Чайковский нянина сказка рисунок к произведению 2 класс

сборник легких пьес для детей ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии чайковского и по своей тематике и по

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

Чайковский: Детский альбом

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Зимнее утро»

Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

«Мама»

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.


Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

«Болезнь куклы»

Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

«Похороны куклы»

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» — писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас —
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Старинная французская песенка»

В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

«Немецкая песенка»

В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

«Возвращение домой».

«Нянина сказка»

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

«Сладкая грёза»

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»


Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

«Песня жаворонка»

Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

«Шарманщик поет»

Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

«В церкви»

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

    Чайковский: «Детский альбом».

История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» 

725504.jpg  Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история создания которого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром…

Семья Давыдовых Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева – родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме. 

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни. Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову. «Детский альбом» Чайковского: содержание Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня. Игры, песни, танцы – просты и незатейливы пьесы Чайковского.

725778.jpg

«Детский альбом» по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают образное мышление детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира. По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич, не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней. Непростой период жизни В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора. 

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения. Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса. Две версии «Детского альбома» Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора. Первая версия. Обычный день ребенка — с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью. Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. Юношеский максимализм и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить душевное равновесие. Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение – покаяние и подведение итогов, примирение с собой. 

725777.jpgНомера «Детского альбома»

«Утренняя молитва».

«Зимнее утро».

«Игра в лошадки».

«Мама».

«Марш деревянных солдатиков».

«Болезнь куклы».

«Похороны куклы».

«Вальс».

«Новая кукла».

«Мазурка».

«Русская песня».

«Мужик на гармонике играет».

«Камаринская». «Полька».

«Итальянская песенка».

«Старинная французская песенка».

«Немецкая песенка».

«Неаполитанская песенка».

«Нянина сказка».

«Баба-Яга».

«Сладкая греза».

«Песня жаворонка».

«Шарманщик поет».

«В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении. —

«Утренняя молитва». С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро». Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки.

725775.jpg

Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы. «Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковского проникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков». Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

725509.jpg

«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами. —

«Похороны куклы». Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский.«Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.

725774.jpg

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом» передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка». Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром. «Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви». Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях. 

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного                      образования «Обьединенная
Детская Школа Искусств
3» г. Братска

Методическая работа

«Методический разбор пьес из
«Детского альбома» Чайковского»

Автор: преподаватель МАУ ДО «ОДШИ
г. Братска
по классу фортепиано Никитина Ирина
Лельевна

г. Братск,

2019.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………….……………………….3

Утреннее
размышление…………………………………………………………………………………………………5

Зимнее
утро……………………………………………………………………………………………………………………6

Мама…………………………………………………………………………………………………………………………….…7

Игра
в лошадки………………………………………………………………………………………………………………9

Марш
деревянных солдатиков……………………………………………………………………………………..9

Болезнь
куклы………………………………………………………………………………………………………………10

Похороны
куклы………………………………………………………………………………………………………..…11

Вальс……………………………………………………………………………………………………………………………..12

Новая
кукла………………………………………………………………………………………………………………..…13

Мазурка……………………………………………………………………………………………………………………..…14

Русская
песня………………………………………………………………………………………………………………..15

Мужик
на гармонике играет………………………………………………………………………………………..16

Камаринская…………………………………………………………………………………………………………………16

Полька…………………………………………………………………………………………………………………………..17

Итальянская
песенка……………………………………………………………………………………………………18

Старинная
французская песенка………………………………………………………………………………….19

Немецкая
песенка………………………………………………………………………………………………………..20

Неаполитанская
песенка…………………………………………………………..…………………………………21

Нянина
сказка……………………………………………………………………………………………………………….22

Баба
Яга………………………………………………………………………………………………………………………..23

Сладкая
греза……………………………………………………………………………………………………………….25

Песня
жаворонка………………………………………………………………………………………………………….26

Шарманщик
поет………………………………………………………………………………………………………….27

 В
церкви………………………………………………………………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………..29

Список
литературы……………………………………………………………………………………………………….30

Введение.

«Детский альбом» Чайковского является
первым выдающимся сборником для детей, который остается самым популярным
сочинением в детской русской фортепианной литературе.

Для него характерна программность,
так как у каждого произведения есть названия и даже словесные пояснения.
Безусловно, это развивает нашу фантазию и воображение. Вот, например, в пьесе
«В церкви» аккордовая фактура и стройное звучание передают пение церковного
хора при богослужении, а в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и
форшлаги передают щебетание птиц.

Идея создания пришла Чайковскому в
феврале 1878 года, когда он находился в длительном путешествии за границей. В
письме к П. Юргенсону из Флоренции: «<…> я предположил себе понемножку
писать маленькие пьесы. Хочу попробовать написать ряд легких пьес,
Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и
выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши,
какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен
теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой».

О начале работы над «Детским
альбомом» известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года.
Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И. Юргенсону:
«Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес  для детей. Я давно уже подумывал
о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской
музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд
маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями,
как у Шумана».

Влияние Шумана на фортепианный стиль
Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики,
прослеживается это также и в выборе сюжетов («Смелый наездник» — и «Игра в
лошадки», «Марш солдатиков» — «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» —
«Похороны куклы», «Народная песенка» — «Русская песня» и др.). В «Альбоме для
юношества» и «Детском альбоме» пьесы контрастные по характеру, объединены одной
идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они
отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными, интересными и
доступными для начинающих пианистов. Оба композитора говорят с детьми
удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, не отступая от основных
принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского
воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни
русских детей.

Многое в «Детском альбоме» связано с
атмосферой дома Давыдовых, «родовом гнезде» большой дворянской семьи, хозяином
которого был Лев Васильевич, муж его любимой сестры Александры Ильиничны. Это
было излюбленное место отдыха и работы Петра Ильича, где он действительно был
желанным гостем, как для взрослых, так и для племянников. Особенно для племянников,
которых было семеро, он их очень любил, готов был часами с ними играть, чутко понимал
их душу, заботливо относился к каждому, чувствовал их настроение. И дети были
привязаны к нему, видя в нем доброго, хорошего и преданного друга. Он часто
говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

Среди своих племянников и племянниц
Чайковский особо выделял Володю, проявляющего способности к музыке и рисованию
ещё в раннем детстве. Именно ему он и посвятил свой «Детский альбом». Но об этом
упомянуто лишь после выхода в свет пьес в письмах Чайковского. Так 24 ноября из
Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: «Альбом этот я посвятил моему племяннику
Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». Цикл
фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И. Чайковским в мае
1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На заглавном листе
значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание
Шуману».

«Маленькая сюита из русского быта» —
так называет Асафьев этот цикл из двадцати четырёх миниатюр. В нем показан один
день из жизни ребенка в 19 веке, живущего в светской семье со сформировавшимися
традициями и обычаями. Пётр Ильич, глядя на устои в семье Давыдовых, на своих
любимых племянников, как будто погружается в своё счастливое детство: где
любовь и уважение родителей надежно защищает детей от всякого эгоизма,
нетерпимости и жестокости; где первоначальной целью является, прежде всего, дать
детям самое лучшее образование; где рядом заботливая и любящая мама,
развивающая своих детей во многих направлениях.

В «Детском альбоме» представлен
пестрый мир детских игр, танцев и неожиданных впечатлений. Он выстроен в
определенной последовательности, разделенной на утро, день и вечер детского
дня. Самый обычный день – с его играми, танцами, сказками и мечтами.

«Утреннее размышление». Gdur.

В первой редакции пьеса называлась
«Утренняя молитва». Сюжет начинается с пробуждения ребёнка, с утренней молитвы,
своеобразного размышления о Боге, о душе. Светлые и лирические интонации полны
возвышенного созерцания и покоя. Композитор использовал мелодику настоящей
церковной молитвы. Всё проникнуто детской непосредственностью, чистыми
помыслами и настроем на добрые дела и поступки. Строгое четырёхголосие,
ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая создают спокойный, вдумчивый
характер.

39327e02cdab5f07643da85c89758154f9 

В этой пьесе музыкальная мысль принимает
самую простую форму – форму периода, состоящего из двух предложений. Первое
предложение, состоящее из восьми тактов, заканчивается неустойчивым кадансом на
доминанте, своеобразным вопросом, недосказанной фразой. Второе предложение, в
котором также восемь тактов, развиваясь, приходит к кульминации, подчеркнутой
ярким аккордом довольно далекой тональности, и гениально заканчивается на устойчивой
тонике. Но произведение ещё не окончено: далее идёт большая кода, на тоническом
органном пункте несколько раз повторяется «прощальный» каданс и умиротворенные
последние аккорды. Произведение завершено.

В первую очередь надо обратить
внимание на голосоведение, а прежде всего на звучание баса и сопрано.
Необходимо достичь певучего звука за счет мягкого туше и педали. Очень
внимательно следует отнестись к динамике, указанной в тексте. Также надо
поработать над тоническим органным пунктом. Сравнительно простая фактура требует
достаточного объема внимания и осмысленности.

«Зимнее утро».  hmoll.

ac3ea13c15c974cdce1a7ff54ce3c6c31c
Атмосфера снежного морозного
зимнего утра, такого колючего и неприветливого создается за счет особых
композиторских приемов П.И. Чайковского.  Произведение начинается радостным
Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный Си-минор, как будто
ребенок выглянул в окно, увидел туманно-холодное утро и огорчился. Получается, в
пьесе запечатлена не только картина зимнего утра, но и психологический настрой
ребенка. Небольшое нарастание звучности поднимающейся вверх фразы, и сразу же
вслед за восходящим мотивом, идущий нисходящий, передает диалог разных голосов.
В начале пьесы очередность ниспадающих секунд создаёт ощущение беспокойства и
хлопот  только что наступившего дня.

Пьеса написана в простой трёхчастной
форме. Взволнованным, настойчивым крайним частям контрастирует середина с
ритмической перегруппировкой. За счет звучания увеличенной секунды и смены
восходящего направления на нисходящее, появляется оттенок грусти, слышатся
просящие, ноющие, жалобные интонации ребенка.

8fa26dd3c7f38a69da6e4358cec5f77f29 

В репризе восстанавливается светлый оживленный характер
музыки, где активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Следует отметить, что основная
тональность пьесы си минор. В этой тональности пьеса заканчивается. Небольшая
по размерам, она уклоняется от обычного построения своего тонального плана. Но
при этом звучит она очень естественно и гармонично.

Важно проследить за точностью
пунктирного ритма. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая, а в середине –
на первую долю каждого второго такта.

«Мама». Gdur.

По содержанию эта пьеса является
одной из значимых и глубоких пьес в этом цикле. Ведь мама – самое дорогое, что
есть у каждого человека. Чайковский был сильно привязан к своей матери,
Александре Андреевне, которая растила своих детей выдающимися личностями,
вкладывала в них всю свою душу и сердце. Воспоминания о своей матери Чайковский
бережно хранил в своей памяти. Он помнил её мягкий красивый голос, чудное
женское лицо с немного печальным взглядом, неуловимо тонкий запах, нежные
маленькие руки. «Таких рук нет больше и никогда не будет! — часто говаривал он,
— Их целовать хотелось бы без конца!»

 Ремарка «с большим чувством и нежностью» помогает
настроиться на нужное эмоциональное состояние. Трогательная искренняя мелодия
создает спокойный и благородный характер.

Умиротворенному и безмятежному настроению способствует
светлая тональность Соль-мажор.

4103cdff11fc7435012f55b6d277351e27
Пьеса выстроена в виде периода  
повторного строения из  двух шестнадцатитактовых предложений с дополнением. Интересно
то, что фразировка построена в виде своеобразных узоров, состоящих из
двутактов.

0a0d598379ad2f499fb667c3016db00231

Переменчива тональность соль
мажор, модулирующая в си минор, и далее возвращающаяся в исходную тональность. Первое
предложение заканчивается на тонике, что для середины периода не совсем
типично, как бы придавая ему завершенность.

2de90a476e6eef77590edaf8f9b1bfbd1d


Во втором предложении сохраняется
фразировка первых восьми тактов, далее секвенционные лаконичные мотивы с
логичным кадансом в Соль-мажоре.

 В пьесе проникновенно и искренне поет вся фактура.   

Очень важно заострять внимание на
разных артикуляциях в правой и левой руках: legatissimo в левой, и передающая
разнообразие речевых интонаций за счет коротких лиг правая.

«Игра в лошадки». Ddur.

7605bddd8739b9a60f86c5d192fe74e1b8

Веселая заводная мелодия пьесы
передает оживленье проснувшегося ребенка, безудержное веселье, смех и радость, его
желание играть и бегать. Музыка пьесы рисует мчащихся всадников, преодолевающих
сказочные препятствия на своих волшебных смелых конях. Легкое, стремительное
скерцо рисует воображаемую скачку лошадей.

Однообразный ритмический пульс,
изображающий цокот копыт, компенсируется богатством гармонии, смена которой звучит
ново, необычно и интересно.

Пьеса написана в тональности Ре-мажор в трехчастной репризной
форме с кодой.

Самое главное – не делать никаких
лишних движений над клавиатурой. Для освоения пьесы необходима настойчивая
работа в медленном темпе, чтобы добиться звуковой стройности аккордов.

«Марш деревянных солдатиков». Ddur.

«Марш деревянных солдатиков», как и
«Игра в лошадки» написаны в Ре-мажоре и причисляются к «игровым» пьесам, к
«играм для мальчиков». Характерная для марша пунктирная ритмическая фигура,
четко показанная во втором такте, и повторяющаяся довольно часто, разнообразна:
задержанная первая нота и отточенная вторая в первом случае, и коротко звучащая
первая нота, потом маленькая шестнадцатая пауза и пунктирная острая нота

5d815629da09d33d0b0f31b70f8e27c856


Музыкальный
образ, созданным Чайковским, очень строго, аккуратно и умеренно создает
ощущение кукольной миниатюрности.

Действительно чувствуется марш именно
маленьких и деревянных солдатиков, исполняемый как будто «игрушечным» оркестром
из маленьких деревянно-духовых инструментов с крошечным барабанчиком,
отбивающим ритм, и отчеканивающий шаг игрушечного войска. Это достигается за
счет динамических оттенков (piano, pianissimo), фактуры в виде тесного
расположения аккордов и четкой организованности ритма и штрихов.

Марш написан в простой трёхчастной
форме. Средняя часть, более весомая благодаря напряженным аккордам, звучит
немного таинственно и тревожно, не выходя за рамки основного динамического
оттенка piano. В репризе интересен авторский замысел Чайковского: она звучит
ещё тише, словно «игрушечное» войско удаляется…

Основные сложности в пьесе –
ритмические. Важно поработать над чеканностью аккордов и пунктирного ритма,
играть в умеренном темпе. Необходимо добиваться также одновременное снятие рук
на паузах.

«Болезнь куклы».  gmoll.

С этой пьесы начинаются «игры
девочек», «кукольная трилогия», вносящая внезапный драматический контраст,
столь характерный для композитора. Это первая грустная пьеса в цикле,
написанная в соль-миноре.

Поразительными музыкальными средствами
показана печаль девочки об ее заболевшей кукле. В пьесе
отсутствует целостность мелодии. Она
постоянно прерывается паузами-вздохами. Насколько тонко и чувственно Чайковский
передает душевное переживание ребенка. Однотипная фактура пьесы выражена в виде
разложенных аккордов. Печальный колорит в мелодии привносят секундовые

8c4e07c5445b68204a88648b9147c0880f

интонации, благодаря которым
усиливается чувство беспокойства и тревоги.

Форма пьесы двухчастная безрепризная с кодой.

Недопустим затянутый темп, иначе вся
фразировка будет разваливаться. Очень важно продолжать через паузы мелодическую
линию, мысленно протягивая мелодию так, словно пауз нет. Это хороший пример для
запаздывающей педали на четверти с точкой

«Похороны куклы».   cmoll.

Первая детская потеря всегда весомая
и важная, ведь даже небольшие душевные потрясения в жизни ребенка становятся в
несколько раз значительнее, чем у взрослого человека, они часто наполняют все
его мироощущение. Композитор с большим уважением относится к драме и личности ребенка.
Для похоронного марша, написанного в до миноре, характерна ритмическая
фигура (половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная),
передающая мрачный характер.

27a445819eb611e076627dd20427481c4c


Благодаря указанным автором
динамическим оттенкам создается впечатление то приближение траурного шествия,
то его отдаление. Но все же не стоит забывать, что все же это похороны куклы.
Составляющая игры не должен совсем исчезать. Пьеса написана в трехчастной
форме.

Очень важно все дослушивать до конца.
Мелодическая линия должна быть согласована с тяжеловесными аккордами и
интервалами.

«Вальс». Esdur.

86c00d854db03183c0a132b03f37e20dda

Тягостное впечатление
рассеивается изящным и очаровательным вальсом. Ритмический рисунок в мелодии
как будто противоречит размеренному трехдольному аккомпанементу
.

Во втором периоде музыкальный образ
немного меняется: мягкость, пластичность мелодических линий сменяется
решительным сверкающим эскизом мелодии.

67c4dbb936940ee799898442219b003542c1fd5c416b78d8607dcfc2bfaae364ae5b

Вальс написан в сложной трехчастной
форме. В средней части сменяется образ: двухдольные мелодические фигуры в
верхнем голосе наслаиваются на типичный трехдольный ритм сопровождения. Такой
метод придает разновидность в укоренившийся вальсовый ритм, вносит свежесть
восприятия.

6eea3a0ce7ddff2cdbe0ee1f7ec7f08856

Отличительной чертой является то, что
на протяжении всей части формы трехдольная пульсация аккомпанемента держится на
повторяющейся квинте, это придает некий народный колорит. 

В репризе возобновляется тема первой части. 

Работу над вальсом лучше начать с
аккомпанемента, с мягкой опорой на бас. Во втором периоде надо показать линию
баса, которая становится более самостоятельная. При работе над мелодией нужно
обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах. Легкие акценты и паузы не должны
прерывать движение. В средней части важна полиметрия – сочетание трёхдольного
вальсового сопровождения с двудольностью партии правой руки.

«Новая кукла». Bdur.

4778697bd8a0532cdfa3ef464efa2e5564

Пьеса наполнена восторгом, ликованием
и счастьем. Эта небольшая музыкальная зарисовка самая короткая по
продолжительности звучания. Протяжное задержание секвенций в виде повторения
ритмической фигуры – четверти и восьмой усиливает возрастание к вершине фразы. Неизменный
на протяжении всей пьесы ритмический пульс в аккомпанементе, отображает
взволнованное биение сердца.

 Миниатюра написана в трехчастной
форме. От начала и до конца сохраняется одно настроение. И ритм и фактура
однообразны.

Мелодия и аккомпанемент должны быть
согласованы, чтобы левая все время шла за правой. Педаль брать короткую, на
счёт «раз».

«Мазурка». dmoll.

Название польского народного танца
«Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка
характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на
вторую и третью доли тактов.

5b73e4364fd0d2b97cdf0138a4f5043887
Бравурными, точными акцентами полна
мазурка, в которой снова возникают беспокойные волнующие интонации. Ощущается
тонкий перенастрой ребёнка на задумчивость и печаль.

bc87c69b762bd1118373b0575f6b97e6d2

Пьеса трехчастная. Средняя
часть продолжает музыкальную мысль первой части, она не контрастна, даже
наоборот еще более танцевальна.

Подход к
репризе довольно интенсивный и решительный.

3899c0ffebae93c9d8c555b7ade23ac9de
                                                                                                                                                 
                Благодаря этому, звучание в репризе исходного музыкального
образа воспринимается по-новому. В «Мазурке» вновь появляются смутно-тревожные
интонации

Необходима тщательная работа над
акцентировкой, следовать динамическим оттенкам, четкой артикуляции, педали,
поддерживающей то сильную, то слабую долю

«Русская песня». Fdur.

b97f4b557c4c9a13ce95923368afd2fec3
В этой пьесе Чайковский выводит
массовое четырехголосное звучание мужского хора, поющего песню «Голова ль ты,
моя головушка», в фортепианную интерпретацию. Четырехголосие чередуется с двух-
и трёхголосием . Фразы при довольно небольшой по объему мелодии оканчиваются то
в миноре, то в мажоре, что очень характерно для русской народной песни.

«Русская песня» обладает своеобразной
метрической структурой: шеститактовые фразы состоят из двух построений – четырехтакт
+ двухтакт. По форме это тема с одной вариацией плюс кода.

При работе над пьесой нужно добиться
того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной
руке надо поучить двумя руками.

«Мужик на гармонике играет». Bdur.

d59e81fefe471458bdf21feef26868ab2b
Своеобразный эпизод из
народного быта. Эта пьеса выполняет функцию звукоподражания: Чайковский
изображает мужичка, пытающегося играть на гармошке. Эксклюзивность состоит в
том, что основным аккордом является не тоническое трезвучие Си-бемоль мажора, а
диссонирующий доминантсептаккорд, словно горе-гармонист, растягивая меха, нашел
понравившуюся ему гармонию, к которой без конца возвращался. Этот аккорд
берется в каждом такте пьесы. Незатейливая музыкальная фраза чуть варьируется
ритмически.

Пьеса сама по себе не является отдельным номером для
концерта.

В последних четырех тактах звучит семикратное повторение доминантсептаккорда,
так понравившегося гармонисту.

По форме это тема вариациями.

Главный акцент каждый раз выпадает на сильную долю —
доминантсептаккорд. Необходимо нарочито показать «нескладность» музыки. Четко
исполненные штрихи и динамические оттенки помогают выявить некий народный
шероховатый неуклюжий образ.

«Камаринская». Ddur.

Этот известный мотив русской пляски
применил Глинка в своей яркой оркестровой фантазии. Чайковский же изобразил ее в
виде фортепианной миниатюры. Любопытная особенность «Камаринских» М.И. Глинки и
П. И. Чайковского в том, что оба композитора написали обработку народной песни
в радужном жизнерадостном Ре-мажоре, и обе написаны в форме темы с вариациями.

a80687b595cb021b91c9772f11c832498d
На протяжении всей темы (12
тактов) на фоне гудящей «ре» в малой октаве вместе  с верхним голосом в левой
руке идет имитация звучания аккордеона. Также слышны штриховые и интонационные приемы
игры на балалайке, либо домре.

8ccac394b467c6409c3eb1bfebcc3334e9
Движение аккордов во второй
вариации можно принять за «переборы» гармоники.

Одна из главных технических проблем:
сложность координации острого «щипкового» стаккато в правой руке и энергичных,
разнообразно акцентированных аккордов в левой.

Задачи имитирования различных
инструментов и тембров предопределили разнообразие и изобретательность приемов
и артикуляции и туше. Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

«Полька». Bdur.

Грациозный и жизнерадостный чешский народный танец (в
переводе с чешского pulka — «полшага»), который танцуют изящными подскоками и
резвыми прыжками, Чайковский трактует весело и шутливо.

6b4d1705f349b1223beecdb6f3eaa90ac5

В самом начале из четырех
потактовых мотивов, ритмически опирающихся на вторую долю, строится длинная фраза.
Способствует этому четкий, тяготеющий к кульминации бас.

Форма этой пьесы трёхчастная. На
смену первой части приходит немного угловатая, «сварливая» середина,
перешагнувшая в нижний регистр, где мелодия играется в левой руке при
аккомпанирующей правой.  

82a8af24649c708979eb95017316e59203

Реприза повторяет лишь первое предложение первой части.

Необходимо добиваться легкого staccato как в мелодии, так и в
аккомпанементе. Особое внимание стоит уделить динамическим изменениям.

«Итальянская песенка». Ddur.

Однажды, прогуливаясь по Флоренции,
Чайковский услышал красивый тембр голоса, поющий под гитарное сопровождение.
Это пел мальчик, окруженный толпой слушателей. Петр Ильич записал мелодию песни,
что и послужило музыкальным материалом для «Итальянской песенки». Непостоянство
первых долей, синхронизация, замысловатая расстановка лиг вносят утонченный
очаровательный колорит. Аккомпанемент имитирует звуки гитары.

40a2b68f7093ac36ac313ab1b3bd726cc8

Пьеса написана в простой двухчастной форме.
Солнечная мелодия звучит уравновешенно и спокойно
.

Прежде всего, следует обратить
внимание на вальсовость музыкального образа, постараться не заглушать мелодию
аккомпанементом.

«Старинная французская песенка». gmoll.

4ea9218842a8c478618721d18d9949a4ac
Название этой меланхоличной
проникновенной пьесы целиком и полностью объясняет происхождение мелодии — это
на самом деле старинная французская песня. Впечатление старины ассоциируют
строгость музыкального языка, полифонический склад, суровость, аскетичность. Не
обошелся композитор и без собственных приемов: долго тянущийся звук «соль» в
басу, дающий характерную особенность звучания старинных инструментов.

Пьеса написана в двухчастной форме.
Второй период начинается с новой темы. Бас как будто оживает после длительного
неподвижного состояния.

c611485a56a56bb44b18a909d320daec6c 11661809bffb80a5bf7bef92abb4f3a40b

Главная задача в этой пьесе – глубокий,
певучий звук, ни в коем случае не допускающий дробления, несмотря на короткие
лиги.

«Немецкая песенка». Esdur.

Эта пьеса по своему виду близка к
тирольскому пению (жанр народных песен альпийских горцев). Это пение,
исполняющееся особым приемом на одних гласных звуках с оригинальным переходом
от низкого грудного регистра к горловому (фальцету) на широких интервалах (в
нижнем регистре певец вокализует на гласных а и о, в высоком – на е и и).
Именно эти элементы можно отчетливо уловить здесь. Композитор мог слышать такое
пение, когда жил в Швейцарии, которую очень любил.

«Немецкая песенка» — веселая, с
подпрыгивающей мелодией, похожая на старинный и популярный в Германии и Австрии
танец — лендлер.

81231e5c1b5bb1b3d6aabe79704a1f8b38
В интонациях верхнего голоса
чувствуются еле уловимые  опоры на  вторые (слабые) доли такта, которые
подчеркиваются пунктирным ритмом. Также тонко организовано сопровождение в
левой руке: в нем только две гармонии – тоника и доминанта, что показывает
народный характер музыки.

Пьеса
написана в трехчастной форме. Средняя часть дает значительное разнообразие:
мелодия становится протяжной, какие-то  мотивы исполняются двойными нотами, ассоциирующие
звучание пастушеских рожков.

78e720f4071c6fb2970e396b648ef5bc59

Третья часть идентична первой.

Работая над мелодией нужно привлечь внимание ученика на
ритмичное исполнение пунктирного ритма, и оговорить мотивное строение фраз. Полезно
поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли
.

«Неаполитанская песенка». Esdur.

     В этой пьесе, также как и в
«Итальянской песенке», П. Чайковский использовал народную итальянскую мелодию.
Ремаркой grazioso (в переводе с итальянского – грациозно) он подчеркнул
танцевальное начало. Точно выверенные штрихи, интонационная гибкость, частое
повторение одного и того же ритмического рисунка, типичного для кастаньет или
гитары (две шестнадцатые и две восьмые ноты), где основной акцент приходится на
слабую вторую долю, создают изящество и утонченность.

e34e207c737515025a21cea657c1818a4a

Пьеса написана в сложной двухчастной форме. В первом ее
разделе, так называемом поющем, второй период развивает первый, но звучит более
лирично, немного меняясь в мелодии, оставаясь верным в плане построения
ритмического рисунка.

48fabd1a093778632cd5dc40b248f7b7c9


Далее идет танцевальная вторая часть пьесы, темпераментная,
яркая, стремительная. Темп меняется на более быстрый– Vivace, мелодию словно
кружит в ритме энергичного танца, меняется и аккомпанемент в левой руке, он
становится ритмически более простым. Это атмосфера народного праздника со
свойственной ему суетой.

ccec8de34e7c7d696fc5ed52fcff252a3a

Важно определить чёткое звучание
ритмической фигуры (две шестнадацатые и две восьмых), в которой обычно вторая
шестнадцатая не всегда звучит ясно, и избегать тяжеловесности в аккомпанементе.
Также стоит уделить внимание прозрачной педализации.

«Нянина сказка». Cdur.

Предстает образ няни, «которая тут же в нашем воображении
перевоплощается в образ фантастической колдуньи (к примеру, пушкинской Наины).
Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость,
замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности».
Инна Малинина.

Эта скерцозная, юмористическая пьеса передает интонацию няниного
голоса, ее музыкальный портрет, в обязанности которой на данный момент входит
строжайшее правило – вовремя уложить детей спать. Поразительно чутко и метко в
крайних частях слышатся «ворчливые» нотки и старческие нарекания.

6cfeef0288d25eb70ca0222420fc086f4c

8f5dee3d8e5e66be4924d850a740c91fb7

Пьеса написана в трехчастной
форме. В средней части, благодаря загадочности нижнего регистра, хроматическим движениям
терций, пугающим усилениям и затуханиям динамических оттенков, изображается
волшебство колдовских приемов. Основную часть музыкального образа пронзает звук
«до» в верхнем голосе. На этом звуке довольно нервно создается вся гармония
середины, как бы запинаясь на последней доле каждого такта.

Реприза полностью повторяет первую
часть.  Оригинальное звучание гармоний создает фантастический, замысловатый
характер в музыке.

Буквальное повторение текста в крайних частях должно быть
по-новому преподнесено, в них следует поработать над четкостью и компактностью
звучания. Уделить особое внимание нюансировке в средней части — «вилочкам», и
подходу к кульминации на crescendo.

«Баба-Яга». emoll.

В числе сильнейших воспоминаний
детства, представленных Чайковским, стоит обозначить роль народных сказок. В
них Баба Яга очень известный персонаж. Этот русский образ ориентирован Чайковским
на детское мировосприятие и русский менталитет, поэтому баба Яга здесь не
видится сильно страшной. Мы как будто ярко видим только ее приближение и
удаление.

Намеренно нескладное звучание в темпе Presto  изображает стремительный
полет бабы Яги в ступе, под свист ветра. Резкие заостренные акценты на
диссонирующих аккордах на сильной доле такта, создают впечатление отталкивающих
движений метлой для дальнейшего полета вперед. Отрывистое сухое staccato создает
несколько «колкий» зловещий образ.
38170da4282aedd0cba5efa7a5d231fa34

c41d246304aa80b67757e39207886e6ed5
Форма пьесы — простая
трехчастная. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие,
волшебные звуки. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков,
появляются то вверху, то внизу, будто Баба-Яга мечется, суетится, что-то ищет.

3fa7f1e1e7bf39668dff5dc8fcb35acb7b
Следуя развитию образа, начало
репризы является кульминацией всего произведения и звучит на октаву выше, чем в
начале, будто Яга в полёте поднялась под самые небеса.

На протяжении всей пьесы необходимо соблюдать штрих staccato
(staccatissimo), эти места стоит поучить на
legato. Очень богатую динамику необходимо точно соблюдать.
Пьеса требует достаточной выносливости в связи с единообразными пианистическими
движениями, поэтому к темпу «Очень скоро» нужно идти постепенно, найти последовательность
темпов.

«Сладкая грёза». Cdur.

На характер исполнения указывает
авторская ремарка molto espressivo (в переводе с итальянского — с большим
чувством). Пьеса задумана в жанре романсовой лирики.

Нежное, светлое, трепетное,
задумчивое настроение передаются за счет многих выразительных приемов:
сдержанный неторопливый трехдольный метр; паузы между аккордов в левой руке в сопровождении,
словно учащенное дыхание.

Первый период состоит из двух предложений.

В крайних частях преобладает верхний
голос на фоне аккомпанирующего басового голоса. Мелодия строится на двух
тактах: в первом такте чувствуется какой-то вопрос, благодаря восходящему
голосоведению; во втором такте тихий пунктирный ритмический рисунок на
нисходящей квинте представляет печальную интонацию вздоха.

   1e2c98a117043cd2cac58320ab362fc167

b9322045023a3d92ccc3c599cc3746feab

Средняя часть, соблюдая
предшествующее структурное расположение, совершает интересное: главную функцию обретает
нижний голос, появляются своеобразные «мужские нотки», соединяющиеся в более
большие музыкальные построения.

Реприза идентична первой части.

Необходима работа над живостью
интонаций, точно выписанной артикуляцией. Очень важно мягко, не грубо произносить
пунктир. Главным средством окраски является педализация, которую следует брать
на каждую ноту в мелодии.

«Песня жаворонка» .Gdur.

Аналогичное произведение есть у
Чайковского в другом фортепианном цикле — «Времена года».  Образ очаровательной,
пленительно поющей птички изображен небольшим художественным очерком, придающим
своеобразный оттенок ясных солнечных эмоций. Пьеса вся пронизана птичьим
пением.

За неимением ритмической поддержки в мелодии привносится легкость
и изящность.

7e162197fdb49bc797f4e0bdcace2faf72
Мотивы, начинающиеся и
заканчивающиеся на слабые доли, придают некоторую неустойчивость, их сочетание
с трехдольным сопровождением, необычное смещение ритмических фигур показывает
поразительное остроумие и оригинальность композитора.

af874a0bfbb258afc23b5e544f51cd1cf6

Пьеса написана в трехчастной
форме. В средней части мелодия не конфронтирует  с сопровождением, а вальсово
соединяется с ним. Присутствует оттенок грусти, как светлое воспоминание
.

В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание
с тем, чтобы утвердить основную тональность

Следует добиваться ясного звучания р
и   рр, выразительных нарастаний и затуханий звука. Работая с учеником над позиционной
фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к
восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не
скомкано. Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и
звонко.

«Шарманщик поёт». Gdur.

Неторопливое звучание шарманки,
круговое движение фраз, представляющее бесконечность бытия, представляют
недетские размышления ребенка.

В простой безрепризной двухчастной
форме произведения Чайковский сопоставляет две мелодии. Первую он услышал в
Венеции от уличного певца. Это настоящая итальянская песенка, изображенная
фоновым вальсовым сопровождением, которое обращает внимание на распевность
голосов.

519fdc77af633925f4a968eb0a031965b7
Вторая мелодия находчиво затейливая
с оригинальной фактурой: интервалы, как бы надвигающиеся на солирующий голос в
правой руке, и навязчиво бубнящие две меняющиеся ноты на фоне длинного и
настойчивого органного пункта на басовой ноте соль в левой руке, явно указывают
на звучание шарманки, ручку которой крутит бродячий музыкант. 

07d5c7a1f8cb84ff63178a1c642a96b5a9


Важно очень выразительно играть
мелодию на фоне тихого звучания аккомпанемента, не заглушающего солирующего
голоса.

«В церкви». emoll.

Безо всяких сомнений можно
утверждать, что отношение Чайковского к православию было воспитано с самого
раннего детства. Почитание и вера в Бога являлось для него вездесущей темой,
ведь одно то, что в завершении «Детского альбома» звучит строгая и серьезная
пьеса, в которой используется мелодия настоящей молитвы.

День подошел к концу, наступает ночь, гаснут свечи, все замирает…

Пьеса начинается с четырехголосного
строгого хорала, переданного аккордовым звучанием в размеренном движении.
Композитор передает олицетворение образа богослужения. Двенадцатитактовый
период с идеальным повтором глубокомысленно строг, как и само церковное
песнопение.

fa37cc18cd4dc26302422df5f7c25b0832
По форме эта пьеса — период
единого повторного строения. Дополнение и затянувшаяся кода изображают картины
воспоминаний. Сразу возникает параллель с первой пьесой цикла «Утренним
размышлением», где также два раздела, и в конце звучит органный пункт. Главным
образом продолжительность коды, по объему без малого такая же как повторенный
период, излагается тем, что она заканчивает не только эту пьесу, но и весь цикл.
Своеобразное заключительное напутственное слово «Детского альбома».

Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для
этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.
Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

Заключение.

В одном из писем П И Чайковский
писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого
человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского
альбома».

Немаловажно, что любая пьеса доступна
для детей. Композитор в фактуре, в артикуляции, в гармонии, в аппликатуре, в динамике,
в педализации принимает во внимание, прежде всего потенциал ребенка.

«Детский альбом» стал первым русским
сборником пьес для детей, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной
литературы. 19 из 24 пьес написаны в мажорных тональностях. В нем целая палитра
детских эмоций и переживаний. Все рассказано искренне, душевно, по-настоящему.
Это своеобразный путеводитель во «взрослую» музыку, благодаря которому
богатство красок и насыщенность мелодий дают ориентир на дальнейшие более
сложные произведения.

Использованная литература.

1.Б.Асафьев
Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М., Академия наук
СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский
Письма к близким. Избранное. М., Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев
История фортепианного искусства М., Музыка 1988г.

4.А.Альшванг
П.И. Чайковский – М., Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз
«Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев
Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский
«Детский альбом» — фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1997г.

  • Чайхана восточная сказка саратов отзывы
  • Чай сказка на ночь для детей
  • Цюрих как пишется на английском
  • Цыферов читать смешная сказка читать текст
  • Цыферов сказки про добрых зверей