Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
детский
сад № 5 «Звёздочка» комбинированного вида муниципального района город
Нея
и Нейский район Костромской области.
Конспект
Непосредственной
организованной образовательной деятельности
педагога
с воспитанниками старшей группы
общеобразовательной
направленности
образовательная
область: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Пересказ
рассказа Е. Чарушина «Еж»
Автор-
составитель:
Красильникова
Наталья Николаевна,
воспитатель,
первая
квалификационная категория
по
должности воспитатель.
Конспект
по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»
Цель:
Обучение пересказу текста с наглядной опорой в виде иллюстраций отражающих
последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с произведением Е. Чарушина «Еж»
-научить
пересказывать рассказ по картинкам.
Развивающие:
— развивать умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные:
— воспитывать умение внимательно слушать других детей не перебивая.
Ход
НООД
Сюрпризный
момент:
Дили-дили- дили- дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили- дили- дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день!
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я, нашла в нашей группе посылку, давайте посмотрим, что в ней.
(открывают
посылку, там новая книга и записка. читают записку)
Дорогие
ребята, здравствуйте. Я знаю, что вы очень любите читать разные книги и узнавать
новое. Вы очень добрые и любознательные. И я решила сделать вам небольшой
подарок и подарить очень интересную книгу. Надеюсь вам она понравиться.
Умная
сова. (Воспитатель берёт книгу из неё выпадает картинка Ежа.)
Воспитатель:
Ребята, кто изображён на этой картинке?
Дети:
ёжик
Воспитатель:
давайте пройдём и сядем на свои места
Рассматривание
картинки ежа.
Воспитатель:
Что есть у ёжика?
—
Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)
—
Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)
—
Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко…)
—
Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?
(Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).
Ой
ребята, а ведь в новой книге есть рассказ который называется «Еж» —
хотите послушать его?
2.
Чтение рассказа.
По
ходу чтения рассказа педагог вывешивает картинки на доску.
Евгений Чарушин.
ЁЖ.
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он
там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками — везде
иголки торчат. Закатали ежа в шапку
и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддоннике.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом вылез из колючек черный ежиный носик и
задвигался. Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть.
Поел и снова шариком
свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись,
зазевались — ежик и удрал к себе обратно в лес.
3.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным
предложением.
·
Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)
·
Кого они нашли? (Они нашли ежа)
·
Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)
·
Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)
·
Куда дети принесли ёжика? (Дети принесли ежа домой)
·
Почему они не укололись? (Они закатили, ежа в шапку)
·
Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)
·
Что случилось дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал,
убежал к себе в лес)
Физкультминутка:
Ежик – чудачек
Хитрый ежик – чудачек (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)
5. Повторное чтение рассказа.
-Я
прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно слушайте.
К
каждой фразе воспитатель показывает на картинку.
На
доске выставлены картинки все последовательно.
6.
Пересказ по плану с наглядной опорой в иллюстрации. Расскажите историю про ежа.
Иллюстрации вам помогут.
Пересказывают
рассказ 3-4 человека
Воспитатель:
Как вы думаете ребята получилось у нас рассказать рассказ о еже?
Мы
научились с вами пересказывать рассказ?
Как
вы думаете правильно ли мы пересказали рассказ?
Ребята
если мы с вами рассказ пересказали правильно, то нас ждет сюрприз. (на обратной
стороне картинки кармашек, в кармашке раскраски с изображением ёжиков. Вы все
сегодня были молодцы, и я предлагаю вам раскрасить раскраски и отправить их
умной сове Вы согласны? (да)
Тема: Е. Чарушин «Страшный
рассказ»
Цель
урока:
познакомить учащихся с содержанием
произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
· Формировать умение отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного;
·
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
·
Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.
Формирование
УУД:
Предметные
умения: познакомить с творчеством Е. Чарушина; продолжить развивать навык
выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя,
развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге. Развивать
умение работать с текстом.
Метапредметные
УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Познавательные
УУД:
1. Извлекать
информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, текст,
иллюстрация).
2.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.
Ориентироваться на развороте учебника.
4.
Находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные
УУД:
1.
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Оформлять свои
мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого отрывка текста.
Формулировать ответы на вопросы.
Уметь воспринимать на слух
художественное произведение.
Принимать участие в диалоге, общей
беседе, выполняя правила речевого поведения.
Регулятивные
УУД:
1.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.
Учиться высказывать своё предположение.
Личностные
УУД:
1. Проявление
интереса к уроку литературного чтения; формирование ценностного отношения
к полученным знаниям (бережное отношение к природе).
Ход
урока:
1.Мотивация
к учебной деятельности
— Мне
очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что
вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние
не покидало вас в течение всего урока.
2.
Проверка домашнего задания
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? М.
Пришвина «Ребята и утята». У вас на столах лежат сигнальные карточки. Я буду
задавать вопрос, а вы показывать ответ. (Да и Нет)
Вопросы:
1. События в рассказе «Ребята и утята» происходили зимой —
2. Ребята закидали ребят шапками +
3. Утят было 7 –
4. Утка бросила утят и улетела –
5. Ребята отпустили утят +
-Откройте учебники на стр.134 и зачитайте
последнюю строчку. И мы скажем до свидания рассказу М.Пришвина «Ребята и
утята».
3.Актуализация
опорных знаний, постановка целей урока, определение темы.
Мы продолжаем работу по разделу О
братьях наших меньших. Посмотрите на обложки книг и прочитайте их названия.
Прочитайте автора, который написал эти произведения. (Слайд 1,2)
Е.И. Чарушин родился 29 октября
1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала
маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят,
индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим
любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже
воспитывать жирафа. Так проходило его детство.
-Откройте учебники на стр.136. и прочитайте
как Е. Чарушин назвал свой рассказ.
-Какая будет тема нашего урока?
(Слайд3)
— Предположите, о чём будет это
произведение.
-Для того, чтобы
проверить и уточнить свои предположения мы прочитаем этот рассказ.
4. Изучение
нового материала.
Первичное
знакомство с произведением. Чтение рассказа учителем и обучающимися.
-Подтвердились ли наши предположения?
«Чтение
вслух с остановками».
После прочтения
каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста.
1)-Как звали
мальчиков?
-Где они жили?
-Почему мальчики
остались одни?
2) -Что сделали мальчики, когда
стемнело?
— Большие
они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами
разделись, легли спать в свои постельки)
3) -Кто по стене может ползать?
4) -Прочитайте
разговор мальчиков.
Этот абзац отличается
от других. Это диалог. Кто главный герой диалога?
— О чём говорили дети?
— На самом деле им было страшно?
Словарная
работа (по ходу чтения):
5)- Что такое сени? (Показываю
изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в
деревенских избах.) Ударение.
-Что услышали
мальчики?
5.Физкультминутка:
6. Продолжение
работы по теме урока
6)- Почему мальчики спрятались?
-Почему же детям было страшно? (Они
не знали, кто топает)
— И вам, наверное, тоже было
страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем
что-то страшное, ужасное.
-Какой вопрос хочется задать
автору? (Кто напугал мальчиков?)
7,8) Прочитайте про себя
дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
— Кто испугал ребят? (Ёжик)
— Кто из вас видел ежа? (Показываю
изображение ежа)
— Что вы знаете о ежах?
— Чем полезны ежи?
— Перечитайте момент, когда пришли
папа с мамой.
Прочитаем вслух
цепочкой.
Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
Да это ёжик!
Как мы будем
читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть,
испуг, удивление, злость, облегчение
— Для чего ёжик забрался в дом? Где
настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и
птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых
животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно
отпустить)
— Почему ёж навестил ребят ночью?
(Ночной житель)
— Как папа с мамой
отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
— Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом
мальчики.
— Какие непонятные слова
встретились?
Словарная работа ЧУЛАН – помещение
в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана
Чтение теста вслух
с остановками до конца
прочитай текст до конца.
— Как поступили с ежом мальчики?
— Почему его уже потом никто не
боялся?
Работа с текстом
после прочтения:
Проблемный вопрос: — Как вы
считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают
страх).
Домашнее
задание (Слайд 4)
— Как Шура и Петя уговаривают себя
не бояться? –Вернемся
к их разговору, отметьте его. Дома вам нужно будет перечитать рассказ и приготовить
чтение диалога по ролям. Но прежде определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не
спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
7. Итог урока.
Рефлексия деятельности на уроке.
-Как называется рассказ, который мы
сегодня прочитали?
-Кто автор?
-Кто
главные герои?
-Кто напугал мальчиков?
Рефлексия
Этапы продолжительность
Организация рабочего пространства
Деятельность педагога
Предпологаемая деятельность детей
Планируемый результат
1.Организационно- мотивационный этап
2.Основной этап.
3.Заключительный этап.
Дети полукругом стоят рядом с воспитателем.
Дети садятся на ковёр.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу.
Игра приветствие…
Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуйте носик, здравствуйте гости.
Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку я открыть не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе.
-Как вы думаете от кого оно?
-А хотите узнать?
Тогда давайте присядем на ковёр и внимательно посмотрим на экран.
На экране почтальон Печкин.
«Добрый день дорогие ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас их нет. Но я вижу что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.
Если вы отгадаете загадку и расскажите мне о чём сегодня ройдёт речь у вас в группе то посылка ваша!»
Внимательно слушайте загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной.
-Правильно, ребята, это ёж.
Рассматривание ежа. (картинка или игрушка)
Постановка проблемного вопроса:
-А что это у ежа из спины торчит?
-А зачем ему швейные иголки, он что одежду будет шить.
-А как он спасается от врагов?
-Что ест ёж?
-Что ёж делает зимой?
-А когда ёж просыпается?
-Какие иголки вы ещё знаете?
-Ребята скажите, а почему все эти иголки называют одним словом?
Если дотронешься до иголок ежа, то можно уколоться.
Дидактическая игра «Найди опасный предмет»
Ребята подойдите все ко мне и посмотрите перед вами на подносе лежат различные предметы, выберите из них самые опасные и те которые можно использовать, но под присмотром взрослого.
-Чем эти предметы схожи с ножом?
-Как надо обращаться с такими предметами?
-Так чем же можно уколоться?
-Правильно ребята.
-Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня я буду читать вам рассказ, вы наверно уже догадались?
Чтение рассказа.
Давайте с вами присядем на ковёр и послушаем внимательно рассказ.
-Ребята, послушайте пожалуйста рассказ который называется «Ёж». А написал этот рассказ детский писатель Е. Чарушин. Он был не только писателем, но и замечательным художником. Ребята присядьте и внимательно послушайте рассказ. А ёжик пусть сядет на стульчик и тоже вместе с нами послушает.
По ходу рассказа показ слайдов-презентация.
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка его возьми руками-везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддончике. А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались-ёжик и удрал к себе обратно в лес.
-О чём говорится в этом рассказе?
Беседа по содержанию.
Ребята а давайте научим нашего ёжика-ещё отвечать на вопросы не одним словом, а целым предложением.
Вопросы:
-Где ходили ребята?
-Кого они нашли?
-Где сидел ёжик?
-Что сделал ёжик от страха?
-Куда дети принесли ежа?
-Почему они не укололись?
-Что ребята ему дали?
-Что было дальше?
-Что означает слово со страху, удрал?
-Ребята, а как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес?
Физкультминутка.
Ребята, а теперь пришла пора немного поиграть. Что то наш ёжик заскучал. Давайте все с вами встанем и выполним движение
Вместе со мной. Выходите на лужок, становитесь все в кружок.
Ёж с ежатами
Под огромную сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Мы вокруг всё оглядим,
На пенёчках посидим,
А потом все дружно спляшем
Вот так ручками помашем.
Помахали, покружились
И домой заторопились.
-Ребята у нашего ёжика в лесу есть друзья лисята. Они очень любят играть вместе с ёжиком. И их мама лиса просит вас ей помочь. Послушайте ребята.
Игра называется «Что лисятам приготовить на обед» для этого вам нужно разделиться на команды.
Жили были 2 брата лисёнка. Как их звали? Имена придумайте сами. Кличка одного брата называлась коротким словом. Называет первая команда.
-Так как его назовём?
А для клички второго лисёнка подберём длинное слово-называет 2 команда.
Мили любил всё что называлось коротким словом, а Рыжехвостик, наоборот любил все длинные слова. У мамы лисы было много хлопот с приготовлением обеда: Что готовить каждому не знает. Поможем ей дети выбрать названия для первого блюда.
Первая команда помогите мне
-Что стал бы есть Милли? Не забудьте что названия должны быть короткими.
Задание для второй команды:
-Что можно приготовить для Рыжехвостика? Помните что название должно быть длинным.
1 команда:
-А какое второе блюдо мама лиса могла бы приготовить для Милли?
2 команда мне ответьте:
-А для Рыжехвостика что можно приготовить на второе?
1 команда:
-Что мог бы получить Милли на третье?
2 команда:
-А Рыжехвостик на третье?
Спасибо вам ребята помогли вы маме лисе своими ответами. Теперь она точно знает что приготовить. И сумели порадовать наших лисят.
Повторное чтение рассказа.
-Ребята посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.
Давайте их разложим с вами по порядку.
С чего начался ваш рассказ?
Какую картинку мы поставим первой?
Что было дальше? И т.д.
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
А теперь расскажите историю про ежа. Схемы, карточки вам в этом помогут.
Обратите ребята внимание на экран:
Печкин благодарит детей и посылка открывается-там книга Е. Чарушина или раскраска из рассказа «Ёж».
-Ребята давайте поблагодарим Печкина за такой подарок. Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.
-Вот и подошло к концу наше занятие.
-Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-Кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Самооценка.
У нас на столе 2 коробочки: в одной солнышки; в другой-тучки.
Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте: если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интереснои трудно-тогда возьмите тучку.
-Ёж
-Иголки
Рассуждение детей ёж защищается иголками от врагов.
-Ёж сворачивается шариком и выставляет иголки.
-Ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).
-Ёж зимой спит.
-Ёж просыпается весной, когда становится тепло).
-Иголки у ёлки, швейные иголки.
-Потому что они острые и колятся.
Ответы детей.
-Осторожно.
-Колючкой, иголкой, булавкой, шипом розы, кактусом.
— О еже.
Дети слушают рассказ.
-Ответы детей.
-Дети отвечают полным предложением.
-Ребята ходили по лесу.
-Они нашли ежа.
-Ёжик сидел под кустом.
-Он от страха свернулся шариком.
-Дети принесли ежа домой.
-Они закатили ежа в шапку.
-Ребята дали ему молока.
-Ёжик развернулся, начал есть молоко, а потом удрал к себе в лес.
-От испуга, убежал.
-Ёж не домашнее, а дикое животное.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Бегут друг за другом.
Повороты головой.
Приседают.
Пляшут.
Машут руками.
Кружатся.
Разбегаются по своим местам.
Ответы детей.
-Суп, уху, борщ, щи.
-Свекольник, рассольник, щавельник.
-Плов, рагу, кашу, яйца.
-Котлеты, тефтели, макароны.
-Сок, чай, морс.
-Лимонад, кефир, молоко.
Дети повторно слушают рассказ.
Дети выстраивают графическую мнемодорожку – план рассказа на мольберте.
Дети рассказывают рассказ по цепочке: сначала одна команда, затем-другая.
Ответы детей.
Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.
Дети с интересом рассматривают ежа.
Развитие произвольного внимания, памяти.
Координация речи с движениями.
Развитие связной речи. формирование навыка работы по алгоритму.
Ёж — одно из самых любимых животных детей. Маленький лесной житель «заочно» покорил сердца всех ребят. Ну, как можно его не любить: маленький зверек, покрытый мягкими иголками, который умеет сворачиваться в очаровательный колючий «мячик»?.. Сегодня расскажем детям о ежах все тайны и известные интересные факты.
Рассказ про ежа для детей
Живут колючие ежики преимущественно в лиственных и смешанных лесах. Они обустраивают свои гнезда в корнях деревьев. День проводят дома, а ночью выбираются на охоту. Ежи — ночные животные.
Исключительной и самой запоминающейся особенность ежиков — это покрытие тела иголками. Нет, брюшко и лапки, мохнатая мордочка очень даже мягкие и пушистые. А вот спинка, покрытая броней в виде острых иголок, отлично справляется со своей ролью защиты. Лапки ежика маленькие с небольшими коготками. Но это не мешает ему быстро и немного громко бегать.
У ежиков удлиненная мордочка и маленький влажный носик, и глазки-пуговки, которые к слову сказать, не отличаются хорошим зрением.
Ежи, как и медведи, практически всеядное животное, но все же преимущественно хищник. В основе меню колючего лесного жителя — насекомые, червяки, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, небольшие ядовитые змейки, земляника, малина.
Осенью, ёж собирает себе мягкую подстилку из сухих листьев. Сворачивается клубочком и катится по поляне. Листья, которые наткнулись на его уголки переезжают в его норку и становятся теплой постелькой на всю зиму. Еж спит все холодное время года. А когда просыпается с теплыми лучами весеннего солнца, то уже в компании нескольких ежат.
Малыши ёжики рождаются совсем без иголок и с закрытыми глазками. Спустя пару часов на их теле начинают появляются иголочки — только мягкие и нежные. Ежиха кормит малышей молоком. Пока ежата не окрепнут, и их иголки не станут острыми и темными, они не отходят от мамы.
Чуть подросших малышей мама и папа воспитывают вместе: учат их охотиться, добывать пропитание, строить гнезда.
Если случилось так, что ежик поселился в вашем доме, угостите его молочком и будьте готовы к громкому топанию по ночам. Но зато и всех мышей он выловит в округе.
Когда я рассказывала о волшебной серии книг «Занимательная зоология», то уже там мы узнали массу интересных фактов о ежах. Узнаем и еще кое-что занимательное:
Интересные факты о ежах
- Ежики всю зиму спят в норках.
- Норки могут достигать глубины в 150 см.
- Рождаются ежики с мягкими иголками, которые потом утолщаются и крепнут.
- Каждая иголка растет 12 месяцев
- Яблоки ежики не накалывают на спину, но, зато они любят кататься в яблоках. Так они избавляются от вредителей и чистят спинку.
- Ежикам не страшны практически никакие ядовитые вещества.
- У ежиков вырастает 36 зубов.
- Они слабо видят, но отлично слышат и очень быстро бегают до 3 метров за секунду.
- А еще некоторые ежики умеют плавать!
- За ночь один еж может съесть больше 100 насекомых!
- У ежей 36 зубов.
- Во время спячки еж делает всего 6-8 дыханий в минуту, а температура тела ежа — всего 2 градуса Цельсия, тогда как при бодрствовании — 34. За зимний период ежики значительно теряют в весе, который они усиленно восполняют после пробуждения.
Загадки про ежика
Загадка про ежика поможет закрепить знания и развить смекалку.
Необходимы всем иголки для шитья.
Кому нужны иголки для житья?
(Ежу)
Вот клубочек, но не мяч.
Рта не видно, а кусач.
(Ёж)
Нос как у свинки, да колки щетинки.
(Ёж)
Фыркает, когда сердит
Весь колючками покрыт
С головы до ножек
Зверёк этот
(Ёжик)
Между сосен, между ёлок
Пробежали сто иголок.
Сто иголок не простых,
Едут яблоки на них.
(Ёж)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж)
Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго.
(Ёжик)
Колючий,не бритый
Серый колобок.
(Ёжик)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это …
(Ёж)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки — ни одной.
(Ёж)
По тропинке идет,
Лес на спинке несет.
(Ёж)
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит:
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек?
Ты узнал? Ведь это –
(Ёжик)
Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это
(Ёжик)
Ночью топает, как слон.
Угадай-ка, кто же он?
(Ёж)
Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это?
(Ёжик)
Вот еще загадка про ежа.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)
На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок —
Ни головы нет, ни ног.
(Ёжик)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёж)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
(Ёж)
Словно елка,
Весь в иголках.
(Ёжик)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёжик)
Этот зверек не даст себя мучить,
Поэтому он очень колючий!
(Ёж)
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
(Ёжик)
Стихи про ежа
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ежику колючки.
Еж доволен — сыт, умыт,
На кроватке сладко спит!
Хитрый ёжик
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.
П. Воронько
Ёжики смеются
У канаки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобно булавки:
Мы булавкам сами утыканы.
Корней Чуковский
Ёжик
Ёж колючками оброс,
Для чего же? Вот вопрос.
Чтоб ему клубком свернуться,
От зверей злых увернуться.
А. Тесленко
Ёжик
— Что ж ты, Ёж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Борис Заходер
Ира и Ежик
Ира просит: «Ежик, Еж!
Ты мне платьице сошьеш?»
Еж ответил из-под елки:
«Ниток нет — одни иголки!»
Серый ежик
Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.
Ходит Ёжик по тропинке
Ходит Ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка?
О. Малиновская
Ежик
Ёжик носит не футболки,
Не рубашки, а иголки!
И в шкафу закрыт на ключик
У него запас колючек.
Н. Шемякина
Колючий еж
Не трогай шубку ты мою,
Тебя я больно уколю,
Хоть на клубочек я похож,
Зовут меня колючий еж.
Н. Летошко
Ежик-сапожник
Шьёт своим ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Новые сапожки.
Живёт на свете зверь смешной
Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!
Ёж и лиса
Бежит ежик
Вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
— Дай, переведу?
Отвечает серый ежик:
— У меня две пары ножек.
Сам я перейду!
Самуил Маршак
Ежи Ежовичи
Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Знают, если есть еда,
Не страшны и холода.
Ёжик
Как-то еж бежал под елкой,
Видит вдруг: кругом иголки.
Еж воскликнул: ой-ой-ой!
И бегом к себе домой.
Стал у зеркала считать:
Раз-два-три-четыре-пять,
Десять-двадцать-тридцать… двести!
Все иголочки на месте!
Хитрый Еж
Возвращался еж домой —
Хлынул дождик проливной,
Ручейки помчались с гор.
Еж не растерялся,
Быстро встал под мухомор
И сухим остался.
Обошелся хитрый еж
Без зонта и без галош.
Как умывается ежик
Hа жаpе в лесу спpосонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз беpет,
Моpдочку ежонку тpет.
Только спину, только спину
Hе потpешь pодному сыну.
Ходит по pосе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хоpошо, pебята, все ж,
Что никто из вас не еж!
Г.Виеpу
Ёжик и Кактус
Ёжик Кактус повстречал,
Ёжик Кактусу сказал:
— Отчего позеленел?
Крокодила, поди, съел.
Кактус Ёжику своё:
— Серым стал ты отчего?
Видно, солнечных лучей
Не хватает для ежей.
Тамара Маршалова
Ёжикино счастье
Носик, мордочка, колючки.
Ушки, лапки, коготки.
Словно шапку нахлобучил.
Ёжик нёсся напрямки.
А в осеннем небе тучки,
Дар осенний на траве…
На своих несёт колючках
Фрукты ёж к своей норе.
Нипочём ему ненастье,
Нипочём и холода.
Будет ёжикино счастье,
Если в норке есть еда.
Александр Бефорт
Ежи
Ёж ежу шепнул в тиши:
«Тише, братец, не шурши,
Топай лапками потише,
Чтобы нас никто не слышал,
Спелых яблок урожай
На иголки нагружай,
Выбирай что покраснее
И в обратный путь скорее.
В доме ждут давным-давно,
А в саду темным-темно.
Ну, пока что суть да дело,
За работу дружно, смело.
Натаскаем яблок кучу
Для братишек невезучих.
Мама с папой будут рады
И похвалят нас в награду».
Владимир Дюков-Самарский
Колыбельная для ёжика
Спи, мой ёжик, спи, сыночек,
Глазки закрывай.
Пусть тебе приснятся сказки,
Баю-баю-бай.
А луна плывет по небу,
Освещая лес.
Лес наш, ёжик, не обычный,
Это лес чудес.
По ночам здесь бродит леший,
Очень добрый он,
И разносит малым деткам
Он волшебный сон.
Тихо-тихо, незаметно,
Леший подойдет,
Под подушку сон положит
И тебе споет:
Спи ежонок, спи, колючий,
Глазки закрывай,
Пусть тебе приснятся сказки,
Баю-баю-бай.
Оксана Лукина
Колючая сказка
Выл колючий ветер.
Шел колючий дождик.
По тропе колючей
Шел колючий ежик.
И на самой длинной
Из своих колючек
Нес колючий ежик
Свой колючий ключик.
На колючей дверце
Меж колючих кочек
Он открыл колючий
Маленький замочек.
И вздохнул печально:
— Что это за участь!
Ох, как надоели
Колкость и колючесть!
Дома был бы кстати
Стеганный халатик,
Да еще — на лапки
Вязаные тапки…
Удружите ежику —
Ежик будет рад:
Подарите ежику
Тапки и халат!
Михаил Яснов
Про ежат
В огороде под кустом
Серый ёж лежал пластом.
Я его колючий бок
Пальчиком потрогал.
Не свернулся он в клубок,
Лишь отполз немного.
Ёжик, ёжик, что с тобой?
Может, взять тебя домой?
Ёж сердито запыхтел
И прижался к грядке.
Я поднять его хотел,
А под ним — ежатки.
Двое маленьких ежат
Под ежихою лежат.
У ежат, у ежат
Розовые спинки,
Только кое-где дрожат
Мягкие щетинки.
Знаю я теперь секрет:
У ежат иголок нет.
Повзрослеют малыши —
Затвердеют спинки.
И пойдут гулять ежи
По лесной тропинке.
А пока, а пока
Лезут к маме под бока.
Завершая увлекательный рассказ про ежика, сделайте вместе с ребенком вот такую интересную аппликацию:
Вот так детям про ежика в легкой и доступной форме.
Смотрите и другие статьи про животных:
Детям о медведях
Детям о мышах и крысах
Интересно про насекомых
Пернатые соседи, или что рассказать о птицах
Про кошку детям — сказка на ночь
Про снежного барса
С любовью,
«Цветы жизни».
Загрузка…
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 154-156.
УКМ «Школа России»
Раздел «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Объясни название раздела. Почему мы называем животных меньшими братьями?
Этот раздел о животных. Мы часто называем животных нашими меньшими братьями, поэтому так назван и раздел.
Мы зовем животных меньшими братьями, потому что они во многом зависят от нас. Они слабее, уязвимее. Человек может им легко навредить, но не должен этого делать. Он должен любить животных как братьев.
2. О чём писатели заставляют нас задуматься?
Писатели заставляют нас задуматься о том, что человек тоже является частью природы. И если он вредит природе, то тем самым вредит и себе.
Писатели говорят нам о необходимости бережного отношения к природе, о том, что животных нужно любить и беречь. Они говорят об ответственности человека перед природой и своими питомцами.
3. Какой из прочитанных рассказов показался тебе наиболее интересным? Что в нём запомнилось?
Наиболее интересным мне показался рассказ Бианки «Музыкант». Мне запомнилось, как медведь играл на щепке и поразило то, что эта игра доставляла ему настоящее удовольствие. Медведь понимал музыку и это удивительно.
4. Есть ли в этом разделе сказки о животных?
В этом разделе есть сказки Валентина Бианки «Сова» и Бориса Житкова «Храбрый утёнок».
5. Что общего и чем различаются сказки и рассказы о животных?
Общего у сказки и рассказа то, что их героями являются животные и люди.
Отличаются они тем, что в сказке животные могут говорить и ведут себя, как люди.
6. Чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста?
В художественном рассказе писатель создает образ, рисует картину, которая волнует читателя, он выражает своё отношение к происходящему, описывает конкретный случай.
В научно-познавательном тексте рассказывается о конкретном явлении или предмете, приводятся факты, примеры. В нём нет героев и сюжета.
7. Сравни рассказ Чарушина с текстом про ежа из энциклопедии. Чем они различаются?
В рассказе Чарушина описывается случай, который произошел с мальчиками и ежом. В нём есть сюжетная линия, есть герои. Он вызывает смех у читателя.
Рассказ из энциклопедии описывает ежа, как животное. Рассказывает о его образе жизни и внешнем виде. В нём нет сюжета и нет героев.
8. О чём ты узнал из рассказа Чарушина? Действительно ли он страшный? Расскажи об этом.
Я узнала, что ёж может забраться в дом, что он ведёт ночной образ жизни и любит молоко.
Этот рассказ не страшный, а смешной. В нём мальчики испугались ежа, потому что придумали себе разные страхи. Когда всё выяснилось, они сами посмеялись над собой.
9. Что нового ты узнал о еже из энциклопедического текста?
Я узнала, что у ежей хороший слух и нюх. Что они зимой ложатся в спячку. Что они не делают запасов и не носят яблок на спине.
10. Понаблюдай за жизнью своих питомцев. Опиши их повадки, привычки, то, что ты наблюдаешь в реальной жизни. Это будет научно-познавательный текст. Придумай сказку или рассказ о своём любимце. Что ты выделишь особенного в его характере? Какие чувства передашь?
У меня дома живёт кошка. Я напишу научно-познавательный текст про неё и рассказ, в котором выделю её самостоятельность, независимость, ум. В нём я покажу, как сильно я люблю свою кошку.
Познавательный текст про домашнего питомца — кошку, для 2 класса
Кошка очень ласковый и красивый зверёк. Он небольшого роста, но очень отважный и смелый. Кошка отличный охотник, она быстро бегает, высоко прыгает, обладает острыми зубами и когтями.
Часто добычей кошек становятся мыши и птицы.
Кошка очень чистоплотная и постоянно вылизывает шерсть языком. Но при этом кошки не любят воду и мало пьют.
Большую часть дня кошки спят, но иногда на них нападает активность и они бегают по всей квартире, точат когти о мебель, играют с мячиком.
Рассказ про домашнего питомца — кошку для 2 класса
Мурка открыла глазки и потянулась. За окном светало и она решила, что пришло время будить хозяйку, то есть меня. Мурка запрыгнула на кровать, прошлась по одеялу и остановилась около моей головы. Она понюхала меня, пощекотала усами, и стала топтаться, выпуская когти. При этом Мурка громко мурчала.
Я какое-то время пыталась продолжать спать, но потом не выдержала и опрокинула Мурку на постель. Я стала щекотать ей пузо и дуть в ушки. Мурка жмурилась и отворачивалась.
Потом я встала и пошла на кухню, чтобы выдать кошке её заветный пакетик корма. Мурка весело затопала следом. Она аккуратно стала кушать, поглядывая на меня. Потом довольно потянулась и отправилась спать.
Её план на утро был выполнен. Она поела, её погладили, а значит жизнь удалась.
11. Придумай историю, основную мысль которой можно выразить одной из пословиц: Пуганная ворона и куста боится; Чем дальше в лес, тем больше дров; Ты пожалей — и тебя пожалеют» Лес и вода — родные брат и сестра.
Рассказ на тему «Пуганная ворона и куста боится» для 2 класса
Однажды Игорь решил понюхать красивый цветок и его ужалила пчела. Мальчику было больно и он даже заплакал.
А осенью на клумбах возле школы появилось много мух-жужжалок, похожих расцветкой на пчёл. Мальчишки ловили их и пускали в небо. А Игорь стоял в сторонке и боялся. Он думал, что это могут быть пчёлы, только какие-то неправильные.
Рассказ на тему «Чем дальше в лес — тем больше дров» для 2 класса
Маша и Оля отправились в лес за грибами. Маша поленилась и ходила возле опушки. Она нашла всего три гриба. А Оля зашла в чащу и набрала полную корзину.
Когда девочки встретились, Оля объяснила Маше, что грибы лучше искать в глубине леса, там их больше и там меньше других грибников.
Рассказ на тему «Ты пожалей и тебя пожалеют» для 2 класса
Костя нашёл возле дома маленького щенка. Он пожалел его и взял домой. Мальчик накормил щенка и искупал его. Он боялся, что мама не разрешить ему оставить щенка дома.
Когда мама вернулась с работы, она увидела счастливое лицо сына, и разрешила оставить щенка. Она пожалела Костю, ведь тот был так счастлив.
Рассказ на тему «Лес и вода — родные брат и сестра» для 2 класса
В нашем лесу бежал красивый и холодный ручеёк. Но после бури его сильно завалило ветками и он стал засыхать. Деревья по его берегам тоже поникли. Им очень нужна была вода.
Тогда учитель привёл школьников в лес и они вместе почистили ручеёк. Он весело зажурчал, а деревья стояли по берегам и качали ветками. Они словно благодарили детей за помощь.
12. Прочитай слова из книги Сладкова. Обсудите с другом. Какими мыслями хочет поделиться с вами писатель? Согласны ли вы с его высказыванием о том, что природу может спасти только любовь?
Писатель хочет нам сказать, что человек легко может навредить и даже погубить природу. Он призывает нас относиться к животным и птицам, деревьям с любовью, бережно, осторожно.
Я согласна, что если человек любит природу, то он никогда не станет ей вредить. Равнодушный к природе человек может сломать дерево, раздавить муравейник, убить животное.
Только наша любовь может защитить природу от самого человека.