Чайковский спящая красавица сочинение

Погружение в классику литература меню сайта поиск по заголовкам по всему сайту из нашего архива календарь новостей приветствуем вас, гость.
Погружение в классику литература
markerМеню сайта
markerПоиск

по заголовкам

по всему сайту

markerИз нашего архива

markerКалендарь новостей
Приветствуем Вас, Гость.

Текущая дата: Воскресенье, 09 Января 22, 18:23

Главная страница » 2021 » Сентябрь » 15 » Книги о Чайковском, его семье и его творчестве

Книги о Чайковском, его семье и его творчестве

13:08

Теги: чайковский

Книги о Чайковском, его семье и его творчестве

s71465324

===================================

Айзенштадт С. Детский альбом Чайковского
Айнбиндер А. Личная библиотека П. Чайковского как источник изучения его творческой биографии
Альшванг А. Чайковский (1970)
Аншаков Б. Братья Чайковские (1981)
Арутюнов Д. Сочинения Чайковского в курсе анализа (1989)
Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное (1972)
Асафьев Б. Чайковский (1921)
Балабанович Е. Чехов и Чайковский (1962)
Берберова Н. Чайковский
Берлянд-Чёрная Е. Пушкин и Чайковский (1950)
Будяковский А. Жизнь Петра Ильича Чайковского
Будяковский А. О творчестве и музыкально-эстетических воззрениях П. И. Чайковского
Воспоминания о П. И. Чайковском (1979)
Давыдов Ю. Л. Записки о Чайковском (1962)
Должанский А.Н. Симфоническая музыка Чайковского (1981)
Домбаев Г. Творчество П.И. Чайковского в материалах и документах (1958)
Евсеев С. В. Народные песни в обработке Чайковского (1973)
Житомирский Д. Заметки об инструментовке Чайковского (1945)
И. П. Чайковский. Жизнь и деятельность (Ижевск, 1976)
Кашкин Н. Д. Воспоминания о Чайковском (1954)
Кашкин Н. Д. О Чайковском, русской музыке и музыкантах (избранное)
Климовицкий А. И. Петр Ильич Чайковский
Кондрашин К. О дирижерском прочтении симфоний П.И.Чайковского (1977)
Конисская Л. М. Чайковский в Петербурге (1974)
Корыхалова Н. ‘Детский альбом’ П. И. Чайковского_такт за тактом
Красинская Л. Оперная мелодика Чайковского (1986)
Кремлев Ю. Симфонии П.И. Чайковского (1955)
Крылов А. О хорах а капелла Чайковского
Кунин И. Чайковский (ЖЗЛ) (1958)
Манн К. Петр Ильич Чайковский. Патетическая симфония
Моисеев Г. А. Камерные ансамбли П. И. Чайковского
Никитин Б. Чайковский. Старое и новое (1990)
Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского (1949)
Николаева Н. Симфонии П. И. Чайковского (1958)
Охалова И. В. Произведения П. И. Чайковского для влч. с орк.
Охалова И. В. Произведения П. И. Чайковского для скр. с орк.
Охалова И. В. Произведения П. И. Чайковского для ф-но с орк.
Охалова И. Петр Ильич Чайковский
П. И. Чайковский и русская литература (Ижевск, 1980)
П. И. Чайковский. Годы детства. Материалы к биографии (Ижевск, 1983)
Пак Ги Хван. Фортепианный цикл Чайковского op. 72
Пастораль и мистерия в »Пиковой даме» П. И. Чайковского
Побережная Г. И. Чайковский (Киев, 1994)
Пожидаев Г. Чайковский в Риме (1976)
Познанский А. Чайковский (ЖЗЛ)
Прибегина Г. А. П. И. Чайковский (1983)
Протопопов Вл., Туманина Н. Оперное творчество Чайковского (1957)
Розанова Ю. О симфонизме в балете Чайковского ‘Спящая красавица’ (1965)
Розанова Ю. Симфонические принципы балетов Чайковского (1976)
Рубаненко Ю.И. О »речевой стихии» в »Пиковой даме» Чайковского
Ручьевская Е. Пётр Ильич Чайковский (1978)
Ручьевская Е. Чайковский. Книжка для юношества (1963)
Сидельников Л. Чайковский (1992)
Синьковская Н. О гармонии П. Чайковского (1983)
Скубак Г. О 5-й симфонии Чайковского
Слонимский Ю. ‘Лебединое озеро’ П. Чайковского (1962)
Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского (Ижевск, 1985)
Тудоровская Г. Размышления о Шестой симфонии Чайковского
Туманина Н. Чайковский и музыкальный театр (1961)
Туманина Н. Чайковский. 1_Путь к мастерству 1840-1877
Туманина Н. Чайковский. 2_Великий мастер 1878-1893
Фролова С. Фортепианные сонаты П. И. Чайковского (1955)
Холодковский В.В. Дом в Клину (1962)
Хохлов Ю.Н. Оркестровые сюиты Чайковского (1961)
Цуккерман В. Выразительные средства лирики Чайковского (1971)
Чайковский М. Жизнь П. И. Чайковского в 3-х томах. Том 1
Чайковский М. Жизнь П. И. Чайковского в 3-х томах. Том 2
Чайковский М. Жизнь П. И. Чайковского в 3-х томах. Том 3
Чайковский об опере. Избранные отрывки из писем и статей (1952)
Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи (1953)
Чайковский_Петербургский музыкальный архив_Вып. 04

=====

Чайковский_Петербургский музыкальный архив_Вып. 15

Т. З. Сквирская. О музыкальных занятиях в Императорском училище правоведения
А. А. Алексеев-Борецкий. Чайковский в Петербургской консерватории: неизвестные факты
М. С. Заливадный. Два письма Г. А. Лароша П. И. Чайковскому
Л. Браун. Эдуард Монтобри и его шансонетка «Faut s’amuser, danser et rire». К истории франц. источника в Первом концерте для фортепиано П. И. Чайковского
М. В. Дёмина. Aarstiderne: П. И. Чайковский в «Датском интерьере»
П. Е. Вайдман, А. Г. Айнбиндер. Страницы истории текста Концерта для скрипки с оркестром П. И. Чайковского
А. В. Комаров. Три пьесы П. И. Чайковского для скрипки и фортепиано op. 42. История текста. Инструментовка А. К. Глазунова
Л. Сундквист. Два неизвестных письма Чайковского и Тургенева
Р. де Вет. Шесть автографов П. И. Чайковского (1888-1889). По материалам аукционных домов
В. С. Соколов. Татьяна Давыдова в жизни П. И. Чайковского
ПРИЛОЖЕНИЕ. Она была главной по Чайковскому (О Полине Ефимовне Вайдман)

=====

Чайковский_Тематико-библиографический указатель произведений
Шольп А. ‘Евгений Онегин’ Чайковского (1982)
Ярустовский Б. Оперная драматургия Чайковского (1947)

Категория: литература |
Просмотров: 661 |
Добавил(а): palmira


Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.

Ссылка

html (для сайта, блога, …)

BB (для форума)

Комментарии
Всего комментариев: 5

Там есть обновления по сравнению с тем, что имелось.

Наконец-то узнал (хотя мог бы и раньше, но вначале не располагал интернетом, а затем подзабыл о «вопросе»), что Станислав Блуменфельд, отец незаконнорожденного сына племянницы Чайковского Жоржа (Георгия) — это родной брат Феликса и Сигизмунда Блуменфельдов.
Интересно, а в их семье это неприглядное событие как-то обсуждалось?

… Жаль, что оказалось неинтересно… :(

Ну почему же неинтнресно?Это хорошо,что вся доступная литература о Чайковском собрана в одном месте и даже пополнилась.Жаль,что существуют свои табу по теме, из за чего почти недоступна книга Энтони Холдинга,раскрывающая многие «секреты»,которая всячески оболгана и обругана в русскоязычной среде и откуда узнаем,что существует семья Чайковского,его потомки,тщательно цензурирующие тему,активно поддерживаемые блюстителями «икон».Не удивлюсь,если вскоре получу замечание за высказывание.Это также ответ на ваш вопрос.
«О мертвых либо хорошо,либо ничего»-фейковый лозунг древних римлян и русского православия.
По этому поводу хорошо сказал Толстой-
De mortuis aut bene, aut nihil,— какое языческое, ложное правило! О живых говори добро или ничего. От скольких страданий это избавило бы людей, и как это легко. О мертвых же почему не говорить и худого. В нашем мире, напротив, установилось правило: с некрологами и юбилеями говорить одни страшно преувеличенные похвалы, следовательно, только ложь. И это наносит людям ужасный вред, сглаживая и делая безразличным понятие добра и зла. [Л. Н. Толстой, Дневники, февр., 1902]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон «об авторском праве и смежных правах».

Содержание
Введение. 3
1. Балет до 1900 г. 4
1.1. Происхождение балета как придворного зрелища. 4
1.2. Балет в эпоху Просвещения. 5
1.3. Романтический балет. 7
2. Балет 20в. 9
2.1. Русский балет С.П. Дягилева. 9
2.2. Балет в США… 10
3. Мировой балет. 12
3.1. Великобритания. 12
3.2. Советская Россия и другие страны… 13
3.3. Франция. 14
Германия. 15
Заключение. 16
Список использованной литературы… 18
Введение
Балет — вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства.
Сюжет балета излагается в либретто (сценарий). На основе либретто пишется музыка, выражающая эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима декорации и костюмы. В создании балета принимают участие сценарист, композитор, балетмейстер и художник. Балеты бывают и бессюжетные, где хореография выражает исключительно содержание музыки. Нередко в балете используется музыка, первоначально не предназначенная композитором для танца («Шехеразада» Римского-Корсакова, «Карнавал» Шумана и др.). Танец является основным компонентом балетного спектакля. В балет входят классические танцы и характерные танцы, бальные, народные, в отдельных случаях акробатические и ритмо-пластические ганцы. Есть спектакли, построенные только на классическом или только на характерном танце, а в современном западном балете.
Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию.
На протяжении большей части 18 в. балет развивался преимущественно в Италии; в начале 19 в. балетными труппами прославилась Франция, а позднее – Россия. В 20 в. балет занимал прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза.
Цель реферата – проследить историю возникновения и развития балета как вида театрального искусства.
Задача – изучить и проанализировать литературу по теме реферата.

1. Балет до 1900 г.

1.1. Происхождение балета как придворного зрелища

В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.
Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи, супруги Генриха II (правил в 1547–1559) и матери Карла IX (правил в 1560–1574) и Генриха III (правил в 1574–1589). По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название Комедийный балет королевы (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем. В царствование трех французских королей – Генриха IV (1533–1610), Людовика XIII (1601–1643) и Людовика XIV (1638–1715) – учителя танцев проявили себя как в сфере бального танца, так и в тех его формах, которые развивались в рамках придворного балета. В Англии в ту же эпоху, т.е. в царствование Елизаветы I, шел аналогичный процесс, нашедший выражение в постановках т.н. масок при дворе в Уайтхолле. В Италии техника профессионального танца продолжала обогащаться, появились первые труды по танцу (Il Ballarino Фабрицио Карозо, 1581 и Le Gratie d’Amore Чезаре Негри, 1602).
В середине 17 в. наметился отход от строгих форм, присущих придворному балету. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей, как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале 17 в. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания сценической иллюзии и зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце. «Король-солнце» появился, в частности, в роли Солнца в Балете ночи (1653).
Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей – придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность», т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков.
В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, объединившую 13 ведущих танцмейстеров, которые были призваны блюсти танцевальные традиции.

1.2. Балет в эпоху Просвещения

В 18 в. стремительно развивались оба стиля танца – благородный и виртуозный. В области театрального танца появились мастера, сформировавшие свой индивидуальный стиль. Наряду с Дюпре это был блистательный Гаэтан Вестрис (1729–1808), высокотехничный Пьер Гардель (1758–1840) и новатор Огюст Вестрис (1760–1842), отличавшийся необычной внешностью и феноменальной элевацией (т.е. способностью высоко прыгать). Более простые и легкие одежды, вошедшие в моду накануне Французской революции, давали большую свободу для выполнения пируэтов и заносок (особых прыжковых движений), и увлечение ими стало всеобщим, что раздражало приверженцев традиции.
Однако еще более существенным для развития балета, нежели рост техники, стало новое отношение к этому искусству, порожденное Просвещением. Произошло отделение балета от оперы, появился новый вид театрального спектакля, где выразительными средствами были танец и пантомима. Жан Жорж Новерр (1727–1810) был самым значительным хореографом этого направления, причем не только практиком-новатором, но и автором весьма убедительных публикаций. Его Письма о танце и балетах (1760) заложили эстетические основы искусства балета, и многие его утверждения не теряют значения и в наши дни. Новерр прославился как постановщик многих ballets d’action, «действенных балетов» (т.е. балетов, имеющих сюжет) в Штутгарте в 1760-е годы, а в 1776 был приглашен балетмейстером в Парижскую оперу. Преодолев немалые трудности, он сумел утвердить балет как самостоятельную форму спектакля в этом знаменитом оперном театре.
Балет стал распространяться по Европе. К середине 18 в. княжеские дворы повсеместно стремились подражать роскоши Версаля, одновременно во многих городах открывались оперные театры, так что танцовщики и учителя танцев, которых становилось все больше, легко находили себе применение. Не только во Франции, но и в других странах хореографы предлагали важные для развития балета новшества. В Австрии Франц Хильфердинг (1710–1768) одним из первых создавал постановки, где сюжет излагался средствами мимики и танца. Итальянский педагог, Дженнаро Магри, издал подробный учебник театрального танца, каким он стал в последние годы перед падением старого режима во Франции.
Когда разразилась революция 1789, балет уже утвердился в качестве особого вида в искусстве. Публика привыкла к условностям сценической мимики, а танец, под влиянием идей Просвещения, освободился от той искусственности, против которой боролся Новерр. Балет перестал восприниматься как явление придворной жизни.
Русское влияние проявилось в том, что Шарля Луи Дидло, до этого работавшего балетмейстером в Петербурге, пригласили поставить в Парижской опере его самый знаменитый балет Флора и Зефир (музыка К.А.Кавоса). Вернувшись в Петербург и проработав там несколько лет, Дидло оставил театру в наследство не только огромный новый репертуар, в том числе балеты на русские сюжеты, как Кавказский пленник (музыка Кавоса, 1823), но и высокий уровень преподавания в балетной школе, которая впоследствии будет признана лучшей в мире.
В 1790-х годах, под влиянием современной моды, женский балетный костюм стал значительно более легким и свободным, так что под ним угадывались линии тела; одновременно отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкую бескаблучную туфельку.

1.3. Романтический балет

К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Романтизм не только разрушал старые формы, которые казались старомодными и неуместными, но искал новые источники вдохновения. Молодые художники-романтики обратились к явлениям сверхъестественным и экзотическим, их привлекала культура дальних стран и седая древность. Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, причем балет испытывал его влияние дольше, чем многие другие виды театрального искусства.
Многие представления об искусстве балета полностью изменились под влиянием Марии Тальони (1804–1884). Появившись в поставленной ее отцом Сильфиде (1832), она открыла доступ на сцену новому типу героини балета: воздушной гостьи из потустороннего мира. Ее танец обладал грацией, которая способствовала созданию этого идеального существа. Хотя Тальони не первая встала на пальцы, как неоднократно ошибочно утверждали историки, она сумела то, что до нее было всего лишь трюком, превратить в выразительное средство для передачи особых свойств, присущих неуловимым, бесплотным образам.
Музыку большинства балетов эпохи романтизма писали композиторы, специализировавшиеся в легких жанрах. Наиболее значительным среди них был А. Адан, автор музыки Жизели и Корсара. Балетная музыка в те времена писалась по заказу, и не предполагалось, что это достаточно серьезное произведение, чтобы исполнять его в концертах; пассажи, предназначенные для танца, были мелодичны, а построение их отличалось простотой, в то время как музыка должна была лишь сопровождать эпизоды, создавая общее настроение спектакля.
Упадок европейского балета, расцвет балета в России. Пламя романтизма стало ослабевать уже к середине 19 в. Балет еще пользовался успехом, но преимущественно как зрелище с участием хорошеньких женщин. В Париже Жозеф Мазилье (1801–1868) и Сен-Леон поддерживали престиж Оперы до падения Второй империи в 1870. Корсар Мазилье (1856, музыка Адана) и последняя постановка Сен-Леона Коппелия (1870, музыка Л. Делиба) были высшими достижениями этого периода, когда французских балетных артистов потеснили иностранные звезды. преимущественно итальянки. Исключением была Эмма Ливри (1842–1863), ученица Марии Тальони, но она умерла в возрасте 21 года от ожогов (ее балетный костюм загорелся от свечи на сцене). Сильвия (1876, музыка Делиба) – единственный сохранившийся французский балет этого периода.
В Лондоне в то время балет практически исчез со сцены оперных театров, найдя себе пристанище в мюзик-холлах. Художественная ценность этих спектаклей была не всегда высока, но они обеспечили балету любовь зрителей. В конце 19 в. особое значение имело участие в них замечательной балерины датского происхождения Аделины Жене (1878–1970). Италия в это время оставалась тем центром, откуда, как и прежде, выходили балерины, восхищавшие зрителей своим техническим совершенством. Наиболее известная из них, Вирджиния Цукки (1847–1930), прославилась, однако, не столько своей виртуозностью, сколько драматической напряженностью игры, поставившей ее в один ряд со знаменитыми актерами эпохи.

2. Балет 20в.

2.1. Русский балет С.П. Дягилева

К началу 20 в. постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. В середине века примечательной особенностью его развития стало необычайное разнообразие стилей: каждый хореограф или художественный руководитель труппы предлагал свой собственный подход.
Политические и социальные сдвиги в России в начале 20 в. сказались и на балете. М.М.Фокин, выпускник Петербургского театрального училища, тесно связанного с Мариинским театром, познакомился во время первых гастролей Айседоры Дункан (1877–1927) в России в 1904–1905 с ее танцем, естественным и бесконечно изменчивым. Однако еще до этого у него возникли сомнения в незыблемости строгих правил и условностей, которыми руководствовался в своих постановках М.Петипа. Фокин сблизился со стремящимися к переменам артистами Мариинского театра, а также с группой художников, связанных с С.П.Дягилевым (1872–1929), в состав которой входили А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст. В своем журнале «Мир искусства» эти деятели искусства излагали новаторские художественные идеи. Они были привержены в равной мере национальному русскому искусству, в частности его народным формам, и академическому направлению, например музыке Чайковского. Хотя танцовщики Мариинского театра и московского Большого театра и раньше выезжали за пределы страны, все же полное представление об их искусстве и о редкой красочности русских спектаклей Западная Европа получила лишь в 1909, благодаря организованному С.П.Дягилевым парижскому «Русскому сезону». На протяжении последующих 20 лет труппа «Русский балет Дягилева» выступала преимущественно в Западной Европе, иногда в Северной и Южной Америке; влияние ее на мировое балетное искусство огромно.
Танцовщики труппы «Русский балет» были выходцами из Мариинского театра и Большого театра: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Адольф Больм (1884–1951) и др. Художники из окружения Дягилева сочиняли либретто, создавали декорации и костюмы, одновременно писалась новая музыка.
Первая мировая война и Октябрьская революция лишили Дягилева возможности вернуться на родину. Зато все теснее становились его связи с артистическими кругами в Европе, как и с эмигрантами из России. В его труппе появились артисты, обучавшиеся в студиях Парижа и Лондона.
Анна Павлова участвовала в первом дягилевском балетном «Русском сезоне», затем основала собственный коллектив, базировавшийся в Лондоне, но разъезжавший по всему миру и побывавший даже в тех дальних странах, куда труппа Дягилева не добиралась. Эта великая артистка и женщина редкого обаяния поразила тысячи зрителей своим исполнением фокинского Умирающего лебедя (1907, на музыку К.Сен-Санса), который стал эмблемой ее проникновенного искусства.

2.2. Балет в США

В конце 19 в. балетные сцены можно было увидеть только в составе спектаклей, именуемых «экстраваганца», которые еще сохранялись на американской сцене. Это были роскошно обставленные музыкальные представления, которые шли на сцене оперных театров после самой оперы, так что танцевальная часть спектакля начиналась примерно в 11 или 12 часов. Оперные театры приглашали для исполнения ведущих ролей в этих балетах балерин из Европы, и некоторые из них оставались преподавать в Америке. Так в разных городах появились школы и небольшие любительские труппы. Русские артисты, работавшие в составе балетных театров Дягилева или Анны Павловой, стали открывать в Америке студии, как, например, Адольф Больм, Михаил Мордкин (1880–1944) и Фокин.
Ряд трупп, созданных в Европе в надежде повторить достижения Дягилева, оказали влияние на американский балет. Одна из них, носившая некоторое время название «Русский балет полковника де Базиля», в 1933 выступала в США, где ее представлял знаменитый импресарио Сол Юрок. Другая труппа, исторически связанная с упомянутой и носившая название «Русский балет Монте-Карло», в какой-то момент обосновалась в США. В 1942 Агнес де Милль (1909–1993) поставила здесь балет Родео, а в 1946 Баланчин – Сомнамбулу, после чего коллектив просуществовал на положении передвижного до начала 1960-х годов. Первые основанные в Америке балетные труппы появились в 1930-х годах: это «Литлфилд балле» в Филадельфии и «Сан-Франциско балле». Два крупнейших американских балетных театра – «Нью-Йорк сити балле» и «Американ балле тиэтр» родились в результате взаимодействия русской традиции и американских предприимчивости и упорства, проявленными в первом случае Л.Керстайном, а во втором – Люсией Чейз.
Американ балле тиэтр. В 1939 Люсия Чейз (1897–1986), богатая вдова, занимавшаяся с М.Мордкиным классическим танцем, вместе с антрепренером Ричардом Плезантом (1906–1961) и художником Оливером Смитом (1918–1994) создала балетную труппу, которая поначалу получила название «Балле тиэтр», а в 1956 – «Американ балле тиэтр». Первый спектакль труппы состоялся в январе 1940. В первые годы исполнялись традиционные балеты, такие как Сильфиды (Шопениана) Фокина, а также постановки, использовавшие современный и этнический танец. Для обогащения репертуара Чейз привлекала разных хореографов, в том числе Фокина и Баланчина. В репертуар были включены, в частности, поставленные для других коллективов балеты Родео Агнес де Милль и Парень Билли Юджина Лоринга (оба на музыку А.Копленда).
Невозможно представить себе «Американ балле тиэтр» без драматических балетов английского хореографа Энтони Тюдора.
Разнообразие репертуара «Американ балле тиэтр» требовало присутствия в труппе танцовщиков, обладающих как блестящей классической техникой, так и драматическим талантом. В ранние годы это были Алисия Алонсо (р. 1921), Нора Кей, Джон Криза (1919–1975), Игорь Юскевич (1912–1994) и Алисия Маркова (р. 1910); за ними последовали Тони Ландер (1931–1985, Салли Уилсон (р. 1932), Брюс Маркс (р. 1937), Рой Фернандес (1929–1980), Лупе Серрано (р. 1930), Скотт Дуглас (1927–1996), Синтия Грегори (р. 1946), Мартина Ван Хамель (р. 1945), Фернандо Бухонес (р. 1955) и Гелси Керкленд (р. 1952).
«Танцевальный театр Гарлема» создан в 1968 бывшим танцовщиком «Нью-Йорк сити балле» Артуром Митчеллом (р. 1934), в знак протеста против убийства Мартина Лютера Кинга, а выступать труппа начала в 1971. Стремясь доказать, что танцовщики афроамериканского происхождения являются неотъемлемой частью мира балета, Митчелл включил в репертуар балеты Жизель, Лебединое озеро, постановки Баланчина, Шехеразаду Фокина, а также работы многих хореографов-афроамериканцев.

3. Мировой балет

3.1. Великобритания

До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910–1920-х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик-холлов, например датчанки Аделины Жене (1878–1970). Своим рождением английский балет обязан двум женщинам, работавшим у Дягилева: Мари Рамбер (1888–1982), уроженке Польши, и Нинет де Валуа (р. 1898), родившейся в Ирландии, но прошедшей школу в Лондоне.
В 1930-х годах Нинет де Валуа пригласила эмигрировавшего из России режиссера Мариинского театра Николая Сергеева (1876–1951) для постановки классических балетов 19 в., чтобы обогатить репертуар и предоставить артистам возможность освоить ранее непривычные танцевальные формы. К 1956 «Сэдлерс Уэллс балле» стал называться Королевским балетом и выступал в Королевском оперном театре «Ковент Гарден». организовал в сезоне 1994–1995 Фестиваль Королевского балета.
На протяжении 1940-х и 1940-х годов труппа «Балле Рамбер» продолжала ставить новые балеты, сохраняя в репертуаре подлинники классических балетов, рассчитанные на небольшой состав. В 1966 труппа была реорганизована.
В числе других английских трупп – Английский национальный балет, который имеет своим прямым предшественником коллектив, основанный в 1949 бывшими дягилевскими танцовщиками Алисией Марковой и Антоном Долиным (1904–1983), который в течение многих лет носил название «Лондон фестивал балле». В 1984 возглавлявший труппу датчанин Питер Шауфус (р. 1949) возобновил балет Аштона Ромео и Джульетта, который к этому времени был практически забыт. В 1990 руководителем труппы стал Айвен Надь.
Королевский балет всегда содержал вторую, небольшую по составу передвижную труппу. В 1990-х годах она обосновалась в Бирмингеме и теперь известна как Бирмингемский королевский балет.

3.2. Советская Россия и другие страны

В России балет не терял своей значимости в годы после Первой мировой войны и при советской власти, даже когда политическая и экономическая ситуация, казалось, угрожала самому существованию Большого и Мариинского (носившего после Октябрьской революции название Государственного театра оперы и балета, ГОТОБ, а с 1934 – имя С.М.Кирова) театров. 1920-е годы – период интенсивных экспериментов как в области формы, так и содержания балетного спектакля. Появляются и постановки Пролеткульта на политические и социальные темы, и в Москве работы Касьяна Голейзовского (1892–1970), а в Петрограде (в 1924 переименованном в Ленинград) разнообразные постановки Федора Лопухова (1886–1973), в том числе его Величие мироздания (1922) на музыку Четвертой симфонии Бетховена.
Распад Советского Союза и последовавший экономический кризис принес огромные трудности балетным труппам, которые до этого щедро субсидировались государством. Многие танцовщики и педагоги покинули страну, чтобы обосноваться в США, Англии, Германии и других западных странах.
В период холодной войны многие страны восточной Европы, входившие в советский блок, следовали советским принципам как в обучении танцовщиков, так и в постановке спектаклей. Когда границы открылись, многие артисты из этих стран, особенно из Венгрии и Польши, приобщились к достижениям хореографии приезжавших к ним западных трупп, и сами стали выезжать за пределы своих стран.

3.3. Франция

Французский балет в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его труппы Сергей Лифарь (1905–1986), некогда приехавший во Францию с Украины, возглавил балет Парижской оперы и оставался на этом посту в 1929–1945, затем в 1947–1958. Под его руководством выросли прекрасные танцовщики, прежде всего замечательная лирическая балерина Ивет Шовире (р. 1917), прославившаяся исполнением роли Жизели. Наиболее интересные эксперименты в сфере хореографии проводились за пределами Парижской оперы, в частности, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Пети (р. 1924) ушел из Оперы в 1944 и создал «Балет Елисейских полей», где поставил, в числе других спектаклей, балет Юноша и Смерть (1946, на музыку И.С.Баха) для молодого и динамичного танцовщика Жана Бабиле (р. 1923). Затем для труппы «Балет Парижа» он создал одну из своих самых знаменитых и имевших долгую жизнь постановок – Кармен (1949, на музыку Ж.Бизе) с Рене (Зизи) Жанмер (р. 1924). Чувство театральности, которым наделен Пети, позволило ему работать в самых различных жанрах и участвовать в коммерческих мероприятиях. В 1972–1998 он возглавлял труппу «Национальный балет Марселя», где поставил много стильных и остро театральных спектаклей.
В 1970-х и 1980-х годах французские провинциальные труппы стали получать государственную поддержку и приобрели международную известность. Особого внимания заслуживает труппа «Балет департаментов Рейна.

Германия

На протяжении первой половины 20 в. в Германии наиболее значительным явлением было развитие свободного танца, получившего здесь наименование «выразительного» – Ausdruckstanz. После Второй мировой войны правительства ФРГ и ГДР немало внимания уделили поддержке балетных трупп. Во всех основных городах Западной Германии были при оперных театрах были созданы самостоятельные балетные коллективы, которые ставили свои спектакли, одновременно участвуя в операх. Джон Кранко из Англии (1927–1973), выступавший и поставивший ряд спектаклей в английской труппе «Сэдлерс Уэллс тиэтр балле», возглавил балет Штутгарта в 1961 и сформировал обширный репертуар из собственных многоактных спектаклей, во многом напоминающих по стилю советские балеты, богатые драматизированными танцами.Это Ромео и Джульетта (музыка Прокофьева, 1962). Онегин (1965, на музыку Чайковского в обработке К. Х. Штольце) и Укрощение строптивой (1969, на музыку А.Скарлатти в обработке К.-Х.Штольце), балеты, успех которых немало зависел от участия в них замечательной танцовщицы Марсии Хайде (р. 1939), бразильянки по происхождению, и ее партнера американца Ричарда Крэгана (р. 1944). Труппа вскоре приобрела мировую славу; после безвременной кончины Кранко ее возглавил Глен Тетли, поставивший в память Кранко балет Соло на органе (Voluntaries, 1973, на музыку Ф.Пуленка).

Заключение

По мере того как к середине 20 в. возрастала роль балета, труппы стали создаваться почти во всех странах обеих Америк, Европы, Азии, в том числе в некоторых районах Средней Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких, как Испания, Китай, Япония и Малая Азия.К концу 20 в. все яснее вырисовались проблемы, стоящие перед балетным искусством. В 1980-е годы, когда умерли Баланчин, Аштон и Тюдор (в 1980-х годах), а Роббинс отошел от активной деятельности, возник творческий вакуум. Большинство молодых хореографов, работавших в конце 20 в., были не слишком заинтересованы в том, чтобы разрабатывать ресурсы классического танца. Они предпочитали смешение разных танцевальных систем, причем классический танец предстает обедненным, а танец модерн – лишенным оригинальности в выявлении телесных возможностей. В стремлении передать то, что составляет существо современной жизни, хореографы пользуются пальцевой техникой как бы для акцентирования мысли, но игнорируют традиционные движения рук (port de bras). Искусство поддержки свелось к некому взаимодействию между партнерами, когда женщину таскают по полу, кидают, кружат, но почти никогда не поддерживают и не танцуют с ней.
Большинство трупп строят репертуар, включая в него классику 19 в. (Сильфида, Жизель, Лебединое озеро, Спящая красавица), наиболее знаменитые балеты мастеров 20 в. (Фокина, Баланчина, Роббинса, Тюдора и Аштона), популярные постановки Макмиллана, Кранко, Тетли и Килиана и работы нового поколения хореографов, таких как Форсайт, Дуато, Джеймс Куделька. В то же время танцовщики получают лучшую подготовку, т.к. стало больше знающих учителей. Сравнительно новая область танцевальной медицины открыла танцовщиком доступ к технике предохранения от травм.
Существует проблема приобщения танцовщиков к музыке. Распространенная популярная музыка не знает разнообразия стилей, во многих странах обучение музыкальной грамоте стоит на низком уровне, при постановке танцев постоянно используются фонограммы – все это мешает развитию музыкальности у танцовщиков.
Новым явлением последних десятилетий стали балетные конкурсы, первый их которых прошел в Варне (Болгария) в 1964. Они привлекают не только премиями, но и возможностью показаться судьям, представляющим самые престижные организации. Постепенно конкурсов стало больше, не менее десяти в разных странах; некоторые предлагают вместе денег стипендии. В связи с потребностью в балетмейстерах возникли также конкурсы хореографов.
Список использованной литературы
1. Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М., 1999
2. Богданов-Березовский В., Галина Уланова.- М., 1999
3. Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета. – Л., 1988
4. Вальберх И., Из архива балетмейстера. Дневники, переписка, сценарии. Ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского.- M. — Л., 1980
5. Глушковский А., Воспоминания балетмейстера. Публ. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского.- М., 1999
6. Классики хореографии. Отв. ред. Б. И. Чесноков.- СПб, 2000
7. Красовская В.М Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.- М., 2008
8. Левинсон А., Мастера балета. Очерки по истории и теории танца. Издание 5-ое, дополненное.- СПБ, 2001
9. Левинсон А., Старый и новый балет.-СПб, 2000
10. Новерр Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц.- Л., 19979
11. Плещеев А., Наш балет (1673-1899). — СПБ., 1999
12. Слонимский Ю-, Дидло. Вехи творческой биографии.- М. — Л., 1988
13. Слонимский Ю., Мастера балета….-М., 1997
14. Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени.- М., 1996
15. Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра.- M., 1997
16. Худеков С. Н., История танцев.- СПБ, 2003

Урок музыки на тему “Великий
композитор Чайковский и его балет «Спящая красавица»

Целью
урока
  — научиться  следить за развитием музыкальной мысли,
анализировать музыку, используя средства музыкальной выразительности на примере
фрагментов  балета «Спящая красавица».

Задачи:

·        
Воспитательные- пробудить интерес к
такому жанру, как балет;

-вызвать
 эмоциональный отклик у детей к музыке П.И.Чайковского    
                 

·        
Образовательные 
научить анализировать музыкальные сочинения на примере фрагментов из балета

 
    — усвоить понятия: либретто, балетмейстер, интродукция, балет.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте,
ребята. Сегодня мы отправляемся с вами  в музыкальный театр, где вас ждет
мир сказки, удивительных превращений, мир добрых и злых волшебников.

Кто-нибудь
из вас посещал театр?

 Я
надеюсь, что по окончанию нашего урока, у тех ребят, которые никогда не были
 в музыкальном театре,  появится желание его посетить.    

Все
дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса, и все дети любят
отгадывать загадки, не так ли? Догадайтесь, из какой сказки следующие строчки.

Учитель
читает: Итак, события происходят  в  замке короля Флорестана. На
крестины принцессы  приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья
маленькой принцессе.  Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке
царит веселье. Внезапно злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец.
Что происходит? Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить
на крестины фею Карабос.  От злости она начинает колдовать и предвещает
принцессе, что та умрет от укола спицей, когда её исполнится 16 лет.

 Дети: «Спящая
красавица»

Учитель: Кто
автор этой сказки?

Дети: автор
Шарль Перро.

Портрет
французского писателя Шарля Перро.

Учитель: 

А
теперь послушаем музыкальную  загадку. Прослушав музыкальный фрагмент,
определите, к какому простому жанру она  принадлежит. А чтобы правильно
ответить на этот вопрос, подумайте,  какие движения хочется выполнять под
эту музыку.

 Звучит
«Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица»- 2 мин.

Дети: Прозвучал
вальс. Он относится к простому жанру – танец.

Учитель: Верный
ответ.

 А
если объединить сказку, музыку и танец, где герои танцуют под музыку, то какой
получится жанр? (Представьте себя на большой сцене в сказочных костюмах и танцующих
под красивую музыку).

Дети: Это
балет.

Учитель: И
опять вы ответили верно. Балет  — это произведение крупной формы, который
 относится к сложному музыкальному жанру.

Мы
не случайно обратились сказке «Спящая красавица». Сюжет этой сказки вдохновил
одного очень известного композитора. Дагадайесь, какого? Он написал «Детский
альбом», жил в Воткинске

Дети: Чайковский.

Учитель: совершенно
верно. Композитора  П.И.Чайковского и яркие образы этого произведения
воплотились в такой музыкальный спектакль, как балет. В конце XΙX века, а
точнее 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра с триумфом состоялась
премьера балета «Спящая красавица».
 

Учитель: Балет
 и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая,
выразительная. И мы сегодня говорим о выразительных возможностях музыки
великого русского композитора.

ΙΙ
ЭТАП – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Я
хотела бы, чтобы вы сегодня сами убедились в том, что музыка Чайковского
неповторимая, яркая. А какими же средствами он создает такую замечательную
музыку? Нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка.

Звучит
интродукция – 2.39мин.

Учитель: Музыка
на протяжении всего звучания  была одного характера или менялась?

Дети: Музыка
была разная по характеру. Вначале она звучала грозно, а затем светло и мягко.

Учитель: Верно,
музыка была разная. Она воплощает два разных образа. И эти музыкальные образа
противопоставляются. Таким образом, мы можем сказать, что музыка Чайковского
выразительна.

Вступление
в музыке называется – интродукция. И исполняется музыка вступления при закрытом
занавесе.

Давайте
вспомним, какие героини противоположного характера были в данном произведении?
Чем они отличаются?

Дети: Фея
Сирени и фея Карабос Одна из них добрая, а другая злая.

Учитель:Как
вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка прозвучавшей
интродукции.

 Можно
ли по музыкальному вступлению предугадать события, чем закончится балет?

Дети: Музыка
знакомит нас с Феей Карабос и Феей Сирени. Это злой персонаж и добрый. А по последним
 аккордам можно сказать, что балет закончится хорошо, победой добра над
злом.  

Учитель: Правильно.
Музыка изобразила двух персонажей балета, две борющиеся силы.  Какие
 средства музыкальной выразительности  использовал композитор, чтобы
так ярко и понятно изобразить музыкой два контрастных образа.

За
помощью обратимся к схеме, напоминающей цветок, на лепестках которого
перечислены средства музыкальной выразительности (на стенде прикреплена схема в
виде цветка).

Учитель
объявляет о том, что он поделит класс  на две команды. Одна команда будет
разбирать музыкальный образ Феи Карабос, а другая – Феи Сирени.

Вы
будете музыкантами оркестра и я выберу дирижеров (мои помощники)

Учитель
дает послушать детям тему Феи Карабос.

Задание
1 команде:  нарисуйте  в воздухе линию этой мелодии, какая это будет
линия – плавная или скачками.

Дети:
Мелодия Феи Карабос отрывистая, скачками, рваная, острая.

Учитель
выбирает ученика, у которого движения точно передают мелодический рисунок и
приглашает его перед ребятами продемонстрировать свой рисунок в воздухе.

Учитель
дает послушать тему Феи Сирени.

 Дети
2 –ой команды рисуют в воздухе мелодию Феи Сирени. Это плавная, непрерывная
линия.

Таким
же образом выбирается ученик из 2-й команды и объявляется помощником учителя.

И в
это время учитель объясняет помощникам, в чем состоит их задача (крепить с
помощью магнитиков лепестки цветков на доску). Работа со своей командой.

Посмотрите
на нотную запись или определите на слух, какой  темп выбрал композитор для
характеристики злого и доброго персонажа.

Дети: Очень
быстрый и неторопливый.

Помощники
 выбирают нужный лепесток и крепят его на свою половину доски.

Учитель:
Второй вопрос – какую динамику подобрал композитор для точной характеристики
злой Феи и Феи Сирени.

Дети 1
команды: очень громкую.

Дети 2
команды: тихое звучание.

Помощники
крепят на доску следующий лепесток.

Учитель:
У какой темы ритм ровный, все нотки одинаковой длительности, а у какой темы –
ритм неровный, с паузами, скачками. (Ответы детей).

Дети:
тембр

Учитель:
Какие инструменты выбрал композитор, какую окраску придал звуку (грубую,
жесткую или мягкую, нежную), чтобы передать злую сущность или добрую?

Дети 1
команды: грубую, жесткую

Дети 2
команды: мягкую, нежную

Учитель:
Такое сочетание средств выразительности точно создает нужный музыкальный образ.
 У нас собран цветок, но у него не хватает сердцевины. Чего же у нас не
хватает для полного завершения образа?

Дети:
свои варианты ответов.

Чтобы
завершить эти образы, выполним задание. Перед вами изображение двух Фей.
Сейчас, вы, как в сказке, перевоплотитесь в художников и, используя цветные
карандаши, подберите каждой волшебнице  цвет костюма: какой, на ваш
взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь.  

Постарайтесь
уложиться во времени, пока звучит вступление – 2 мин.

Какие
цвета наиболее точно отразили характер героинь в вашем воображении?

Ответы
детей
: дети называют два противоположных цвета.

Крепим
в середину каждого цветка сердцевину определенного цвета.

Посмотрите
на следующий слайд.

Вы видите
двух Фей. Сравните свои цвета и те, которые подобрал художник. В чем вы видите
совпадения?

 Дети:
Цвет костюма Феи Карабос темный, а Феи Сирени светлый.

Учитель:
Противоположные цвета, яркая выразительная музыка  — всё построено на
контрасте.

Чего ещё
не хватает, чтобы героини ожили? Композиторами мы с вами были, художниками
были.

Дети:
Танцорами не были.

Пришло
время очутиться на королевском балу. Представим себе картину превращения
цветущего сада в дремучий лес. Слушаем отрывок под названием «Сцена на балу»,
где разворачиваются важные события. Обратите внимание на то, какое настроение
было у всех в начале бала и как оно измениться к концу сцены. Сцена оцепенения.

Прослушивание
 коды и финала 1-го действия – 7 мин.

Дети
рассказывают о пережитых чувствах героев и настроении, которое выражает музыка.

ΙV
ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель
задает вопросы:

С
каким сложным жанром вы познакомились? (с балетом)

Какие
виды искусства соединяются в балете?  (музыка, изобразительное искусство,
танец)

Что такое
интродукция? (вступление)

Что мы
называем резкой противоположностью? (контраст)

Что мы
можем сказать о музыке П.И.Чайковского? (музыка композитора выразительна,
помогает нам почувствовать и пережить, всё происходящее в этой сказке)

Чему
учит нас эта сказка?  (учит нас доброму отношению друг к другу)

Появилось
ли у вас желание посетить музыкальный театр и посмотреть балет «Спящая
красавица»? Узнать продолжение?

В
завершении урока споём песню «Сказки гуляют по свету», муз. Е.Птичкина, сл.
М.Пляцковского.

 Рефлексия. Посмотрите,
перед Вами появилась спящая красавица. Обратите внимание, чего ей не хватает?

Дети: у
нее совсем не красивое платье.

Учитель: давайте
поможем нашей красавице снова стать самой красивой. Перед вами на парте лежат
цветочки разного цвета. Выберите цветок: красный- если вам было интересно на
уроке и вы многое узнали, желтый- если у вас что-то не получилось, синий- если
урок вам не понравился . Подойдите к Спящей красавице и приклейте цветок,
который вы выбрали.

Молодцы
ребята! Вы на отлично справились с заданиями и помогли принцессе снова стать
красивой.

Домашнее задание- выучить песню «Сказки гуляют по свету»

П.И. Чайковский
(1840-1893). Биография и творчество

Биография

1840.
25 апреля на Урале в Воткинске в семье горного инженера, директора завода
родился П. И. Чайковский. Первые музыкальные впечатления связаны с песнями
матери, обитателей родного поселка.

1849.
Семья Чайковских переехала в Алапаевск.

1850.
Семья переехала в Петербург. Чайковского отдали в училище правоведения. В
училище он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для
желающих.

1859.
Чайковский окончил училище правоведения, получил чин титулярного советника и
место в Министерстве юстиции. В свободное от работы время посещает театр,
особенно оперу. Любимым операми композитора были «Иван Сусанин» Глинки и «Дон
Жуан» Моцарта.

1862.
Чайковский изучает теорию музыки, поступает в Петербургскую консерваторию.
Серьезно занимается композицией. Учится под руководством педагогов Н. Зарембы и
Антона Рубинштейна. Чайковский окончательно бросает службу и целиком посвящает
себя музыке.

1865.
Оканчивает консерваторию с серебряной медалью.

1866.
Принимается за педагогическую работу в Московской консерватории. Знакомится с
известными музыкантами, литераторами, артистами: Островским, Одоевским,
Плещеевым, продолжается дружба с критиком Н. Кашкиным и музыкальным критиком Г.
Ларошем.

1866-1876.
Чайковский занимается сочинением музыки, выступает в качестве музыкального
критика на страницах журналов и газет. Сочинено много произведений: три
симфонии, пьесы для оркестра, Первый концерт для фортепиано, вариации на тему
«Рококо» для виолончели, три квартета, фортепианное трио, четыре оперы:
«Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро»,
много прекрасных романсов, фортепианный цикл пьес «Времена года».

1876.
Петр Ильич получает письмо от незнакомой корреспондентки Надежды Филаретовны
фон Мекк – владелицы большого состояния, любительницы музыки. В этом письме она
выразила глубокую любовь и уважение к музыке Чайковского. Между композитором и
фон Мекк завязалась переписка, длившаяся 13 лет, послужившая началу их крепкой
дружбы. Но эти люди так и не встретились друг с другом.

1877.
Переломный год в жизни Чайковского. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное
потрясение. Сказались перегрузка и переутомление. Завершает два великих
произведения: оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию.

1878.
Совершает много поездок за границу, как дирижер. Чайковский живет в Украине в
Каменке в имении сестры. Чайковский знакомится с зарубежными композиторами:
Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.

1890.
С триумфом проходят его симфонические концерты в Берлине, Париже, Женеве,
Лондоне. Создает несколько опер: «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама»,
«Иоланта», гениальные Пятую и Шестую симфонии, балеты «Спящая красавица»,
«Щелкунчик».

1893.
Чайковскому присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета в
Англии. Последние годы жизни Чайковского проходят в Майданове, Фроловском, в
Клину.

16
октября Чайковский дирижирует первым исполнением Шестой симфонии в Петербурге.

25
октября композитор скоропостижно скончался.

Творчество

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор,
дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик.
Этот музыкант воплотил в своих
музыкальных произведениях всю палитру человеческих чувств. Темы его сочинений
опираются на события истории, а также современности. знаменует собой новый этап
в развитии русской музыки.

Чайковский является одним из величайших
композиторов мира, ярким представителем 
музыкального
романтизма
 и
одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке.

Его творчество представляет собой чрезвычайно
ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его
современников — композиторов «
Могучей кучки» (Кюи, Римский-Корсаков,
Балакирев, Мусоргский, Бородин
),

Почти в каждом музыкальном жанре
композитор сумел сказать новое слово. Однако главными для него всегда
оставались опера и симфония. Неповторимый и глубоко национальный творческий
стиль Чайковского сложился под воздействием традиций русской музыки первой
половины XIX века — Глинки и его современников — и народно-песенного искусства.
В то же
время, он чутко воспринял достижения западноевропейской музыкальной культуры —
творчество Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта, Берлиоза, Листа и других
мастеров. Одной из главнейших особенностей музыки Чайковского является
мелодичность, тесно связанная с интонациями народной песни и городского романса
и присущая как вокальным, так и инструментальным произведениям композитора.

Чайковский одним из первых русских музыкальных деятелей
последней четверти XIX века обратился к написанию церковной музыки
.  Он
написал полные циклы важнейших богослужений Православной Церкви — 
«Литургии святого Иоанна
Златоуста»
 и «Всенощного
бдения»
, отдельные хоры в
сборнике «Девять духовных музыкальных сочинений» и пасхальный хор «Ангел
вопияше».

Основные
произведения

·10 опер: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец
Вакула» (позже переработана в «Черевички»), «Евгений Онегин», «Орлеанская
дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»

·3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,
«Щелкунчик»

·Симфонические произведения: 6 симфоний, симфония «Манфред»,
фантазии «Фатум», «Буря», «Франческа да Римини»; увертюры-фантазии «Ромео и
Джульетта» и «Гамлет», Итальянское каприччио, Торжественная увертюра «1812
год», 4 симфонические сюиты, Серенада для струнного оркестра, 3 концерта для
фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему
рококо для виолончели с оркестром

·Камерно-инструментальные произведения: 3 струнных
квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника», струнный секстет
«Воспоминание о Флоренции» и другие

·Фортепианные произведения: 2 сонаты, Тема с
вариациями, циклы «Времена года» и «Детский альбом», отдельные пьесы

·Вокальные произведения: более 100 романсов; «Литургия
св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и другие произведения

·«Краткий учебник гармонии» и «Руководство к
практическому изучению гармонии»

Слайд 1

Сочинение по картине Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта» Урок развития речи 6 класс Сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта» 2 часа Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №30 Макеева Жанна Викторовна

Слайд 2

Александр Иванович Лактионов Картина «Письмо с фронта» 1947 год

Слайд 3

Художник Александр Иванович Лактионов В 1930 году А. И. Лактионов едет в Москву, где знакомится с И. Э. Грабарем, М. В. Нестеровым, С. В. Малютиным. Известные художники и педагоги, просмотрев студенческие работы, дали рекомендации для продолжения учебы в Ленинградском государственном ИЖСА им. И.Е. Репина, (Академия художеств СССР). Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону в семье заводского кузнеца и прачки-надомницы. В 19 лет освоил ремесло каменщика, работал чертёжником. Лактионов не только осваивал приёмы современной ему живописи, но и специально изучал технику письма старых мастеров. Известен главным образом как жанрист и портретист, хотя в наследии художника присутствуют выполненные на высоком уровне пейзажи и натюрморты.

Слайд 4

Известные произведения Александра Ивановича: «Портрет О. Н. Лактионовой» (1939), «Портрет И. И. Бродского» (1939—1940) «Портрет Т.П. Мясоедовой-Бродской » (1939), портреты актёров МХАТа В. И. Качалова , О. Л. Книппер-Чеховой , Н. П. Хмелёва (все — 1940), «Автопортрет» (1945), «Портрет академика И. П. Бардина » (1952), «Портрет Н. С. Хрущёва » ( 50-е годы XX века), «Портрет космонавта В. М. Комарова » (1967); «Курсанты выпускают стенную газету» (1938), «Натюрморт. Игрушки» (1949), «Девушка за вышиваньем» (пастель, 50-е годы XX века), «Узкое» (1951), «В новую квартиру» (1952, Донецкий художественный музей), «Обеспеченная старость» (1958—1960).

Слайд 5

В галерее художника ТЕПЛАЯ ОСЕНЬ Портрет Исаака Бродского

Слайд 6

«ЛЕТОМ» «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Слайд 7

История создания картины Весной сорок пятого Лактионов собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом.

Слайд 8

Заинтересованный Лактионов разговорился с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был раздвинут -углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы

Слайд 9

Жанр картины В картине «Письмо с фронта» художник обращается к жизни в тылу, рассказывает зрителю о повседневной жизни простых людей. Композиция картины выполнена в лучших традициях бытового жанра.

Слайд 10

Бытовой жанр Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура…

Слайд 11

Прообразы героев картины Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик — палочку.

Слайд 12

Прообразы героев картины Женщина с конвертом, плечом к стенке — это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.

Слайд 13

Прообразы героев картины Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, — это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

Слайд 14

Беседа по картине — Какой эпизод запечатлел художник на картине? -Где происходит действие картины? — Что видим на переднем плане картины? — Что изображено в центре картины? — На дальнем плане?

Слайд 15

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” — Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? — Почему? — Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид? — Какой он? — Почему автор использовал именно такой фон? — Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день? — Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

Слайд 16

Главные герои картины — Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их. — Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? — Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Почему избрал такой интерьер? — Каков жанр картины? — Почему именно групповой портрет выбирает художник? — Как расположены персонажи на картине? — Почему автор использует такое расположение персонажей на картине?

Слайд 17

Составление плана сочинения — описания. Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний. – Как начать сочинение? I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

Слайд 18

II. Основная часть .(Описание картины) 1. Описание фона картины. 2. Описание интерьера. 3. Персонажи картины. а) облик женщины: -поза, -взгляд, -одежда;. б) пионер, читающий письмо: -поза, -одежда, -лицо, -взгляд; в) солдат-письмоносец: -поза, -одежда, -взгляд;

Слайд 19

г) девочка с косами: -поза, -волосы, -одежда; д) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: -поза, -волосы, -одежда, -лицо, — взгляд. 4. Круг – основа композиции картины. 5. Чувства героев. 6 . Настроение картины. III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине . / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» — гимн будущей Победе.)

Слайд 20

-Какую мысль утверждает живописец своей картиной? — А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Слайд 21

Словарно-лексическая и стилистическая работа Выберите определения, характеризующие полученное известие. Карточка № 1 Весть (какая?) – безрадостная, благоприятная, важная, весёлая, горькая, грозная, грустная, добрая, долгожданная, желанная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нежданная, неожиданная, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, приятная, радостная, свежая, скверная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, удивительная, удручающая, утешительная, хорошая, худая, чёрная. Весть – благоприятная, важная, добрая, долгожданная, желанная, нежданная, неожиданная, приятная, радостная, хорошая.

Слайд 22

Выберите определения, которые будете использовать при описании фона картины и персонажей. День (какой?) летний, свежий, сумрачный, обыкновенный, будничный, обыденный, безветренный, безоблачный, ветреный, дождливый, душный, жаркий, знойный, мглистый, морозный, мрачный, ненастный, непогожий, неяркий, облачный, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, прохладный, румяный, свежий, сверкающий, светлый, солнечный, студеный, сумрачный, сухой, тихий, туманный, тусклый, удушливый, хмурый, холодный, ясный, гаснущий, минувший, молодой, новорожденный, безмятежный, безотрадный, безрадостный, волнующий, грустный, дивный, долгожданный, желанный, нелегкий, счастливый, тревожный, майский. Солнце (какое?) – неяркое, палящее, знойное, восходящее, высокое, горячее, жаркое, жгучее, желтое, золотистое, золотисто-огненное, золотое, лучистое, мглистое, нежаркое, нещадное, низкое, ослепительное, палящее, полуденное, сверкающее, светлое, теплое, туманное, холодное, чистое, янтарное, яркое, великолепное, веселое, вялое, доброе, ласковое, ликующее, невеселое, приветливое, умытое, усталое, весеннее, вечернее, зимнее, июньское, летнее, майское, осеннее, предвечернее, северное, утреннее.

Слайд 23

Описание персонажей картины Итак, предметом дальнейшего разговора являются персонажи картины. Какого типа будет ваш текст? — Какого стиля речи будет текст? Волосы (какие?) белокурые, белоснежные, бесцветные, вороные, блестящие, выгоревшие, горчичные, выцветшие, жёлтые, золотистые, каштановые, льняные, медно-золотистые, овсяные, волнистые, вьющиеся, неприбранные, растрёпанные, тонкие, шёлковые. Одежда персонажей — Что в одежде бросается в глаза? — Опишите одежду персонажей, не забывая о художественных средствах. Одежда женщины : чёрная юбка, белая просторная полинявшая от многочисленных стирок кофта, на голове – платок, на ногах – старые поношенные тапки;

Слайд 24

Одежда пионера, читающего письмо : рубашка с бело — розовую клетку, шорты, красный пионерский галстук, синяя кепка на голове; Одежда солдата-письмоносца: гимнастёрка и брюки-галифе защитного цвета, сапоги, пилотка, на груди – награды, полученные на войне; Одежда девочки : белая, расшитая цветами кофта, коричневая юбка, белые носки с полосками, сандалии; Одежда девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: лёгкое жёлтое в мелкий цветочек платье, бирюзовая поношенная кофта, обута в чёрные старые тапки, на руке – красная повязка дежурного ПВО.

Слайд 25

Работа с толковым словарём — Выяснить лексическое значение непонятных слов. ГИМНАСТЁРКА , и, ж. [от гимнаст] (нов.). Род верхней рубашки с прямым воротом, принятый в войсках, как форменная одежда… ГАЛИФЕ’ [ фэ ], (нов). 1. в знач . неизмен . !!! прил. Об особом покрое брюк (первонач. у кавалеристов), облегающих колени и сильно расширяющихся кверху. Брюки г. 2. нескл. (сочетается с прил. во мн. ч). Самые … NB ! Обратите внимание на правильное произношение слова: буква Е в этом слове обозначает звук [Э], поэтому произносится [ГАЛ`ИФЭ]. ПИЛО’ТКА , и, ж. (нов). Форменный головной убор пилота, летчика. Суконная п…

Слайд 26

ПВО — противовозду́шная оборо́на — комплекс мер по обеспечению защиты от средств воздушного нападения противника. ПВО — сокращённое наименование системы п ротиво в оздушной о бороны. ВЫПРАВКА — выправки, NB ! — мн.ч. нет, ж. 1. Действие по глаг. Выправить — выправлять ( простореч .). Выправка бритвы. Выправка документов. 2. Осанка, стройность фигуры, приобретаемая физическими упражнениями (чаще у военных). Молодцеватая выправка. Военная выправка. Приобрести хорошую выправку. КРЫЛЬЦО — наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

Слайд 27

Работа со словарем синонимов Подбери синонимы к словам. Художник – … живописец, мастер кисти, пейзажист. Создает – … пишет (но не описывает и не рисует). Картина – … полотно, репродукция. Поражает – … удивляет, изумляет. Подберите синонимы к глаголу смотреть . Найдите статью в «Словарике синонимов». Какие там даны синонимы к этому глаголу? Глядеть, глазеть, взирать, созерцать, воззриться, лицезреть, зрить . Какие из них могут быть использованы при описании картины? Почему? Только смотреть; глядеть, взирать, зрить , глазеть, созерцать, лицезреть – стилистически не подходят: либо высокие, книжные, либо разговорные, просторечные.

Слайд 28

Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине? Прислониться – притулиться — облокотиться, идти – прогуливаться — шествовать, повседневный – обыденный — будничный, ранний – молодой — зелёный, приятная – милая — очаровательная, ласково — нежно – трепетно.

Слайд 29

Подберите подходящее сравнение. Косы, словно… Улыбка, будто … Взгляд, точно… Платье, как … Девушка похожа на … Подберите к словам антонимы. Военный человек — …, Пасмурный день — …, Грустное настроение — …, Замкнутое пространство — …. — Образуйте краткую форму и сравнительную степень прилагательных. Молодой — …, … . Внимательный — …, … .

Слайд 30

Орфографический и пунктуационный практикум 1. Раскройте скобки и ответьте на вопросы. Стоит (Как? и как?) Держит (Что? Где?) Одет(а) (во что? Как?) Выглядит (Какой? и какой) Облокотилась (На что? Чем?) — Обратите внимание на написание наречий, обозначающих местоположение. з десь, справ а , слев а , ряд о м, вбл и зи,вд а ли , вд а л е ке.

Слайд 31

2. Подберите проверочные для слов с безударной проверяемой гласной. Т…рпеливо — …, Вз … лась — …, Гл… дит …, Д…р…вя ? ый — …, Д…щатый — …, Д…ржалась — …, П о л… тно — …., … рмейский — …, Ч…тающий — …

Слайд 32

Запомните написание слов!!! к о нверт п ио нер с а ндалии 4. Вспомните правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Светло( голубой ), беловато(синий), ярко(жёлтый), бело( розовый ).

Слайд 33

Подготовка к созданию письменного текста 1. Предложите возможное начало. 2. Развейте мысль. Картина названа так потому, что… На долю женщины выпала нелёгкая судьба: … Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине слева направо, от него на полу лежат лёгкие тени от…. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние …только что …… Мальчика, сидящего на табурете в центре картины, окружают справа и слева …

Слайд 34

Дворик, виднеющиеся вдали …, , идущий через … …, ярко-голубое …, частью срезанное краем холста, как бы продолжают изображённое пространство, расширяя границы картины. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь строений подчёркивает протяжённость картины в …. (ширину) Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане: открывающемся справа … , слева …, впереди … Таким образом, вся картина создаёт широкое представление о том, что уже вся Россия, получая с радостной надеждой …, ждёт …

Слайд 35

Используя данные слова, словосочетания и предложения, составьте устный рассказ по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта». — Что бы вы могли дополнить? Работа над черновиком . — Прежде чем вы приступите к работе над черновиком, вспомните, о чём нельзя забывать при работе над наброском сочинения? — Сформулируйте несколько советов для работы над черновиком.

Слайд 36

Советы к сочинению. Памятка Обратить внимание на выражение лиц героев картины, их поз, преобладание гаммы красок. Не старайтесь скрупулёзно, дотошно описывать внешность героев, лицо при перечислении всех подробностей «расплывается», пропадает, как пропадает и сам человек, с которого писали портрет. Важно передать основное в облике и характере изображаемого: это не фотография, а произведение Помнить о соотношении частей сочинения: вводной, основной и заключительной. Условие — объём 1,5 — 2 страницы. Сочинение-описание надо начинать с общего плана.

Слайд 37

Домашнее задание Написать черновой вариант сочинения

Слайд 38

Ресурсы http://www.museum.ru/alb/image.asp?14735 http://www.art-stamps.narod.ru/gtg/page_051.htm http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1583&idg=0&user_serie=0 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://kutza.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=50 http://www.gelos.ru/sale/gallery/pchelin.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ С.Ю.Михайлова. Сочинения по картине.

  • Чайковский слушать бесплатно в хорошем качестве лучшие сочинения
  • Чайковский нянина сказка о чем это произведение
  • Чай ночная сказка для детей
  • Чайка которая хотела быть самолетом рассказ
  • Чайка по имени джонатан ливингстон аргумент к сочинению