Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Что за зверь?
Медведь-рыбак
Медвежонок
Медвежата
На нашем дворе
Перепёлка
Про зайчат
Рябчонок
Верный Трой
Кот Епифан
Друзья
Волчишко
Как Томка не показался глупым
Воробей
Почему Тюпу прозвали Тюпой
Тюпа маленький
Почему Тюпа не ловит птиц
Сорока
Пунька и птицы
Лисята
Томка
Как Томка научился плавать
Томка испугался
Томкины сны
Никита-доктор
Мишки
Захочешь есть — говорить научишься
Яша
Мартышки
Заяц
Кабан
Удивительный почтальон
Медведица и медвежата
Рысь и рысенок
Олениха с оленёнком
Белка с Бельчатами
Зайчата
Северный Олень
Волк
Лиса
Медведь
Рысь
Барсук
Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Читать рассказы других авторов
Чарушин Евгений Иванович
Рассказы о животных
Чарушин Е. И. Рассказы о животных.
Что за зверь?
Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.
«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать». Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
Медвежонок
Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.
В зоопарке их всех посадили в одну клетку — бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом — кто побольше, кто поменьше.
Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.
А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.
Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.
Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!
Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие — два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше — никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит — вниз съезжает.
Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит — лапы отдыхают.
Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.
Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.
Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.
Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.
Вдруг опять кто-то закричал.
Орёт во всё горло, надрывается.
А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле — у клетки метла стояла.
Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.
Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.
Дали ему опять соску.
Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь — все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.
Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.
Медведь-рыбак
В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.
Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:
-Чавычу видел?
-Чавычу видел?
-Чавычу видел?
А чавыча — это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.
В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.
Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, — видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.
Ох, как много идёт рыбы!
А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».
Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:
— Чавычу видел?
— Чавычу видел?
— Чавычу видел?
А она изредка проплывёт — эта чавыча — огромный, драгоценный лосось.
Плывёт она по дну среди мелкой рыбы — горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.
А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто — хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.
И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.
Дикие рыбаки рыбачат.
Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.
* * *
Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.
Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.
И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.
Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.
Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.
Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.
Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло — дохлая.
Пищит кулик, ногами семенит.
Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.
Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.
Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.
Как удачно я выбрал место!
Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.
Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.
Гляжу — с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит — сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.
Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.
Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.
Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх — и в лес. Собаки за ней.
Евгений Чарушин писал рассказы для детей о жизни диких и домашних животных. Рассказы про зверей и птиц основаны на личных наблюдениях писателя и историях бывалых охотников. Все рассказы Е. Чарушина можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать рассказы Е. Чарушина можно одним нажатием, и читать текст с листа. Это очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Читать рассказы Е. Чарушина будет интересно малышам, детям дошкольного возраста, и ученикам 1, 2, 3 класса. Многие из произведений входят в школьную программу и урок внеклассного чтения. Они наполнены любовью к природе и животным. Особенно красочно поэт описывает природу, ведь он еще и талантливый художник.
Главная мысль в рассказах Е. Чарушина одинакова: Беречь природу, не нарушать ее законов, заботится о животных, не обижать их и не бросать. Интересоваться окружающим миром, расширять свой кругозор и познания в мире животных и птиц. Наблюдать за их повадками.
Короткие детские рассказы Е. Чарушина такие как: «Лисята», «Волчишко», «Воробей», «Курочка», «Лесной котёнок», «Страшный рассказ» и многие другие вы можете читать онлайн на сайте Детский островок!
Просмотров: 22 338
Про Томку — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про щенка Томку, который рос настоящей охотничьей собакой. Текст рассказа «Про Томку» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Про Томку» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о жизни щенка, который учился плавать, охотиться и распознавать
Просмотров: 6 551
Кошка Маруська — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про кошку Маруську, которая ушла от хозяина жить в лес. Текст рассказа «Кошка Маруська» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кошка Маруська» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают как жила кошка Маруська, и почему ушла от хозяина. Краткое
Просмотров: 4 074
Страшный рассказ — автор Е. Чарушин, забавная история про неизвестное существо, которое забралось в дом и напугало мальчиков Шуру и Петю. Текст произведения «Страшный рассказ» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать «Страшный рассказ» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, кто так сильно напугал
Просмотров: 3 556
Волчишко — автор Е. Чарушин, трогательный поучительный рассказ про то, как маленький волчонок оказался в городской квартире. Текст рассказа «Волчишко» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Волчишко» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают грустную историю волчонка, со счастливым концом.
Просмотров: 3 378
Медвежата — автор Е. Чарушин, поучительный рассказ про то, как два маленьких медведя выросли среди людей. Текст рассказа «Медвежата» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Медвежата» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об интересных повадках озорных медвежат. Краткое содержание рассказа
Просмотров: 2 811
Лисята — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник завёл у себя дома маленьких шустрых лисят. Текст рассказа «Лисята» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лисята» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках диких лисят в домашних условиях. Краткое содержание рассказа
Просмотров: 2 675
Кабаны — автор Е. Чарушин, забавный поучительный рассказ про то, как художник рисовал животных, и испугался кабанов. Текст рассказа «Кабаны» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кабаны» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках и особенностях разных животных. Краткое содержание
Просмотров: 2 353
Лесной котёнок — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник наблюдал за маленьким рысёнком. Текст рассказа «Лесной котёнок» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лесной котёнок» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чем отличаются лесные кошки от домашних. Краткое содержание
Просмотров: 2 351
Курочка — автор Е. Чарушин, коротенький рассказ для малышей про то, как курочка прятала от дождя своих цыплят. Текст рассказа «Курочка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Курочка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Краткое содержание рассказа «Курочка» для читательского дневника в одном предложении. Курочка
Просмотров: 2 168
Животные жарких и холодных стран — автор Е. Чарушин, очень познавательный рассказ для детей, в котором описываются разные виды животных от Африки до Северного полюса. Текст рассказа «Животные жарких и холодных стран» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Животные жарких и холодных стран» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения
Òîìêà
Ó îõîòíèêà ÿ óâèäåë ïåñèêà. Îí âîò êàêîé. Óøè äëèííûå, õâîñò êîðîòêèé.
Îõîòíèê ðàññêàçàë, êàêîé ïåñèê ïîíÿòëèâûé, êàê íà îõîòå ïîìîãàåò, è
óìíûé-òî, è íå ãðÿçíóëÿ… Îò ýòîãî ïåñèêà, ãîâîðèò, åñòü ùåíêè. Ïðèõîäèòå ïîãëÿäèòå. È ìû ñ íèì ïîøëè.
Ùåíêè íåáîëüøèå — òîëüêî ÷òî íàó÷èëèñü õîäèòü. «Êîòîðûé-òî èç íèõ, — äóìàþ, — ìíå áóäåò ïîìîùíèê íà îõîòå? Êàê óçíàòü — êòî òîëêîâûé, à êòî íå ãîäèòñÿ?»
Âîò îäèí ùåíîê — åñò äà ñïèò. Èç íåãî ëåíòÿé ïîëó÷èòñÿ.
Âîò çëîé ùåíîê — ñåðäèòûé. Ðû÷èò è ñî âñåìè ëåçåò äðàòüñÿ. È åãî íå âîçüìó — íå ëþáëþ çëûõ.
À âîò åùå õóæå — îí òîæå ëåçåò êî âñåì, òîëüêî íå äåðåòñÿ, à ëèæåòñÿ. Ó òàêîãî è äè÷ü-òî ìîãóò îòíÿòü.
 ýòî âðåìÿ ó ùåíÿò ÷åøóòñÿ çóáû, è îíè ëþáÿò ÷òî-íèáóäü ïîãðûçòü. Îäèí ùåíîê ãðûç äåðåâÿøêó. ß ýòó äåðåâÿøêó îòíÿë è ñïðÿòàë îò íåãî. Ïî÷óåò îí åå èëè íå ïî÷óåò?
Ùåíîê íà÷àë èñêàòü. Äðóãèõ ùåíÿò âñåõ îáíþõàë — íå ó íèõ ëè äåðåâÿøêà. Íåò, íå íàøåë. Ëåíèâûé ñïèò, çëîé ðû÷èò, íåçëîé çëîãî ëèæåò — óãîâàðèâàåò íå ñåðäèòüñÿ.
È âîò îí ñòàë íþõàòü, íþõàòü è ïîøåë ê òîìó ìåñòó, êóäà ÿ åå ñïðÿòàë. Ïî÷óÿë.
ß îáðàäîâàëñÿ. «Íó, — äóìàþ, — âîò ýòî îõîòíèê! Îò òàêîãî è äè÷ü íå
ñïðÿ÷åòñÿ». Íàçâàë åãî Òîìêîé. È ñòàë ðàñòèòü ïîìîùíèêà.
Êàê Òîìêà íàó÷èëñÿ ïëàâàòü
Ìû ïîøëè ãóëÿòü è âçÿëè ñ ñîáîé Òîìêó. Ñóíóëè åãî â ïîðòôåëü, ÷òîáû îí íå óñòàë.
Ïðèøëè ê îçåðó, ñåëè íà áåðåã è ñòàëè êèäàòü êàìóøêè â âîäó — êòî äàëüøå áðîñèò.
À ïîðòôåëü ñ Òîìêîé íà òðàâó ïîëîæèëè. Âîò îí âûëåç èç ïîðòôåëÿ, óâèäàë, êàê êàìóøåê ïëþõíóëñÿ â âîäó, è ïîáåæàë.
Áåæèò Òîìêà ïî ïåñî÷êó, êîñîëàïûé, íåóêëþæèé, íîãè ó íåãî â ïåñêå òàê è çàïëåòàþòñÿ. Äîøåë äî âîäû, ñóíóë ëàïû â âîäó è íà íàñ îãëÿäûâàåòñÿ.
— Èäè, Òîìêà, èäè — íå áîéñÿ, íå ïîòîíåøü!
Ïîëåç Òîìêà â âîäó. Ñíà÷àëà ïî æèâîòèê çàøåë, ïîòîì ïî øåþ, à ïîòîì è âåñü îêóíóëñÿ. Òîëüêî õâîñò-îáðóáî÷åê òîð÷èò íàðóæó.
Ïîâîçèëñÿ, ïîâîçèëñÿ äà âäðóã êàê âûñêî÷èò — è äàâàé êàøëÿòü, ÷èõàòü, îòôûðêèâàòüñÿ. Âèäíî, îí äûøàòü â âîäå âçäóìàë — âîäà è ïîïàëà åìó â íîñ äà â ðîò. Íå äîñòàë êàìóøêà.
Òóò ìû âçÿëè ìÿ÷èê è êèíóëè åãî â îçåðî. Òîìêà ëþáèë èãðàòü ñ ìÿ÷èêîì, — ýòî áûëà åãî ëþáèìàÿ èãðóøêà.
Øëåïíóëñÿ ìÿ÷ â âîäó, ïîêðóòèëñÿ è îñòàíîâèëñÿ. Ëåæèò íà âîäå, êàê íà ãëàäêîì ïîëó.
Óçíàë Òîìêà ñâîþ ëþáèìóþ èãðóøêó è íå ñòåðïåë — ïîáåæàë â âîäó.
Áåæèò, ïîâèçãèâàåò. Íî òåïåðü íîñîì â âîäó íå ñóåòñÿ. Øåë, øåë äà òàê è ïîïëûë. Äîïëûë äî ìÿ÷èêà, öàï åãî â çóáû — è îáðàòíî ê íàì.
Âîò òàê è íàó÷èëñÿ ïëàâàòü.
Òîìêà èñïóãàëñÿ
Êîãäà Òîìêà áûë ñîâñåì åùå íåáîëüøèì ùåíêîì, ÿ âçÿë åãî ñ ñîáîé íà îõîòó. Ïóñêàé ïðèó÷àåòñÿ.
Âîò õîäèì ìû ñ íèì. Òîìêà çà áàáî÷êàìè, çà ñòðåêîçàìè ãîíÿåòñÿ. Êóçíå÷èêîâ ëîâèò. Íà ïòèö ëàåò. Òîëüêî íèêîãî ïîéìàòü íå ìîæåò. Âñå óëåòàþò. Áåãàë îí, áåãàë — òàê óìîðèëñÿ, ÷òî ñóíóëñÿ â êî÷êó íîñîì è çàñíóë. Ìàëåíüêèé åùå. À áóäèòü ìíå åãî æàëêî.
Ïðîøëî ñ ïîë÷àñà. Ïðèëåòåë øìåëü. Áóí÷èò, ëåòàåò íàä ñàìûì Òîìêèíûì óõîì. Ïðîñíóëñÿ Òîìêà. Ïîêðóòèëñÿ ñïðîñîíüÿ, ïîãëÿäåë: êòî ýòî òàêîé ñïàòü ìåøàåò? Øìåëÿ îí íå çàìåòèë, à óâèäàë êîðîâó è ïîáåæàë ê íåé.
À êîðîâà ïàñëàñü äàëåêî-äàëåêî è, äîëæíî áûòü, ïîêàçàëàñü Òîìêå ñîâñåì ìàëåíüêîé,
íå áîëüøå âîðîáóøêà.
Áåæèò Òîìêà êîðîâó çàãðûçàòü, õâîñò êâåðõó ïîäíÿë — íèêîãäà îí åùå êîðîâ íå âèäàë. Ïîäáåæàë ïîáëèæå, à êîðîâà óæ íå ñ âîðîáóøêà — ñ êîøêó ðîñòîì êàæåòñÿ. Òóò Òîìêà íåìíîãî ïîòèøå ïîáåæàë, à êîðîâà óæ íå ñ êîøêó, à ñ êîçó âûðîñëà. Ñòðàøíî ñòàëî Òîìêå. Îí áëèçêî íå ïîäîøåë è íþõàåò: ÷òî çà çâåðü òàêîé?
 ýòî âðåìÿ øåâåëüíóëàñü êîðîâà — åå, íàâåðíî, êòî-òî óêóñèë. È ïîáåæàë îò íåå Òîìêà!
Ñ òåõ ïîð îí è áëèçêî ê êîðîâàì íå ïîäõîäèò.
Òîìêèíû ñíû
Êîãäà Òîìêà ñïèò, îí ëàåò âî ñíå, ïîâèçãèâàåò, à èíîé ðàç è ëàïêàìè øåâåëèò, áóäòî îí áåæèò êóäà-òî.
Ñïðàøèâàþò ó ìåíÿ ðåáÿòà:
— Ïî÷åìó ýòî Òîìêà ëàåò? Âåäü îí æå ñïèò!
— Îí ñíû âèäèò, — îòâå÷àþ.
— À êàêèå?
— Äà, íàâåðíî, êàêèå-íèáóäü ñâîè, ñîáà÷üè ñíû, — ïðî îõîòó, ïðî çâåðåé, ïðî ïòèö. ×åëîâåêó òàêèõ ñíîâ íå óâèäåòü.
— Âîò èíòåðåñíî-òî! — ãîâîðÿò ðåáÿòà.
Îáñòóïèëè îíè Òîìêó, ãëÿäÿò, êàê îí ñïèò. À Òîìêà ñïàë, ñïàë è çàëàÿë òîíåíüêèì ãîëîñêîì. ß è ñïðàøèâàþ ó ðåáÿò:
— ×åãî æå ýòî îí âî ñíå âèäèò? Âàì ïîíÿòíî?
— Ïîíÿòíî, — ãîâîðÿò ðåáÿòà. — Ýòî îí çàé÷îíêà óâèäåë íåáîëüøîãî.
Òîìêà ïîñïàë åùå íåìíîãî è ëàïêàìè ïîøåâåëèë.
— Âîò, — ãîâîðÿò ðåáÿòà, — ýòî Òîìêà ïîáåæàë.
— Çà êåì ïîáåæàë?
— Äà íå çà êåì, à îò êîçû. Îí åå óâèäåë, à îíà áîäàåòñÿ.
Òóò Òîìêà çàðû÷àë, çàëàÿë.
— Ïðîñíèñü! — çàêðè÷àëè ðåáÿòà. — Ïðîñíèñü, Òîìêà! Âåäü îí òåáÿ ñåé÷àñ ñúåñò!
— Êòî, — ñïðàøèâàþ, — ñúåñò?
— Ìåäâåäü! Òîìêà ñ íèì ïîäðàòüñÿ õî÷åò. Ìåäâåäü-òî âîí êàêîé ñòðàøíûé! Òîìêå ñ íèì íå ñïðàâèòüñÿ.
Êàê Òîìêà íå ïîêàçàëñÿ ãëóïûì
Òîìêà íå ëþáèò, êîãäà íàä íèì ñìåþòñÿ, — îáèäèòñÿ, îòâåðíåòñÿ. À ïîòîì îí íàó÷èëñÿ äåëàòü âèä, ÷òî íå íàä íèì ñìåþòñÿ, à íàä êåì-òî äðóãèì.
Êàê-òî çàìåòèë Òîìêà êóðî÷êó ñ öûïëÿòàìè. Èäåò ïîáëèæå — õî÷åò ïîíþõàòü.
À êóðî÷êà êàê çàêðè÷èò, êàê ïðûãíåò íà Òîìêó — è ïîåõàëà íà íåì. Åäåò, êëþåò Òîìêó è êðè÷èò. Òàê è ñëûøíî, êàê îíà âûãîâàðèâàåò: «Àõ òû, òàêîé-ñÿêîé, íåâîñïèòàííûé! Âîò ÿ òåáÿ! Âîò ÿ òåáÿ! Íå ñìåé ê öûïëÿòàì ïîäõîäèòü!»
Òîìêà îáèäåëñÿ, íî íå çàõîòåë ïîêàçàòüñÿ ñìåøíûì è ñðàçó ñäåëàë âèä, ÷òî íèêòî åãî íå êëþåò, íèêòî íà íåãî íå êðè÷èò.
È òîãäà êóðî÷êà ñîñêî÷èëà ñ íåãî è âåðíóëàñü ê öûïëÿòàì.
Íèêèòà-äîêòîð
Ãîâîðèò Íèêèòà Òîìêå:
— Íó, Òîìêà, ñåé÷àñ ÿ áóäó òåáÿ ëå÷èòü.
Íàäåë Íèêèòà íà ñåáÿ õàëàò èç ïðîñòûíè, î÷êè íàöåïèë íà íîñ è âçÿë äîêòîðñêóþ òðóáî÷êó äëÿ âûñëóøèâàíèÿ — äóäêó-èãðóøêó. Ïîòîì âûøåë çà äâåðü è ïîñòó÷àëñÿ — ýòî äîêòîð ïðèøåë. Ïîòîì óòåðñÿ ïîëîòåíöåì — ýòî äîêòîð âûìûë ðóêè.
Ïîêëîíèëñÿ ùåíêó Òîìêå è ãîâîðèò:
— Çäðàâñòâóéòå, ìîëîäîé ÷åëîâåê! Âû õâîðàåòå, ÿ âèæó. ×òî æå ó âàñ áîëèò?
À Òîìêà, êîíå÷íî, íè÷åãî íå îòâå÷àåò, òîëüêî õâîñòèêîì âèëÿåò — íå óìååò ãîâîðèòü.
— Ëîæèòåñü, ìîëîäîé ÷åëîâåê, — ãîâîðèò äîêòîð Íèêèòà, — ÿ âàñ âûñëóøàþ.
Äîêòîð ïîâåðíóë Òîìêó êâåðõó ïóçîì, ïðèñòàâèë ê æèâîòó äóäî÷êó è ñëóøàåò. À Òîìêà õâàòü åãî çà óõî!
— Òû ÷òî êóñàåøüñÿ! — çàêðè÷àë Íèêèòà. — Âåäü ÿ æå äîêòîð!
Ðàññåðäèëñÿ äîêòîð. Óõâàòèë Òîìêó çà ëàïó è ñóíóë ïîä ìûøêó ãðàäóñíèê-êàðàíäàø.
À Òîìêà íå õî÷åò èçìåðÿòü òåìïåðàòóðó. Áàðàõòàåòñÿ. Òîãäà äîêòîð ãîâîðèò áîëüíîìó:
— Òåïåðü âû îòêðîéòå ðîò è ñêàæèòå: à-à-à. È âûñóíüòå ÿçûê.
Õîòåë ÿçûê ïîñìîòðåòü. À Òîìêà âèçæèò è ÿçûê íå âûñîâûâàåò.
— ß ïðîïèøó âàì ëåêàðñòâî, — ãîâîðèò äîêòîð Íèêèòà, — è íàó÷ó ÷èñòèòü çóáû. ß âèæó, ÷òî âû, ìîëîäîé ÷åëîâåê, íåðÿõà, íå ëþáèòå çóáû ÷èñòèòü. Âçÿë Íèêèòà ñâîþ çóáíóþ ùåòêó è ñòàë ÷èñòèòü ó Òîìêè çóáû.
À Òîìêà êàê ñõâàòèò ùåòêó çóáàìè! Âûðâàëñÿ ó äîêòîðà èç ðóê, óòàùèë ùåòêó è ðàçãðûç åå íà ìåëêèå êóñî÷êè.
— Òû ãëóïûé, Òîìêà! — êðè÷èò Íèêèòà. — Âåäü ñîâñåì íå òàê èãðàþò!
Òàê è íå íàó÷èëñÿ Òîìêà èãðàòü â áîëüíîãî.
×àðóøèí Å. È.
| Êîò Åïèôàí. || Áèîãðàôèÿ ×àðóøèíà Å. È. || Âîðîáåé |
Чарушин Евгений Иванович – отечественный художник и писатель. Свои замечательные рассказы для детского чтения он сопровождал собственными иллюстрациями.
Короткие рассказы о животных, написанные понятно и занимательно, полезно читать и пересказывать начинающим читателям, в том числе и особым детям. Предлагаем рассказы Чарушина о животных, понравившиеся нашим ребятам.
«Моя первая зоология»
Истории о жизни, повадках животных в природе.
Про лису
Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встаёт на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.
Собака
У Шарика шуба густая, тёплая. Он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки – просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, хозяйское добро стережёт, злых людей не пускает, за это его все любят да сытно кормят.
Кошка
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поёт, мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит. На всех фыркает, пыжится, топорщится.
Барсук
Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный еще. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.
Пошел барсук на охоту — лягушек ловить. Под корнями во мху жуков искать. Поест, попьет, почавкает — да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору.
Кабан-секач
Это дикая свинья — кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые желуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвет, наверх выворачивает — ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечет, как топором, он клыками и волка убьет — будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.
Белка
Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть — шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок — прыг, скок — прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик — да с дерева на землю.
Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор — отравишься.
Журавль
Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!
Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, и в воду глядеться.
Сова
У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется — ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днём спит.
Две синички по лесу летали, по веткам шныряли и вдруг увидали сову. Запищали, закричали: «Эй, собирайтесь, птицы, сюда! Вот он, вот он, ночной разбойник, вот он сидит, пучеглазый!»
Волк
Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк — разбойник на охоту вышел.
Вы, собаки, громче лайте — волка пугайте! А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!
Кит
Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.
Еж
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался.
Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались — ежик и удрал к себе обратно в лес.
Слон
Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон.
Стоит слон, будто серая гора высится: ноги, как брёвна, уши, как два паруса, длинные клыки кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.
Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.
Белый медведь
Белый медведь — это зверь-бродяга. Шуба у этого бродяги теплая, ее мороз не прохватывет. Густая шерсть в воде не мокнет. Нипочем ему ни мороз, ни вьюга, ни ветер, ни ледяная вода.
Ходит, бродит белый медведь по льдам, по снегам; поймает добычу — рыбу или моржонка, наестся и сразу заваливается спать, прямо тут же на льду.
А когда выспится, опять побредет. Высматривает, вынюхивает, кого бы поймать, чем бы снова брюхо себе набить. Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. Такой долго голодным не останется, добудет себе еду.
Северный олень
На Севере снег да лед, и лето бывает короткое-короткое. Сена там не накосишь, ни корову, ни лошадь зимой не прокормишь. Только северный олень умеет там жить. Он копытами снег разгребает, достает лишайник — ягель.
Чье молоко пьет на Севере человек? Оленье.
На чем ездит? На олене.
Чье мясо ест? Оленя.
Не прожить без оленя в тех местах человеку.
Морж
Морж толстый, тяжелый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.
Нырнет глубоко под воду и пасется на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывает кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.
«Большие и маленькие»
Как мамы учат своих детёнышей выживанию в природе.
Утка с утятами
Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы, как лодочки, плавайте!
Ногами, как вёслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте.
А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина и жирные червяки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!
Зайчата
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, серенькие, здесь не увидит.
А бегать вам нельзя.
Кто на месте сидит, у того и следу нет. а следу нет – кто вас найдёт
Белка с бельчатами
На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай.
С ёлки на сосну скакни, с сосенки на осину перелети, с осины – на берёзу, с берёзы – в куст, с куста – на землю.
По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку, и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай.
У вас, бельчат зубы острые, лапки цепкие, хвост, как руль, — куда повернёшь, туда и полетишь.
Вот вы какие – ловкачи!
Медведица c медвежатами
А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.
Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.
А дичинка попадет ― и ей рады.
Волчица с волчатами
Волчатам волчица принесла еду.
Каждый еду к себе потянул.
Ворчат — рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.
Лиса с лисятами
Копай нору — подземный дом — глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой — под корнем, третий — за камнем, четвертый — в густой траве, пятый — в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять, — ты скорее в нору!
Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода — и в лес…
Только тебя и видели!
Рысь и рысенок
Ходи неслышно, ступай мягко — у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной — должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Желтые глаза — ночью видят.
Черные уши — далеко слышат.
Длинные ноги — осторожно ступают.
Мы читали рассказы о животных помногу раз и с большим удовольствием, рисовали иллюстрации. Надеемся, вам они тоже понравятся.