№ п/п
Тема
урока
Дата
Основные виды
учебной деятельности
Планируемые
предметные результаты освоения материала
Примерный музыкальный
материал
План
Факт
Россия — Родина моя
(3ч)
1
Мелодия
03.09
Раскрываются следующие
содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы
родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная
черта русской музыки. Средства музыкальном выразительности. Государственные
символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Годины.
Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя,
Большой театр).
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах
выразительности.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь
эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на
уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове,
пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города,
школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой
деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Рассвет па Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.
Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина
моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова
Н. Соловьевой
2
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия
10.09
3
Гимн России
17.09
День, полный событий
(6ч)
4
Музыкальные инструменты (фортепиано)
24.09
Раскрываются следующие
содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных
интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева.
Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности.
Песенность, танцеваль-ность, маршевость в передаче содержания и эмоционального
строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке.
Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и
различие.
Распознавать и эмоционально откликаться на
выразительные и изобразительные
особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой
деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах,
импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью
композитора.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их
взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания
основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах,
музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в
группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных
образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных
образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание
музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и
их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на
школьных праздниках.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев;
Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П.
Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят
усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская
народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е.
Крылатое, слова Ю. Яковлева
5
Природа и музыка. Прогулка
6
Танцы, танцы, танцы…
7
Эти разные марши. Звучащие картины
8
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
9
Обобщающий урок I четверти
«О России петь — что
стремиться в храм» (5ч)
10
Великий колокольный звон. Звучащие
картины
Раскрываются следующие
содержательные линии. Колокольные звоны России:
набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь
Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в
музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала.
Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские
песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Эмоционально откликаться на
живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов
разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня об Александре Невском;
Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр
Невский». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии
Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П.
Чайковский.
Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.
Добрый тебе вечер;
Рождественское чудо, народные славянские
песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского
11
Святые земли Русской. Князь Александр
Невский. Сергий Радонежский
12
Молитва
13
С Рождеством
Хрестовым! Музыка на Новогоднем
празднике
14
Обобщающий урок II четверти
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!» (4ч)
15
Русские народные инструменты. Плясовые
наигрыши. Разыграй песню
Раскрываются следующие
содержательные линии. Фольклор — народная
мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации
в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования.
Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны.
Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их
выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение,
игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного
музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной
формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские
народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие
задания.
Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши. Наигрыш. А. Шнитке. Выходили красны
девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.
Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.
Камаринская. П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова
Е. Карасева.
Масленичные песенки;
Песенки-заклички, игры, хороводы.
16
Музыка в народном стиле. Сочини песенку
17
Проводы зимы
18
Встреча весны
В музыкальном театре
(5ч)
19,
20
Сказка будет впереди. Детский
музыкальный театр. Опера.Балет
Раскрываются следующие
содержательные линии. Многообразие сюжетов и
образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет.
Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический
оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального
спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы
«Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих
лиц. Финал.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять
темы действующих лиц опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных
фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых
опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выполнять творческие задания
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет
(фрагменты). С. Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из
балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген.
Гладков, слова В. Лугового
21
Театр оперы и балета. Волшебная палочка
дирижера
22,
23
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из
оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал
В концертном зале
(5ч)
24
Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя
и волк»)
Раскрываются следующие
содержательные линии. Жанровое многообразие
инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк»
С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов
симфонического оркестра. Партитура.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с
музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические
этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их
взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере
«Свадьба Фигаро». В.А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила».
М. Глинка.
Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Куш-нера
25
Обобщающий урок III четверти
26
Картинки с выставки. Музыкальное
впечатление
Раскрываются следующие
содержательные линии. Музыкальная живопись.
«Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра,
симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба
Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и
изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского.
27,
28
Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №
40. Увертюра
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно уменье…» (6ч)
29
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные
инстру-
менты (орган). И все это — Бах
Раскрываются следующие
содержательные линии. Композитор — исполнитель —
слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык.
Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки.
Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г.
Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия —
рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского
в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального
искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и
живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности
известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и
фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с
одноклассниками
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты
№ 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре
минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.
Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорской; Колыбельная.
Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Попутная;
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П.
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я
(фрагменты). П. Чайковский.
Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г.
Свиридов.
Кавалерийская; Клоуны;
Карусель (слова И. Ра-хилло). Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А.
Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин,
слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю.
Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей».
С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн,
русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены
Жигалкиной и А. Хаита
30
Все в движении. Попутная песня
31
Музыка учит людей понимать друг друга
32
Два лада. Легенда. Природа и музыка
33
Печаль моя светла. Мелодия. Итоговый
тест.
34
Мир композитора (П.Чайковский, С.
Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 декабря 2016; проверки требуют 11 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 2.
Симфония № 2 | |
---|---|
«Малороссийская» | |
Композитор | П. И. Чайковский |
Тональность | До минор |
Форма | симфония |
Сочинение | соч. 17 / TH 25 |
Время и место сочинения | 1872, Москва |
Первое исполнение | 7 февраля 1873, Москва |
Симфония № 2 до минор, соч. 17 «Малороссийская» — симфония Петра Ильича Чайковского.
Написана в 1872 году. Премьера состоялась 7 февраля 1873 года в Москве под управлением Николая Рубинштейна.
История создания
Вторую симфонию Чайковский писал летом 1872 года, которое проводил в разных местах. Июнь прошел в украинском имении Каменка, у Давыдовых — родственников Петра Ильича по сестре, Александре Ильиничне. Каменка очень привлекала Чайковского, вдохновляла на создание и поиски новых музыкальных разработок. Не случайно в финале звучит знаменитая украинская народная песня «Журавель».
Позднее симфония получила известность под названием Малороссийской или «Симфонии с журавлём».
Выехав из Каменки, Чайковский пробыл несколько дней в Киеве, в июле же гостил у старого друга В. С. Шиловского. Только во второй половине августа возвратился в Москву, здесь симфония и была закончена. В первый месяц осени и октябре, по выражению самого Чайковского, «с остервенением занимался инструментовкой». Завершив работу над симфонией, он повёз показывать её в Петербург. Об этой поездке Пётр Ильич в феврале 1873 года сообщал брату: «Когда я был в Петербурге, то играл финал на вечере у Римского-Корсакова, и вся компания чуть-чуть не разорвала меня на части от восторга»[1].
Премьера состоялась 26 января 1873 года в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна. На следующий же день композитор писал Стасову: «По правде сказать, я не особенно доволен первыми тремя частями, но самый «Журавель» вышел ничего себе, довольно удачен»[2].
К состоявшемуся вскоре — 27 марта (8 апреля по новому стилю) второму исполнению Чайковский сделал некоторые изменения в оркестровке.
Однако через семь лет, в конце 1879 года, решительно пересмотрел симфонию, нашёл в ней, наряду с удачными эпизодами, много слабого, назвал симфонию незрелой и посредственной и сжёг партитуру. В течение нескольких дней была выполнена новая редакция симфонии — переписана первая часть, кроме оставшейся в неприкосновенности интродукции, переделано скерцо, значительно сокращён финал. В неизменённом виде осталось лишь анданте.
В новой редакции симфония была впервые исполнена 31 января 1881 года в Петербурге под управлением дирижёра и аккомпаниатора, руководителя концертов РМО Карла Зике. Успех был очень велик, однако никто из критиков не отметил в своих статьях разницы по сравнению с музыкой, звучавшей восемь лет назад.
Музыка
Первая часть начинается медленным вступлением, тут слышны мотивы украинского варианта известнейшей русской народной песни «Вниз по матушке по Волге». Смена проходит быстро, меняются очертания, главная партия выдержана в классических бетховенских традициях. Видны полёт и мечтательность, формы обретают новый вид, сменяющийся противоборством, но возвращающийся к исходной точке. Очень хорошо это отражено в коде, партия соло валторны возвращает нас к истокам на малую Родину.
Вторая часть представляется нам сценой, крайние разделы которой основаны на сцене свадебного шествия из ранней, уничтоженной композитором оперы «Ундина» по Жуковскому, а средний раздел — на мелодии русской народной песни «Пряди, моя пряха». Марш кажется наивным, как в детской игре, его обличье смягчено вариациями струнных и деревянных духовых. Возникает образ удивительной прелести, трогательной чистоты и наивности.
Третья часть — музыкальный кабак, очень шустро и легко проносятся мимо одурманенные, и только где-то вдалеке в конце комнаты слышны голоса уснувших. Весёлое сопровождение скрипок, ритмическая пульсация, при которой мелодические обороты все время меняются. Созданы индивидуальные моменты, взлетающие из общего звучания. Временами мелькают в общем движении нотки обиды, угрозы, страха, но возвращается музыка первого раздела, и всё уносится в буйном веселье.
Финал — в нём господствует тема песни «Журавель», начало торжественно и величественно, но не покидающее чувство картинки не даёт покоя. Представляются сцены ярмарки, мелодия в стремительном и задорном движении. Нежные моменты с предупреждением о чём-то, создан романтический образ. Заключение — безудержное ликование, нарастающая динамика мелодии возносит на новые высоты, зовущие к великим начинаниям.
Состав оркестра
- Деревянные духовые
- Флейта пикколо
- 2 флейты
- 2 гобоя
- 2 кларнета (B, C)
- 2 фагота
- Медные духовые
- 4 валторны (F)
- 2 трубы (C)
- 3 тромбона
- Туба
- Ударные
- Литавры
- Тарелки
- Большой барабан
- Там-там
- Струнные
- I и II скрипки
- Альты
- Виолончели
- Контрабасы
Структура произведения
- Анданте sostenuto. Allegro vivo.
- Andantino marziale, quasi moderato.
- Скерцо. Allegro molto vivace.
- Финал. Moderato assai.
Первая часть, центральный раздел которой
представляет упругое, классически сжатое и динамичное сонатное allegro,
обрамлена медленным вступлением и заключением, основанными на широкой
протяжной песенной мелодии украинского происхождения. В развёрнутом по масштабу вступительном Andante sostenuto эта тема
изложена в виде ряда остинатных вариаций, чередующихся с эпизодами
развивающего типа. Затем она снова появляется в разработке, переплетаясь
с отдельными мотивами побочной партии, что дает повод для сложных
контрапунктических комбинаций. Завершается первая часть кратким
проведением той же темы в её первоначальном виде.
Вторая часть, напоминающая причудливое сказочное шествие,
уводит в иную образную сферу, но в среднем её разделе фольклорная тема возвращается — звучит
мелодия русской народной песни «Пряди, пряха», интонационно близкая к
предыдущей, благодаря чему перебрасывается арка от первой части.
Стремительное скерцо с его «тревожной фантастикой»
(Асафьев) и прихотливой игрой света и тени — единственная часть
симфонии, в которой нет фольклорного тематизма. Однако тема трио очень
напоминает короткие шуточные попевки типа «дразнилок», а изложение её
деревянными духовыми с поддержкой валторны создаёт подобие народного
ансамбля рожечников или дударей.
Увенчивает симфонию монументальный финал на тему украинской шуточной народной песни «Журавель».
Известные аудиозаписи
- 1940 — Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижёр Игорь Стравинский[3].
- 1967 — Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов[3].
- 1979 — Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Герберт фон Караян[3].
- 2008 — Мельбурнский симфонический оркестр, дирижёр Олег Каэтани.
- 2011 — Лондонский симфонический оркестр, дирижёр Валерий Гергиев.
Примечания
по заголовкам по всему сайту |
Приветствуем Вас, Гость. Текущая дата: Воскресенье, 09 Января 22, 18:23 | ||||||||
Главная страница » 2021 » Декабрь » 5 » П.И. Чайковский — Симфонические произведения, 7’CDs — Риккардо Мути, 1975-1991 | ||||||||
| ||||||||
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает. | ||||||||
Ссылка html (для сайта, блога, …) BB (для форума) | ||||||||
Комментарии | ||||||||
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. | ||||||||
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон «об авторском праве и смежных правах». |