Чарушин перепелка чему учит рассказ

Опубликовано: 06.01.2022 ответы ответ:нужно другое напиши сделаю у нас в клетке жила ручная переплка. такая маленькая дикая курочка. вся коричневая,

Опубликовано: 06.01.2022

Ответы

ответ:Нужно другое напиши сделаю

У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая, в светлых полосках. И на горле у неё нагрудничек из пёрышек, будто ребячий слюнявник.

Перепёлочка ходит по клетке и тихонько насвистывает — вот так:

А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит пёрышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка, она подойдёт и клюнет из рук.

Мы её даже на руки брали, как игрушку.

Сидит она на ладошке и не улетает. Совсем ручная.

Но самое удивительное вот что. Как только зажжём мы вечером электричество, перепёлочка сразу начинает высвистывать — кричать:

— Что такое она говорит? — спрашивает Никита.

— Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Прислушался Никита — вправду похоже:

— Фить-пирю! Спать пора! Фить-пирю! Спать пора!

А Никите и в самом деле спать пора. Но только уложить его трудно.

— Рано ещё! — говорит Никита.

— Ну, да я ещё немножко поиграю!

Тут как раскричится перепёлка, что терпеть больше нельзя:

— Спать пора! Спать пора! Спать пора!

— Спать пора! Спать пора!

— Да я уж штанишки снимаю!

— Спать пора! Спать пора!

— Да что ты кричишь, глупая? Ведь я уже лёг.

Потушат свет в доме — тут и перепёлка замолчит, и Никита уснёт.

Так у нас повелось.

Стала перепёлка укладывать Никиту спать.

Чуть засвистит она своё «фить-пирю», Никита зевать начинает. Позевает-позевает, а потом умоется, разденется и ложится спать.

Правда, перепёлочка не только по вечерам, но и в другое время кричала «спать пора», но я сразу же накину на клетку какое-нибудь полотенце или платок, она и замолчит.

В темноте перепёлки кричать не любят.

Летом мы переехали жить на дачу.

В саду устроили перепёлочке большую клетку-загородку. Посадили её туда и ушли в поле собирать цветы на новоселье. А в клетке оказалась щель перепёлка-то и убежала. Пришли мы обратно, а её нет.

Вот жалко-то нам было!

Стали мы её искать. Целый день ищем, целый вечер. В траве роемся, кусты раздвигает. Нет и нет нашей перепёлочки.

Устали мы, из сил выбились. Никите давно спать пора.

— Как же я спать буду? — плачет он. — Никто меня не укладывает.

И вот взошла луна. Яркая-яркая, всё кругом осветила: и траву, и дорогу. Вдруг мы слышим из куста, что у самой дороги:

— Она! — говорит Никита.

А перепёлка ещё громче:

— Фить-пирю! Спать пора!

Мы в кусты — и сразу поймали нашу перепёлку.

Она была вся холодная, мокрая от росы. Вернулись мы с ней домой, заделали крепко щёлку в клетке и посадили перепёлку туда обратно. А Никита пошёл спать.

ответ:А что же есть красота для меня? Раньше я никогда особенно не задумывался над этим. Ну да, красиво, ну и что! А недавно задумался над тем, а что было бы, если бы в нашей жизни не стало красоты красоты окружающей нас природы, красоты музыки и живописи, красоты человеческой души. Представляю, как это было бы ужасно, серо, мрачно. Разве можно себе представить нашу жизнь без красоты утреннего восхода и вечернего заката солнца, без дорожки лунного серебра на тёмной глади моря, без дрожащей капли росы на зелёном листке травы, к которому так и хочется припасть губами, без волшебно- сказочной снежинки на рукавице. То есть без всего того, что заставляет нас снова и снова восклицать Боже мой, какая красота! Самое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её. И с возрастом наши понятия о красоте становятся всё более сложными. В детстве у нас захватывало дух оттого, что мы рассматривали крылья бабочки на цветке, и скорее осязали окружающую нас красоту кожей. С возрастом красоты всё больше и больше хочет наша душа, причём мы мечтаем встретить в своей жизни как можно больше людей с красотой в душе. О каких-то моментах красоты мы можем поспорить друг с другом в силу того, что люди все разные, и видят всё по-разному. Но есть такая красота, безусловная красота, при виде которой у всех из нас, без исключения, захватывает дух, и наше восхищение выражается в молчание. Да и стоит ли говорить, увидев картины Леонардо да Винчи, услышав музыку Моцарта Ведь соприкоснувшись с бессмертными произведениями искусства, мы соприкасаемся с вечной красотой жизни. Так что же такое красота. О ней так много написано, ею восхищались во все времена. Может, это привлекательная внешность, может, душа, может, природа, а может, любовьДа, все это красота, но, на мой взгляд, красота это прежде всего гармония. Гармония во всем во внешности, в душе, природе, любви. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим что-то прекрасное в нашей однотонной жизни, ведь красота мир

другие не успею прости у нас сечас перемена

10 : 2 = 5 (кг) — меда в банке

10 + 5 =15 (кг) — меда в ведре

ответ. в 3 раз меньше меда в банке,чем в ведре

У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая, в светлых полосках. И на горле у неё нагрудничек из пёрышек, будто ребячий слюнявник.

Перепёлочка ходит по клетке и тихонько насвистывает — вот так:

  • Тюрр-тюрр! тюрр-тюрр!

А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит пёрышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка, она подойдёт и клюнет из рук.

Мы её даже на руки брали, как игрушку.

Сидит она на ладошке и не улетает. Совсем ручная.

Но самое удивительное вот что. Как только зажжём мы вечером электричество, перепёлочка сразу начинает высвистывать — кричать:

  • Фить-пирю! Фить-пирю!
  • Что такое она говорит? — спрашивает Никита.
  • Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Прислушался Никита — вправду похоже:

  • Фить-пирю! Спать пора! Фить-пирю! Спать пора!

А Никите и в самом деле спать пора. Но только уложить его трудно.

  • Рано ещё! — говорит Никита.
  • Спать пора!
  • Да не хочу я!
  • Спать пора!
  • Ну, да я ещё немножко поиграю!

Тут как раскричится перепёлка, что терпеть больше нельзя:

  • Спать пора! Спать пора! Спать пора!
  • Да уж умываюсь!
  • Спать пора! Спать пора!
  • Да я уж штанишки снимаю!
  • Спать пора! Спать пора!
  • Да что ты кричишь, глупая? Ведь я уже лёг.

Потушат свет в доме — тут и перепёлка замолчит, и Никита уснёт.

Так у нас повелось.

Стала перепёлка укладывать Никиту спать.

Чуть засвистит она своё «фить-пирю», Никита зевать начинает. Позевает-позевает, а потом умоется, разденется и ложится спать.

Правда, перепёлочка не только по вечерам, но и в другое время кричала «спать пора», но я сразу же накину на клетку какое-нибудь полотенце или платок, она и замолчит.

В темноте перепёлки кричать не любят.

Летом мы переехали жить на дачу.

В саду устроили перепёлочке большую клетку-загородку. Посадили её туда и ушли в поле собирать цветы на новоселье. А в клетке оказалась щель перепёлка-то и убежала. Пришли мы обратно, а её нет.

Сочинение никита кожемяка 5 класс

. высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке. (1) Пенька — прядильное волокно из конопли. (2) Сажень — старинная русская . Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить. Сыскал .

Вот жалко-то нам было!

Стали мы её искать. Целый день ищем, целый вечер. В траве роемся, кусты раздвигает. Нет и нет нашей перепёлочки.

Устали мы, из сил выбились. Никите давно спать пора.

  • Как же я спать буду? — плачет он. — Никто меня не укладывает.

И вот взошла луна. Яркая-яркая, всё кругом осветила: и траву, и дорогу. Вдруг мы слышим из куста, что у самой дороги:

  • Фить-пирю! Фить-пирю!
  • Она! — говорит Никита.

А перепёлка ещё громче:

  • Фить-пирю! Спать пора!

Мы в кусты — и сразу поймали нашу перепёлку.

Она была вся холодная, мокрая от росы. Вернулись мы с ней домой, заделали крепко щёлку в клетке и посадили перепёлку туда обратно. А Никита пошёл спать.

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение варианту 2 (ФИПИ, Цыбулько 2019) (по тексту Л.А. Чарской) (В доме боярина .

. малолетством государством, чтобы он, злопамятный, подозрительный и жестокий по натуре, не пожелал отомстить за все пережитое, . давно сбросила с себя звериное обличье и теперь, по приказанию княжны Уленьки, запевает веселую плясовую, руководя .

Сочинение никита кожемяка 5 класс

. высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке. (1) Пенька — прядильное волокно из конопли. (2) Сажень — старинная русская .

По биологии. Один день из жизни клетки

. и решили обсудить оборону больного хозяина с клетками Купфера. Таков был один день из жизни клетки. . бактерий и поймал их в сеть. К одинокому лейкоциту приплыли помощники из смежных тканей и доели бактерий в ловушке. Выполнив свою миссию, лейкоциты .

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

. назвать, в первую очередь, известную книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено . в этом отношении с Ильей Муромцем. Все герои героического эпоса без исключения сражаются с конкретными Батыгами и .

Мой любимый богатырь добрыня никитич

. Васнецова изображены русские богатыри, о которых самое большое количество легенд и былин это – Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. К тому же в1956году даже сняли фильм .

  • реферат Доклад : Детство и юность И.С. Тургенева
  • Эссе По русскому языку что такое красота
  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова
  • Сочинение По роману Тургенева Отцы и дети 10 класс
  • Сочинение НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. По тексту Дубова Н.И
  • Сочинение Рассуждение о необходимости бережного отношения человека к природным ресурсам
  • Эссе Что разрушает дружбу: , аргументы, примеры из литературы
  • Сочинение Урок развития речи по картине И.Е.Репина «Портрет И.С.Тургенева»
  • Сочинение Сочинение что такое благородство
  • Сочинение Сравнение писем Онегина и Татьяны анализ
  • Сочинение «Устарела ли проблема «отцы» и «дети» сегодня?» 10 класс
  • Сочинение Женские образы в творчестве И. Бунина
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество
  • Аттестационная работа
  • Бакалаврская работа
  • Бизнес план
  • Бизнес-план
  • Дипломная работа
  • Дневник по практике
  • Домашняя работа
  • Контрольная работа
  • Курсова робота
  • Курсовая работа
  • Курсовой проект
  • Магистерская работа
  • Маркетинговое исследование
  • Научно — исследовательская работа
  • Научный труд
  • Отчет по практике
  • Реферат
  • Семестровая работа
  • Сочинение
  • Творческая работа
  • Тезисный план
  • Часть диплома
  • Эссе

Писатели

  • О проекте
  • Политика конфиденциальности
  • Форма для контактов

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Автор: Молдашева Дильда Бауржановна

Организация: Филиал ОмГПУ

Населенный пункт: г.Тара

Урок литературного чтения в 4 классе «Д»

Учитель: Молдашева Д.Б.

Дата проведения: 04.02.2020г.

Место проведения: 103 кабинет

Тема: И.С.Тургенев, «Перепёлка»

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией И.С.Тургенева и его произведением «Перепёлка».

Задачи урока:

Образовательная:

-сформировать умение анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;

Развивающая:

-развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

Воспитательная:

-воспитывать чуткое отношение к птицам, любовь к природе;

Принципы отбора материала:

— постепенность и последовательность,

— дифференциация (по уровню подготовленности учащихся и по степени самостоятельности)

Принципы организации образовательной деятельности:

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Метод: элементы «Шести шляп мышления»

Технологии, используемые на уроке: уровневая дифференциация, здоровьесбережение, системно-деятельностный подход, элементы «Критического мышления».

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, рисунок с изображением перепелки, сюжетные картинки, учебник, большое сердце на доске, стрелочки с прилагательными, большое гнездо на рефлексию, шаблон перепелиных яиц, бумага А3.

Ход урока:

1.Псисихологический настрой.

– Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей, которые пришли к нам. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь.

Я вам желаю сегодня на уроке:

Говорить – внятно, доступно.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева, будем учиться анализировать новый рассказ, выражать свои чувства к прочитанному.

А эпиграфом к нашему уроку я хочу взять слова самого Ивана Сергеевича Тургенева.

«Любовь думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.”

Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку, потому что они несут в себе глубокий смысл. Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что всё, о чём мы сегодня прочитаем, о чём будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.

А понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства поможет нам сегодня рассказ И.С.Тургенева.

2.Подготовка к восприятию.

На доске нарисовано большое сердце.

– Что такое любовь? Как вы понимаете? (Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.)

А теперь давайте узнаем лексическое значение слова ЛЮБОВЬ.

Лексическое значение слова «любовь» (по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

– А кого или что любите вы? (Маму, кошку, игрушку, школу, учителя и т. д.)

— Какая бывает любовь? (Сыновья, дочерняя, материнская, отцовская, родительская, взаимная, горячая или безответная любовь.)

При каждом ответе детей на доске появляется стрела к сердцу.

– А когда любишь, как относишься к объекту любви? (Бережно, аккуратно, заботливо, уважительно и т.д.)

3. Знакомство с биографией И.С.Тургенева.

– Какое у нас любвеобильное сердце.

Я вам желаю, чтобы ваши сердца горели всегда и своим пламенем любви и согревали других.

-Сегодня мы познакомимся с произведением И.С. Тургенева о любви. У него тоже было очень любвеобильное сердце. У писателя было много друзей, он очень любил родную природу.

Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе

(Вывешивается портрет И.С. Тургенева).

У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.

У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) — глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.

Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).

-Вот такой интересный человек был И.С.Тургенев.

4. Работа по новой теме.

– Сейчас мы с вами прочитаем произведение Ивана Сергеевича Тургенева.

– А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку:

На лугу Она живёт,
И всё время спать зовёт!
— Пить — пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает?

– Правильно. Произведение называется « Перепёлка»

Перепел ( показ слайда, картины)- самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Основная пища перепелов – семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу.

Сначала посмотрим, какие слова могут нам встретиться в тексте.

5. Словарная работа

(Учитель открывает на доске запись слов, выбранных для словарной работы).

6. Чтение рассказа

Первичное чтение (аудиозапись рассказа)

Вопросы по первой части:

Что такое рассказ? (Произведение повествовательного характера, посвященное изображению конкретного события в жизни одного героя.)

Какому событию посвящен рассказ «Перепелка»?

Кто его герой? Как относился к охоте мальчик в первой части рассказа?

Найдите слова, подтверждающие ваше утверждение.

-От имени кого ведется повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика?

-На кого охотился отец? (на куропаток и перепелов)

-Во сколько лет отец позволит стрелять мальчику? (не раньше 12 лет)

-Какие предметы брал с собой мальчик на охоту? (фляжку и палочку вместо ружья)

-Какое самое большое удовольствие было для мальчика?

-Что чувствовали, когда слушали? ( работа со словарём чувств)

Читают вторую часть (выразительно читающие ученики)

-В какой день отправились мальчик с отцом на охоту?

-Что случилось на охоте?

-Почему перепелка летела странно?

-Какое чувство внезапно овладело мальчиком? (жалость) Почему?

-Почему мальчик был зол на отца и на Трезора?

Как изменилось отношение мальчика к охоте во второй части рассказа?

Что послужило изменению этого отношения?

Когда появилось чувство жалости, раскаяния, сострадания к птичке?

Что поразило мальчика в поведении птицы? (Она бесстрашно защищала птенцов.)

О чем он беспокоится? О чем просит отца?

Найдите слова в тексте, подтверждающие чувства мальчика.

Как описана умирающая перепелка?

Какие слова вызывают чувство сострадания к ней?

Какие чувства захлестнули героя?

Как он их выражает? (Закричал благим матом, не захотел завтракать.)

-Какой момент в произведении был самым напряжённым? В литературе это называется словом кульминация

Кульминация- самый напряжённый момент в произведении

Физминутка (для глаз)

Читают третью часть

-Для чего мальчик попросил мертвую перепелку у отца?

-После этой истории к чему пропала страсть у мальчика?

-К какому выводу он пришел после случившегося?

-Этот случай изменил что-то в мальчике? Что? (отношение к животным, к охоте)

-Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепелкой? (Безжалостный, которого кровь убитых птиц не трогает).

-Как вы охарактеризуете мальчика после этого случая? (происходит нравственное пробуждение персонажа, он меняется. Этот случай помог раскрыть душу мальчика. В душе он добрый, ранимый).

В развитии событий, изображенных в литературном произведении, различают 3 части: Начальная часть — завязка. Кульминация — высшая точка напряжения в развитии событий. Развязка — заключительный момент в развитии действия.

Что мы увидели в первой части? (В первой части мы видели мальчика безжалостного, которого кровь убитых птиц не трогает.)

Когда же наступила кульминация в рассказе? (Перепелка умерла, мальчик плачет.)

В третьей части мальчик изменился. Ему очень жалко перепелку, он плачет, хоронит птицу. Что он думает об убийстве перепелки? (Считает несправедливо убивать ее. Ведь она мать, защищает своих детей.)

При этом он как думает об отце и Трезоре? (Обвиняет их про себя.)

Какой трагический случай помогает раскрыть душу мальчика?

Мы понимаем, что в душе он добрый, ранимый.

Как относится к этим изменениям в душе ребенка отец? (Эти изменения в сыне удивляют отца. Но он его понимает.)

Докажите. (Он дает ему похоронить перепелку, не стреляет в старого перепела.)

Какую характеристику можно дать перепелке? (Трудолюбивая, любящая, бесстрашная.)

Определение главной мысли рассказа.

Какая же главная мысль рассказа? (Нужно беречь, любить все живое, охранять природу.) Какие качества в человеке помогает воспитать этот рассказ? (Доброту, умение сопереживать. Умение сопереживать — очень важное качество в характере человека.)

Как писатель относится к своему герою? (Положительно, так как он сам человек добрый, наблюдательный, любит природу.)
-Почему рассказ называется «Перепелка»?

-Дайте характеристику перепелке.

-Какое чувство заставляло перепелку так поступить? (любовь к детям)

-Какие эмоции вызывает у вас перепелка теперь, после прочтения рассказа? Изменилось ли у вас настроение, отношение к перепелке?
-Так кто же виноват в смерти перепелки? (Трезор – охотничья собака, она делала свое дело. Отец был невнимателен, поэтому случилась беда).

-В чем заключается идейный смысл рассказа? (необходимо научиться любить живых существ, уметь сострадать, переживать и жалеть; очень важно относиться к природе с любовью)

-Для чего создано это произведение? (чтобы пробудить в читателях лучшие человеческие качества. Вам тоже было жалко, вы волновались, переживали вместе с героем).

С помощью какого художественного приема автор подчеркивает смысл фразы?

Автор подчеркивает смысл фразы, повторяя слово любовь.

Повтор, то есть двукратное или многократное использование одних и тех же речевых элементов, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Почему И.С.Тургенев решил рассказать нам об этом? (Чтобы показать насколько сильным может быть чувство любви.)

— Какова главная мысль этого произведения?

Наша сила – в нашей любви к ближним, в самоотверженности. С любовью можно преодолеть многие трудности. Потому что (обращаясь еще раз к нашему эпиграфу) «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только её, только любовью движется жизнь». Давайте помнить об этом. Это чувство, присуще и птицам и животным, но в высшей степени — человеку.

-Человек – могущественный хозяин на Земле. Он может всё. Природа беззащитна перед ним. Сотни, тысячи лет он берет у природы все, что захочет. Вымирают редкие животные, исчезают растения, мелеют реки… Иван Сергеевич Тургенев призывает читателя быть бдительным. Читатель не остается равнодушным к погибшей перепелке. Он вместе с персонажем мучается, переживает. Т.о. автор с помощью своего творчества вносит вклад в дело защиты природы, духовно обогащает душу человеческую. Воспитывает человека добрым, мудрым, внимательным. Умение сопереживать – очень важное качество в человеке. И это очень нужно в наше время.

7.Работа в ГД

Правила:

1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие выскажи вежливо.

Пишут синквейн по плану:

  1. Слово – тема.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три-четыре глагола по теме.
  4. Предложение с использованием слов текста или близких по теме.
  5. Слово. Отражающее основную мысль текста.

Время: 5-6 минут

1 группа : Синквейн «Перепёлка» «Жёлтые шляпки» №4

2 группа: Синквейн «Мальчик до » «Чёрные шляпки» №3

3 группа: Синквейн «Мальчик после» «Красные шляпки» №2

4 группа: составление диафильма «Белые шляпки» №1

5 группа: плакат «Берегите птиц» «Зелёные шляпки» №5

На доске прикреплена пленка для диафильма, но без кадров.

Если бы по мотивам И. Тургенева снимали бы кинофильм, то что мы бы увидели сначала? После? Я приготовила плёнку, но без кадров.

– Давайте вклеим туда картинки. (Ребята прикрепляют картинки).
– Чего не хватает? (Названия диафильма.)

– А теперь давайте прочтем, что у нас получилось?

Ребята зачитывают подписи – каждый свой кадр.

– Вот такой замечательный диафильм у нас получился.

8.Подведение итогов

Оценки за работу на уроке

Д/З. Стр. с 133-137 читать по ролям

9.Рефлексия.

Закончить наш урок мне хочется таким стихотворением:

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу.
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити,
Берегите Землю, берегите!

Рефлексия “Гнёздышко”.

На доске прикреплён шаблон гнезда, детям раздаются яйца перепёлки красного, жёлтого и зелёного цветов.

Зелёный– всё понял, было легко.
Жёлтый – понял, но частично; затруднялся
Красный – ничего не понял; нужно ещё поработать

Какая главная мысль рассказа Евгения Чарушина «Перепелка­»?

Чему учит рассказ Евгения Чарушина «Перепелка­»?

126544 42

В рассказе Чарушина «Перепелка» описан случай. который произошел на самом деле.

В одном доме жила ручная перепелка. Она брала корм с рук, а когда включали свет вечером, начинала свистеть, и требовательно говорить что всем спать пора.

Никита слушался перепелку и когда та начинала укладывать его спать, легко соглашался и спешил лечь в кровать. Чтобы перепелка не кричала в темноте, клетку с птичкой закрывали покрывалом.

Летом перепелку увезли на дачу и тут она убежала. Хозяева обыскали всю дачу, но найти перепелку не могли. Однако, когда настал вечер она сама засвистела из травы: «Спать пора!».

По личному наблюдению могу добавить, что перепелки еще и любят петь по утрам, ровно в пять утра, но так ведут себя петушки.

Главная мысль этого рассказа в том, что в природе птицы и звери живут по собственному распорядку дня, который зависит от солнца.

Рассказ учит нас наблюдать за природой, подмечать все необычное и интересное, любить природу.

5fe2ce391ba75c545abd24e5cd6f8f89

198780 42

Чарушин в своем рассказе «Перепёлка» повествует о домашнем любимце, перепёлочке, которая приучила мальчика Никиту вовремя ложиться спать. Она издавала звуки, напоминающие человеческие «Спать пора!», вот по этому сигналу мальчик и укладывался. Автор показывает нам, что в природе все связано. Птицы и люди могут найти общий язык, и даже подружиться.

Когда перепёлка потерялась, то вся семья её искала, а Никита был особенно расстроен. И какое было счастье, когда любимица обнаружила себя характерными звуками!

Автор хотел донести до нас мысль, что домашние питомцы — наши друзья. Они требуют от нас любви и заботы, а при надлежащем отношении они тоже нас полюбят. Вот и перепелка не улетела, а вернулась к хозяевам. А это говорит о том, что рядом с людьми ей было комфортно.

956 42

Этот рассказ Чарушина — один из самых трогательных, как мне кажется. В нем рассказывается о дружбе мальчика Никиты с прирученной его семьей перепелкой. У этой птички была привычка — когда включали по вечерам свет, посвистывать, издавать звуки, как бы говоря своим хозяевам, что пора уже спать всем ложиться.

А потом перепелку взяли с собой на дачу, чтобы она свежим воздухом подышала. И птичка исчезла! Это была настоящая трагедия, ведь ее могли обидеть коты. Никита очень переживал, искал свою любимицу.

А потом пришел вечер. И вдруг раздалось знакомое «Спать пора!». По этому звуку и нашли птичку.

Этот рассказ учит тому, что в природе все гармонично, а жизнь многих птиц и животных зависит от солнца. И если человек будет жить с природой дружно, наблюдать за поведением птиц и животных, он научится многим полезным вещам.

328047 42

Рассказ Чарушина «Перепёлка» учит читателя любить природу, животных, ведь они наши друзья.

Главный герой рассказа Никита плохо ложился спать, но его до ашниц питомец, Перепёлка, смогла научить его ложиться спать вовремя.

Перепёлка каждый вечер издавала необычные звуки, пение, которое походило на «спать пора».

Однажды Перепёлка потерялась, так как смогла выбраться из клетки. Никита очень переживал, ведь он так привык к птице, она стала его другом.

Его Перепёлка спела ему привычную песню и именно по ней он и смог найти её.

Никита понял, как важно заботиться о своих питомцах. Они являются живыми и требуют к себе внимательного отношения.

Нужно жить в согласиии и любви к природе, к братьям нашим меньшим.

474513 42

Евгений Чарушин — мастер писать короткие рассказы о природе, животных, птицах. Его рассказ «перепелка» — очень милый и добрый. В нем речь идет о птице, что своим пением по вечерам призывала мальчика Никитку ложиться спать. Делала перепелка это так настойчиво, что Никитка неизменно укладывался в постель. Однажды птица на даче убежала, но вечером ее в кустах нашли: она по привычке стала «командовать», что Никитке пора спать.

Главная мысль рассказа в том, что люди и животные (птицы) могут прекрасно существовать вместе. Им есть чему поучиться друг у друга.Из перепелки получился отличный «будильник» или воспитатель для мальчика. Также в произведении показано, как легко и быстро человек привыкает к домашним питомцам и уже не знает, как без них обходиться. Птица тоже сильно привязалась к людям — она убежала недалеко, спряталась в ближайших кустах.

Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным, дружить с птицами, заботиться о них; учит доброте, любви к природе. Живое общение с птицами — это так интересно.

Худеева Светлана Валентиновна

Урок составлен для проверки самостоятельной работы учащихся на уроке .

Вложение Размер
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx 21.11 КБ
turgenev.pptx 2.29 МБ
turgenev_perepelka.pptx 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

  1. 3 класс
  2. Литературное чтение
  3. Тема : И.С.Тургенев . Перепёлка.
  4. Л.А. Ефросинина . Литературное чтение
  5. . «Начальная школа 21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой) 3 класс

Тема урока : И.С.Тургенев . Перепёлка.

  1. развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
  3. развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  4. обогащать внутренний мир детей;
  5. воспитывать любовь к природе.

Работа на листах

Работают в тетради.

Самостоятельная работа по карточкам.

Помогает и проверяет выполнение работы.

Работают по карточкам.

Отвечают на вопросы самостоятельной работы

Подведение итогов работы.

Работа по вопросам учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

С перепелом перепел

— Вы догадались, почему начали урок именно с этой скороговорки? («Перепелка» называется рассказ И.Тургенева.)

-Понравился рассказ? Кого он взволновал ? ( вопрос обращён к консультантам)

Мы продолжим работу над этим произведением, а консультанты будут помогать учителю проверять выполненные задания у учеников нашего класса.

  1. Актуализация знаний по рассказу «Лес и степь» ( записи производят на листах)

— Где родился писатель?(недалеко от Орла, в Спасском-Лутовинове)

— О каком времени суток говорится в отрывке?

А).« .. свет так и хлынет потоком, свежо, весело! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковкой…» ( утро)

Б) «Заря запылала пожаром и охватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар….»( вечер)

В) « Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.»( день)

Г) « ….за двадцать шагов уже ничего не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет..» ( ночь)

3. Словарная работа

Перепел ( показ слайда, картины)- самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Основная пища перепелов — семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу.

Дрофа(драхва)- крупная степная птица.

— Объяснение другим непонятным словам вы встретите в учебнике после текста на стр 101

4. Самостоятельная работа по произведению И.С.Тургенева « Перепёлка»

— Ответы на вопросы находите в тексте и подчёркиваете карандашом

Задания на отметку «3»

От имени кого ведётся повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика?

Сколько лет мальчику?

На кого охотился отец?.

Во сколько лет отец позволит стрелять мальчику?

Какие предметы брал с собой мальчик на охоту?

Какое самое большое удовольствие было для мальчика?

Какая птица «и близко человека не подпускает к себе»?

В какой день отправились мальчик с отцом на охоту?

Почему перепёлка летела странно?

Для чего мальчик попросил мёртвую перепёлку у отца?

Задания на отметку «4»

После этой истории к чему пропала страсть у мальчика?

Назовите действующих лиц этого рассказа ( героев)

Почему рассказ называется «Перепёлка»?

Этот случай изменил что-то в мальчике?

Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой?

Найдите слова –глаголы, которые описывают как спасала перепёлка своих птенцов

Дайте характеристику перепёлке

Какое чувство заставляло перепёлку так поступить?

Задания на отметку «5»

Разделите рассказ на три части . Озаглавьте . 1………………………………………………………………………………..

Определите главную мысль рассказа…………………………………………………………..

Какие качества в человеке помогает воспитывать этот рассказ.

  1. Проверка самостоятельной работы
  2. Рефлексия.
  3. Подведение итогов.

Читайте также:

      

  • Почему у кур два желтка
  •   

  • Почему руки пахнут курицей
  •   

  • Что готовится быстрее курица или говядина
  •   

  • Как построить зимний птичник для кур
  •   

  • Как дать бисептол курам

МБОУ «Ёгвинская основная общеобразовательная

Технологическая карта урока литературного чтения

«Анализ рассказа Е. Чарушина

«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Автор:

Кольчурина Людмила Юрьевна

учитель начальных классов

Кудымкарский район.

2021

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

1

Учебник

В.Г. Горецкий « Азбука», 2 часть

Учитель

Кольчурина Людмила Юрьевна

Тема

Формирование читательских умений через изучение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель

Формировать читательские умения, через анализ художественного произведения

Планируемые результаты (предметные)

продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные результаты

регулятивные – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

познавательные – учить добывать информацию из текста; формировать умение извлекать фактуальную информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;

коммуникативные – учить строить диалогическое и монологическое высказывание; строить предположения, искать выход из проблемной ситуации,  договариваться, приходить к общему решению.

Личностные результаты

развивать познавательные процессы (произвольное внимание, долговременную память,аналитико-синтетическоемышление, устную речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать объективно свою работу.

Основное содержание темы, понятия и термины

герой произведения, автор, чтение по ролям

Технологии

продуктивного чтения, здоровье сберегающая, развития критического мышления

Образовательные ресурсы

компьютер, проектор, презентация, портрет писателя с его именем, деформированное название рассказа, работа в паре, из магнитных букв слова: глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша; картинный план, сердечки со словами благодарности, рисунок вороны.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Приёмы, методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Пожелаем друг другу удачи при помощи «Ладошки пожелания»

Готовятся к уроку, настраиваются

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи! (прикосновение всей ладонью)

II.

1.

Работа с текстом до чтения.

Этап мотивации к познавательной деятельности, актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика.

Даёт прочитать чистоговорку.

— Прочитайте чистоговорку

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ра-ра-ра – за мостом стоит гора.

Ро-ро-ро – подари нам гусь перо.

Ры-ры-ры – наступил конец игры.

— Назови слова, в которых есть слог «ру» («ра», «ро», «ры»)

Дети читают

Подбирают слова

2.

Самоопределение к деятельности.

«Исправь ошибки в словах»

«Антиципации»

«Весёлоезачеркивание»

Исследование

Подготавливает учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической эмоциональной направленности.

— Для того, чтобы определить тему урока выполним несколько заданий.

Даёт задание.

— Исправьте в словах ошибки (слова написаны на доске):

глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша

— Что заменили?

— Кто догадался, о какой букве будем читать?

— Как называется рассказ, вы определите, переставив слова местами.

— Кто же написал этот рассказ, вы определите, работая в паре приёмом «Весёлое зачёркивание»

— Назовите тему урока, соединив ваши исследования вместе.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев произведения

Дети исправляют ошибки в словах

Гриб, карандаш, ручка, варежка, брюки, крыша

— Во всех словах произошла замена буквы ЭЛЬ на букву ЭР

— О букве ЭР

«Как

научился

Женя

мальчик

говорить

букву «р».

РАБОТА В ПАРЕ

«Весёлоезачеркивание»

Чоа

тат

руе

у ю ё

бшг

ь ъ и

пн с

— Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

3.

Целеполагание.

Целеполагание

Просит поставить цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

— Поставьте цели урока.

  • Познакомимся …

  • Будем учиться …

Будем отвечать на …

Формулируют цели урока, готовятся к чтению и обсуждению текста.

… с рассказом Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

… правильно и выразительно читать.

…вопросы по тексту

4.

Прогнозирование

«Стратегия слов»

«Выдвижение гипотезы»

С помощью слов предлагает детям предугадать содержание произведения.

— Перед вами слова. Определите, о чём будет это произведение.

мальчик

ребята

смеялись

ворона

каркала

научила

Дети читают слова и дают предположение о произведении:

«В произведении будет рассказываться о мальчике, который не мог выговаривать букву эр, все ребята над ним смеялись, а ворона его научила произносить букву эр»

III.

1.

Работа

с текстом во

время чтения

Первичное чтение текста. Прогнозирование

«Чтение с остановками» «Диалог с автором»

«Выдвижение гипотезы»

Обеспечивает полноценное восприятие текста. Учит прогнозировать, предугадывать содержание текста. Просит детей аргументировать свои эмоции.

Рассказ читает учитель.

— Послушайте рассказ внимательно и проверьте ваше предположение.

1. Со слов: «Мальчик Женя не умел говорить «р».

До слов: «Все ребята над ним смеялись. Вот однажды…»

— Что случилось однажды? Какие будут у вас гипотезы?

Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

2. Со слов: «Вот однажды играл Женя…»

До слов: «Лежит на крыше и тихо плачет. Вдруг…»

— Что могло случиться вдруг? Какие у вас идеи?

Проверяем ваши предположения (учитель читает текст дальше).

3. Со слов: «Вдруг на забор прилетела ворона…»

До слов: «Лез, лез и свалился с крыши… »

— Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

4. Со слов: «Да крыша-то невысокая…»

До конца: «Вот как обрадовался!»

Знакомятся с текстом рассказа. Ведут диалог с учителем и автором. Прогнозируют, предугадывают содержание рассказа

Дети слушают и отвечают на вопросы.

— Дети дают предположения.

2.

Первичное осмысление текста

«Толстые и тонкие вопросы»

Обеспечивает полноценное осмысление текста. Учит строить простые вопросы по содержанию рассказа. Просит детей аргументировать свои суждения.

— Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете рассказа?

— Могла ли эта история произойти на самом деле?

— Задайте по тексту друг другу вопросы.

  • О ком…?

  • Что…?

  • Кто…?

  • Как…?

  • Чему…?

  • Объясните, почему…?

  • Предположите, что ….

— Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?

Ведут диалог с учителем.

Ученики составляют вопросы по содержанию на первичное осмысление текста.

— Нам было жалко Женю, когда его дразнили дети, а потом мы радовались, когда Женя научился выговаривать звук [р].

IV.

1.

Работа с текстом после чтения.

Знакомство с биографией автора

Учитель предлагает посмотреть на рисунки автора к своим книгам и высказать предположения об авторе.

— Посмотрите на рисунки и, что вы можете рассказать об Е. Чарушине по ним?

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина — садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Все свои рассказы о детях, о животных, о природе Чарушин иллюстрировал сам.

Рассказ, с который мы познакомились — это его воспоминание из детства.

Ведут диалог с учителем. Высказываются, слушают рассказ учителя об авторе.

2.

Перечитывании текста по частям.

Стилистический анализ с беседой по содержанию.

Озаглавливание частей.

Картинный план.

Чтение по ролям

Словесное рисование

«Стилистический приём»

Чтение «Буксиром»

Словесное рисование

«Стилистический приём»

Хоровое чтение

Выборочное чтение

Чтение цепочкой

Словесное рисование

Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует словарно-логическую работу.

Учитель предлагает прочитать рассказ по частям и озаглавить их.

— Мы прочитаем рассказ ещё раз и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки.

1 часть.

*Эту часть читают сильные ученики по ролям

Какие слова предлагали сказать ребята Жене? Найдите их в тексте.

— Что не понравилось вам в поступках ребят, по отношению к Жене?

— Можно ли смеяться над детьми, у которых не получаются некоторые звуки?

— Попробуйте к первой части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?

-Как вы думаете, как можно озаглавить эту часть?

2 часть.

*Чтение трудных слов

не-пра-виль-но

драз-нить

не-вы-со-кой

*Чтение «буксиром»

-Какие чувства испытывал Женя в этом отрывке?

— Почему Женя обиделся на ребят?

-Оцените поступок его друзей?

— Можно ли ребят назвать его друзьями?

— Какая картинка появилась у вас?

-Как можно озаглавить?

3 часть.

*Чтение трудных слов

при-ле-те-ла

по-лу-чи-лось

по-смот-ре-ла

на-кло-ни-ла

при-щёлк-ну-ла

вы-го-ва-ри-вать

по-лу-ча-ет-ся

рас-ка-ты-ва-ет-ся

об-ра-до-вал-ся

то-ро-пит-ся

вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

ра-ду-ет-ся

*Хоровое чтение

— Кто помог Жене произносить звук [р]?

— Как кричала ворона, чтобы научить мальчика произносить звук [р]? Давайте прочитаем.

— Как менялось настроение Жени во время учёбы с вороной?

— Какие черты характера помогли мальчику научиться произносить звук [р]?

(Даёт детям несколько слов, из которых дети выбирают нужные черты)

УПОРСТВО

ОТЧАЯНИЕ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ТРУСОСТЬ

ТЕРПЕЛИВОСТЬ

ЛЕНЬ

Вывод:если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

— Что бы вы нарисовали к третьей части? Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Подходит ли она к этому отрывку.

Озаглавьте третью часть.

4 часть.

*Чтение цепочкой

— Читаем последнюю заключительную часть цепочкой.

-Какие чувства вы испытали, когда Женя научился произносить звук [р]?

— А какое настроение было у Жени, когда он научился выговаривать звук [р]? Найдите в тексте эти слова.

— Нарисуйте словесную картинку.

— Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.

Принимают учебную задачу учителя, ведут с ним диалог, отвечают на его вопросы с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Слушают. Отвечают.

— пароход, таракан, рыба.

— отвечают.

— отвечают.

На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.

Женя не умел говорить [р].

— отвечают.

— Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет.

Женя обиделся на друзей.

— «Каррр, краа, кррр, крра, ррра!»

*Упорство,настойчивость, терпеливость.

Женя научился говорить звук [р].

Работают по заданиям учителя. Отвечают.

— Радость, удовольствие, восторг…

Обрадовался, радуется.

Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости.

Я «рры» научился говорить!

3.

Концептуальная беседа.Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.

Проблемный вопрос.

Организует работу фронтально по содержанию произведения.

— Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?

— Какую ошибку  допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа?

— Как по- другому можно озаглавить этот рассказ?

— Чему учит нас этот рассказ?

Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

— В жизни вам придётся и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Принимают учебную задачу учителя, ведут с ним диалог.

— Он научился произносить звук[р], т.к звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

— Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.

ТРУДНЫЙ ЗВУК.

УПОРНЫЙ ЖЕНЯ.

*Рассказ учит целеустремленности и упорству. Учит не отступать перед трудностями, и всегда идти к своей цели. Учит не смеяться над теми, у которых что-то не получается. Учит брать пример с тех, кто умеет что-то делать хорошо.

V.

Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Просит оценить своё эмоциональное отношение по материалу урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

— Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Какие задания вам понравились на уроке.

— Где вы испытали трудности?

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы ……?

Формулируют конечный результат своей работы.

  • Познакомиться с рассказом Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

  • Учиться правильно и выразительно читать.

  • Отвечать на вопросы по тексту.

VI.

Рефлексия

Просит оценить своё эмоциональное отношение по материалу урока.

  • Женя с радостью побежал к ребятам рассказать о своей победе над звуком р. Но он что-то забыл сказать своему учителю ВОРОНЕ. Что он забыл?

  • У вас на партах сердечки со словами благодарности. Подарите их ВОРОНЕ, если вы считайте, что она заслужила их за свой труд и ваш на уроке.

Высказывают свое эмоциональное отношение к учителю-птице.

— Поблагодарить своего учителя ВОРОНУ.

VII.

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

Предлагает выбрать одно задание из предложенных вариантов домашней работы.

Вывод: Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.

Задание на выбор:

— чтение рассказа

— пересказ рассказа

— придумать продолжение рассказу.

Выбирают задание для домашней работы с учётом индивидуальных возможностей

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/463913-analiz-rasskaza-e-charushina-kak-malchik-zhen

Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Тема. «Е. Чарушин «Страшный рассказ»«.

Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»

Задачи:

• продолжить знакомство детей с творческой биографией и произведением Е. И. Чарушина;

• побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;

• развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;

• развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

• содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;

• воспитание любви и бережного отношения к животным.

Планируемые результаты:

личностные:

• сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных

на охрану окружающей среды;

• мотивация к обучению и познанию;

метапредметные — развитие у обучающихся умений:

• отвечать на вопросы;

• находить в вопросе ключевое слово;

• предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;

• находить доказательства того или иного высказывания;

предметные — развитие у обучающихся умений:

• читать по ролям;

• выразительно читать, читать по ролям;

Ход УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

II. Опрос домашнего задания.

III. Речевая разминка.

-О чем идет речь?

«Летом – в зеленом платьице.

Осенью – в цветном сарафане.

Зимой – в белой шубе. (- О лесе.)

— Назовите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе.

-Какие звери живут в лесу?

IV. Актуализация знаний.

— Дети. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)

1 группа.

Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.

В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.

2 группа.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В. В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кисть.

3 группа.

Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему?Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

• Е. Чарушин воспитывался в семье …

• Писатель в детстве жил в городе …

• Евгений Чарушин любил….

• Он любил рисовать…;

• Е. Чарушин был художником — …

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

V. Проектирование нового знания.

Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.

— Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)

(Чтение учащимися произведения «Страшный рассказ»)

— А вам когда и почему бывает страшно(Когда темно и когда одни дома.)

— Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

VI. Работа с текстом

Чтение текста по ролям.

ФИЗМИНУТКА.

Ёжик серенький бежит.

Видит палочка лежит.

Ёж нагнулся, палку взял

Да и дальше побежал.

Вот болото, а по ней

Ёжик с палочкой своей.

Прыг – скок, прыг – скок

Перебрался на песок.

Дальше ёжик наш бежит.

Птенчик жалобно пищит.

Ёжик птенчика берёт

И в гнездо его кладёт.

Лапкой птичкам помахал

И домой он побежал.

VI. Продолжение работы с текстом.

— Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП и ГРОМКОСТЬ.

(ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.

— ТЕМП — неспешный.

— ГРОМКОСТЬ – тихо.)

Чтение «ЭХО»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Подумайте над вопросами.

• Что больше всего напугало ребят?

• Как они чувствовали себя под одеялом?

• Можно ли их назвать трусами?

• Озаглавьте часть.

ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

— Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.

Смотрят – да это ёжик!

-А мы как будем читать эту фразу?

— Читаем четвертую часть «цепочкой».

— Кто же напугал мальчиков?

— Радостная ли концовка у этого рассказа?

-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?

Работа в группах

— Объясните, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.

Рассказ называется страшным потому,___

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

— А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

VII. Итог урока.

-Какая из пословиц подходит к рассказу?

• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.

• Не будь овцой, так и волк не съест.

• Пуганая ворона и куста боится.

• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

• Ты пожалей и тебя пожалеют.

— Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.)

— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

— Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?

— Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?

-Сделайте вывод.

Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание. Подготовить пересказ рассказа по плану.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436376-konspekt-uroka-vo-2-klasse-e-charushin-strash

  • Чарушин рассказ захочешь есть говорить научишься
  • Чарушин путешественники читать рассказ
  • Чарушин ежик рассказ с иллюстрациями
  • Чарушин иллюстрация к рассказам о животных
  • Чарушин воробей картинки к рассказу