Чапек случай с русалками рисунок к сказке

Мне очень понравилась эта увлекательная книга. мне безумно понравилась смелая и решительная таня, которая ничего не боялась и смело шла

Мне очень понравилась эта увлекательная книга. Мне безумно понравилась смелая и решительная Таня, которая ничего не боялась и смело шла навстречу опасностям. Это была очень решительная девочка, которая умела постоять за себя. Мне нравится твердость её характера и то, что она не озлобилась, десять лет живя с ужасными родственниками. Я всем советую прочитать эту книгу, с очень интересным, закрученным сюжетом и многочисленными тайнами.

Смелость города берёт.

Друг познаётся в беде.

Не по виду суди, по делам гляди.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Таня Гроттер и магический контрабас» по главам:

Глава 1. Младенец в футляре

В то утро бизнесмен Герман Дурнев даже не подозревал, что за ним наблюдают. Птица, Мёртвый гриф сравнивала Дурнева с фотографией. Возле колодца сидела женщина-ремонтница, которая на самом деле была волшебницей Медузией, а в колодце снимал заклинания нежити Сарданапал Черноморов, глава Тибидохса.

Вокруг крутилась и разная мелкая нежить, вроде кикиморки, а из окна на профессора выпал оживший утюг, стоило ему лишь упомянуть имя Чумы-дель-торт.

Сарданапал рассказал поражённой Медузии, что Дурнев дальней родственник Леопольда Гроттера, а тому удалось перед смертью получить Талисман четырёх стихий. Он рассказал дальше, как нашёл чудом выжившую после битвы девочку, в руке которой был зажат смертельно ядовитый скорпион Чумы. Профессор сказал, что маленькую Таню придётся пока оставить Дурневу, потому что Тибидохс не место для младенцев.

Потом он растворился в воздухе, а Медузия села на игрушечную лошадку и улетела.

Тем же вечером у дверей Дурневых появился футляр от контрабаса, в котором лежала маленькая девочка с родинкой на носу. Там же была фотография самого Дурнева и Леопольда Гроттера, а также заметка о смерти археологов Гроттеров.

Дурневу пришлось взять Таню себе.

Глава 2. Золотой меч.

Прошло десять лет.

Таня проснулась на холодной лоджии и стала стучать, чтобы её впустили в дом. Но Дурневы спали, а Пипа мерзко хихикала и не открывала. Наконец её впустили.

За завтраком Дурнев рассказал страшный сон, в котором мёртвая старуха требовала отдать «то, что она прячет». Тане стало нехорошо и она ошпарила Пипу чаем. Нинель пригрозила выкинуть футляр от контрабаса, единственную вещь, которой Таня дорожила.

Пипа не пошла в школу и Таня заняла её место в экскурсионном автобусе. По дороге она видела, как красивая борзая на мгновение превратилась в женщину с волосами-змеями, но выкинула эту историю из головы.

В Оружейной палате внимание Тани привлёк золотой меч. Он притягивал её. Позже, когда дети прослушали лекцию и пошли бродить по залам, раздалась сирена. Кто-то разбил витрину и забрал меч. Подозрение пало на Таню, тем более что детектор звенел, когда она входила в него. Но камеры показали, что Таня здесь ни при чём, да и меча у неё не было.

Глава 3. Загадочный контрабас и кролик Сюсюкалка.

После этого случая одноклассники перестали замечать Таню, только Генка предложил ей ограбить банк.

Дома на неё набросилось мелкое противное существо, назвавшееся Агухом и стало требовать отдать, то что знает. Агух стал крушить комнату Пипы, бить стёкла и компьютер. Потом Агух исчез, а Таня стала прибираться, с тоской думая о том, что скажут Дурневы.

Она решила проверить, что искал Агухв футляре и повернула тайный замок. В тот же миг в футляре возник контрабас со смычком, а рядом лежала инструкция.

В ней говорилось, что контрабас предназначен для полета, и что его сделал мастер Феофил Гроттер, дедушка Тани.

Тут появился Дурнев и стал бить Таню. Девочка случайно повернула колок контрабаса и Дурнев остановился. Потом стал сюсюкать, говоря, что он кролик, и прыгать на задних лапах. Кролик-Дурнев запрыгал к холодильнику и стал грызть морковь.

Так его и застали Нинель с дочкой.

Глава 4. Ковокли рвакли?

Таня тронула струну и тут же появилась голова, которая спросила «Ковокли рвакли?» Узнав, что никого не надо рвать, голова обиделась. Таня снова задела струну. Появилась вторая голова. Головы обрадовались друг другу. Потом появилась третья. Это были Усыня, Дубыня и Горыня. Они стали ругать Таню, а та представилась.

Великаны сразу стали извиняться и исчезли, оставив Таню в полном недоумении. Она услышала много, но ничего не поняла.

Между тем, Дурнев на следующее утро проснулся нормальным и ничего не помнил. Но Нинель запретила в доме слова Морковь и Кролик.

Таня продолжала эксперименты с контрабасом. Она обнаружила, что крутя колки можно ловить радио. Только передачи шли странные. В одной говорилось о похищенном мече и нарушенном равновесии между Тёмными и Светлыми магами.В другой некий Баб-Ягун проводил репортаж с матча по драконболу.

Внезапно за окном кто-то чихнул. Таня прижалась к стеклу и увидела висящую в воздухе кровать, на которой сидела какая-то мумия.

Глава 5. Баб-Ягун.

Кровать влетела в комнату, а голос мумии показался Тане странно знакомым. Это был Ягун, которого проглотил дракон Гоярын, и который еще не вылечился после этого. Ягун объяснил, что Таня слышала запись матча, случившегося неделю назад.

Таня поняла, что Ягун читает мысли и заблокировала его, сама не зная как. Ягун сильно удивился, что Таня заметила, как он её зеркалит. Он сказал, что у девочки врожденный дар и очень сильный.

В этот момент у Ягуна сработал зудильник. Это был академик Сарданапал. Он беспокоился о Тане и просил у неё прощения за то, что пришлось оставить её лопухоидам.

Ягун поведал Тане, что той предстоит учиться в магической школе Тибидохс.

Потом Ягун полюбовался на родственников Тани и был поражён. Он сказал, что Дурнев родственник Дракулы. Потом Ягун отдал Тане волшебное кольцо её отца и волшебную книгу, велев учить заклинания полёта и перехода. Через неделю Таня должна была быть в Тибидохсе.

Глава 6. Мёртвый глаз.

Между тем, Дурневы готовились сдать Таню в детдом. Пипа показывала подругам контрабас и книгу. Они хотели залить страницы клеем, но клей стал поливать проказниц, а книга кусать их за руки. После этого на ладони у Мумриковой выросла шерсть.

Таня упорно учила заклинания полёта и наконец решилась их испытать. Она надела кольцо и выпустила рой зелёных искр. Кольцо потребовало, чтобы Таня его так не трясла. Таня аккуратно взмахнула кольцом и произнесла заклинание самого быстрого полёта.

В тот же миг контрабас рванул в небо. Сперва Таня испугалась, но быстро сообразила как управлять контрабасом с помощью смычка. Ей безумно понравилось летать и она даже напугала Бульонова, пролетев у того над головой.

А потом на Таню напала какая-то крылатая тень и сильно её расцарапала. Чудом Таня удержала контрабас и приземлилась на ворох сухих листьев. Она понимала, что её попытались убить.

Глава 7. Тибидохс.

Настала ночь отлёта. Таня усыпила Нинель, засунула противную таксу в шкаф и написала прощальную записку.

За окном её ждал Баб-Ягун на пылесосе. Он оказался симпатичным толстым мальчиком двенадцати лет с веснушками. Ягун велел Тане лететь на самом медленном заклинании, но девочка специально сказала самое быстрое. Ребята устроили гонки и Ягун едва не разбился. Он был в восторге, и сказал, что Тане место в команде.

Потом показался океан и Ягун велел сказать заклинание перехода. После этого в океане возник красивый остров, в середине которого стоял Тибидохс, огромная каменная крепость-школа.

Вход охранял циклоп Пельменник, когда-то ослеплённый Одиссеем. Ягун с Таней осторожно пролетели мимо. А потом Ягун провёл Таня через тайный вход внутрь замка. Он оставил девочку одну, велев искать кабинет Сарданапала.

Глава 8. Башня привидений.

Таня стала подниматься по лестнице. Надгробия с её именем пугали девочку. Призрак с ножом в спине узнал Таню и засмеялся. Навстречу ей выкатилась Инвалидная коляска и погналась за Таней. Девочка бежала мимо гробов, пока не уткнулась в огромные двери со сфинксами. Из них вышел Сарданапал и шуганул Коляску. Он посоветовал Тане не убегать от призраков, а отпугивать их заклинанием. Потом пригласил в кабинет.

Появился низенький и злобный завуч Поклёп Поклёпыч. Он стал пытать Таню, как она попала в Тибидохс, если не проходила через двери. Сарданапал заступился за девочку и Поклёп отстал.

Академик объяснил Тане, что Тибидох это школа для трудновоспитуемых волшебников и их задача помочь тем, у кого проснулся дар, найти своё место в жизни.

В это время стены затряслись. Это глубоко под землёй буянили титаны, заточённые древними богами.

Наконец Сарданапал сообщил Тане, что она будет жить в комнате с Чёрными шторами, а её соседкой станет девочка из тёмных. Тане было всё равно, после Пипы она ничего не боялась.

Глава 9. Свиток предсказаний.

Пройдя через разделённый на две половины, светлую и тёмную, большой зал, Таня оказалась возле спален. Там она познакомилась с Ванькой Валялкиным, который съел все продукты в супермаркете, с Дусей Пупсиковой, превративший подругу в пряник, с Веркой Попугаевой, видевшей сквозь стены и другими ребятами.

Наконец она оказалась в своей новой комнате и познакомилась с Гробыней Склеповой, которая спала в гробу, а в качестве вешалки использовала живой скелет пажа.

На следующее утро она уже была на занятиях по практической магии, которую вёл маленький профессор Клопп. Все ученики скучали на его занятиях и только Шурасик строчил в тетрадке.

Тане неожиданно легко удалось сварить эликсир храбрости и Клопп побежал драться с титанами.

Потом было занятие по снятию сглаза, где тёмные и светлые ученики подрались. У тёмных предводительствовал Гуня Гломов. Но появилась Зубодёриха, прекратила драку и напустила на ребят сглазы. Шурасик превратился в ледяную глыбу и его пришлось отнести в магпункт к Ягге.

Вечером Таня и Ваня едва успели отнести книгу в библиотеку к злому джину Абдулле, а потом Таня нашла пророчество Древнира, основателя Тибидохса. В нём говорилось о решительной битве с Чумой-дель-Торт и о том, что Таня сотрёт Тибидохс.

Глава 10. Ветеринарная магия.

На следующий день Медузия показала, как искрами прогонять нежить, а после обеда была ветеринарная магия у Тарараха. Это был огромный и нечёсаный питекантроп, который вкатил в класс бочку с русалкой. Он рассказал Тане про нижние подвалы, где дрожали под напором нежити Жуткие ворота.

После уроков Ванька рассказал Тане про Исчезающий этаж, а вечером Шурасик неожиданно попросил у всех прощения и подарил ребятам картонные сердечки. Их надели все, кроме Гробыни и Гуни.

Глава 11. Магический волос.

Соловей Разбойник учил учеников драконболу. Через неделю должна была состояться встреча с командой оборотней и он искал талантливых игроков.

Таня хотела попасть в команду и вызвалась забросить мяч в пасть Ртутному, молодому и быстрому дракону. Она чуть не погибла, но смогла забросить перцовый мяч в ноздрю дракона. Это привело Соловья в восторг и он взял Таню в команду.

Всю неделю Таня усиленно тренировалась, потом состоялся её первый матч.

Игра была жёсткой. Риту проглотили, Таню пытались взять на таран, но она сумела забросить мяч. Потом подрались драконы, а потом раздался звук, лопнувшего каната.

Матч сразу остановили и было объявлено, что кто-то разрубил магический волос.

Глава 12. Гиетт, Котт и Бриарей

На следующий день довольный Клопп объяснил, что магический волос разрубили золотым мечом и теперь Тибидохс охраняют только Жуткие ворота, на которые Поклёп и Сарданапал ставят усиленную защиту.

Медузия посоветовала Тане быть осторожней, а Шурасик увидел в кабинете Клоппа Мёртвого грифа. Ребята уверились, что Клопп пособник Той-кого-нет.

Ночью Таня, Ягун и Ванька проникли в кабинет Клоппа, причём Таня неожиданно для себя выпустила красную искру, чтобы снять защиту с дверей. В зеркале она увидела старуху в гробу, которая улыбнулась и пообещала вернуться.

Тут сработала сигнализация и ребятам пришлось бежать в подвал. Там на них напал Агух, а они по следам хмыря сумели найти тайный проход и оказались возле огромных ворот. Под воротами сидели богатыри и у каждого было сердечко Шурасика.

Ребята прошмыгнули мимо богатырей и стали подниматься по очень старой лестнице. Неожиданно Таня провалилась сквозь одну из ступенек и оказалась на руке у титана. Но оказалось, что титаны знали её родителей и подарили Тане кувшин с силой земли.

Она вернулась к мальчикам и вскоре спала в своей постели.

Глава 13. Обережное зелье

На следующий день кто-то прислал Тане песочные часы, в которых песка осталось совсем мало. А Сарданапал заставил учеников выпить особое зелье. Таня обнаружила, что потеряла сердечко Шурасика.

Вечером все ученики заснули беспробудным сном, кроме Тани и Ваньки, на которого не действовали никакие зелья. Таня решила, что Сарданапал предатель.

Глава 14. Жуткие ворота

Ребята бросились в подвал. Они миновали зал двух стихий, где огонь замёрз, а повсюду ползали кобры, и обманули могучих, но глупых атлантов.

На тайной лестнице путь им преградил раненый копьём Ртутный. Ванька вынул копьё и они прошли дальше. Возле Жутких ворот спали богатыри, а рядом стоял гроб. Он был пуст.

Чума возникла на лестнице, в её руках был золотой меч. Таня выпустила в старуху красную искру, но перстень вырвался из рук девочки и прилип к мечу.

Чума захохотала. Она потребовала вернуть талисман Четырёх стихий, который отец Тани отдал дочери.

Чума рассказала, как убивала родителей Тани и как пыталась убить девочку, но вместо этого погибла сама и десять лет провела в гробу.

Она сказала, что Сарданапал дал ученикам укрепляющее зелье и поэтому они спят, а не погибли. А ей помогал Шурасик. Шурасик появился в подвале и сказал, что это он перерубил волос, а его сердечки призывали Деревянного демона, чтобы убить тех, кто их носит.

Шурасик метнул в Таню искру, но та отразилась от родинки. Чума ударила девочку по щеке и родинка упала на пол. Это и был талисман Четырёх стихий.

Шурасик подобрал его, но Таня накинулась на него и мальчик выронил родинку. Чума бросила в Таню золотой меч, и девочка успела схватить подаренный титанами кувшин.

Она очнулась в магпункте. Сарданапал сказал, что Чума погибла окончательно, а талисман разбился. Когда золотой меч разбил кувшин с силой земли, титаны освободились и раздавили Чуму, а Деревянного демона скатали и завязали узлом. А потом ушли.

Шурасик лежал в соседней палате и перевоспитывался. Чума его зомбировала.

К Тане пришли Ягун и Ванька с кучей сладостей. Она подумала, что её ждёт отличный вечер.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Таня Гроттер и магический контрабас»

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ

(34 ЧАСА)

Изучаемый раздел

п/п

Содержание урока

Количество часов

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

Примечания

Мифы

(2 часа)

1

Мифы. Шумерские мифы. Подвиги бога Нинурты.

1час

06.09-10.09

2

Древнегреческие мифы. Нарцисс и Эхо.

1час

13.09-17.09

Народные сказки

(3 часа)

3

Народные сказки. Русская народная сказка. Василиса Прекрасная.*

1час

20.09-24.09

4

Русская народная сказка. Василиса Прекрасная.

1час

27.09-01.10

5

Русская народная сказка. Мужик и царь.

1час

04.10-08.10

Авторские сказки

(9 часов)

6

Былины. Илья Муромец и Соловей Разбойник.

1час

12.10-15.10

7

А.К. Толстой. «Илья Муромец».

1час

18.10-22.10

8

Р.Р. Картинная галерея: В.М. Васнецов «Богатыри».

1час

25.10-28.10

9

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1час

08.11-12.11

10

Н. С. Гумилев «Маркиз де Карабас».

1час

15.11-19.11

11

К Чапек «Случай с русалками».

1час

22.11-26.11

12

Научно-популярные статьи. «Восточные славяне в сочинениях византийцев».*

1час

29.11-03.12

13

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

1час

06.12-10.12

14

С. Седов «Король женится».

1час

13.12-17.12

Басни

(2 часа)

15

И.А.Крылов «Трудолюбивый медведь».*

1час

20.12-24.12

16

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица». *

1час

27.12-30.12

Слово о родной зеле

(2 часа)

17

Ю. Яковлев «Мама». *

1час

17.01-21.01

18

М.М. Пришвин «Моя родина».*

1час

24.01-28.01

О прошлом родины

(4 часа)

19

«Повесть временных лет».

1час

31.01-04.02

20

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1час

07.02-11.02

21

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин».*

1час

14.02-18.02

22

К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

1час

21.02-25.02

Прошла на земле война

(2 часа)

23

А.А. Ахматова «Мужество».*

1час

28.02-04.03

24

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».*

1час

07.03-11.03

О добре и красоте

(3 часа)

25

А.А. Фет «На рассвете». *

1час

14.03-18.03

26

А.Н. Майков «Мать».*

1час

21.03-25.03

27

Х.К. Андерсен «Соловей».

1час

04.04-08.04

Мир детства

(5 часов)

28

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».*

1час

11.04-15.04

29

Л.Н. Толстой «Мамаn», «Детство».

1час

18.04-22.04

30

И.А. Бунин «Детство».*

1час

25.04-29.04

31

М.И. Цветаева «Наши царства». Р.Л. Стивенсон «Страна кровати».

1час

02.05-06.05

32

А.П. Чехов «Мальчики».*

1час

16.05-20.05

Удивительные приключения

(2 часа)

33

Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию».

1час

23.05-27.05

34

Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию».

1час

30.05-31.05

*В структуре данного урока содержится национально – региональный этнокультурный компонент

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;

2. Изменений в ФГОС 17.12.2010г. №1897, утвержденных Приказом МО РФ от 31.12.2015 №1577;

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 27 июня 2013 года (в ред. Закона РБ от 26.12.2014 N 171-з);

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” .

6. Адаптированной ООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

8. Индивидуальный учебный план обучающегося на 2021-2022 учебный год.

9. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч. – М.: Астрель.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

  • обучение и воспитание обучающихся, коррекция отклонений в психофизическом развитии обучающихся;

  • формирование общей культуры обучающихся;

  • адаптация обучающихся, к жизни в обществе;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;

  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся;

  • вооружение каждого ребенка оптимальным  арсеналом профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для адекватного профессионального самоопределения и успешного трудоустройства.

Личностные результаты:

  • эмоциональное восприятие художественного текста;

  • эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных произведений;

  • первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые другие), отражённых в литературных произведениях;

  • чувство любви к Родине и малой Родине;

  • ориентация в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений (с помощью учителя).

Метапредметные результаты:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»

во 4-м классе являются формирование следующих умений:

Минимальный уровень:

  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • отвечать на вопросы по прочитанному с помощью учителя;

  • пересказывать содержание прочитанного текста с помощью учителя;

  • рассказывать наизусть 2–4 стихотворения и 1 басню с помощью учителя.

Достаточный уровень:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • читать по слогам слова трудные по смыслу и по слоговой структуре;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного текста;

  • рассказывать наизусть 5 –7 стихотворения и 2 басни.

Обучающийся научится:

осознанно и правильно читать по слогам текст, 
трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам; 
отвечать на вопросы по прочитанному произведению; 

Обучающийся получит возможность научиться:

высказывать своё отношение к поступку героя, событию; 
пересказывать содержание прочитанного произведения. 

Содержание учебного предмета

Мифы 

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки 

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины 

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки 

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни 

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле 

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война 

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте 

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина», А.Блок «Летний вечер».

Мир детства 

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения 

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждого раздела

п/п

Разделы

Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела

1

Мифы

2

2

Народные сказки 

3

3

Авторские сказки 

9

4

Басни 

2

5

Слово о родной земле 

2

6

О прошлом Родины

4

7

Прошла по земле война 

2

8

О добре и красоте 

3

9

Мир детства

5

10

Удивительные приключения 

2

Итого 34

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464770-rabochaja-programma

Если вы хоть немного интересуетесь искусством, то, наверное, бывали на ежегодном «Осеннем салоне с „Белгазпромбанком“». Необычный художник Александр Бельский не просто в нем участвует, но и неоднократно получал там приз зрительских симпатий. Причем он умудряется на своих полотнах объединять, казалось бы, необъединимое: Бэтмена и советских детей около елки, штурмовиков из «Звездных войн» и белорусский трактор, космонавтов и советский самовар. О том, как Александр шел на подобные эксперименты, как выбирал забавные, но серьезные сюжеты, сегодня рассказывает наш гид по миру современного белорусского искусства Любовь Гаврилюк.

Кто такой Бельский?

Александр Бельский родился в 1980-м в Жодино. Сначала окончил училище имени Глебова, позже  Академию искусств. С 2007 по 2017 год работал художником-оформителем в столичном кинотеатре «Пионер», а в 2017-м отправился в свободное плавание. Участвует в коллективных выставках, продает работы через интернет. Некоторые из них стали вирусными.

От «ручных афиш» к коллажам

Во Дворце искусств в 2019 году состоялась персональная выставка Александра Бельского «3, 2, 1… Апрель», которая стала открытием: оказывается, работ за последние годы написано много, а их чудесные (в прямом смысле слова) герои населяют странный мир  очень условное отражение реального. Жители этого мира  зайцы, снеговики, космонавты; какие-то инопланетные полицейские грузят яблоки в трактор «Беларусь», потом вдруг бьют снеговиков, а снеговики вписаны в классическую живопись Рембрандта и Ван Гога. Тут я погорячилась: на выставке все было подобрано согласно концепции и более последовательно, но после экспозиции вы же идете смотреть работы художника в сети. И достраиваете, дополняете этот странный мир  да, он такой. Мало подчиняется обычной логике.

Авторский прием с хрестоматийными сюжетами особенно интересен: сюжеты-то знакомые, но новые герои меняют смысл, отношение современного зрителя. Я бы даже сказала, что меняется восприятие исторического материала как такового. Мы как будто учимся смотреть на прошлое не как на безнадежно ушедшее нечто, а как на события сегодняшнего дня. Но об этом чуть позже.

Впрочем, и работы предыдущего десятилетия заставляют зрителя удивиться: и такой тоже бывает живопись? Это про афиши, которые Александр писал в кинотеатре «Пионер». Сейчас их можно отнести к стилю ретро, да и в конце 2010-х они были раритетом — наверное, последними в Минске. Наивными, сюрреалистичными. Их воспринимали как особенную эстетику кинотеатра. Думаю, такими они и останутся в культурной истории Минска. Хотя сам художник называет их «хорошим опытом быстрого рисунка»:

— С афишами я стал чувствовать себя увереннее. Работа над большими форматами — тот случай, когда процесс приносит радость, хотя это, конечно, не самоцель. Когда готовилась выставка «3, 2, 1… Апрель», мне хотелось посмотреть на все со стороны, нужно было собрать работы в одном пространстве. А потом начались перемены: поиск новых приемов, технологий, что-то переформатировалось. Для меня перестало быть важным писать именно картину и чтобы она выглядела «красиво». Движение значит больше, а инструменты могут быть самыми разными.

Не отказываясь от привычных холста и масла, Александр стал больше использовать уже готовые изображения, заниматься коллажами и печатью. Это тоже непросто: порой на сбор нужного материала и компиляцию уходит год-два, можно попробовать сделать несколько версий одной композиции в разных форматах. Хорошо, что жена Виктория воодушевляет и влияет на творческий процесс.

Человек внутри

По большому счету все, что происходит с людьми, так или иначе имеет отношение к животным. В этой части художник находится близко к традиции: история искусства знает множество сюжетов, где героями были звери. Реальные или сказочные, мифологические и фантастические персонажи, в самых разных жанрах и техниках. В визуальном искусстве чего стоят только книжные иллюстрации Евгения Чарушина (в юности он, кстати, тоже делал вывески и плакаты). Он имя для тех, кто знаком с еще советскими изданиями Бианки, Пришвина, Чуковского и Маршака. Для более молодых читателей назову белорусскую художницу Екатерину Дубовик и наших классиков Валерия Слаука, Александра Шеверова, Николая Селещука. Но иллюстрация — это, конечно, совсем другое искусство.

У Александра подход принципиально иной. Не столько важен сам герой  заяц, космонавт, человек в черном шлеме или снеговик, сколько идея и желание автора не выставлять на первый план нравоучение, замаскировать его с помощью другой формы. С этой точки зрения художник не рассказывает нам историю (сказку) зайцев, а оставляет пространство для аллегории, без разжевывания и прямых оценок. Бельский не пишет серии или проекты с нарративами наподобие литературных. Это полностью визуальный опыт, а в основе своей — концептуальный.

— Для меня они — персонажи, на которых спроецированы отношения людей между собой, отношения с миром вокруг, — объясняет художник. — В этом их назначение. Есть параллели с жизнью людей, отчасти есть мой собственный опыт. Важно, что все они — не абстрактные образы и не конкретные модели, зато всегда дают мне место для метафоры, реплики, отсылок к самым разным событиям.

Дети на экскурсиях высоко оценивают эти «проекции», взрослые тоже их считывают  так что призы зрительских симпатий, которые художник получил на «Осенних салонах» в 20162017 годах, имеют вполне определенное основание.

С зайцами и снеговиками, впрочем, отдельная тема  это своего рода версия родства, сочувствия, заботы. Человек в этих снеговиках скрыт, но не утрачивает чувство собственного достоинства, не теряет эмоций, не коверкает язык. Трансформация человеческого происходит как перемена и даже протест, а сохранение человеческого выдают детали, окружающая среда, антагонисты снеговиков и зайцев. Помещая животных и снежных героев в реальные обстоятельства, художник подчеркивает их уязвимость. Особенно это заметно, когда они собираются в группы или стаи  даже непонятно, как лучше сказать. Или в компании, когда начинает работать коллективная энергия, общая драматургия. Удивительно, но «другие» только усиливают эффект человеческой сущности. От сказки, от волшебства остается лишь момент телесного перерождения.

И еще интересно, что, выбирая именно эти образы, Александр не идет по пути роботизации, клонирования и т. д., то есть в сторону science spesific. Наоборот, удивление, страх, растерянность работают на доверие и сочувствие к «слабым» героям.

Вопрос органики

Справедливости ради нужно отметить, что есть у художника вполне яркие социальные темы. Но они написаны в своем ключе, и здесь от зрителя тоже требуется чувствительность особого рода. Отправной точкой для понимания я бы назвала работу 2019 года «Новые боты». Не сразу разглядишь, что на первом плане маленький ребенок гуляет по лужам в резиновых сапожках. Наконец-то никто не будет доставать его из-за мокрых ног! Строгие дяди на постаментах неизмеримо выше, значительнее — правда, в параллельной жизни, откуда новые боты не заметны, а риск простуды не рассматривается всерьез.

Не всерьез  еще одна иллюзия, которая будет преследовать зрителя на протяжении всего просмотра, на сайтах ли, в галереях или частных коллекциях. Смешение контекстов как бы случайное: вот неуклюжие снеговики из детских игр, Дарт Вейдер из «Звездных войн», какая-то вышка почему-то упала, вдруг возникает кусочек из старого новостного репортажа. На самом деле спонтанного здесь нет ничего.

В качестве примера такой подачи отмечу небольшой цикл «Бэтмен и дети» (2021), парафраз на советский сюжет с Владимиром Ильичом.

— В основе — советская мифология, точнее, ее популярная часть, пропаганда, — говорит художник— Мне хотелось ее поправить, убрать образ доброго дедушки из истории, хотя бы из книжной иллюстрации.

Да, постмодернистское смешение контекстов, известная игра и практика, но как по-разному это можно сделать! А еще юмор  легкий, грустный или болезненный, он всегда есть в живописи Александра, даже в его афишах.

Всегда, будь этот юмор родом из поп-арта, лирики или актуальной хроники. На мой взгляд, инструмент не менее важный, чем выбор героя или эпизода социальной драмы.

К слову, о подходе к творческому процессу и об отсылках: первый снеговик родился из ассоциаций с «Нарциссом» Караваджо. А все, что связано с космосом, сценки на Луне появились вместе с конкретными деталями и событиями разных лет.

 У любой работы есть мотивы для появления. Например, «Бог в помощь», который существует и в небольшой, пробной версии 80×40 кв. см, и в максимальной — 3 × 1,5 кв. м. Вроде мы продолжаем наблюдать за космосом, технологии развиваются, и люди летают на серьезных кораблях продолжает Александр. — Но тут же, на этом пафосном фоне, видим, как их героически спасают (как когда-то Владимир Джанибеков, Виктор Савиных и др.). Вдруг, всегда неожиданно. А самовар пришел вообще из другой сферы, из художественного образования: кувшин и самовар — самые банальные, всем надоевшие предметы для учебного натюрморта.

Вот как, оказывается, рождаются метафоры.

Структурировать время

Да, ни много, ни мало. Эту возможность дает Александру теперешняя работа в «Белреставрации». А живопись остается основным творческим полем художника. И здесь мы подходим к теме о востребованности, о том, может ли the artist в современном понимании этого слова жить и зарабатывать своей профессией.

По словам Александра, работа художника-реставратора позволяет ему распределять время работы так, чтобы не метаться каждый день между искусством и коммерческими заказами. Те же снеговики возникли в свое время как попытка отстранения после большого числа шаржей и портретов. В какой-то момент, после тысяч лиц, живых и фотографических, стало просто необходимо найти анонимные типажи. Сейчас, при стабильном заработке, можно спокойно заниматься искусством, а не постоянным добыванием денег. Есть ведь и неприятные заказы, и только очень немногие авторы умеют отговаривать клиентов  в чем-то образовывая их, теряя в деньгах, но сохраняя при этом профессиональную честность.

Судя по онлайн-галереям, которые продают произведения искусства, почти все полотна Александра нашли своих покупателей. Это прекрасный результат. Как говорит художник, во-первых, людям нравится то, что он делает, а во-вторых, его работы доступны по стоимости.

— Мой самый первый покупатель приобрел восемь полотен сразу. До этого я и не предполагал, что доходами от искусства можно жить. И вот впервые это сработало. Но и раньше, и сейчас на первом месте по-прежнему остается мысль, идея, а потом уже, конечно, хорошо, что она обрастает капиталом.

Что же касается «Белреставрации», Александру интересны технологии и сами подходы, принятые в этой области. Понятно, что и здесь есть свои проблемы: многое из историко-культурного наследия утрачено, появляется немало новодела, но «работать со стенами XIV  XVI веков интересно». Художник считает так:

— Важно принимать в принципе правильные решения. Что нужно реставрировать, что восстанавливать, с какой целью? Может быть, я пока не очень подготовлен как реставратор, но есть рядом люди, которые подсказывают. В Несвиже мои действия были обоснованы. И это тоже творческий рост.


 Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Чаплина рассказы для детей 2 класса читать
  • Чаплин рассказы о животных
  • Чарльз буковски рассказы читать
  • Чаплин рассказы для 2 класса
  • Чарльз буковски сборник рассказов