стихи для детей
Фадеева М., Смирнов А. «Приключения Петрушки «
Хармс, ДаниилСтихи для детей
Хогарт, Энн»Мафин и его друзья»
Цыферов, геннадий МихайловичСказки
Чарушин, Евгений Иванович «Томка», «Тюпа», «Сорока», «Медвежата» и другие рассказы
Чижиков, Виктор «Петя и Потап»
Чуковский, Корней «Доктор Айболит» (в прозе),»Бибигон», стихи
Эме, Марсель Сказки (Про Дельфину и Маринетту)

От 5 до 8 лет

Аксаков, Сергей «Аленький цветочек»
Алешковский, Юз»Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму»
Александрова Г.»Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)
Андерсен Г.Х.Сказки и истории
Афанасьев, Александр НиколаевичСказки
Бабич, Ирина «Мои знакомые звери»
Бажов, Павел «Малахитовая шкатулка»,»Уральские сказы», «Серебряное копытце»
Барнфорд, Шейла»Невероятное путешествие»
Барри, Джеймс «Питер Пэн и Венди»
Баум, Фрэнк»Страна Оз»
Бессон, Люк «Артур и минипуты»
Бжехва, Ян «Академия пана Кляксы»
Бианки, Виталий «Лесная газета»,»Синичкин календарь»
Биссет, Дональд «Забытый день рожденья»,»Крококот», Сказки
Блайтон, Энид «Знаменитый утенок Тим», «Приключение Нодди»
Братья ГриммСказки
Булычев, Кир «Приключения Алисы»
Вангели, Спиридон «Приключения Гугуцэ»,»Голубой шалаш», «Чубо из села Туртурика»
Велтистов, Евгений «Приключения Электроника»,»Гум-Гам»,»Миллион и один день каникул»
Верн, Жюль «Путешествия вокруг света за 80 дней» (детское издание)
Вестли, Анне-Катрине»Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Аврора из корпуса «Ц»»
Волков, Александр «Волшебник Изумрудного города»
Гайдар, Аркадий «Голубая чашка»,»Чук и Гек»
Гауф В. Сказки
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
Голявкин, Виктор»Мой добрый папа»,»Арфа и бокс»,»Как я сидел под партой», Рассказы
Гор, Геннадий»Мальчик»
Гофман Э.Т. «Щелкунчик»,»Прекрасное дитя»,»Апельсиновая принцесса»
Грабовский, Ян «Муха с капризами»
Григорович»Гуттаперчевый мальчик»
Грэм, Кеннет «Ветер в ивах»
Губарев, Виталий «Трое на острове»,»В тридевятом царстве»,»Королевство кривых зеркал»
Давыдычев, Лев «Жизнь Ивана Семенова»
Данько, Елена Побежденный Карабас»
Дарелл, Джеральд «Зоопарк в моем багаже»,»Земля шорохов»,»Говорящий сверток»,»Гончие Бафута»
Демыкина, Галина «Дом на сосне»
Доктор Сьюз «Слон Хортон ждет птенца»
Драгунский, Виктор»Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак» и др.сборники
Дуров, Владимир»Мои звери»
д’Эрвильи , Эрнест»Приключения доисторического мальчика»
Ермолаев, Юрий Иванович»Дом отважных трусишек»
Ершов, Петр «Конек-Горбунок»
Журавлева З.»Сними панцирь»
Заболоцкий»Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук»
Зальтен, Феликс «Бэмби»
Иванов, Сергей Анатольевич»Бывший Булка и его дочь»
Ильин, М.»Сто тысяч почему»
Каверин, Вениамин «Песочные часы»
Катаев, Валентин «Цветик-семицветик»,»Дудочка,кувшинчик»,»Волшебный рог Оберона»
Керн, Людвиг Ежи»Фердинанд Великолепный»
Киплинг Р.»Маугли»,»Маленькие истории»
Коковин, Евгений»Динь-Даг»
Коллоди, Карло»Пиноккио»
Константиновский, МайленКОАПП
Коржиков, Виталий»Веселое мореплавание Солнышкина»
Крюс, Джеймс «Тим Талер, или Проданный смех»,»Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
КрыловБасни
Кумма, А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика»
Куприн»Слон»
Кэрролл, Льюис «Алиса в стране чудес»,»Алиса в Зазеркалье»
Лагерлеф, Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
Лагин, Лазарь «Старик Хоттабыч»,»Голубой человек»,»Патент АВ»
Ларри, Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Лермонтов»Воздушный корабль»
Линдгрен, Астрид «Братья Львиное Сердце»,»Карлсон», «Пэппи длинный чулок»
Лобату, Монтейру «Орден Желтого Дятла»
Лобе, Мирра; Ферра-Микура, Вера»Бабушка на яблоне»
Лофтинг, Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»
Льюис, Клайв С.»Хроники Нарнии»
Маар, Пауль»Суббастик»,»7 суббот на неделе»
Магалиф, Юрий»Жаконя»,»Кот Котькин»
Мало, Гектор «Без семьи»,»В семье»,»Ромен Кальбри»
Мамин-Сибиряк, Д.Н. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»
Маршак, Самуил «Двенадцать месяцев»,»Умные вещи»
Медведев, Валерий «Баранкин, будь человеком!»
Метерлинк, Морис «Синяя птица»,»Ариана и Синяя Борода»
Михалков, Сергей «Праздник непослушания»
Наумов, Евгений «Коралловый город»,»Волшебная круговерть»
Некрасов, Андрей»Приключения капитана Врунгеля»
Некрасов Н.»Дед Мазай и зайцы»
Несбит, Эдит «Пятеро детей и чудище»,»Феникс и Ковер»,»Талисман»
Нестайко, Всеволод «Единица с обманом»,»Пятерка с хвостиком»,»Таинственный голос за спиной»,»Тореадоры из Васюковки»,»Похитители ищут потерпевшего»
Носов, Николай «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев»,»Фантазеры»
Одоевский В. «Городок в табакерке»
Олеша, Юрий «Три толстяка»
Осеева, Валентина «Динка»,»Васек Трубачев и его товарищи»
Остер Г. «Вредные советы», «38 попугаев»
Пантелеев, Л.»Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»
Пелин, Елин «Ян Бибиян»
Пермяк, ЕвгенийСказки
Перова, Ольга «Ребята и зверята»
Пивоварова»О чем думает моя голова»,»Однажды Катя с Манечкой»
Погодин, Радий «Кирпичные острова»
Погорельский А.»Черная курица, или Подземные жители»
Почепцов, Георгий «Школьные сказки»,»Страна городов»,»Бюро добрых услуг»
Пришвин, Михаил «Кладовая Солнца»,»Кащеева цепь»
Пройслер, Отфрид «Маленькие баба-яга,привидение,водяной»
Пушкин А.С.»Песнь о Вещем Олеге»
Раскин»Как папа был маленький»
Распе Р.Э.»Приключения барона Мюнхгаузена»
Рауд, Эно «Муфта, Полботинок и Моховая Борода»,»Сипсик»
Родари, Джанни «Приключения Чиполлино»,»Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»
Розанов, Сергей «Приключения Травки»
Рубинштейн, Лев «Дедушка русского флота»,»В садах Лицея»
Рутковский, Владимир «Гости на метле»,»Друзья из тихой заводи»
Рыбаков, Анатолий «Кортик»,»Бронзовая птица»,»Выстрел»
Сая, Казис «Эй, прячтесь!»
Салье «Сказки 1000 и одной ночи»
Свифт, Джонатан «Путешествия Гулливера»
Сент-Экзюпери А.»Маленький принц»
Саломатов, Андрей Васильевич»Наш необыкновенный Гоша»
Сетон-Томпсон Э.»Рассказы о животных»
Сотник, Юрий «Как я был самостоятельным»
Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед»
Твен, Марк «Том Сойер»,»Гекльберри Финн»
Тихомиров, Олег Николаевич»Зеленое Окно»
Токмакова, Ирина «Аля, Кляксич и буква А»
Толстой, Алексей «Приключения Буратино»,»Боривой, Василий
Шибанов, Курган и др»
Томин, Юрий «Карусели над городом»,»А,Б,В,Г,Д и др.»,»Шел по городу волшебник»
Толстой, Лев Николаевич«Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки
Треверс, Памела «Мери Поппинс»
Усач, Григорий пьесы-сказки
Фекете, Иштван»Лисенок Вук»
Франс, Анатоль «Пчелка»
Харрис, Джоэль «Сказки дядюшки Римуса»,»Братец Кролик и его друзья»
Ходгстон, Бёрнетт «Маленькая принцесса»,»Маленький Лорд»,»Таинственный сад»
Хопп, Синкен»Приключения Юна и Софуса»
Чаплина В. «Питомцы зоопарка»,»Мои воспитанники»
Чеповецкий, Ефим «Непоседа, Мякиш и Нетак»
Черный, Александр (Саша)»Дневник фоксика Микки»
Чехов А.П.»Каштанка»
Шаров, Александр «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем»
Шварц, Евгений «Золушка»,»Снежная королева»,»Обыкновенное чудо»,»Два клена»
Эгнер, Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»
Экхольм, Ян «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
Эмден, Эсфирь»Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера»
Энде, Михаэль «Бесконечная книга»,»Джек-пуговица»,»Момо»
Ягдфельд,Н.Гернет «Катя и крокодил»
Янссон, Туве «Муми-тролль»

(Обобщение опыта то теме самообразования)

Актуальность выбранной темы:

Проблема эстетического воспитания детей, на мой взгляд, является одной из самых актуальных в наше время. Это связано с тем, что далеко не все в окружающем мире имеет эстетически правильный вид и не всякое созданное художественное произведение достойно внимания.

Важнейшим средством эстетического воспитания ребенка является изобразительное искусство. С ним ребенок растет, учится, обогащает свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство стимулирует познавательную активность, развитие речи и психических процессов детей, побуждает их к творчеству. Именно искусство развивает у ребенка дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью произведений живописи дети учатся понимать гармонию окружающего их мира и природы. Ознакомление дошкольников с живописью и искусством в целом позволяет обогатить представления о жанрах и видах произведений, учит запоминать их названия, давать сравнительную характеристику и высказывать свое личное мнение о том или ином произведении будь то картина или скульптура. Дети дошкольного возраста вполне способны высказать свое мнение о понравившейся картине, к изображенным на ней предметам, людям или природе. Могут дать сравнительную оценку явлению, изображенному на картине. Не случайно темой своей работы я выбрала ознакомление дошкольников с картинами известных художников. Именно они являются своеобразной книгой, научившись читать которую, дети могут узнать об истории своего народа, его традициях. Причиной же выбора данного направления стали наблюдения за деятельностью родителей педагогов в области эстетического развития.

Целью моей работы было-познакомить детей разного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности, стимулировать деятельность педагогов и родителей в совместной деятельности по формированию у детей знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека.

Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема состоит в том, что родители мало посещают музеи и художественные выставки, не знакомят детей с картинами или другими произведениями искусства. Многие дети не знают фамилий художников и их работы, не могут различить пейзаж или натюрморт.

На основании этого я выделила три основных направления работы по данной теме:

— знакомство с жанрами изобразительного искусства;

— формирование эстетического вкуса, любознательности, наблюдательности и воображения детей;

— совершенствование умений и навыков детей в рисовании для создания собственных творческих произведений.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с разными видами живописи и искусства.

2. Развить у детей желание заниматься продуктивной деятельностью.

3. Развивать у детей индивидуальные творческие способности.

4. Способствовать развитию речи, речевому общению в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Вся деятельность по данной теме была организована с детьми, начиная со второй младшей группы детского сада и до выпуска детей в школу и строилась поэтапно, согласно требованиям, к произведениям искусства для детей дошкольного возраста.

Требования к отбору произведений искусства:

1. Произведения должны иметь познавательный характер.

2. Должны быть понятными и доступными детям.

3. В произведениях должно быть четко выделено главное и основное.

Все это необходимо для того, чтобы пробудить у детей нравственные чувства, которые в дальнейшем помогут сформировать их отношение к окружающему.

Методы и приемы ознакомления детей с искусством усложняются в связи с возрастом детей по мере их взросления.

В младшем возрасте это:

1. Знакомство с книжной графикой (книжные иллюстрации).

2. Знакомство с народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской).

В средней группе:

1. При знакомстве с книжной графикой детей учат выделять изобразительные средства (сочетание красок, выразительность формы, детали костюмов и интерьера, обращают внимание на декор и украшения).

2. При знакомстве с народной игрушкой уделяют внимание ее красочности и яркости, материалу, из которого она изготовлена. Важным приемом при рассматривании является использование прибауток, поговорок, музыкальных народных произведений, дидактических игр типа «Что лишнее?».

3. При знакомстве со скульптурами малых форм особое значение уделяется определению материалов, из которых они изготовлены, сюжетному содержанию, особенностям внешнего вида скульптуры. В данном случае дети могут составлять описательные рассказы по скульптуре малых форм, что способствует развитию речи.

В старшей группе:

Занятия по ознакомлению с искусством проводятся 1 раз в месяц. Детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел автора и видеть средства выразительности. Детей знакомят с такими видами искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуры малой формы и архитектура.

1. Знакомство с книжной графикой идет и на занятии, и в свободное время.

Важно обратить внимание на творческую манеру художника- графика. В конце учебного года можно организовать выставку работ знакомых художников. Знакомство с графическими иллюстрациями идет в 2 этапа:

— учим замечать главное;

— обращаем внимание на детали.

2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе основано на рассказах о русских народных промыслах: где возник, где сделан, технология промысла. На данном этапе продолжается знакомство детей с произведениями Гжельской, Хохломской, Богородской игрушкой, а также с произведениями Жостово. В данном случае используется метод сравнения 2 видов игрушек. Просмотр иллюстраций, диафильмов, слайдов, презентаций, открыток будет являться приемом работы с детьми.

3. Знакомство со скульптурой малой формы в старшем возрасте происходит при знакомстве с произведениями известных картин (например, «Портрет скульптора В.И.Мухиной» художника Нестерова), рассматриваются альбомы известных скульптурных композиций.

В старшем возрасте детей знакомят с произведениями художников И.И.Шишкина, И.Левитана.

В подготовительной группе:

Идет более глубокая работа по ознакомлению детей с искусством на основе уже имеющегося ими опыта и психологической готовности к восприятию более сложного по содержанию и замыслу произведения искусства.

1. Книжная иллюстрация знакомит с тем, как именно художник добивается выразительности образа, использует цвет и форму. Детей учат сравнивать иллюстрации художников, отличных по творческой манере (Рачев, Чарушин). Кроме традиционных вопросов детям задают вопросы иного характера:

— о чем тебе думается или вспоминается, глядя на картину;

— какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на картину.

2. Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства проводится в 3 направлениях.

Портрет:

— знакомство с автором картины, ее названием. Рассматриваются портреты детей и известных людей (Пушкин, Мика Морозов, Мухина).

Пейзаж:

обращается внимание детей на цвет, колорит, время дня, тон, композицию. Возможен прием использования музыки и художественного произведения при рассматривании картины.

Натюрморт:

обращается внимание детей на цвет, форму, композицию, колорит и предметы быта. В работе используется фланелеграф для более точного разъяснения композиции натюрморта.

3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе проводится с более глубоким изучением 2-3 видов народных промыслов. Приемом работы является искусствоведческий рассказ. Детей знакомят с искусством вологодских кружевниц, Павлово-Пасадским искусством платков и Палехскими миниатюрами, а также местными промыслами и Урало-Сибирской росписью.

4. Знакомство со скульптурами малых форм строится на основе работы с детьми старшей группы.

5. При работе с жанрами изобразительного искусства в работу с детьми добавляются новые темы: бытовой, мифологический сюжеты. Проводится работа по знакомству детей с художниками-анималистами и маринистами (Чарушин, Айвазовский).

Таким образом, можно сделать вывод: вид изобразительного искусства-это способ изображения реальной жизни на плоскости или в объеме того или иного объекта, с использованием приемов, которые использовал художник или скульптор.

Для достижения цели своей работы я использовала различные виды дидактических игр для детей по жанрам:

— пейзаж («Из чего состоит пейзаж», «Собери пейзаж», «Части суток»);

— натюрморт («Составь натюрморт», «Симметричные предметы», «Дострой изображение»;

— портрет («Составь портрет сказочного героя», «Найди недостаток в портрете», «Узнай по силуэту»);

— декоративно-прикладное искусство («Найди две одинаковые матрешки», «Угадай узор» (по мотивам росписей);

— скульптуры малых форм и архитектура (альбомы по видам архитектуры разных стран, рассматривание альбомов скульптур и статуэток).

Кроме того, в своей работе я использовала гимнастику для глаз, физминутки, слушание релаксационной музыки при просмотре картины и беседы, в ходе которых использовала метод пояснения и сравнения. А также литературные и песенные образы для оживления детских эмоций.

После изучения каждой темы и проведения занятий, организовывала выставку детских работ по теме для ознакомления родителей и с результатами работы.

В своей работе использовала информационные материалы для родителей и педагогов:

— репродукции картин известных художников «шедевры русской живописи»;

— папки-передвижки с темами консультаций;

— памятки для родителей и педагогов «Как смотреть жанровую живопись», «В музей с ребенком» и т.д.

Свою работу начала с детьми 2 младшей группы, распределив задачи работы на каждый учебный месяц года и запланировав виды деятельности. Планирование работы занесла в соответствующие таблицы по каждой возрастной группе.

Месяц Тема Цель Задачи программного содержания Формы и методы проведения занятий Используемые средства Работа с родителями и педагогами

По каждому учебному году были сделаны выводы на основе диагностических материалов (диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником», «что люблю, о том говорю» на основе беседы) на основе исследований и методических разработок Н.М.Зубаревой, Т.Г Казаковой, Т.С.Комаровой, Н.А Курочкиной. Результаты работы занесены в таблицу.

Кроме того, в старшей и подготовительной группах с детьми проводилась кружковая работа по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник в старшей и подготовительной группах. Обследование детей в конце учебного года проводилось с использованием диагностического материала и заносилось в таблицу.

Вопрос,
задание
Используемый стимульный материал Знания, умения, навыки
Сформированы На стадии формирования Не сформированы

В подготовительной группе велась работа по проекту «Развитие художественно-эстетического восприятия у дошкольников через ознакомление с искусством живописи».

Задачи проекта:

— создание условий для художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников;

— повышение уровня педагогического мастерства педагогов для четкого планирования работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью:

— отслеживание динамики показателей художественно- эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, что систематическая работа по теме, организованная предметно-развивающая среда, координация усилий педагогов, родителей, социума позволили повысить уровень художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Литература:

1. Веракса Н.Е Программа «От рождения до школы», Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2001.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

4. Скоролупова О.А. Радость творчества. Москва. Скрипторий,2003.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-Синтез, 2005.

6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ-Пресс,1997.

7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, Просвещение, 1999.

Знакомство с гравюрой в подготовительной группе.

1

Цветная гравюра

2

2

Черно-белая гравюра.

4

Рисование «Осеннее дерево», «Пейзаж невидимой планеты».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕТСКОГО СОВЕТА «ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ» С РАБОТОЙ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «СОБАКИ»ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕТСКОГО СОВЕТА «ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ» С РАБОТОЙ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «СОБАКИ»

КолоколоваМ. В., МБДОУ «ДСКВ № 115» г. Братск

Пояснительная записка: в рамках внедрения в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения инновационной программы «Вдохновение» разработана и реализуется такая форма работы с воспитанниками, как Детский совет. На одном из Детских советов дети сами выбирают тему, которую хотели бы изучить. В «Модели трёх вопросов» дети обозначают свои запросы «Что бы они хотели узнать?». Впоследствии вся совместная деятельность строиться в соответствии с детскими запросами (образовательными предложениями) и по выбору детей и образовательными предложениями взрослого (педагога, родителя), с учётом детских и взрослых инициатив.

На Детский совет, как и на другую совместную образовательную деятельность, в качестве дополнительных образовательных ресурсов привлекаются родители воспитанников, взрослые, окружающие ребёнка, социальные объекты.

Детский совет включает разнообразные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Продолжительность деятельности зависит от интереса, желания детей, в старшем дошкольном возрасте – от 40 до 50 минут.

Возраст детей: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Тема, выбранная детьми: «Собаки»

Культурная практика: Познавательная практика на основе коммуникативной, продуктивной практик.

Культурно-смысловой контекст: Изготовление плаката — объявления для благотворительной акции.

 Скачать конспект

Цель: Создание условий для расширения представлений о домашних животных – собаках, их роли в жизни человека, способах оказании помощи бездомным и брошенным животным.

Центры активности, используемые на Детском совете:

  1. Центр активности «Познание»
  2. Центр активности «Ручной труд»
  3. Центр активности «Творчества»

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей об домашних животных – собаках, их породах и предназначении
  • продолжать изучать их особенности и особенности поведения

— обогащать и расширять словарь детей по теме: породы собак: овчарка, ротвейлер, пудель, боксёр, спаниель, болонка, терьер и т.д.

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, умение устанавливать разнообразные связи и зависимости в природе в ходе наблюдения за объектами живой и неживой природы
  • развивать коммуникативные навыки: умение общаться в компании, договариваться, находить общее решение

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к животным

Формирование ключевых компетентностей:

  • коммуникативная: формирование умений самостоятельно и свободно высказывать свои мысли, рассказывать о своих планах, слушать друг друга, договариваться друг с другом, вести диалог
  • деятельностная: формирование умения выбирать деятельность, планировать её, выбирать способы действия, место, материал, инструменты для своей деятельности, работать по намеченному плану, достигать результата
  • социальная: формирование умения работать в группе, обсуждать со взрослым и сверстниками возникшие проблемы, принимать участие в совместных играх

— информационная: обладание детьми определёнными знаниями по теме занятия, формирование умения находить источники информации, умение отбирать информацию для выбранного вида деятельности.

— здоровьсберегающая: переключение с одного вида деятельности на другой, использование собственного темпа деятельности, умение следить за своим состоянием.

Детские инициативы и запросы, выявленные в «Модели трёх вопросов»:

  • Узнать, какие бывают породы собак? (Миша К.)
  • Может ли собака тебя защитить? (Вероника С., Настя П,)
  • Узнать, как помогают собаки людям? (Саша Ч.)

— Откуда появляются бездомные собаки? Чем им помочь? (Ваня М.)

Предварительная работа, проводимая в рамках изучения темы:

Наблюдение за собаками во дворе, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение произведений: В.И. Чарушин «Рассказы о животных», «Про Томку», Л. Толстой «Пожарные собаки», А. Куприн «Сапсан», «Лесси», Л. Грин «Люк – полицейский пес», просмотр мульфильмов.

Оборудование:

Для центра 1. «Познание»: фотографии с изображениями разных видов служебных собак, схемы для описания (назвать породу собаки, дать краткое описание, чем помогает собака человеку);

Для центра 2. «Ручной труд»: ватман, картинки с изображением собак, кошек, клей, ножницы, фломастеры, простые карандаши;

Для центра 3. «Творчество»: краски, кисточки, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, баночки с водой, салфетки.

Структура

Содержание образовательной деятельности/

Деятельность педагога

Планируемый результат/

Деятельность детей.

Вводная часть Детского совета

Организационный этап

Цель этапа: сбор и организация детей на совместную деятельность (желающие дети)

Сбор детей в круг под знакомую музыку, дети присаживаются в круг на подушки.

Дети собираются на определённое место в группе, готовят для себя небольшие подушки, ждут других детей, общаются.

Мотивационный этап

Цель этапа:

Создание ситуации общения, интереса к происходящему, создание проблемной ситуации

Создание условий для поддержки детской инициативы.

Создание условий для получения опыта детей

Актуализация   имеющихся у детей знаний о породах собак через организацию двигательной активности

Беседа:

— Какую тему мы выбрали для изучения?

— Что вы уже знаете про собак?

— Какие породы собак вы знаете?

— Опасны собаки или нет? (рассуждения детей);

— Какие правила надо знать, если видите собаку?

— Чтобы вы хотели ещё узнать? (запросы детей записываются в графу «Что хотим узнать?» «Модели трёх вопросов»)

Обращаю внимание на Артёма, который приготовил вместе с мамой рассказ о своём любимце – домашней собаке Арчи.

После рассказа воспитанника спрашиваю впечатления детей, прошу задавать вопросы по уходу за собакой, питании.

Предлагаю поиграть в игру

Игра «Раз, два, три. Породу собаки отыщи!»

— Предлагаю поиграть в игру. Как скажу я раз, два, три, собаку названной породы отыщи!

Дети проявляют интерес к общению, к теме общения, умеют поддержать беседу.

Строят свои предположения, начиная фразу: («Я думаю, что …, могу предположить, что …,), т.е. «берут помощь».

Ребёнок рассказывает о своём питомце, показывает детям фотографии.

Дети задают Артёму вопросы, мальчик отвечает. Дети учатся способам ухода за собаками.

Дети двигаются по группе, отыскивают на картинках, расположенных в разных местах группы, собак разных пород.

Выбор центров активности

Этап выбора собственной деятельности

Цель этапа: Создание условий для принятия детьми собственных решений, развитие у детей умения делать выбор в соответствии с интересами, потребностями, желанием, соблюдая социальные правила при общении и взаимодействии с другими детьми

Предлагаю детям познакомиться с теми центрами, которые сегодня будут открыты для работы, рассказываю, чем в каждом можно заняться. Рассказывает, что в центре «Познания» помогать будет педагог – психолог Елена Алексеевна.

Затем подзываю детей к себе, общаемся с ними по поводу выбора центров. Таким образом, у детей есть время для обдумывания.

Затем на доске «Выбора» дети с помощью именных магнитов определяются с центром активности.

Дети определяются с выбором на доске «Выбора», соблюдают правила выбора

Основная часть. Деятельность детей в центрах активности.

Деятельностный этап

Цель этапа:

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществление дифференцированного подхода

1 Центр «Познания». Проводит педагог – психолог. Она рассказывает о служебной породе собак, способных работать в караульной, розыскной, и подобных видах служб, служить в полиции, быть пастушьей или ездовой. К ним относятся крупные, сильные, выносливые виды, обладающие прирождёнными сторожевыми качествами, нуждающиеся в длительных прогулках и хорошей физической подготовке. У них отлично развит инстинкт охранника самого хозяина, его дома и территории. Караульные и розыскные часто используют для охраны государственных границ, службы в армии (собака – связист, минорозыская, санитарная работа) работает в аэропорту для обнаружения запрещённых препаратов, могут охранять промышленные и хозяйственные объекты, разыскивает людей под толщиной снега, спасатели на воде.

Спортивную группу собак их возможности используют для поиска наркотиков, оружия, в спасательной работе.

Служебные собаки работают поводырями и помощниками для незрячих людей и людей с ограниченными возможностями.

Педагог – психолог предлагает детям выбрать фотографию собаки, помогает определить, чем может помогать собака человек. Предлагает составить рассказ о собаке, используя схему (назвать породу собаки, дать краткое описание, чем помогает собака человеку)

2. Центр «Ручной труд». Помогает младший воспитатель. Дети вместе со взрослым рассуждают, как появляются бездомные собаки (их бросают люди, собаки могут потеряться). Чем могут помочь дети приютам?

Младший воспитатель помогает детям создать плакат — объявление о сборе средств для приюта.

3 Центр «Творчество». Проводит воспитатель. Он предлагает нарисовать своего любимого питомца. Дети рассматривают строение собаки, отличительные особенности при изображении породы и т.д., педагог показывает алгоритм рисования. Дети определяются, чем будут рисовать (красками, карандашами)

В центрах активности дети общаются друг с другом, со взрослым, который им помогает.

Дети слушают взрослого, запоминают, определяют породы собак.

С помощью взрослого и схемы составляют рассказы

2.Дети рассуждают вместе со взрослым, приходят к пониманию, что можно организовать благотворительную акцию бездомным животным. Сами придумывают название акции, с помощью младшего воспитателя печатают буквы, наклеивают и/или рисуют соответствующие теме картинки.

3. Дети изображают своего питомца изобразительными средствами рисования по выбору детей.

Заключительная часть: Итоговый сбор

Рефлексивный этап

Цель: Подведение итогов деятельности, рефлексивная деятельность детей, как индивидуальная, так и подгрупповая,

(выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка).

Дети собираются на итоговый сбор, рассаживаются на ковре подгруппами.

Каждая подгруппа рассказывает, чем занимались, что нового узнали, чему научились, передают полученный опыт друг другу.

Ребята из первого центра рассказывают другим о породах служебных собак, чем могут помочь собаки;

Воспитанники второго центра рассказывают об акции, определяют, где можно расположить плакат, чтобы обратить внимание окружающих на проблему бездомных животных, как будут рассказывать родителям об этом, кто сможет отвезти собранные продукты и т.д.

Ребята из третьего центра рассказывают о своих любимцах, называют их клички, повадки

Дети подводят итог своей деятельности, как собственной, так и в работе подгруппы, общаются.

Рассказывают о том, что было интересного, почему, чему научились, показывают и рассказывают другим, делятся собственным опытом. Если были затруднения, как справились с трудностями.

Делают нравственный выбор, приходят к выводу, что доброе дело делается не на словах, а на деле.

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342 с. – (Серия «Вдохновение»).
  2. Л.В. Михайлова-Свирская. Детский совет; методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/Л.В. Михайлова-Свирская, — 2-е изд. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80 с.: ил. – (Вдохновение).
ua referat
  1   2   3   4   5   6   7

Ім’я файлу: 9497392_DIPLOM_NATASI_DOR.docx
Розширення: docx
Розмір: 101кб.
Дата: 14.12.2021

Комитет по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

МАУ «Учебно-методический образовательный центр»

Курсы профессиональной переподготовки

«Дошкольное образование»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема : «Использование иллюстраций как средства активизации читательского восприятия детей дошкольного возраста».

Работу выполнила: Дорохова Наталья Сергеевна

Калининград

2020
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы использования иллюстраций как средства активизации читательского восприятия детей дошкольного возраста 7

1.1.Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста 7

1.2.Особенности восприятия детьми содержания книги 10

1.3.Значение иллюстрации для восприятия содержания книги 13

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации читательского восприятия детей старшего дошкольного возраста 15

2.1. Диагностика уровня читательской культуры детей старшего дошкольного возраста 15

2.2. Реализация педагогических условий активизации читательского восприятия детей старшего дошкольного возраста 19

Заключение 25

Приложения 30

Введение

Одно из важных направлений современного развития общества – гуманизация образовательной системы. Направление это предполагает усиление интереса к ребенку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. В Концепции дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, А.В.Петровский), отмечается: важнейшим средством является путь, выработанный человечеством в процессе исторического развития, включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру [4].

Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. Ребенок встречается с детской книгой уже в первые годы своей жизни. Книга является одним из первых произведений, с которыми он знакомится.

Книга — это сложный комплекс искусства слов, техники печати и изображений (иллюстраций). Отечественные иллюстрации к детским книгам имеют богатые традиции. Несколько поколений художников всю свою жизнь посвятили этому благородному делу и создали книги, которые стали своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В.А. Милашевский, В.В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев и др. создавали иллюстрации к книгам, на которых воспитывалось не одно поколение.

Понимание детьми основного содержания книги требует правильного соотношения текста и рисунка к нему. Для изучения этих взаимосвязей необходимо опираться на теоретические основы процесса понимания. В конце концов, пока ребенок не поймет смысл текста или рисунка, книга в целом не может иметь на него того поражающего воздействия, которого ожидает художник и писатель.

Только на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия можно понять смысл всей книги, как целого изложения, так и каждой ее части.

В Федеральных государственных критериях к структуре базовой образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели развития интереса и необходимости чтения (восприятия) книг, решая следующие задачи:

  1. формирование целостной картины мира, включая первичные ценностные представления;
  2. развитие литературной речи;
  3. приобщение к словесному искусству, включая развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

В работах А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа.

Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом – духовного развития ребенка. Эстетическое воздействие художественного текста способствует становлению идеала прекрасного, воспитывает художественный вкус, стимулирует собственное художественное творчество читателя. Гедонистическая функция искусства предполагает переживание бескорыстного духовного наслаждения с книгой, совместного с героями произведения «проживания» событий, описанных автором, эмоционального соучастия в них. Эта функция художественной литературы начинает активно проявляться в процессе восприятия текста детьми старшего дошкольного возраста. Как и взрослый, ребенок способен испытывать эстетическое удовольствие от прослушанного текста, находясь под влиянием звуковой и словесной игры, удивляясь неожиданным поворотам сюжета, создавая образы персонажей, воображая свою причастность к описанным событиям и искренне сопереживая героям произведения. Эстетическое удовольствие становится действенной основой стимулирования и поддержания интереса к чтению.

Тема дипломной работы «Использование иллюстраций как средства активизации читательского восприятия детей дошкольного возраста».

В дипломной работе с учетом современных научных подходов рассматриваются вопросы использования иллюстраций как средства активизации читательского восприятия детей дошкольного возраста, анализируются перспективы их применения в обучении и воспитании.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как интернет, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольников. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Цель работы: проанализировать значение иллюстраций для восприятия детьми текста книги.

Объект исследования — педагогические условия, способствующие активизации читательского восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – книжные иллюстрации как средство активизации читательского восприятия детей старшего дошкольного возраста

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Определите психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста и значение восприятия.
  3. Разработать методику использования различных иллюстраций для восприятия содержания книги.

При комплексном изучении темы были использованы такие методы исследования: теоретический анализ, педагогический эксперимент, анализ педагогической документации, наблюдение, беседы, письменный опрос (анкетирование).

Практическая значимость работы состоит в создании научно достоверной картины особенностей использования иллюстраций как средства активизации читательского восприятия детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.

В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям использования иллюстраций в формировании личности и воспитания культуры чтения.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

1   2   3   4   5   6   7

скачати

Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.

Возраст:
средняя группа, дети 5-6 лет.

Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
  2. Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
  3. Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
  4. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
  5. Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).

Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».

ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.

ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.

Оборудование и материалы:
портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .

Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.

Методы и приемы:

Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательная Наглядный Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина.
Внесение портрета.
Выставка его книг и рисунков.
Игровая Игровой метод и прием Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки.
Двигательная Практический
Игровая физкультминутка.
«Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребенок ёжик.
(Выполнение движений согласно текста физкультминутки).
Речевое развитие Словесный метод.
Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный.
Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М.
Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных.
Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине.
Рассказы детей о своих нарисованных рисунков.
Художественно-эстетическое развитие Метод музыкального сопровождения.
Практический
Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей.
Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.

Ход


Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.

Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.

Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.

С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.

Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».

И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .

Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».

Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.

Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.

Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .

Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).

Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.

Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.

Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.

Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .

Физ. минутка.

«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.

Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.

Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.

Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область

Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016

  • Чарушин рассказ про томку распечатать
  • Чарушин рассказ в лесу
  • Чарушин детский писатель рассказы
  • Чарушин друзья рисунок к рассказу
  • Чапек карел сказка про водяных слушать