Чарушин рассказ на нашем дворе

Короткие рассказы евгения чарушина для детей о животных и о природе.список произведений.краткая биография и творчество чарушина. как мальчик женя научился

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Я весь перегнулся, как сова, ноги в одну сторону, а голову назад хочу вывернуть, на коленях стою, ружье высвобождаю к тетереву.

А за шалашом-то что делается! Все поет, все говорит и в небе, и в кочках болотных, и в лесу, везде. Косачи бормочут со всех сторон, журавли хором кличут, бекасы блеют, куропать тявчет, то тут, то там, то тут, то там. Звенит все. Жарко мне, какой там холодно!

А туман пластами стелется, над самой землей идет. Идет из леса — леса не видать: снизу одни пни, сверху вершины, а посреди леса белое, сизое ходит. В лощину скатится — лощины нет, и прямо с небом туман сходится. И будто из неба то береза торчит, то ель. В самой гуще, как в каком-то облаке, два тетерева сшиблись. Хлещут крыльями, скачут, дерутся.

И вдруг прямо передо мной сел тетерев. Прилетел — черный, стройный, на коротких ножках. Прилетел, напыжился, забормотал. Шею свою гнет, словно жеребец, скачет, бороздит землю тугим крылом. Хвост с косицами развернул, черный хвост с белым подхвостьем.

Вот он пригнул шею к земле и заворковал. Вот поднял — чуфыкнул. А вот запрыгал. Птица не птица, конь не конь. И вдруг побежал куда-то маленькими, быстрыми, шажками — на ногах-коротышках.

Побежал… Убегает.

Я высунул ружье-берданку, поймал его на мушку и…

Трах!!!

Как плетью по земле стегнуло. И сразу замолкло все… Только далеко-далеко, — может, версты за две — одна куропатка тявчет. Потом другая начала ближе, забормотал тетерев, над самой головой забунчал, заблеял бекас, и опять все запело.

А я выскочил из шалаша, ноги не слушаются, подгибаются, руки трясутся, добежал, взял его в руки. Косач черный, тяжелый, красная бровь как цветок.

Туман в клочья разлезся — тает. На меня туман наполз и ушел потом. А я стою, в руке тетерева держу.

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ

Рисунки автора

Посвящаю товарищу по охоте — Борису Блинову.

Я не буду утверждать, Что охотники не врут… Конечно, это бывает. Знаете, вот ночью, когда костерок потрескивает, чайничек закипает, а коростель в кустах надрывается-кряхтит: крех… крех… крех… крех… крех… крех… крех…

Вот тогда все как-то делается по-особенному, не так, как всегда. Закуриваешь ты не от спички, а от какой-нибудь веточки с угольком на конце. Иногда из этой веточки — пф-ф-ф — пыхнет вбок струйка дыма… Чай пьешь почему-то из проклятой консервной банки. Ведь обязательно забудешь дома кружку… А начнешь говорить и… чувствуешь — вроде и верно перехватываешь. Не то, что уж врешь без зазрения совести, нет… ты всем в глаза смотришь прямо и честно, а вот все-таки будто чуть-чуть перехватил… В общем, даже самому интересно. Я это, конечно, не про себя, а просто замечал, что вот бывают такие любители малость присочинить.

Но, знаете, ведь действительно на охоте случаются такие удивительные происшествия, что поверить трудно. И, конечно, какой-нибудь городской человек, не охотник, разве поверит, поймет, прочувствует — да никогда! Он далек, понимаете, от природы. Другое дело — охотник. Выслушает серьезно. Головой покачает, а потом и сам… тоже припомнит что-нибудь интересное… Так и разговариваем.

Ведь вот однажды какой случай вышел. Были мы на охоте втроем: фельдшер — Степан Сергеевич, степенный человек, одним словом, научный работник, Борис и я.

Борис — он актер, только с бородой. Бороденка такая остренькая, паршивенькая. Ему в кино надо было какого-то бородатого изображать, — так заставили не бриться.

Моросит, понимаете, на лугах. Чорт его знает что. Не то туман, не то дождь. Кругом слякоть. Поздняя осень. А наш гончар «Давило» действительно задавил зайца-подранка, унес в кусты, сожрал и завалился спать. Где он улегся, — неизвестно. Он хитрый, — знает, что будет ему на орехи.

Вот мы и без гончара.

А за зайдем да без голоса собачьего — это уныние, мертвая охота.

Идем мы мокрые, холодные, по мокрым кустам — зайца шугаем. Борис бредет, кричит: «Нноо! Нно! Зайчики! Вылезай! Вылезай!» А то завопит истошным голосом (чем голос удивительнее, тем лучше: собака верней понимает):

Эх! Тут был! Тут спал! Тут спал! Ночевал!

А собаки-то, понимаете, и нет. Ходим мы, ходим, бродим мы, бродим. И все без толку.

И до того мы озябли и вымокли, что вы, сухие люди, и не поймете. Борис как ступит правой ногой, так у него из дыры в сапоге — жжить! — струя воды.

Сошлись у пригорка. Что ж? Заворачивать домой надо. Постояли, постояли, и вот тут Борис стал философствовать. «Вот природа, — говорит, — человеку дала все. У меня талант чорт знает какой. Ум. Внешность. А вот чутья, простого собачьего чутья — нет. Несправедливость, — говорит. — Знаете, как это иногда артисты по радио по-ученому завывают: „Неспраааведлиивоость! Обббидда!“ Сам ходил бы, сам чуял бы и сам бы стрелял… Несправедливость!»

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно. Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром. С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев. Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров. Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами. Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине. ———————————————————— Рассказы Евгения Чарушина о животных и о природе.Читаем бесплатно онлайн
Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Сочинение «Мой любимый писатель Евгений Чарушин»

Чарушин – это один из моих самых любимых русских писателей.

Помимо произведений, мне нравятся его рисунки.

Иллюстрации Евгения Ивановича к книгам других знаменитых литераторов вызывают восторг талантом художника.

А рассказы Чарушина открывают нам особенный мир животных – такой неповторимый и уникальный.

Читая истории Евгения Ивановича, складывается впечатление, что он сам их пережил.

Это вызывает доверие к автору и его словам.

Все произведения Чарушина ассоциируются у меня с искренностью, новыми открытиями, любовью и теплотой к живой природе.

Простые и яркие образы позволяют полностью перенестись в мир птиц и животных.

Мне нравится, что произведения Евгения Ивановича не только интересные, но и полезные.

Поэтому я часто советую их своим друзьям.

Интересные факты из жизни Чарушина

Факт 1. В Вятском коммерческом училище Евгений был настолько непослушным, что однажды даже организовал подрыв печки.

Факт 2. В гимназии Чарушин подружился с Юрием Васнецовым. Эта дружба была длиною в жизнь.

Факт 3. Любимой техникой рисования у Чарушина была литография. Он пренебрегал изображением среды, герои его иллюстраций были вне пространства.

Факт 4. С женой Натальей Евгений Иванович прожил счастливую, спокойную жизнь. У них был один сын Никита. Чарушин успел увидеть и внучку, которая была названа в его честь.

Факт 5. Тяжёлый труд во время войны сильно подорвал здоровье Чарушина. Во время Кировских росписей он неоднократно терял сознание.

Краткая биография Евгения Чарушина для детей начальной школы

Евгений Иванович Чарушин родился в ноябре 1901 года в Вятке.

Семья писателя была достаточно обеспеченной, а детство Евгения – счастливым.

В 6 лет Чарушина отдали в Вятское коммерческое училище, но из-за постоянных проказ он был переведён в учебное заведение попроще.

После учёбы Евгений Иванович ушёл на фронт, а затем поступил в Петроградскую академию художеств.

Первой книгой с иллюстрациями Чарушина стал «Мурзик» Бианки.

В дальнейшем им создавались иллюстрации для произведений Маршака, Чуковского, Горького, Пришвина.

А также Евгений Иванович занимался оформлением спектаклей, созданием плакатов, делал рисунки для росписи фарфора.

По совету Маршака Чарушин начал писать.

Дебютным было произведение «Щур».

Большинство своих рассказов и сказок Евгений Иванович посвятил животным.

В возрасте 63 года Чарушина не стало.

Все произведения Чарушина, что я читал, имели добрый, счастливый финал.

А это оставляет хорошее впечатление о прочитанном.

_______

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года (по новому стилю) в городе Вятка, ныне — Киров. Любовью к рисованию и книгам он обязан своему отцу Ивану Аполлоновичу Чарушину. Будучи главным губернским архитектором, по проектам которого было построено более трёхсот зданий, он обучил сына основам рисования. А рисовать мальчик всегда любил.

Впоследствии Евгений Чарушин писал: «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа». Отец привил Жене и любовь к чтению. Семитомную «Жизнь животных» А. Э. Брема, которую он подарил сыну на день рождения, Евгений Иванович бережно хранил всю жизнь и часто перечитывал. От матери будущий художник и писатель перенял любовь к садоводству. Помогая ей, мальчик открывал для себя мир живой природы.

Этот мир Евгений Чарушин исследовал и самостоятельно. В огромном саду, окружавшем дом, он знал все укромные уголки и их обитателей. В шесть лет мальчик решил целый день питаться тем, что едят птицы, а в одиннадцать вместе с коровами переплыл реку Вятку, держась за коровий хвост. А любимым другом детства был трёхлапый пёс Бобка.

Большое влияние на становление личности Е. И. Чарушина оказала и многолетняя дружба с Ю. А. Васнецовым, с которым будущие художники вместе учились в вятской средней школе. В 15 лет Чарушин с одноклассниками выпускал журнал «Сопохуд» («Союз поэтов и художников»). Для журнала он писал, по собственной оценке, «корявые и тяжкодумные» стихи, однако опыт работы со словом пригодился в дальнейшем.

В 1918 году Чарушин был призван в Красную Армию и назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив четыре года, в 1922 году Е. И. Чарушин вернулся в Вятку, но вскоре уехал в Петроград (ныне Санкт-Петербург), чтобы по-настоящему учиться рисовать. Он стал студентом Петроградских государственных свободных художественных мастерских, вскоре переименованных в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН; так в 1922–1930 годах называлось бывшее Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств). Учился на живописном факультете у таких академических художников, как А. И. Савинов, А. А. Рылов, А. Е. Карев. В 1922–1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, хотя формально не был его студентом.

Во время учёбы ярко проявилось неприятие Чарушиным догм и ограничений. Он не хотел писать «по правилам». Кроме того, выяснилось, что поиски новых путей в живописи его тоже не интересуют. Гораздо больше впечатлений дарили зоосад или птичий рынок.

В 1924 году Евгений Чарушин познакомился с Виталием Бианки и вместе с ним отправился в поездку по Алтаю. Вновь окунувшись в мир живой природы, Чарушин наблюдал за животными и делал многочисленные зарисовки. В том же 1924-м Чарушин начал сотрудничать с только что появившимся детским журналом «Мурзилка», затем — с «Ежом» (1928–1935 годы) и «Чижом» (1930–1941 годы). Иногда работал без гонораров.

Е. И. Чарушин окончил ВХУТЕИН в 1927 году и, снова отслужив в армии — на этот раз недолго, пришёл в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (будущего Детгиза). Художественному редактору Детского отдела В. В. Лебедеву понравились рисунки Чарушина, и несостоявшийся живописец стал иллюстратором.

  • Евгений Чарушин
  • Стрикс (История одного филина) / Свен Флейрон; худ. Евгений Чарушин

  • Первая охота / Виталий Бианки; рисовал Евгений Чарушин

  • Кот Епифан / Евгений Чарушин; рисунки автора

  • Мышонок Пик / В. Бианки; рис. Евгений Чарушин

В это время круг личного и профессионального общения Чарушина включал таких замечательных художников, как Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса, В. И. Курдов. Но в качестве художника книги Егений Чарушин во многом сформировался благодаря деликатной поддержке Лебедева. Прежде всего (как позже написал Евгений Иванович в автобиографии), — «в искании живописного ощущения материала, предметности, от которого Академия художеств уводила в сторону».
Первая же проиллюстрированная Евгением Ивановичем книга — «Мурзук» В. Бианки (1928) — привлекла внимание и юных читателей, и знатоков книжной графики. Для этой книги Чарушин рисовал с особым чувством, о чём рассказал в небольшой статье «О себе» (Детская литература, 1937, № 23, с. 44): «Мне, художнику, изголодавшемуся по образу, по изображению живого существа, вдруг заказали работу — “дай полноценный, ощутимый образ зверя”. Представляете мою радость и тот прилив энергии, который охватил меня <…> Одно только сознание, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов наших ребят, подбавило мне сил и желания работать».

Высокой оценкой таланта и мастерства Чарушина стало приобретение иллюстрации из «Мурзука» Государственной Третьяковской галереей.

В следующем году появились первые чарушинские книжки-картинки: «Вольные птицы», «Дикие звери», «Разные звери», Далее последовали иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, Максима Горького, М. М. Пришвина, Д. М. Мамина-Сибиряка, В. К. Арсеньева, И. С. Соколова-Микитова. Одной из самых совершенных книг ленинградского «Детгиза» стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака с иллюстрациями Чарушина, увидевшие свет в 1935 году. А в 1939 году появился диафильм «Детки в клетке», чёрно-белые рисунки выполнил Евгений Чарушин.

Создаваемые Евгением Ивановичем образы животных были забавными, трогательными и узнаваемыми. Кроме того, чарушинские звери и птицы весьма живописны — благодаря множеству фактур, передающих перья, когти и клюв птицы, шерсть зверя, копыто и рог лося. Позже Чарушин сформулировал цель, к которой стремился с первых дней работы в детской книге: «…дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…». Чтобы выполнять сложные по фактуре рисунки, Чарушин освоил технику литографии. И снова работал по-своему, вопреки всем литографским правилам.

Е. И. Чарушин большое внимание уделял единству слова и текста в книге. Он тщательно выбирал шрифт, поскольку в детской книге нет ничего случайного. Предпочитал рубленые шрифты: напечатанный таким шрифтом текст ребёнку проще читать.
В 1930 году Е. И. Чарушин сам начал писать небольшие рассказы для детей о животных, большую поддержку начинающему автору оказал С. Я. Маршак. Первой собственной книгой Чарушина с картинками и текстом — авторской книгой — стал «Щур» (1930). Это рассказ о яркой малиновой птице, волчишке Прошке, доге Харлашке чёрном коте Васе. Новое дело давалось Чарушину трудно. Не только писать, но и иллюстрировать собственные тексты оказалось очень сложно, рисовать к чужим книгам было много проще. Но он добился успеха: о рассказах начинающего писателя очень тепло отозвался Максим Горький.

  • Евгений Чарушин
  • Щур / Евгений Чарушин; рисунки автора, 1930

  • Удивительные звери / Е. Чарушин; рисунки автора

  • Моя первая зоология. В лесу / Е. Чарушин, 1942

  • Кот, петух и лиса / Е. Чарушин, 1944

  • Никитка и его друзья / Евгений Чарушин; рис. Е. Чарушина и Р. Великановой

  • Кто как живет / Е. И. Чарушин, ил. Евгений Чарушин

В 1934 году у Евгения Ивановича родился сын Никита. Он — главный герой сборника рассказов «Никитка и его друзья», первое издание которого состоялось в 1938 году; книга вышла с иллюстрациями Е. Чарушина и Р. Великановой. Стиль повествования Чарушина-писателя (лаконичные, но красочными предложения и отсутствие сложных конструкций) позволяет читателю погрузиться в происходящие на страницах книги события, ощутить себя рядом с маленьким Никиткой, чтобы вместе с ним исследовать окружающий мир. (Никита Евгеньевич Чарушин (1934–2000) — тоже прекрасный художник, почти полностью посвятивший своё творчество анималистической детской книге. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.)

Отличительной чертой прозы Евгения Чарушина является и обилие элементов устной речи (вульгаризмов и жаргонизмов), благодаря чему у читателя создается впечатление, что писатель не придумал эти истории, а сам пережил их, как, например, при выборе щенка в рассказе «Про Томку».

Результат творчества довоенного периода Е. И. Чарушина — около двух десятков книг, среди которых авторские «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «Джунгли — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), «Семь рассказов» (1935), а также «Зверь бурундук» М. Пришвина (1935), «Королевская Аналостанка» Э. Сетона-Томпсона (1941) и др.

В начале Великой Отечественной войны Е. И Чарушин с семьёй был эвакуирован из Ленинграда в Киров. Там Евгений Иванович писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы («Жди меня», «Осада Лейдена», «Тристан и Изольда»), рисовал плакаты для «Окон ТАСС», учил детей рисовать в художественной студии.

Чарушины вернулись в Ленинград в 1945 году. Евгений Иванович продолжил работать как писатель и художник-иллюстратор.

На творчество Е. И. Чарушина 1940-х и 1950-х годов повлияли два новых для него занятия. В предвоенные годы он увлёкся цветным анималистическим эстампом, а в годы войны в Вятке выполнил стенные росписи по мотивам русских сказок о животных в детском саду и Доме пионеров. Опыт работы над эстампом реализовался в книге «Шутки» (1946), а затем — в альбомного формата «Зверятах» (1949).

В 1950-е годы изменился и подход Чарушина к изображению животных, к оформлению книг в целом. В его рисунках появилась перспектива, наметилась окружающая среда, тогда как раньше всё внимание художника было сосредоточено на изображении животного крупным планом. Кроме того, звери стали более «сказочными» и несколько напоминали персонажей Ю. Васнецова. Другой стала и техника рисунка: Чарушин начал работать гуашью и акварелью, но при этом тщательно прорабатывал даже самые мелкие детали. Он по-прежнему рисовал для книг других авторов (например: В. Бианки «Первая охота», 1950), писал и иллюстрировал собственные рассказы о звериных малышах: «Про Томку» (1957), «Большие и маленькие» (1951).

  • Евгений Чарушин
  • Медвежья горка / Н. И. Сладков; худож. Е. Чарушин

  • Воробьишкина весна / Н. И. Сладков; худож. Е. Чарушин

  • Детки в клетке / С. Маршак; рис. Е. Чарушин

  • Хвосты / Виталий Бианки; рис. Е. Чарушина

Чарушин также выступал как скульптор, продолжая начатую ещё в 1941 году серию фигурок животных. Во второй половине 1940-х годов он создал несколько барельефов по мотивам русских народных сказок: «Лиса и петух», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят». Работал с фарфором. Ленинградским фарфоровым заводом были выпущены фигурки и декоративные группы «Козлёнок», «Оленёнок», «Медведица с колыбелью», «Заяц с цветком», «У лукоморья» и др. Фарфор Чарушина является предметом серьёзного коллекционирования.

Последней книжной работой Евгения Ивановича Чарушина стали обновленные иллюстрации к книге С. Я. Маршака «Детки в клетке» (1965). За них в том же году художник был удостоен Золотой медали на Международной выставке детской книги в Лейпциге.
Творчество Чарушина — эстампы, фарфоровые скульптуры, иллюстрации — экспонировались на международных выставках в Париже, Софии, Лондоне, Праге, Хельсинки…

Евгений Иванович Чарушин скончался 18 февраля 1965 года в Ленинграде от онкологического заболевания. Похоронен на Богословском кладбище.

Книги заслуженного деятеля искусств РСФСР Евгения Ивановича Чарушина переведены на многие языки мира, но они были бы понятны и без перевода. Рисунки Чарушина чрезвычайно эмоциональны. Его звери — чувствуют, и это рождает отклик в душах людей. Произведения Чарушина исподволь, ненавязчиво учат детей понимать и любить животных. В этом — гуманистическая основа его искусства.

Общий тираж книг Е. И. Чарушина, изданных в нашей стране, Великобритании, Франции, Италии, Чехии, Словакии, Индии, США и в других странах, давно превысил 60 млн экземпляров. В России они регулярно издаются до сих пор. «Зверёнки» Чарушина, как он сам называл своих персонажей, остаются любимыми героями российских детей.

  • Чарушин рассказ о животных
  • Чарушин рассказ про лисенка
  • Чарушин рассказ лесной котенок
  • Чарушин рассказ про женю
  • Чарушин лисята иллюстрации рассказ