Чарушин рассказ про лисенка

Краткие содержанияразные авторыдрузьякак-то раз, расчищая просеку, лесник обнаружил лисью нору, в которой тихонько сидел маленький лиснок. вероятно, лиса-мать успела перетащить
  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Друзья

Как-то раз, расчищая просеку, лесник обнаружил лисью нору, в которой тихонько сидел маленький лисёнок. Вероятно, лиса-мать успела перетащить других своих детёнышей в более безопасное место, а этот бедолага остался один.

Забрал лесник малыша к себе и назвал Васькой, поскольку звуки, которые он издавал, напоминали кошачье мяуканье. Помимо него жил в доме ещё питомец – породистый месячный щенок Огарок. Шерсть его была такая рыжая, словно огонь.

Сдружились животные: вместе кушали, вместе спали, вместе играли и подрастали. К осени оба сильно повзрослели. Огарок превратился в заправского гончего пса. А лисёнок приоделся в роскошную шубу. Решил лесник посадить его на цепь во дворе, дабы в лес не сбежал. Хотел подержать его ещё какое-то время, а потом продать в городе. Однако тот умудрился порвать ошейник и сбежать.

Подозвал мужчина Огарка, закинул ружьё за плечо и направился по лисьим следам. Гончак с лаем побежал далеко вперёд и скрылся в лесу. Вскоре он выбежал оттуда плечом к плечу с другом-лисом. Оба подбежали к леснику и начали ласкаться. Не поднялась рука у лесника нажать на курок ружья, чтобы убить лисёнка.

С той поры Огарок отказался охотиться на лисиц.

Произведение учит, что настоящие друзья никогда не станут врагами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Об авторе

В 1901 году, в семье одного из значимых архитекторов города Вятки на Урале родился Евгений Иванович Чарушин. Это был самый любимый всеми детьми художник животного мира и наилучший художник анималист, которому не нашлось равных в этом занятии. Помимо этого, Евгений Чарушин оставался самым добрым и милосердным детским писателем, который смог донести до незрелого юного сознания свой непосредственный и свежий детский взгляд на животный мир и ребяческое восприятие жизни. Его человечное искусство не просто радует многие поколения юных читателей, но и обучает многих любить всех птиц и зверей.

Книги Евгения Ивановича публиковались во многих странах, количество общего тиража превышало 6 млн. экземпляров.

В 1930 году Е. И. Чарушин решил написать маленькие детские рассказы о животных, которые в дальнейшем получили весьма тёплый отзыв от Максима Горького. Как признался сам Чарушин, собственные тексты иллюстрировать ему было намного сложнее.

До наступления войны Чарушиным Е.И. было создано много книг: «Облава», «Животные жарких стран» и другие.

В военное время Евгений Иванович вынужден был вернуться в Вятку (Киров), где занимался рисованием плакатов для «Окон ТАССа» и изображением картин на партизанские темы.

В Ленинград художник смог вернуться лишь в 1945 году. Рассказ С.Я. Маршака «Детки в клетке» стал заключительной книгой Евгения Чарушина. В 1965 году он умер. В этом же году в Лейпциге проходила международная выставка детских книг, где ему посмертно присудили заслуженную золотую медаль.

Всю свою жизнь Евгений Иванович Чарушин рассказывал детям о мире животных, передавал свою «детскую» душу.

Источник

Никита – охотник—Евгений Чарушин— читает Павел Беседин

❅Евгений Чарушин. Рассказы для маленьких детей ❅
Есть у Никиты деревянный тигр, крокодил резиновый и слон. Слон из тряпок сшит, а внутри у него вата. А ещё есть у Никиты верёвочка. Вот запрятал Никита своего тигра под кровать, крокодила – за комод, слона – под стол. — Сидите там, — говорит. – Сейчас я на вас охотиться буду! А верёвочка стала змеёй. Тоже под стулом живёт, извивается там. — Начинается охота! – кричит Никита. Зарядил он своё ружьё и пополз. Полз, полз и на тигра наполз. А тигр как зарычит страшным голосом: «Рррр-ррр-ры’» А потом замяукал, как кошка: «Мяу-мяу!» Это, конечно, не тигр рычал и мяукал, а сам Никита. — Бух! Ба-бах! – закричал Никита. Это будто его ружьё выстрелило. Убил охотник тигра и пополз дальше. Полз, полз и на дикого слона наполз. Стоит слон, клыки вперёд выставил и трубит хоботом, как в трубу: «Тру! Трррр-ррр-руууу!» Это, конечно, Никита за него трубил. «Бух, ба-бах!» Убил Никита слона и дальше пополз. Полз, полз и до крокодила дополз. Крокодил зубами лязгает и мычит, как бык. Это Никита от папы узнал, что крокодилы мычат по-коровьи. «Бух, ба-бах!» — убит крокодил. «Бух, ба-бах!» — и змея готова. Всех перестрелял Никита и кричит: — Вот я какой охотник! Никого не боюсь!

Летом приехали мы на дачу и пошли гулять. — Ты что же, Никитушка, ружьё с собой не берёшь? – спрашиваю. – Ведь ты же охотник. — Ох, верно, я и забыл! – говорит Никита. Побежал он домой, нашёл своё ружьё под кроватью, надел его через плечо и шагает со мной рядом. Идём мы лугом среди белых ромашек с жёлтенькими пуговками-серединками. С цветов бабочки разноцветные слетают. Кузнечики от нас в стороны скачут. И вдруг видим мы сорочонка. Он совсем такой же, как и большая сорока, — чёрный с белым, только хвост покороче, да сам поменьше. Скачет от нас сорочонок по траве, крыльями машет, а летать ещё не умеет. Доскакал до рябинного кустика и затаился в нём. Гляжу, стал Никита-охотник на четвереньки – тоже притаился. Шёпотом спрашивает меня: — Папа! Папа! Можно мне стрелять? — Стреляй, стреляй, — говорю. – Уж раз ты охотник, так можно. И вот пополз Никита по траве к сорочонку. Долго полз с ружьем в руке. Совсем близко подобрался. Вот прицелился. И вдруг как заорёт во всё горло: — Бух! Ба-бах! А сорочонок выскочил из куста да как закричит: «Криии! Крээээ! Криии!» Никита сразу ружьё наземь бросил – и ко мне. Бежит, спотыкается, падает. Гляжу: и сорочонок тоже удирает – только в другую сторону. Так друг от друга улепётывают: сорока – в лес, а Никита – от сороки из лесу. — Ты что же, охотничек? Чего испугался? — Да как же! – говорит Никита. – Зачем она, глупая, сама кричит!

Е. Чарушин “Что за зверь”: какое краткое содержание, план, основная мысль?

Рассказ Евгения Чарушина “Что за зверь”: краткое содержание, 5,6 предложений для читательского дневника, что писать?

Е.Чарушин “Что за зверь?”: как составить план рассказа?

Какая главная мысль рассказа Чарушина “что за зверь”, анализ рассказа, что писать?

Герои рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”: любознательная девочка Катя и кролик.

План рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”:

Главная мысль рассказа Евгения Чарушина “Что за зверь”:за животными интересно наблюдать, изучать их повадки, животных надо подкармливать, особенно им трудно найти пропитания зимой.

План к рассказу “Что за зверь” получился совсем коротенький:

Главная мысль или чему может научить рассказ Евгения Чарушина?

Коротко для ч/дневника по рассказу “Что за зверь”

В рассказе описано, как девочка Катя, гуляя на улице, заметила звериные следы возле дома. Ей стало интересно, и она оставила на крылечке котлету. Однако, котлета осталась нетронутой. Сахарная косточка также осталась целой, а морковка, положенная на 3-й день исчезла. Тогда уже вся семья девочки решила узнать, что за зверь к ним приходит. Папа сделал ловушку, в которую попался кролик. Они посадили его в клетку и стали заботиться о нем.

Читая рассказ, мне показалось, что весной Катя выпустит кролика из клетки в лес, чтобы он мог вернуться в свой дом. Потому что его поймали, чтобы спасти от холодов, а не для забавы.

Краткое содержание рассказа Чарушина “Что за зверь?”:

Девочка Катя увидела утром странные следы на снегу и решила узнать, что это за зверь их оставляет. Она положила котлетку, но не тронул зверь котлету. Положила косточку и косточку не стал есть зверь. А вот морковку съел и тогда папа Кати поставил на зверя ловушку с морковкой. попался в нее белый кролик, который стал у девочки кати жить.

План пересказа рассказа “Что за зверь?”:

Главная мысль рассказа “Что за зверь?”:

Каждый зверь ест только то, что ему кажется вкусным, и не есть то, что не входит в его рацион.

Прочитав рассказ Е. Чарушина “Что за зверь” напишу краткое содержание для читательского дневника.

Впал белый снег. А на свежевыпавшем снегу хорошо видны чьи-то следы. Заинтересовалась девочка Катя, чьи же это следы. Оставила она на крыльце котлетку, а потом косточку из супа. Но все ее гостинцы остались нетронутыми. Тогда положила девочка Катя морковку для неизвестного зверька. Зверек приходил ночью и съел морковку.Тогда папа смастерил западню из ящика, положив в качестве приманки морковку. Наутро пришли все к ящику, а он упал и накрыл кого-то. Тут все увидели, что в ящике очутился пушистый кролик. Для кролика сделали клетку, и он стал там жить. А Катя кормила его травой, морковкой и овсом.

Сюжет – краткое содержание

  1. Когда Тюпа был совсем маленьким, он не умел ловить птиц, и птицы его не боялись.
  2. Сорока в деревне была знатной воровкой, а также любила громко кричать.
  3. Кошка Пунька ловила птиц только на улице, а потому не стала ловить птиц, которые поселились в доме.
  4. Томка рос, учился плавать в озере, а по ночам ему стали сниться охотничьи сны.
  5. У старушки Ивановны поселились медвежата, которые росли и становились беспокойными.
  6. Девочка Аня научила скворца разговаривать, и его нашли в лесу, когда скворец потерялся.

Рассказы Чарушина


Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) — выдающийся советский художник-график, а также автор замечательных рассказов о животных. Чарушин широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии. Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.

Про Томку

Маленькие рассказы про собачку Томку, которую взяли щенком у охотничьей собаки. Томка с удовольствием познавал мир, учился плавать, понимать, где опасность. Очень смешно было наблюдать за тем, как спит Томка: подергивает лапами, скулит, лает на…

Страшный рассказ

Рассказ про мальчиков Шуру и Петю, которые были одни в доме и их вечером кто-то напугал: в сенях кто-то топал и сопел. Тут пришли мама с папой и нашли в углу ежика. Страшный рассказ читать…

Кошка Маруська

Рассказ про кошку Маруську, которая жила у хозяина, который ее плохо кормил. Она стала ходит в лес охотиться на мышей и птичек, да так осталась там жить. Так она прожила все лето и осень, но…

Две мышки

Рассказ о том, как однажды познакомились лесная и домашняя мышь. Лесная мышь показала свои кладовки и запасы на зиму. Но заносчивая домашняя мышь хотела похвалиться своим сытым жильем и попалась в лапы кошке. Две мышки…

Воробей

Рассказ про маленького воробья, который выпал из гнезда и еще не умел летать. Никита с папой взяли его домой, кормили и ждали, когда он подрастет чтобы выпустить на волю. Воробей читать Пошёл Никита с папой…

Никита

Смешной рассказ про то, как Никита играл в охотника. Дома он охотился на игрушечных зверей, а летом на даче ему представилась возможность поохотиться на сорочонка, который не умел летать. Никита – охотник читать Есть у…

Как мальчик играл в доктора

Рассказ как мальчик Никита играл со своей собакой Томкой в доктора. Он ставил ему градусник, хотел посмотреть горло, послушать трубкой. Но собака не понимала его. Как мальчик играл в доктора читать Стал Никита играть в…

Животные жарких и холодных стран

Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры — полосатые лошади! Берегитесь, бы­стрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы!…

Рябчонок

Однажды автор с сынишкой пошли в лес за грибами и с ними пес Томка увязался. Около одной елки Томка начал вынюхивать кого-то. Это оказалась рябчиха с птенцом. Она притворилась больной и стала подальше уводить пса…

Кот Епифан

Однажды к бакенщику на Волге пришел пушистый кот и остался жить у него: вдвоем все-таки веселее. Сытая и теплая жизнь в доме бакенщика понравилась коту. Он ходил удить рыбу с бакенщиком, сопровождал того в поездках по…

Презентация «Читательский дневник. Чарушин. Рассказы.»(1класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Е.И.Чарушин «Волчишко» В этом рассказе говорится о маленьком волчишке, которого охотник забрал к себе домой. Малыш очень сильно испугался, так как в доме ему было всё незнакомо, жители дома встретили его враждебно: кот фырчал, пёс рычал и скалил зубы. В конце рассказа волчишко сумел убежать в лес. Прочитав этот рассказ, я понял, что нельзя забирать домой диких зверей, так как им хорошо живётся только на воле – в лесу, где у них дом, мама. В неволе дикий зверь может погибнуть или умереть с тоски.

Е.И.Чарушин «Лисята» Этот рассказ мне очень понравился. Он интересный и смешной. В этом рассказе говорится, как однажды охотник потерял дома маленьких лисят. Ищет лисят и найти не может. Вдруг увидел скачущий сапог. Что за чудо? Оказалось, что это лисята играли и забрались в сапог. Вот так ловкачи!

Е.И.Чарушин «Про зайчат» В этом рассказе говорится о том, как деревенские мальчишки на сенокосе нашли зайчат и принесли их домой. Зайчата были совсем крошечными, словно «мохнатые шарики», они не умели самостоятельно есть, пить. Чтобы бедняжки не умерли с голоду, им нашли кормилицу-кошку, у которой умерли котята. Когда зайчата подросли, их выпустили на волю. А у кошки родились котята. Эта история закончилась хорошо благодаря неравнодушным людям и кошке, которая выкормила зайчат своим молочком.

Е.И.Чарушин «Лесной котёнок» В этом рассказе Е. Чарушин знакомит нас с лесным котёнком. Автор подробно описывает малыша: его внешность, повадки. В тот момент, когда котёнка ужалил шмель и он запищал, автор понял, что перед ним не простой котёнок, а рысёнок. Писатель поспешил домой, так как боялся встречи с грозной мамой – рысью.

Е.И.Чарушин «Большие и маленькие» В сборнике «Большие и маленькие» несколько коротких рассказов, в которых ведётся беседа птиц и зверей с их детёнышами. Утка учит своих утят плавать, нырять и доставать со дна еду. Дятел рассказывает птенцам, как достать из коры жучка-короеда. Белка учит своих бельчат ловко прыгать и шелушить шишки. А лиса показывает лисятам, как правильно рыть глубокую нору с несколькими ходами и выходами, чтобы при погоне обхитрить собак. Все эти рассказы учат любить и понимать мир «братьев наших меньших», мир живой природы.

Цель: формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемосхем.

Задачи:

Образовательные

1. Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники.

2. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий (глаголов) .

Развивающие:

1. Продолжать развивать память, внимание, интерес к занятию.

2. Развивать связную речь детей посредством мнемотехники.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.

Оборудование:

Картина»Лиса с лисятами», пластилин, картон с изображением мордочки лисенка, мнемодорожка, яркий мешочек для игры, 2 лисенка (игрушки, муз. центр, корзинка, ленточка.

Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Орг. момент:

(дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту)

Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись.

Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись!

В:Ребята, посмотрите, здесь тропинка! Давайте мы по ней пойдем,

Секрет наверно там найдем,

Мы секретик разгадаем,

Что нас ждет сейчас узнаем!

Звучит муз. сопровождение, дети идут по ленточке-тропинке и находят корзинку, а там мнемозагадка про лису.

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной,

След хвосточком заметает,

А как ее зовут, кто знает.

Воспитатель загадывает, а дети выставляя карточки «читают» загадку, отгадывают.

В: Молодцы! Ребята, скажите, как зовут детеныша лисы (лисенок, а если у лисы не один, а несколько детенышей (лисята)

В: Правильно, а вам не кажется, что у нас в группе кто-то есть (звучит музыка, дети идут на звуки леса) и находят двух лисят (игрушки)

В: Это кто же к нам пожаловал, ребята.

Д: Лисята.

В: Посмотрите, какие лисята замечательные! Давайте с ними поиграем, вы их передавайте друг другу и говорите, какие они.

Д: (смешные, игривые, веселые, маленькие, озорные, рыжие, шустрые и т. д.)

Дети проходят на стульчики,

В: Давайте придумаем лисятам клички!

Д:(варианты ответов, например: Дик и Рик)

В: Здорово, а вы знаете у меня есть замечательный рассказ Чарушина «Лисята»

Воспитатель проводит работу над смысловой трактовкой слов и выражений (за шиворот и ловкачи, читает произведение.

Работа над текстом:

-как называется рассказ

-о чем рассказ

-как вели себя лисята

-как назвал лисят автор и почему

-чем закончился рассказ

В: Ребята, я предлагаю поиграть с лисятами.

Физ. минутка (Под музыку дети передают лисят друг другу, муз. остановилась, у кого лисята, те дети выходят в круг и танцуют, остальные на местах.)

В: Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем «расшифровывают»картинки.

Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:

1-2 ребенка пересказывают текст используя мнемодорожку.

3 ребенка распределяют карточки между собой и пересказывают только свои части,

Игровое упр. «Чудесный мешочек»(ребенок достает карточку и пересказывает сюжет)

Игровое упр. «Исправь ошибку»(дети находят ошибку в последовательности содержания текста и исправляют ее)

В: Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему (рассуждения детей)

В: Вы правы, ребята, они скучают по маме, по своей семье, а давайте на память о нашей встрече мы сделаем портреты наших лисят!

Под музыку дети из пластилиновых жгутиков выкладывают мордочки лисят по контуру. Незаметно воспитатель уносит игрушки.

В: Вы сегодня просто молодцы, какие замечательные работы получились! А где-же лисята, не вижу что-то. Хотите узнать, где они (да)

Звучит спокойная музыка, дети делают руками бинокли у глаз, закрывают глазки, воспитатель выставляет картину «Лиса с лисятами».

В: Смотрите, ребята, лисята вернулись к маме (дети смотрят, обсуждают, делятся мнениями и впечатлениями)

В: И наше занятие дети подошло к концу, давайте попрощаемся с Диком и Риком (дети прощаются, вместе с педагогом идут оформлять выставку своих работ.

Итог занятия (вместе разбирают. оценивают свою работу)

Приложение 1

 

Приложение 2

Лисята

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! — он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф — на шкафу нет.

Отодвинул комод — и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Чарушин рассказ про лисенка

Чарушин Евгений Иванович
(29.10.1901–18.02.1965)
Советский художник-график, скульптор, детский писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).

Евгений Чарушин проявил себя как превосходный художник-анималист, рисунки которого можно легко узнать по особому художественному почерку. Он обладал уникальным даром изображения не только внешнего облика зверя, но и его движений, повадок, а также нрава и характера. Сам художник объяснял свой дар следующим образом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребенок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Художник – родом из детства

«Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его
остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными.
И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».
Е.И. Чарушин.

02

Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне город Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья.

С самого детства его окружала живая природа – родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали.

В формировании характера будущего художника огромную роль сыграла его мама – Любовь Александровна. Вместе с ней он ходил в лес, приносил различные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. «Моя мама, – вспоминает Евгений Иванович, – садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, и я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов. Она, очень любящая все живое, и передала мне эту любовь…».

Понятно, что в таком доме и в такой семье мог вырасти только удивительный и талантливый человек. Каким и был Евгений Чарушин, один из лучших художников-анималистов и детских писателей.

Евгений часто ездил с отцом по области, проводил незабываемое время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, разные смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка. Наверное, поэтому, читая его рассказы, обращаешь внимание, как отличаются они от работ других писателей образностью языка и сказочностью речи.

В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. «На помощь пришло рисование… Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже». Рисовать, обучаемый отцом, начал рано. По собственному определению он рос «с карандашом и кистью в руках». В юности будущий художник и прозаик писал стихи, к которым во взрослом возрасте относился очень негативно.

Сразу после школы в 1918 году Евгений был призван в армию и продолжил там рисовать, работая помощником декоратора в политотделе. Когда же вернулся, то сразу решил – станет профессиональным художником. Поучившись недолго в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, уезжает в Петербург, исполнять свою заветную мечту – учиться в Академии художеств.

В 1927 году закончив живописный факультет педагогов А.Е. Карева, А.А. Рылова и А.И. Савинова, молодой художник принес свои рисунки в Детский отдел Госиздата, где заведующий отдела – известный художник Владимир Лебедев сразу рассмотрел в Чарушине большой талант. Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ «Мурзук» Виталия Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее сразу была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин проиллюстрировал еще несколько книг: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Как мишка большим медведем стал». В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Когда началась война, Чарушин эвакуировался из Ленинграда в родной город на берегу Вятки – Киров. И был вынужден отойти от любимой тематики и техники. Среди работ Чарушина того времени – оформление спектаклей драматического театра, создание плакатов для «Окон ТАСС», иллюстрирование сборников «Наука ненависти» и «Боевые дни», роспись общественных помещений города Кирова – от Дома пионеров до заводской столовой.

В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. Продолжал иллюстрировать книги, кроме этого, мастер создавал станковые литографии для детей, а также занимался росписью по фарфору.

Чарушин был разносторонне увлеченным человеком: любил плавание, играл в шахматы. Его привлекала музыка и поэзия, театр и живопись, а за страсть к изобретательству его наградили прозвищем «Евгеша-изобретатель». Евгений Иванович запатентовал несколько изобретений – в частности, колесо, бегающее по воде, любил мастерить различные поделки от игрушек до планера.

Последние годы жизни Чарушин тяжело болел. Смерть Евгения Чарушина наступила 18 февраля 1965 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

***

«Известно, что художник жив, пока жива память о нём. Обязанность и долг нашей семьи
прикладывать все усилия к тому, чтобы люди ценили труды моих предков…»
Н.Н. Чарушина-Капустина.

Личная жизнь Евгения Ивановича была счастливой и спокойной. В 1928 году начинающий художник и писатель женился на землячке Наталье Зоновой, с женой жил дружно. Через 6 лет родился единственный наследник и продолжатель дела отца Никита. Любимый сын стал главным героем сборника рассказов Евгения Чарушина «Никитка и его друзья».

Дело художника живет в его потомках-художниках: сыне, внучке и правнучке. Никита Евгеньевич Чарушин (08.07.1934 – 17.02.2000), как и его отец, почти полностью посвятил своё творчество анималистической детской книге.

Евгений Иванович успел увидеть свою внучку Наташу. Наталья Никитична Чарушина-Капустина – член Союза российских художников, иллюстратор произведений Сельмы Лагерлеф, Виталия Бианки и Николая Сладкова, автор книг о природе для детей. Кроме того, внучка Евгения Ивановича Чарушина увлекалась росписью оловянной миниатюры. Правнучка Евгения Чарушина названа в честь деда. Она автор и иллюстратор детских книг. Евгения Чарушина-Капустина продолжает семейные традиции книжной графики для детей, занимается просветительской работой, проводит встречи в школах и библиотеках, рассказывая о художниках Чарушиных, о работе над книгами и преемственности поколений.

Иллюстрации Евгения Чарушина

«Нет большего счастья для художника и для писателя, как создавать свои любимые
образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам».
Е. И. Чарушин.

20

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку.

Секрет Евгения Ивановича Чарушина был не только в его художественном и литературном таланте, но в его детском мироощущении, которое он всегда сохранял. Мир животных – был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

Е.И. Чарушин очень любил животных. В иллюстрациях художника-анималиста мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него были свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои — реалистичные и сказочные одновременно. Он стремился лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с животным миром.

Художник подробно и конкретно изучил повадки животных и, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация индивидуальна, не похожа на другую. В каждой изображён свой собственный эмоциональный образ – персонаж с индивидуальным характером, соответствующим определённой ситуации.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному).

33 Главным он считал создание образа: «Если нет образа, так и изображать нечего», – говорил Евгений Чарушин. – «Я хочу понять животное, передать его характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка, – я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и почувствовать».

 Герои Е. Чарушина добры, красивы и привлекательны. Художник очень любил изображать звериных детёнышей.

34
Е. Чарушин. «Тюпа, Томка и сорока». 1963 г.

Как художника-анималиста, его притягивали пушистые, мягкие и еще совсем беспомощные создания. Со всей добротой и обаятельностью он изображал их для детей.

У художника получались невозможно пушистые котята и цыплята, мохнатые медвежата и взъерошенные воробьишки.

Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура делает его иллюстрации запоминающимися. Он рисует необычайно искусно, пятнами и штрихами, передав при этом всю палитру чувств и великолепия этого создания. Зверь может быть изображён просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры – упругость поднятой дыбом длинной и жёсткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшёрстка.

43
И. Белышова. «Упрямый котенок». 1946 г.

Большую роль в эстетическом воспитании детей Евгений Чарушин отводил эстампу. Как картинка для детей, эстамп должен был радовать глаз ребёнка. Здесь художник использовал те же изобразительные принципы в создании образа животного, что и в иллюстрации.

Евгений Иванович с большой любовью выписывал своих персонажей. Трогательные малыши надолго остаются в памяти.

Книги Евгения Ивановича Чарушина


Важной вехой в биографии мастера стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил его в том, что он должен начать писать сам.

50 Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей – Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Как писателя его отличают богатство языка, сказочность речи, юмор и то, как живописны звуки в его рассказах.

 Книга Маршака «Детки в клетке» (1967 г.) стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге.

51

Творчество Евгения Чарушина получило широкое признание. Его книги переведены на многие языки мира. Тираж книг Чарушина, изданных в России, Англии, Франции, Италии, Японии, Болгарии, США, Индии и в других странах, превышает шестьдесят миллионов экземпляров.

Чем же примечательно его искусство, которое, радует уже несколько поколений юных читателей, живущих на разных континентах земного шара? Всё очень просто – оно доброе, гуманное и человечное. Его творчество выражает любовь к жизни, к природе, к животному миру и учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

«Через искусство, слово и картинку, идёт процесс воспитания. Педагогическая и эстетические задачи
во всех книгах Евгения Чарушина взаимосвязаны. Он, один из самых тонких педагогов, разработавших
целую систему художественного воспитания детей, всегда был увлечён непосредственно работой
по созданию произведений искусства, был одержим искусством. Поэтому в его книгах нет надоедливой
назидательности, именно поэтому и только поэтому они выполняют функцию поучительности
без назойливых наставлений…»

В. Механикова

«Дети и животные всю жизнь были в центре внимания ленинградского художника, писателя Евгения Ивановича Чарушина.
Силы и помыслы, душевную доброту, замечательный талант отдавал он детям. Циклы иллюстраций к семидесяти книгам,
из них тридцать к собственным рассказам, созданы за три десятилетия активного творчества. Несколько поколений
будущих пап и мам выросли, знакомясь с животным миром по книжкам Чарушина. Знаменитые «Детки в клетке»
С. Маршака и Е. Чарушина навсегда сделали их друзьями и тигрёнка, и полосатых лошадок, и длиннохвостого кенгуру.
Образы медведя, волка, рыси, оленя, других многочисленных обитателей лесов вошли в сознание такими, какими их увидел
и нарисовал художник. Забавный котёнок, щенок Томка, Мишка, который после смерти матери «большим медведем стал»,
сопровождали их детство…»
В. Механикова

При подготовке данного материала использовались:

55

1. Мир Чарушина : Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель / составители И. А. Бродский, Н. Е. Чарушин. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 230 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Эта книга не только познакомит Вас с иллюстрациями, с жизнью и творчеством известного художника-анималиста Евгения Ивановича Чарушина, но и раскроет его для Вас, как интересного писателя. В сборник вошли 18 рассказов мастера, несколько его статей и воспоминания о нём его друзей.

56

2. Кузнецов, Э. Звери и птицы Евгения Чарушина / Э. Кузнецов – Москва : Советский художник, 1983. – 159 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Книга Э.Кузнецова – не монографическое исследование, а рассказ о жизненном пути выдающегося мастера изобразительного искусства, известного прозаика и детского писателя Евгения Ивановича Чарушина и о том, что составляло и продолжает составлять ценность сделанного им.

3. Незабываемый мир Евгения Чарушина. – Текст : непосредственный // Юный художник. – 1989. – № 6. – С. 25–27.
4. Евгений Чарушин. – Текст : электронный // 24 СМИ : [сайт]. – URL: https://24smi.org/celebrity/83511-evgenii-charushin.html (дата обращения: 22.05.2020).
5. Евгений Чарушин: биография, произведения, картины, фото // Fb.ru : [сайт]. – URL: https://fb.ru/article/211180/evgeniy-charushin-biografiya-proizvedeniya-kartinyi-foto (дата обращения: 22.05.2020).
6. Евгений Иванович Чарушин (1901–1965). – Текст : электронный // Художники Чарушины : [сайт]. – URL: https://vk.com/topic-68483490_29615933 (дата обращения: 22.05.2020).

  • Чарушин рассказ лесной котенок
  • Чарушин рассказ про женю
  • Чарушин лисята иллюстрации рассказ
  • Чарская л а гимназистки рассказ тайна конспект урока
  • Чарская лидия рассказы для детей читать