Чайковский нянина сказка слушать рисунки

Комплексное тематическое занятие для детей подготовительной группы, посвященное творчеству п.и. чайковского цель занятия: закрепить знания детей о творчестве п. и.

Комплексное тематическое занятие
для детей подготовительной группы,
посвященное творчеству П.И. Чайковского

Цель
занятия:
 Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Задачи:

— способствовать
созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование
музыкальных произведений П. И. Чайковского;

— расширять
кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

— вовлекать
дошкольников в разные виды художественно — эстетической деятельности.

Музыкальный
материал:

  • «Старинная
    французская песня» из «Детского альбома»;
  • «Песня
    жаворонка» из «Детского альбома»;
  • «Нянина
    сказка» из «Детского альбома»;
  • «Игра
    в лошадки» из «Детского альбома»;
  • «Марш»
    из балета «Щелкунчик»;
  • «Вальс»
    из балета «Спящая красавица»;
  • «Вальс
    цветов» из балета «Щелкунчик»;
  • «Старинная
    французская песенка» из «Детского альбома»;
  • «Полька»
    из «Детского альбома»;
  • «Марш
    деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

Ход занятия:

На
центральной стене большой портрет П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель.: Дети,
сегодня у нас необычное музыкальное занятие. Мы совершим с вами удивительное
путешествие в музыкальную страну и встретимся с музыкой великого русского
композитора П. И. Чайковского, но сначала мы расскажем о нём.

Ребенок.

Жил
Чайковский композитор.

Много
пьес он сочинил.

Сочинял
он и для взрослых,

Но
детей не позабыл.

И
про утро, и про куклу,

Польку,
вальс, мазурку, хор,

Про
лошадку и про маму.

Мы
их любим до сих пор!

Музыкальный руководитель :Да, ребята, вы прекрасно
знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку
знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам уже знакомы некоторые музыкальные
пьесы из его «Детского альбома».  Но прежде чем мы вновь встретимся с
музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам интересные
факты из детства П. И. Чайковского. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние
времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди
ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками,
а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам также, как и
сейчас дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Именно в те далекие
времена жил-был мальчик Петя. (Родился он 7 мая 1840г. в городе Воткинске). Его
отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой
учительницей музыки. Она умела красиво петь и играть на пианино. В семье, кроме
Пети, было ещё 2 брата и сестра.

Музыкальный руководитель :Он рос очень
добрым мальчиком, с ним всегда было радостно и интересно, он всегда придумывал
веселые игры и забавные истории. У Пети было много дел.  Он играл с
деревянными солдатиками, много просто мечтал, танцевал, слушал сказки любимой
бабушки.  Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и
прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда
они и как складывается из них мелодия. Музыка, которая звучала внутри него, все
больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и
подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. А чтобы получить
профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную
консерваторию.

Пётр
Ильич Чайковский очень любил детей, и у него среди них было много маленьких
друзей, особенно любил своего племянника Володю Давыдова, ему и посвятил свой
цикл (показать альбом).

Тихо – тихо рядом
сядем-

Входит музыка в
наш дом

В удивительном
наряде,

Разноцветном,
расписном.

И раздвинутся
вдруг стены-

Вся земля видна
вокруг:

Плещут волны речки
пенной,

Чутко дремлют лес
и луг.

Вдаль бегут
степные тройки,

Тают в дымке
голубой

Это музыка торопит
и ведёт нас за собой.

Ребята, я вам
предлагаю послушать музыкальное произведение.

Звучит аудиозапись
пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Музыкальный
руководитель
: Вспомните,
как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру
относится?

Дети: Это
«Песня жаворонка» Чайковского.

Музыкальный
руководитель
: Правильно.
Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он
родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву,
сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и
композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Ребёнок 1:

Вместе с музыкой
хорошей

К нам приходит
волшебство.

Осторожней,
осторожней-

Не спугнуть бы нам
его.

Музыкальный
руководитель
: Пётр
Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их
радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее
украшение жизни», — писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным
сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский
альбом».

В течение всего
занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла
«Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Ребёнок 2:

Льётся музыка
рекой,

Вьётся нотною
строкой.

Снова звуков полноводье

Захлестнуло всё
вокруг.

И кораблики
мелодий

Выплывают из –под
рук.

Ребёнок 3:

Их
волна крутая кружит ,

Но сдержать не
может, нет.

В царство кукол, в
мир игрушек

Мы плывём за ними
вслед.

Музыкальный
руководитель
:Послушайте фрагмент пьесы.

Звучит аудиозапись
пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Музыкальный
руководитель
:Как называется эта пьеса, в каком жанре
она написана?

Дети: Эта
пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное няня рассказывает
сказку ребёнку перед сном.

Музыкальный
руководитель
: А
теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните её название и
жанр.

Звучит
пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
.

Дети: Это
«Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Давайте поиграем в
наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под
музыку.

Музыкальный
руководитель
:А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем
иного характера весёлый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и
счастливого детства. Девочка Маша героиня балета получила Щелкунчика в подарок
в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это
можно услышать в музыке.

Звучит
аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик»П. И. Чайковского.

А теперь посмотрим
видеоряд о балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Показ слайдов.

Музыкальный
руководитель
:Кто такой Щелкунчик?

Ребёнок
4:
 Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с
огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.

Ребёнок 5:

Звенят
колокольцами песни-сказки,

Таинственные
мелодии.

Какие созвучья,
какие краски,

Совсем небывалые,
вроде бы!

Ребёнок 6:

Травой они шуршат
под ногою,

Звездой в озёрах
качаются,

То
вдруг обернутся Бабой Ягою,

А то
вдруг Спящей Красавицей..

Давайте покружимся
под музыку другого вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас
превратить в цветы:

Покружитесь,
покружитесь

Все в цветочки
превратитесь!

Звучит аудиозапись
«Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Дети с иск.
цветами кружатся в танце.

Музыкальный
руководитель
: Пётр
Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там
народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом.
подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти её.

Звучит фрагмент
пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Дети: Из
Франции. Эта пьеса называется «Старинная французская песенка».

Ребёнок 7:

И от грусти, и от
скуки

Могут вылечить нас
всех

Озорных мелодий
звуки,

Песни, пляски,
шутки, смех.

Ребёнок 8:

Золотой волшебной
рыбкой

Может музыка
блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам
заглянуть.

Ребёнок 9:

Может песней полусказкой

Нас, шутя,
развеселить

И рассыпаться
вдруг пляской,

В хороводе
закружить.

Музыкальный
руководитель
: Мальчики,
приглашайте девочек на Польку.

Под звучание
«Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.

Музыкальный
руководитель
:

И наш
концерт окончен, музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется,
сейчас она звучит, и будет долго долго

Ещё звучать для
каждого из нас.

И будет звать в
неведомые дали,

Звенеть,
искриться радугой дугой,

Как будто нам
Жар-птицу в руки дали

И напоили всех
живой водой.

Наше занятие,
посвящённое творчеству П. И. Чайковского подошло к концу, сейчас вы возьмёте
рисунки и под «Марш деревянных солдатиков» выйдите из зала. Всем спасибо.

До
свиданья.

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная
песня в мире;
начало всех человеческих песен». 
Расул Гамзатов

Дидактическая
цель
: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных
песен.

Задачи:

— познакомить учащихся
с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать
в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать
эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать
собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности
(исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать
нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с
колыбельными песнями.

Оборудование:


компьютер, проектор, экран


презентация к уроку;


музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный
ход урока:

1.
Организационный момент.

 
      — Вход в класс под музыку.

 
      «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

 
      — Музыкальное приветствие.

2.
Актуализация знаний.


Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам
вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
 


Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.


Кто композитор этого марша?


О чем мы говорили на прошлом уроке?


Какие бывают марши? Где звучат марши?


Приведите пример веселого марша и грустного марша.


Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий
шаг, четкий ритм)

         Вступительная
беседа (введение в тему урока):


Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.


Кто пел колыбельную?


О чем обычно поется в колыбельных?

3.
Основная часть:

— Правильно,
сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
 

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями  двух
выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил
слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и
Иване Царевиче.

 — В сказках происходят разные чудесные события.

     
       — Послушайте пьесу из «Детского альбома»
П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,    о чем будет эта
сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

 — Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую
рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и
С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях
«Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить
сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

— Правильно, пьеса «Сказочка»
звучит как колыбельная.

 А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

     
      — Почему  эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать
колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки»  — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это
движение? (Слайд)

     
      — Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать
характер колыбельной песни?

     
      — Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы
 выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте
 передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение
+  игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а
в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев
засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,
прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково
поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу
П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства  выражены в
ней?

«Мама»
П.И.Чайковский – 
слушание

— Вы видите ласковые
мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную.
Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы
думаете?

— Какую колыбельную
песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять
эту песню?

«Колыбельная
Медведицы» — 
исполнение (с солистами)

4.Закрепление
изученного:

—  А теперь
проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

  — Подводя
итог нашего урока,  мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения
русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова
поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал
колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что
вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными
учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам
хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация
песни «Колыбельная Медведицы»

— Любите
своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте
о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны  сбываются. Спасибо! До
новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, дирижер и педагог. Автор 10 опер, трех балетов, шести симфоний, большого количества романсов и инструментальных произведений. 

Содержание: 

  • Родители

  • Ранние годы

  • Московский период

  • Личная жизнь

  • Период путешествий

  • Творчество Чайковского

  • Интересные факты

  • Краткая биография

Родители

Прапрадед композитора Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767), происходил из-под Кременчуга, служил в Миргородском полку Войска Запорожского, который занимал часть нынешней Полтавской области. Его сын Петр, родившийся на Полтавщине (дед композитора), стал Чайковским (более распространенный в то время вариант звучания украинских фамилий), когда учился в Киево-Могилянской академии.

фото семьи чайковских

На фото вся семья Чайковских в 1848 г. Петр Ильич крайний слева

Отец композитора, Илья Петрович, занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования в Новгородской губернии, преподавал в Горном корпусе.

Мать композитора, Александра Андреевна, урожденная Ассиер, внучка французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, родилась в семье таможенного чиновника в Петербурге, играла на фортепиано и пела.

В 1833 г. она стала второй женой Ильи Петровича и родила шестеро детей, среди которых Петр был вторым. Мать занималась воспитанием детей, учила их музыке, разговаривала с ними только по-французски.

На протяжении 28 лет, до самой смерти, композитор по несколько месяцев жил и работал у своих родственников и друзей в таких имениях Украины: н. Тростянец (1864); м. Каменка, сек. Вербовка (1864-1878 гг.); пгт Низы (1871-1879 гг.); пгт Браилов, хутор Семаки (1878-1880 гг.); сек. Копылов (1889-1890 гг.).

Ранние годы

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск) Вятской губернии, был вторым из шести детей. Мальчик учился игре на фортепьяно чуть ли не со времени, с тех пор как начал ходить. Для воспитания детей была приглашена из Петербурга француженка Фанни Дюрбах, которая стала практически членом семьи. Благодаря маме и мадемуазель Дюрбах дети свободно владели французским, а Петр в юности еще и писал стихи.

Большим событием в детстве Чайковского было появление в их доме оркестрини (оркестрина — механический инструмент, передающий игру оркестра). Маленький Петя часами мог слушать музыку и потом подбирать услышанные мелодии на фортепиано или отстукивать ритм на стекле окна. Петя был ласковым и очень впечатлительным ребенком. Особенно большое впечатление производила на него музыка. Однажды после долгого слушания музыки он убежал в детскую комнату и разрыдался. «О, эта музыка, музыка… Освободите меня от нее! Она у меня вот здесь, здесь,— рыдал он, показывая на голову,— она не дает мне покоя».

Когда юноше исполнилось 14 лет, мама умерла от холеры. Парень взял на себя опеку младшими детьми.

чайковский в детстве

1859г. — Петр Чайковский окончил в Санкт-Петербурге училище правоведения, четыре года прослужил в Министерстве юстиции. В то же время совершенствовал музыкальное образование в классах Русского музыкального общества, которое с 1862г. стало Петербургской консерваторией. Композицию изучал в классе пианиста-виртуоза и известного композитора Антона Рубинштейна.

В годы пребывания в училище правоведения, Чайковский не оставлял занятий музыкой и уже в то время довольно хорошо играл на фортепиано. После окончания училища он часто импровизировал, сочинял музыку, но все это было еще в пределах любительского, салонного исполнения музыки. Молодой Чайковский вел светскую жизнь, но постепенно у него возникает недовольство жизнью, его пустым. Петра Ильича все больше привлекает музыка; он начинает заниматься ею серьезно, изучает теорию музыки. Уже в это время Чайковский проявлял чрезвычайное усердие и работоспособность. Всю свою жизнь он подчинял основной цели, содержанию своего существования — музыкальному творчеству.

1865г. — Петр Чайковский окончил консерваторию. Произведением для выпускного экзамена была кантата «Ода радости» на слова Ф. Шиллера. (Стоит вспомнить, что Чайковский был вторым, кто положил известный текст Шиллера на музыку. 1824г. это сделал Людвиг ван Бетховен, включив «Оду радости» в завершающую часть Девятой симфонии. От 1993г. «Ода…» на музыку Бетховена — гимн Евросоюза).

Московский период

1866г. П.Чайковского пригласили в Москву (по приглашению Николая Рубинштейна), преподавать в консерватории композицию, теорию музыки и гармонию.  .

Николай Рубинштейн

Петр Ильич оказался в водовороте культурной жизни «второй столицы» империи. Познакомился с Л. Толстым, А. Островским, композиторами «Могучей кучки» (А. Бородин, М. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Ц. Кюи, М. Балакирев). Тогда же написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Первую симфонию.

Чрезвычайно плодотворными для композитора были 1870-е годы:

  • Оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула» (впоследствии – «Башмачки» («Черевички»), либретто – по повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»);

  • музыка к пьесе А. Островского «Снегурочка»;

  • балет «Лебединое озеро»;

  • Концерт для фортепьяно с оркестром №1;

  • Вторая и третья симфонии; фантазия «Франческа да Римини»;

  • три струнных квартета 

Выше перечисленное лишь часть произведений, написанных Чайковским в этот вдохновенный творческий период.

1876г. Петр и его брат Модест посетили Париж. Необычайное впечатление на композитора произвела опера «Кармен» Ж. Бизе, около года триумфально шедшая на сцене Гранд Опера. По дороге домой зашли в Байройт на Вагнеровский фестиваль, где познакомились с самим Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.

модест

Брат Петра Чайковского — Модест

Личная жизнь

В июле 1877г. Чайковский женился на студентке консерватории Антонине Милюковой. Собственно, был скорее «взят штурмом»: младшая на 8 лет влюбленная засыпала композитора письмами; угрожая покончить с собой, яро добивалась встреч. Петр Ильич сдался, да уже через две недели до брака и сам был готов покончить с собой – такой невыносимой оказалась эта супружеская жизнь. В октябре Чайковский решает расстаться.

Также прекращает работу в Московской консерватории и вместе с братом Анатолием отправляется в Швейцарию. Поездка стала возможной благодаря меценатству Надежды фон Мекк.

Надежда фон Мекк — странный роман великого композитора

Надежда фон Мекк

Об этой женщине и ее роли в жизни великого композитора стоит сказать отдельно. В 16 лет дочь помещика Надежда Фроловская вышла замуж за талантливого инженера, потомка старинного немецкого дворянского рода Карла фон Мекка, который одним из первых в Российской империи проектировал и строил железные дороги. 1868г. семья фон Мекк приобрела имение магната Потоцкого в городке Браилове (ныне Винницкой области). А в 1876г. Карл фон Мекк умер. Надежда Филаретовна и ее дети (всего у фон Мекков родилось их 18, дожили до совершеннолетия 11) получили большое наследство.

И вот в 1877г. профессор Московской консерватории П. И. Чайковский получил письмо от незнакомой женщины. Она сообщала о своем намерении каждый год присылать ему 6 тысяч рублей (по тем временам средства весьма значительные!), чтобы он творил, не отвлекаясь на материальные проблемы. Между композитором и госпожой фон Мекк началась переписка. Чайковский рассказывал о своих планах, о работе над оперой «Евгений Онегин» и страданиях из-за неудачного брака.

Надежда Филаретовна всячески поддерживала композитора, и благодаря этой поддержке к нему вернулись вдохновение и душевный покой. Надежда в письмах не раз подчеркивала, что для ее духовной жизни музыка Чайковского имеет огромное значение. А он посвятил Надежде фон Мекк Четвертую симфонию, однако по ее просьбе фамилии не упомянул. «Посвящается другу», — оба знали, о ком идет речь.

За 13 лет дружбы они написали друг другу более 1100 писем. И … не виделись ни разу — такова была воля надежды Филаретовны. Когда Чайковский гостил в имении фон Мекк, ее никогда там не было.

письма

Фрагменты писем Чайковского и Надежды фон Мекк

Конец платонического романа

Переписка оборвалась внезапно: в сентябре 1890 года Чайковский получил последнее письмо от баронессы. Ни одного упрека, ни единого намека на то, что женщина разлюбила композитора. Как-то даже буднично Надежда Филаретовна сообщила Петру Ильичу о своих материальных трудностях и отказалась и впредь поддерживать его. Это вызвало у маэстро сильную депрессию. А причина такой неожиданной развязки их нежных чувств была проста. Богатая покровительница устала искать любовь знаменитого композитора. До нее доходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Чайковского. Кроме того, собственные дети требовали перестать выбрасывать на ветер семейные деньги. Итак, «роман в письмах» завершился ничем.

Через три года известие о смерти композитора поразит баронессу. 6 ноября 1893-го женщина узнала, что мужчины, которому она отдала лучшие годы своей бурной жизни, больше нет на свете. Чайковского навсегда унесла эпидемия холеры. Надежда фон Мекк не пережила этой страшной для нее потери. Постоянно мучилась от бессонницы и ностальгии, а по ночам слушала божественную музыку своего «возлюбленного». Через три месяца, 26 января 1894-го, баронесса умерла в Ницце

Период путешествий

1878р., композитор завершил работу над «Евгением Онегиным» и Четвертой симфонией. Потому — на протяжении нескольких лет-много путешествовал. Убедился, что его музыку любят и поют не только в России, но и за рубежом. Сам же композитор открыл поклонникам еще одно свое призвание – дирижирование.

В 1887-88г.г. совершается первое его турне по Европе в качестве дирижера. Появляются новые друзья: Э. Григ, К. Сен-Санс, Г. Малер, А. Дворжак, Г. фон Бюлов…

1891р. Петр Чайковский дирижирует своими произведениями в США: Балтимор, Филадельфия, Нью-Йорк. Это был фантастический успех, настоящий триумф его таланта. Вернувшись, П. И. Чайковский поселился в окрестностях подмосковного города Клин. Здесь он создал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Это было время, когда композитор добился истинного мирового признания: в 1892г. стал академиком Парижской Академии изящных искусств, в 1893г. – почетным доктором университета в Кембридже.

В последний год жизни П. Чайковский дирижировал своими симфониями в Киеве, Одессе, Харькове. Средства за один из концертов передал в поддержку Одесского симфонического оркестра. Известно, что Петр Ильич – во времена тотального запрета на все украинское — добивался постановки «Тараса Бульбы» Лысенко на украинском языке. Сам, кроме уже упоминавшейся оперы «Черевички», щедро насыщенной колядками, веснушками, историческими, свадебными и шуточными песнями, — писал романсы на стихи Тараса Шевченко ( в переводах Л. Мея и И. Сурикова), в том числе – «Вечер» («Садок вишневый коло хаты».)

Главной темой Первого концерта для фортепиано с оркестром песня легендарной Маруси Чурай «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці», а в финале концерта раздается веснянка «Выйди, выйди, Иванку».

Почти 28 лет жизни композитора связаны с Каменцем в Черкасской области: здесь, в имении, где управителем был муж его сестры, маэстро жил и творил, любовался волшебной природой и с наслаждением вслушивался в мелодичные украинские песни.

В Украине Чайковского почитали, его музыку любили. Брат композитора Модест как-то вспоминал: «…даже в Париже громкие празднования в честь Чайковского бледнели перед проявлением народной любви к нему в Украине…»

6 ноября 1893г. Петр Ильич Чайковский – по официальной версии — умер от холеры. Однако существуют свидетельства о том, что композитор покончил с собой, приняв яд. Похоронен в Петербурге, в мемориальном парке «Некрополь мастеров искусств».

Творчество Чайковского

Творчество Чайковского очень разнообразно: он написал оперы, балеты, симфонии, увертюры, фантазии, сюиты, квартеты, концерты, фортепианные и скрипичные пьесы и тому подобное, и в каждом из этих видов музыкальных произведений он создал непревзойденные образы.

Чайковский является одним из самых любимых и известных русских композиторов украинского происхождения. Имя Чайковского известно всему миру благодаря большой доступности его музыки, благодаря тому, что он всегда говорил простым, понятным музыкальным языком, даже тогда, когда передавал самые сложные и самые глубокие мысли и чувства. Его музыка восхищает своей искренностью, теплотой и глубиной.

Эти характерные музыкальные черты Чайковский обнаруживает одинаково ярко и в инструментальных, и в вокальных произведениях. Он написал оперы:

  • «Опричник»,
  • «Черевички»,
  • «Евгений Онегин»,
  • «Орлеанская дева»,
  • «Мазепа»,
  • «Чародейка»,
  • «Пиковая дама»,
  • «Иоланта».

Кроме того, в последнее время удалось установить по рукописным партиям раннюю оперу Чайковского «Воевода» на сюжет А. Н. Островского. Партитуру этой оперы Чайковский уничтожил после первой постановки.

Несмотря на разнообразие сюжетов, для всех опер Чайковского характерно то, что героями их являются по большей части обычные люди и что в основе сюжетов лежит личная драма человека.

Лучшими и самыми популярными из опер Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Обе эти оперы написаны на сюжет произведений Пушкина, его любимого поэта, который вдохновлял его на написание бессмертных произведений.

Фортепианные сочинения

Из большого количества фортепианных пьес наиболее известны сборники «Времена года» и «Детский альбом». Сборник «Времена года» состоит из 12 пьес, соответствующих двенадцати месяцам года. В них Чайковский дает характерные образы на каждый месяц, например, на март — «Песня жаворонка», на июль — «Песнь косаря», на август — «Жатва» и т. п. В этих пьесах выражена глубокая любовь Чайковского к русской природе, к русской жизни. Особенно популярны пьесы «Песня жаворонка», «Подснежник», «Баркарола», «Осенняя песня», «К троице».

Слушать цикл «Времена года»:

В пьесе «На тройке» (ноябрь) проходит широкая, певучая мелодия, которая сопровождается перезвоном колокольчиков — бубенцов, которые словно постепенно удаляются.

В сборнике «Детский альбом» Чайковский подал замечательные образцы музыкальных пьес, доступных и по объему, и по содержанию для восприятия детьми даже младшего возраста.

Замечательный мультфильм, в основу которого вошли пьесы из «Детского альбома»:

Часть этих пьес имеет танцевальный характер (вальс, полька, мазурка, Камаринская), часть — изобразительный характер, связанный либо с природой («Жаворонок») либо с детскими играми («болезнь и похороны куклы», «игра в лошадей»). Есть в альбоме и сказочные образы — «Нянина сказка», «Баба-яга».

Балеты

П. И. Чайковский написал три балета — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В этих балетах он вознес на великую высь качество и значение музыки в балетном спектакле. До него музыка в балете играла главным образом подсобную, второстепенную роль. Сочиняя музыку, удобную для танца, Чайковский сумел создать в ней определенные образы, характеры, отразить глубокое чувство и переживание действующих лиц.

Чайковский внес в свои балеты много лирики и драматизма, Музыка этих балетов настолько художественная и содержательная, что сделанные из них сюиты часто исполняются в симфонических концертах и являются любимыми произведениями самых широких народных масс.

Лебединое озеро

«Лебединое озеро» — двухактный балет П. И. Чайковского, состоит из четырех сцен или трех актов. Существует две версии балета-  авторская и Рикардо Дриго.

церковь в селе Вебровка

Церковь в селе Вебровка, где Чайковский создавал «Лебединое озеро»

В основу сюжета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессу Одетте, превращенную в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта. Считается (согласно сохранившимся свидетельствам), что музыкальное произведение было создано Чайковским под влиянием увиденного в Лебедевской экономии Давыдовых (ныне Каменского района Черкасской области) озера с лебедями. Премьера балета в начальной, авторской версии состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве, однако не имела успеха. В переработанной версии балет впервые был поставлен 15 января 1895 года в Мариинском театре в СанктПетербурге, именно эта версия преимущественно ставится в современных театрах.

Щелкунчик:

Двухактный балет П. И. Чайковского по одноименной сказке Гофмана (либретто М. Петипа).
Балет написан по заказу Дирекции императорских театров. Впервые поставлен 6 (18) декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. По воспоминаниям брата композитора, Модеста, «успех нового произведения был большим «из 6 номеров сюиты 5 были повторены по единодушному требованию публики».

балет щелкунчик

Академик Б. Асафьев так охарактеризовал балет Чайковского:

“«Щелкунчик» — совсем другое и совершенно особое совершенное художественное явление: симфония о младенчестве. Нет, вернее, о том, когда детство на изломе. Когда уже волнуют мечты еще неизвестной юности, но еще не отошли детские привычки, детские ужасы, когда куклы — словно живые, а игра в войну — это желание видеть себя мужественным, храбрым. Когда сны порывают мысли и чувство вперед, а неосознанное — в жизнь, которая только предчувствуется. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысли — мечты героини и героя, вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, метелям, дальше-к звездам… и в розовое море надежд.”

Спящая красавица

«Спящая красавица» — балет П. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа
по сюжету одноименной сказки Шарля Перро; состоит из трех действий, пролога и апофеоза.
Написан в 1889, представлен публике в 1890. Задолго до П. И. Чайковского, по сюжету сказки французским композитором Фердинаном Герольдом был создан балет с таким же названием (буквально: Спящая красавица леса-La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба.

балет чайковского спящая красавица

Премьера этого балета состоялась на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 года в постановке балетмейстера Ж.-П. Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др. Новая версия — П. Чайковского и М. Петипа была признана выдающейся, а сам балет занял выдающееся место среди мировых шедевров балетного искусства. Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флер-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виоланте (Страсть) и зла Карабос; принц Дезире.

Общая характеристика творчества П. И. Чайковского и характерные особенности музыки

П. И. Чайковский является самым выдающимся и любимым русским композитором. Творчество Чайковского оказало большое влияние на все последующее развитие музыки и имеет большую популярность среди мировой общественности.

Все его творчество проникнуто любовью к жизни, к человеку, его глубоко интересует и волнует внутренний мир человека, его чувства и переживания. Для своих произведений он берет такие сюжеты, где действуют простые, живые люди. В одном из писем к Танееву он пишет: «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее передать музыкой то, что было в тексте. Правдивость же и искренность не есть результат умствований, а непосредственный продукт внутреннего чувства. Чтобы чувство это было живое, теплое, я всегда старался выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я».

Правдиво и ярко передает Чайковский всю глубину, всю многообразие внутреннего мира человека, причем очень важно отметить характерный для него конфликт трагических, скорбящим настроений и чувств с чувствами жизнерадостными, полными глубокого оптимизма.

Музыка Чайковского глубоко лирична. Основным выразительным средством в его произведениях является богатейшая мелодика, певучая, задушевная, легко запоминающаяся.

Музыка Чайковского глубоко национальная. В ней трогательно переданы чувства людей, что окружали его, гениально изображено тогдашнюю действительность Российской империи.

Чайковский сам осознавал это и говорил: «Мне кажется, что я действительно одарен способностью правдиво, искренне и просто передавать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. И в этом смысле я реалист и коренной русский».

В огромном творческом наследии Чайковского представлены все жанры, и в каждом из них он выступает непревзойденным мастером. Это — 10 опер (среди них всемирно известные «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), С балеты (среди них «Щелкунчик»), 7 симфоний, сюиты, программные симфонические произведения (в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио»), концерты, инструментальные ансамбли, хоры и прочее.

Ведущая тема творчества Чайковского — борьба человека за счастье. Глубокое обобщение сложных философских проблем сочетается в музыке композитора с искренностью, непосредственностью, с тонким проникновением в духовный мир человека. Эти качества музыки Чайковского, ее яркий мелодизм, демократизм принесли композитору еще при жизни признания не только в Российской империи, но и во многих странах мира.

Крепкие связи соединяли Чайковского с Украиной, где он часто бывал, жил, написал много своих произведений. Народное искусство Украины, ее культура, история нашли яркое отражение в его творчестве.

Всего более 30 своих произведений Чайковский написал в Украине, среди которых две симфонии (одну из них еще при его жизни назвали «Украинская»), оперы «Евгений Онегин», «Черевички», «Орлеанская дева», «Мазепа», балет «Лебединое озеро». Здесь возникли его романсы на стихи Шевченко и знаменитый Первый фортепианный концерт, в одной из мелодий которого звучит напев лирников, а в финале Концерта звучит мелодия песни «Выйди, выйди, Иванку».

Чайковский вошел в музыкальную культуру также как педагог, дирижер, музыкальный критик, как активный общественный деятель.

Интересные факты о Чайковском

Вы уже узнали много о великом композиторе. Поэтому, мы решили дополнить статью произвольной подборкой просто интересных фактов и фейков.

  • Чайковский — украинец по происхождению? Кто он по национальности?

На самом деле единственный предок Петра Ильича украинского происхождения — это его прадед по отцовской линии. Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) происходил из-под Кременчуга и служил в Миргородском полку. В некоторых российских источниках даже пишут, что он участвовал в битве под Полтавой на стороне московитов, но мы в этом сомневаемся — ведь на момент полтавского сражения (1709) ему было всего 14 лет. Впрочем уже невестка Федора Афанасьевича, и соответственно бабка Петра Ильича была русской, и звали ее Анастасия Посохова. Так что по-отцовской линии Чайковский-украинец на половину. По материнской линии еще интереснее — дед, Андрей Ассиер имеет французское происхождение, а бабушка — опять-таки русское, звали ее Екатерина Попова.

В итоге украинских корней Петр Ильич имел примерно 25%, русских — 50% и французских — 25%. 

  • Чайковский — основатель Киевской консерватории?

На самом деле Киевская консерватория получила статус высшего учебного заведения, то есть собственно «консерватории» в 1913 году. Петр Ильич умер 1893. То есть не дожил до этой знаменательной даты 20 лет. Конечно, он бывал в Киеве, наведывался в Киевское музыкальное училище, общался с украинскими музыкантами, но не занимал в Киеве никаких административных или преподавательских должностей. Где Петр Чайковский преподавал, так это в Москве. Но не в Киеве. Кто действительно сыграл решающую роль в том, чтобы киевское музучилище было реорганизовано в консерваторию, так это Сергей Рахманинов — именно его одобрительный отзыв оказал влияние на чиновников Императорского Русского музыкального общества, и те позволили Киеву иметь свое высшее музыкальное учебное заведение.

А имя Чайковского Киевской консерватории дали в 1940 году по случаю 100-ного юбилея Петра Ильича. Ровно через два года после награждения орденом Ленина. Конечно это не повод что-то там переименовывать, но надо понимать, что основателем Киевской консерватории Петр Ильич не был.

  • Чайковский жил на Украине

Некоторое время, эпизодически, жил. Три важнейшие точки таковы:

Впервые на Украину Чайковский приехал в возрасте 24 лет. А именно в Тростянец (Сумщина), жил он во дворце, который в то время принадлежал Голицыным.

В 1865-1878 Чайковский неоднократно приезжал в Каменку (Черкасская область), там имением управлял муж его сестры — Лев Давыдов.

И наконец в 1878-1880 заезжал в Браилов (Винничина), в одно из многочисленных имений Надежды фон Мекк. Что примечательно, сама фон Мекк предпочитала Петру Ильичу на глаза не попадаться (и он наверняка тоже так считал), поэтому всякий раз, когда Чайковский был в Браилове, хозяйки дома не было, только ее прислуга.

  • У  Чайковского был младший брат Модест.
  •  В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию (Российская Империя, ныне Россия), получив серебряную медаль.

  •  После расставания с женой он попытался покончить жизнь самоубийством.

  • Чайковский получил почетную докторскую степень Кембриджского университета (почетную степень доктора философии)

Краткая биография Петра Чайковского

Возможно вам нужно подготовить сообщение или доклад о великом русском композиторе. Тогда вам в помощь мы приводим только основные биографические сведения о жизни Петра Ильича Чайковского

Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) родился в г. Воткинске, где отец его был управителем завода. Мать Чайковского хорошо пела, и мальчик с раннего детства любил слушать ее пение.

Чайковский 1860 году

Когда Пете пошел десятый год, его отвезли в Петербург в училище правоведения, по окончании которого он поступил на службу в Министерство юстиции. В 1862 г. Открытие консерватории в Петербурге натолкнуло Чайковского на решительный шаг: он поступил в консерваторию. Занятия у Чайковского проходили настолько успешно и так захватили его, что в 1863 г. он оставил службу и всецело отдался музыке.

Через три года после поступления в Петербургскую консерваторию Чайковский окончил ее и вскоре переехал в Москву, куда его пригласили для преподавания теоретических предметов в открывшейся там консерватории.

[П. И. Чайковский. 1863 г, С.-Петербург, фото Кулиша]

Чайковский преподавал в Московской консерватории одиннадцать лет, с некоторыми деятелями этого заведения он сдружился на всю жизнь. Ближайшим его другом был организатор и директор Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн — первый исполнитель большинства произведений Чайковского: пианино — как пианист и оркестровых — как дирижер.

Педагогический труд был обузой для Чайковского, потому что отвращал его от основной цели — Писания музыки. Все-таки за этот период Чайковский написал много различных произведений: три великие симфонии, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по сюжету Шекспира и «Франческа да Римини» по сюжету Данте, балет «Лебединое озеро», три квартета, 1-й фортепианный концерт и другие сочинения. Вершиной творчества этого периода являются два гениальных произведения, которые он начал в 1877 г.,-опера «Евгений Онегин» и 4-я симфония. Но труд над ними был прерван нервным заболеванием. Осенью этого же года брат Петра Ильича повез его за границу на лечение.

К педагогической работе Чайковский больше не возвращался и все время отдавал творческой деятельности.

До 1885 г. Чайковский находился в разъездах, нигде долго по останавливаясь. В основном его жизнь складывалась так: зиму он проводил за границей, лето-в основном в Украине в Каменке, у сестры А. И. Давыдовой, с которой его связывала глубокая любовь и дружба и семью которой он очень любил. Такой образ жизни, который позволил Чайковскому отдаться творчеству, стал возможным благодаря неожиданной материальной помощи, которую он получил от богатой меценатки Н. М. фон Мекк, которая безгранично любила музыку Чайковского. Узнав о состоянии здоровья Чайковского, она предложила ему ежегодную субсидию. Сохранившаяся переписка между ними дает богатый материал для изучения жизни и творчества композитора.

В период частых разъездов, в так называемый второй период своей деятельности, Чайковский закончил оперу «Евгений Онегин», 4-ю симфонию и написал целый ряд крупных произведений, среди которых следует отметить оперу «Мазепа» на сюжет поэмы Пушкина «Полтава», три симфонические сюиты, много фортепианных пьес и романсов.

В 1881 г. умер друг Чайковского — М. Г. Рубинштейн. Его памяти Чайковский посвятил свое единственное трио для скрипки, виолончели и фортепиано, дав заглавие ему «памяти великого артиста». Трио производит глубокое впечатление своим скорбно-драматическим содержанием.

Постепенно Чайковского начали тяготить его частые переезды, ему хотелось постоянно жить на родине, среди русских людей и родной природы. С 1885 г. Чайковский поселился в окрестностях г. Клина, вблизи Москвы, чтобы избежать шума и суеты большого города и в то же время, как он сам выражался, «быть на дороге между Москвой и Петербургом». Возможность пребывания среди природы, которую он очень любил, жизнь на селе особенно его привлекали.

[Петр Ильич Чайковский]

Популярность Чайковского в эти годы быстро растет. Музыка его и в Российской империи, и за рубежом снискала признание и большую любовь. Чайковский сам начинает исполнять свои произведения как дирижер и пользуется неизменным успехом. С 1887 г. он вновь совершает ряд концертных поездок по России и за рубежом. Последние годы жизни Чайковский провел в Клину. В доме Чайковского после его смерти был открыт музей, в котором собраны ценные материалы о жизни и творчестве великого композитора.

Огромную работу по организации музея, сбору материалов о жизни и творчестве Чайковского проделал его брат — Модест Ильич. Литературно одаренный человек, большой друг Петра Ильича, он много помогал ему в написании либретто для его опер и написал первую подробную биографию Чайковского.

Последние годы жизни Чайковского были вершиной его творчества. В этот период он создал 5-ю и 6-ю симфонии, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта» (либретто к обеим операм написал Модест Чайковский), балеты «Спящая Красавица» и «Щелкунчик», ряд романсов и фортепианных пьес.

Последним произведением Чайковского, его «лебединой песней» было 6, «Патетическая симфония», написанная им летом 1893 г. В октябре этого же года в Петербурге в симфоническом концерте под управлением Чайковского была впервые исполнена эта симфония.

25 октября 1893 г. после внезапной непродолжительной болезни П. И. Чайковский умер.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Представленная программа по музыкальной грамоте разработана

для отделения общего эстетического образования, с гуманитарным
уклоном, муниципальной школы №5.

Организация учебного процесса:

На отделении обучаются все без отбора, т.е. без
проверки музыкальных данных, дети 1 – 3 классов.

Уроки
проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Формы отчетности:

Участие в классных мероприятиях, выступления на
классных и общешкольных концертах, фестивалях. Отчетный концерт  в конце
учебного года.

Основной задачей предмета «Музыкальная грамота» на отделении общего
эстетического  образования является воспитание эмоциональной отзывчивости на
музыку, развитие способности и интереса к музыкальным занятиям, приобретение
практических навыков и формирование устойчивого желания самостоятельно заниматься
музыкой.

Материал программы представлен в виде следующих
разделов: вокально-интонационные навыки,  воспитание метроритма, воспитание
творческих навыков, воспитание музыкального восприятия (анализ на слух), теоретические
сведения.

Каждый раздел
урока следует рассматривать как часть единого целого. Все разделы
урока дополняются различными формами внеклассной работы: посещением концертов;
бесед о прослушанных музыкальных произведениях, об исполнителях, композиторах.
Все это будет обогащать учащихся музыкальными впечатлениями, формировать их
художественный вкус.

КРАТКИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

I.                    
Вокально-интонационные навыки.

На уроках
музыкальной грамоты пение занимает важное место. На начальном этапе особенно
полезно групповое пение, которое приносит детям радость от совместного
творчества.

Большое
внимание следует уделять формированию певческих навыков:

         
необходимо
бережно относиться к голосовому аппарату детей, учить их петь естественным
звуком, не форсируя;

         
следить
за правильным положением корпуса, головы;

         
необходимо
формировать правильное певческое дыхание;

         
следить
за правильным формированием гласных и активной артикуляции согласных, четкой
дикцией.

В младших
классах разучивание проводится на слух, что помогает развивать память,
внимание, чистую интонацию.

При
подборе репертуара следует обращаться к художественным произведениям, а  также
включать в репертуар песни связанные с важными календарными датами нашей
страны. Особое внимание следует обратить на русскую народную песню, ее
изучение, исполнение и прослушивание.

  Предварительные
упражнения: чтение нот в ритме, разбор строения мелодии, определение движения
мелодии, наличие повторных звуков, выявление оборотов с устойчивыми  ступенями.
Эти упражнения готовят к осознанному пению,  развивают музыкальное мышление.

Одной из
необходимых форм работы на уроке следует считать интонационные упражнения:
пение гамм, ступеней, мелодических оборотов, секвенций и т.д.

II.         Воспитание чувства метроритма.

Возможность
для развития чувства метроритма имеется в каждом виде работы,  но для более
эффективного результата необходимо отдельно прорабатывать, осмысливать
метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять
специальные ритмические упражнения.

При
подборе первоначальных упражнений нужно помнить, что восприятие ритма, особенно
у детей связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями
( ходьба, бег под музыку, хлопки) ассоциируются первоначальные
представления детей о длительностях ( | — «шаг», П —
«бегать» ).

Все
ритмические упражнения (простукивание ритмического рисунка знакомой песни,
мелодии; повторение ритмического рисунка хлопками,  на ударных музыкальных
инструментах; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске,
специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка слогами
с тактированием или без него; ритмическое
OSTINATO; аккомпанемент к
песням; ритмические каноны; чтение и воспроизведение ритмических партитур)
предлагаются в разных размерах и темпах.

Необходимо
каждую новую ритмическую фигуру, оборот, прежде всего практически проработать и
только потом дать их теоретические обоснования.

Большую роль в работе над
развитием чувства метроритма имеет тактирование, отмечающее равномерную пульсацию
доли.

III.                
Воспитание музыкального восприятия. ( Анализ на слух).

Слуховой анализ, наряду с пением, является основной
формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание
начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача — научить учащегося правильно
слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для
изучения и создания разнообразных музыкальных явлений и понятий, оно тесно
связано с другими формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа,
творческой работой).

Музыкальный
материал для прослушивания следует тщательно подбирать. Это могут быть
разучиваемые песни, песни других композиторов, пьесы и отрывки различных
музыкальных произведений.

В младших
классах знакомство с музыкальными произведениями обязательно должно иметь 4
этапа:

1) вступительное
слово преподавателя;

2) исполнение
произведения;

3) разбор его;

4)
повторение прослушанного.                                    
           Основной формой работы в начальных классах является прослушивание
произведений, характеристика содержания музыкальных произведений, особенности
их строения и выразительных средств, рассказывающих об их авторах, о создании и
исполнении музыкального сочинения. Необходимо запоминание и узнавание пройденных
музыкальных произведений.

Занятия
по слуховому анализу должно проходить одновременно в двух направлениях:

а) целостный анализ
музыкальных произведений или их фрагментов;

б) анализ отдельных
элементов музыкального языка.

IV.               
Воспитание творческих навыков.

  За последние годы
большое внимание уделяется творческим приемам развития слуха. С первых занятий
должны быть использованы творческие навыки, вначале в виде простейших допеваний
фраз до Т и сочинении мелодий на заданный ритм.

Можно
рекомендовать и другие упражнения : коллективное сочинение мелодий ( цепочкой
); сочинение мелодии определенного жанра, характера, используя для этого
различные выразительные средства ( лад, размер, темп, регистр, ритмический
рисунок и т.д. ).

Творческие
задания необходимо хорошо продумывать и подбирать в зависимости от состава
группы ( возраст, уровень слухового развития ). Творческие задания могут быть
как классными, так и домашними. Домашние работы обязательно должны быть
проверены и обсуждены всем классом.

V.                 
Теоретические сведения.

В этом
разделе содержится перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте. В каждом
классе излагается только новый материал, который усваивается при условии
повторения и закрепления ранее пройденного материала. Теоретические понятия в
младших классах должны предваряться практическим их усвоением.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с другими
разделами урока:

вокально-интонационными, слуховыми упражнениями и слушанием
музыки.

КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕТ ЗНАНИЙ.

Повторение и закрепление знаний и навыков должно носить
систематический характер в виде устных

          индивидуальных
опросов.

Четвертная
оценка выставляется с учетом текущих оценок. В конце учебного года проводятся
контрольные уроки, в основе которых лежит соединение коллективных и индивидуальных
форм опроса.

1  класс.

1.
Выразительно пропеть одну из выученных
песен со словами (все
вместе)

с
аккомпанементом преподавателя.

2. Определять на слух пройденные музыкальные произведения, в них:
характер, жанр, темп, лад, регистр.

3. Спеть одну из выученных мелодий по нотам, определить количество
фраз, их повторность, вариантность, устойчивое и неустойчивое окончание.

4.
Простучать или прохлопать записанный ритмический рисунок, проговаривая его
ритмослогами.

5.
Определить на слух интервалы (1- 5)

2  класс.

1.
Выразительно спеть одну из выученных песен (группами).

2. Определять на слух в пройденных музыкальных произведениях:
характер, жанр, лад, размер (двухдольный, трехдольный), пройденные ритмические
группы, строение (двухчастность, трехчастность), изменение темпа, динамики.

3. Спеть звукоряды гамм до-мажор, ля минор

       
различными
длительностями (         )*;

       
спеть
устойчивые звуки, вводные звуки.

4. Расставить тактовые черты, заполнить пропущенные доли такта
пройденными
ритмическими группами в размере 2/4,3/4.  

3 класс.

1. Выразительно спеть одну из выученных песен со словами.

2. Спеть одну из выученных мелодий с названием звуков и
тактированием. Спеть одну из пройденных гамм, в ней Т5з, вводные звуки,
разрешение неустойчивых звуков.

3.
Проверка теоретических знаний:

         
определить
размер;

         
расставить
тактовые черточки;

         
построить
интервалы от звука (1- 5) .

4.
Определить на слух пройденные музыкальные произведения, в них: характер, жанр,
лад, размер, темп, динамические оттенки.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГОДАМ

1 класс
Вокально-интонационные навыки

Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох.
Одновременный вдох перед началом пения. Слуховое осознание интонации.

Пение:

песен — упражнений
из1-го, 2-х и 3х звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением
(на слоги, ручным знакам, «лесенке», с названием звуков — по выбору педагога )
типа :


гаммы
до мажор.

Пение:

несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения;

простейших мелодий,
включающих в себя поступенное движение, повторяющиеся звуки.

Ритмические
длительности: четверть, две восьмые в размерах 24 и 34.

Воспитание чувства метроритма.

Длительности:
четверть, восьмая, половинная. Пауза: четвертная.

Повторение данного ритмического рисунка на слоги.

Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии; по
записанному тексту,  карточкам
.

Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

 Понятие «ритмическое остинато».

Исполнение остинато в
качестве аккомпанемента к выученным песням в виде простукивания или исполнения
на музыкальных инструментах ( бубны, треугольники, ложки и т.д.)

Исполнение простейших
ритмических партитур.
 

Слуховой анализ.

Определение на слух и
осознание : характера музыкального произведения, лада ( мажор ,минор ),
структуры, количества фраз, размера, темпа,  различных мелодических оборотов,
включающих в себя движения, поступенное движение ,повторность звуков;

сильных и слабых долей в прослушанной мелодии
размерах 24 и 34)

Воспитание творческих навыков.

Допевание мелодии на
нейтральный слог.

Импровизация:

простейших мелодий на заданный текст;

простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах.

Теоретические сведения.

Окружающий
мир и музыка.

Звуки
шумовые и музыкальные.

Регистры.

Нотный
стан. Нотная азбука.

Знакомство
с фортепианной клавиатурой.

Музыкальные
краски. Мажор и минор.

Гамма
До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.

Куплетная
форма.

Вступление,
проигрыши и заключение в песнях.

Мелодия
и аккомпанемент.

Звукоряд.
Движение мелодии вверх и вниз.

 Музыкальные
интервалы.

Жанры
в музыке.        

Тоника.
Устойчивое завершение мелодии.

Музыкальная
речь.

Песенная
фразировка. Цезура.

Понятие
сильной доли.

Определение
сильной доли в размере ¾.

Определение
сильных долей в размерах 2/4, 4/4.

Музыкальные
темпы.

Интервалы
в музыке. Характер звучания.

Ритм.
Метр.

Музыкальные
длительности.

Пауза
в музыке.

Интервалы.
Определение на слух.

Ритмический
рисунок. Реприза.

Примерный
песенный материал.

А.Пахмутова, сл. Ю.Черных «Кто
пасется на лугу?»

      Белорусская нар. песня в
обр. Д.Кабалевского «Перепелочка»

В.Шаинский, сл.Ю.Энтина
«Первоклашка»

      В.Шаинский, сл.
М.Пляцковского «Улыбка»

      О.Девочкина, сл. Г.Якуниной
«Осень – грустная пора?»

     Американская нар. песня,
русский текст Ю.Хазановой «Бубенчики»

Г.Струве, сл. Н.Соловьевой
«Песенка о гамме»

Е.Крылатов, сл. Л.Дербенева «Три
белых коня»

Р.Паулс, сл. И.Резника
«Кашалотик»

Ж.Буржоа, сл. Ю.Энтина «Мама –
первое слово»

В.Шаинский, сл. Д.Непомнящей
«Песенка мамонтенка»

Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя
Россия»

М.Минков, сл. Ю.Энтина «Дождя не
боимся»

Е.Крылатов, сл. Ю.Яковлевой
«Колыбельная медведицы»

И.Ефремов, сл. Р.Сэфа «Поросята
строят дом»

Я.Дубравин, сл. В.Сусловой «Без
друзей никак нельзя»

Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Песенка
о лете».

Примерный музыкальный материал для слушания
музыки
Е. Тиличеева » Кулачки и ладошки» (   
и    ) (1) (12)

                      
» Музыкальные молоточки» (2)
Н.Метлов «Часы» (3)

М. Красева » Воробушки» (2)

р. н.п. «Я с комариком плясала» обр. А. Зилоти (2)

А. Николаев , «Ученый медведь»
(3)                   регистры

К. Лоншан- Друшкевич «Воробышек» (3)

М. Глинка «Полька» (4)

Чешск, н.п. «Аннушка» (4)

Бел.н. полька «Янка» (4)                          
Жанры,
f, р, фразы,

Л. Бетховен «Экосез» (1) (3)                     темп,
2-хдол., 3-х дол.,

Д. Шостакович «Марш» (1)                        Dur, moll.

Д. Кабалевский «Вальс» (1)

Р. Глиэр, Вальс из оперы «Медный всадник» (3)

М. Глинка «Вальс» (Esdur) (3)

А. Жилинский, «Латвийская полька» (5)

Р. Шуман, «Солдатский марш» («Альбом для
юношества» )

С. Прокофьев «Шествие кузнечиков» ( «Детский мир»
)

Г. Гендель «Пассакалия» (3)

Р. Шуман, «Первая утрата» («Альбом для
юношества» )
П. Чайковский «Детский альбом» :

» Новая кукла» , «Болезнь куклы»,
«Похороны куклы»

Р. Шуман, «Смелый наездник»
П. Чайковский «Игра в лошадки»

П. Чайковский
«Нянина сказка», «Баба- Яга», «Сладкая греза»,
» Марш деревянных солдатиков»

«Мазурка»,
«Полька», «Вальс», «Зимнее утро»
Р. Шуман «Дед Мороз»

Требования к контрольным урокам в
конце учебного года.

Смотрите
в пояснительной записке.

Примерные попевки:

Унисон        
«Андрей — воробей», «Барашеньки».

V — III             «Что за птица на суку», «Спите
куклы», «Тук — Тук», «Звонит звонок» , «Дождь в
лесу как сетка»,

                      “Та — та ,  два кота» и т.д.

VI                   «Юлька», «Три брата»,
«Березки», «Сова», «Заинька, выйди в сад» и т.д.

III                  
» Гусенок», «Гуси», » Часы» и т.д.

IV                  » Праздничная», «Пастушок»
и т.д.

I — II — III         » Серый кот», «У кота — ворота» и
т.д.

II                   » Тень, тень», «Пляшут
зайцы», «Ваня», «Пингвин», и т.д.

I — III — V — VI     » Поросята» и т.д.

I — II- III — IV – V   » Жучка», «Котик» и т.д.

V — VI — VIII2  » Воробей», «Труба», «Козлята» и
т.д.

Гамма :    «Лифт» и т.д.

II класс

Развитие вокально-интонационных навыков

Пение: до мажор, ля
минор.

Пение Т5з,  вводных
звуков, отдельных ступеней, мелодических оборотов, допевание мелодии до тоники.

 Пение:
несложных песен, разученных со словами на слух (с сопровождением и без
сопровождения );

с листа простейших мелодий с названием звуков в пройденных
тональностях; разучивание мелодий в пройденных тональностях, в размере 2/4,
3/4

чередование
пения вслух и «про себя», поочередное пение по фразам (группами и
индивидуально).

Воспитание чувства
метроритма

Повторение заданного
ритмического рисунка на слоги;

Простукивание
ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записанному нотному
тексту, ритмическим таблицам, карточкам;

Работа в
размере 3/4;            
Длительности:

Пауза  

Умение тактировать в размере 2/4, ¾ *

Ритмический
аккомпанемент к выученным мелодиям, с использованием пройденных длительностей.

Слуховой анализ

Определение на слух и
осознание:

лада (Dur), характера
произведения, структуры ( фраза, куплет (запев, припев), 2-х ч., 3-х ч. фр.),
устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов ; интервалов 1-8; размера 2/4,
3/4; темпа; ритмических особенностей; динамических оттенков (
f, p)  в прослушанном произведении.

Воспитание творческих навыков

   Досочинение мелодии на нейтральный слог в
пройденных тональностях. Сочинение мелодических вариантов фразы.

   Сочинение ритмического сопровождения к песням, мелодиям.

Теоретические сведения

    Повторение
теоретического материала 1 класса.

    Средства
музыкальной выразительности.

    Динамические
оттенки.

    Гамма
ля минор.

    Двухголосие.

    Музыкальные
штрихи.
Legato.

    Staccato.

    Длительности:
четверти и восьмые.

    Музыкальный
размер. Такт. Затакт.

    Трехдольный
размер.

    Тон.
Полутон.

    Двухдольный
размер.

    Размер
4/4.

    Синкопа.

    Скачки
в мелодии.

    Аккорд.
Виды трезвучий.

    Тоническое
трезвучие.

    Секвенция.

    Вальсообразный
аккомпанемент.

    Музыкальные
построения.

    Строение
фразы. Мотив.

    Интонация.

    Музыкальные
обороты. Опевание.

    Устойчивые
ступени лада.

    Движение
к опорному звуку и от него.

Примерный песенный материал

В.Шаинский, сл.
Ю.Энтина «Если б не было школ»

Г.Струве,
сл.В.Степановой «Что мы Родиной зовем»

Б.Савельев,
сл.З.Петровой «Утренняя песня»

В.Шаинский, сл.
А.Внуковой «Снежинки»

Г.Гладков,
сл.Ю.Энтина «Песенка зайца и волка на карнавале»

М.Парцхаладзе,
сл.М.Пляцковского «Мамина песенка»

В.Иванников,
сл.О.Фадеевой «Самая хорошая»

М.Блантер,
сл.М.Исаковского «Катюша»

Дм. и Дан.Покрассы,
сл. Б.Ласкина «Три танкиста»

Г.Струве, сл.
К.Ибряева «Здравствуй, лето!»

Г.Струве, сл.Н.Соловьевой
«С нами друг»

В.Шаинский, сл.
М.Матусовского «Крейсер Аврора»

Б.Савельев,
сл.М.Танича «Из чего наш мир состоит»

Г.Струве, сл.
В.Семернина «Музыка всегда с тобой»

В.Шаинский,
сл.М.Танича «Когда мои друзья со мной»

В.Шаинский, сл.
Э.Успенского «Голубой вагон»

К.Певзнер, сл.
А.Арканова и Г.Горина «Оранжевая песенка»

Примерный музыкальный материал для слушания музыки

Д.
Шостакович «Марш»

П. Чайковский
«Марш» ( из балета «Щелкунчик» )

С. Прокофьев
«Марш»

Д. Шостакович
«Вальс — шутка»

С. Прокофьев «Вальс» ( из балета
«Золушка»)

П. Чайковский «Вальс» ( из балета «Спящая
красавица»)

П. Чайковский
«Марш» (
II часть Симфонии № 2 )

Ж. Бизе «Марш
тореадора» ( из оперы «Кармен» )

Ж. Бизе » Марш
мальчишек» ( из оперы «Кармен» )

Р. Шуман »
Сицилийская песенка» ( «Альбом для юношества»)

П. Чайковский » Детский альбом» :

«Итальянская
песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет», »
Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка»,
«Русская песня», «Мужик на гармошке
играет»,»Камаринская».

Требования к контрольным урокам в конце учебного года

Смотрите
пояснительную записку.

III класс

Развитие вокально-интонационных навыков

Пение:

Мажорных и минорных
гамм;

Т5з, t 5з , вводных звуков
в пройденных тональностях, устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением в
устойчивые, опевание устойчивых звуков.

 Секвенций
с использованием пройденных мелодий и ритмических оборотов;

Мелодий ( упражнений) в переменном ладу.

Пение:

в пройденных
тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам ( с названием звуков
);

с листа простейших
мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия,
включающих интонации пройденных интервалов;

ритмических длительностей                       в 2/4, ¾, 4/4.

Воспитание чувства метроритма

Ритмические
упражнения с использованием пройденных длительностей.
Затакты

Проработка размеров 2/4, З/4.  Дирижирование в размере ¾.     
         
Ритмическое  
ostinato, продолжение работы над ритмическим аккомпанементом.

Исполнение группами
учащихся ритмических партитур с использованием пройденных размеров и
длительностей.

Анализ на слух

Определение на слух и
осознание:

в прослушанном
произведении его жанровых особенностей, характера, структуры ( количество фраз,
куплетов, 2хч.3хч., репризность ), лада, размера, темпа, ритмических
особенностей, динамических оттенков).

Воспитание творческих навыков

Импровизация:

мелодии на данный текст, на данный ритм;

ответной фразы.

Теоретические
сведения

Повторение теоретического материала 2 класса.

Знаки альтерации.

Тональность.

Ключевые знаки.

Гамма Ре минор.

Секвенция в песне.

Ритмическая партитура. Ostinato.

Хор и солист.

Жанр хоровода в русской народной песне.

Средства музыкальной выразительности. Тембр.

Инструменты народного оркестра.

Гамма Фа мажор.

Маршевая музыка.

Пунктирный ритмический рисунок.

Движение по звукам тонического трезвучия.

Жанр вальса в песне.

Гамма Ми минор.

Инструменты симфонического оркестра.

Канон.

Распев.

Лирическая песня.

Динамика: cresc, dim.

Элементы двухголосия в песне.

Имитация.

Гамма Ля мажор.

Паузы в конце фраз.

                                                               
Примерный песенный материал

В.Шаинский, сл.
М.Пляцковского «Чему учат в школе»

Б.Савельев, сл.
М.Пляцковского «Настоящий друг»

Русская нар. песня в
обр. Ю.Тихоновой «Где был, Иванушка?»

Е.Подгайц, сл.
В.Шумилина «Под Новый год»

Г.Струве, сл.
Н.Соловьевой «Новогодний хоровод»

М.Дунаевский, сл.
Н.Олева «Тридцать три коровы»

Ю.Чичков, сл.
Я.Халецкого «Из чего же, из чего же»

И.Дунаевский, сл.
В.Лебедева-Кумача «Песня о веселом ветре»

Муз. и сл.
Н.Топтыгиной «Про бабушку»

Г.Гладков, сл.
Ю.Энтина «Песенка друзей»

Литовская нар. песня
в обр. С.Шинкуса «Солнышко вставало»

Муз. и сл. Н.Осокиной
«Родина»

Ю.Чичков, сл.
М.Пляцковского «Детство – это я и ты»

Е.Крылатов, сл.
Ю.Энтина «Прекрасное далеко»

В.Белый, сл.
Я.Шведова «Орленок»

Е.Крылатов, сл.
Ю.Энтина «Лесной олень»

Е.Птичкин, сл.
М.Пляцковского «Сказки гуляют по свету»

Е.Птичкин, сл.
И.Шаферана «Бабушки»

Примерный музыкальный материал по слушанию музыки

С. Рахманинов
«Итальянская полька»

М. Глинка
«Контрданс» (3)

Н. Римский-Корсаков
«Три чуда» ( оп. «Сказка о царе Салтане» )

С. Прокофьев
«Детская музыка» ор.65 ( выборочно )

С. Прокофьев
«Гавот» ( из балета «Золушка» )

М. Мусоргский
«Балет не вылупившихся птенцов» ( «Картинки с выставки»)
Э.Григ «Вальс»
Э. Григ «Шествие гномов»
Э. Григ «Пер Гюнт» :

              «Утро», «Танец Анитры», «В
пещере горного короля», «Песня Сольвейг».

Л. Бетховен «Сурок»

 Д.
Кабалевский «Клоуны», «Барабанщик» ( 3)
 Д. Шостакович » Шарманка»

Примерные требования к контрольным урокам в конце учебного года

Смотрите
пояснительную записку

Слайд 1

«Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский Выполнила: музыкальный руководитель Белоущенко М.В.

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье . В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

Слайд 3

. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить вокруг него. Музыка, которая звучала внутри мальчика, всё больше и больше захватывали Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Слайд 4

Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории . Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры.

Слайд 5

Сочинение «Детского альбома» — это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящён любимому племяннику композитора Володе Давыдову – глухонемому мальчику .

Слайд 6

«Утренняя молитва» Пьеса — образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название – «Утреннее размышление». В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия создана из живых, как бы говорящих интонаций. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. В музыке чувствуются оттенки душевных волнений, тончайшие нюансы смены настроений.

Слайд 7

«Зимнее утро» «Зимнее утро» — вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом». П.Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и поэтому легко запоминающееся . Пьеса — образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением.

Слайд 8

«Игра в лошадки»

Слайд 9

«Мама» Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.

Слайд 10

«Нянина сказка» День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены путешествия в разные страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают нянину сказку.

Слайд 11

«Сладкая грёза» Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души .

Слайд 12

«Марш деревянных солдатиков» Красивые солдатики, совсем, как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!

Слайд 13

«Болезнь куклы» «Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

Слайд 14

«Похороны куклы» На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.

Слайд 15

«Новая кукла» Эта пьеса — яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение — радость. Пьеса написана в трёхчастной форме .

Слайд 16

«Мазурка» Мазурка по происхождению польский танец. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» написана в традиционной для этого танца трёхчастной форме.

Слайд 17

«Русская песня» В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующих о необычайной любви композитора к России и всему русскому. «Русская песня» написана на основе подлинной народной песни.

Слайд 18

«Мужик на гармонике играет» Эта пьеса — вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники

Слайд 19

«Камаринская» Камаринская — название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни. Народный характер музыки подчёркнут тем, что в начале – на всём протяжении темы звучит гудящий басовый звук, он напоминает звучание волынки. Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры скрипки и переборы гармоники.

Слайд 20

«Полька» Полька — одна из наиболее популярных пьес «Детского альбома». Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.

  • Чайковский спящая красавица сочинение
  • Чайковский нянина сказка регистр
  • Чайковский слушать бесплатно в хорошем качестве лучшие сочинения
  • Чайковский нянина сказка о чем это произведение
  • Чай ночная сказка для детей