Чайка которая хотела быть самолетом рассказ

Всемирный день книголюба празднуют сегодня любители чтения. каких только праздников не придумали люди! некоторые из них, созданные в маленьком городе,

Всемирный день книголюба празднуют сегодня любители чтения.

Каких только праздников не придумали люди! Некоторые из них, созданные в маленьком городе, выходили за пределы государств и поддерживались странами всего мира. Некоторые так и остаются для узкого сообщества по интересам. Но совершенно точно, сегодняшний праздник популярен у очень большого количества людей. Всемирный день книголюбов отмечают сегодня, 9 августа, любители чтения.

Этот праздник отмечают литераторы и издатели, книжные магазины и библиотеки. И главное — читатели! Отметить этот день можно по-разному. Найти время, спокойное место и наконец-то прочитать книгу, которую долгое время откладывали из-за повседневных забот. Можно устроить семейное чтение. А можно посетить книжный магазин и купить подарок для себя или для близкого человека.

Корреспонденты «Омск Здесь» попросили известных омичей поделиться названиями своих любимых книг и произведений, которые значительно повлияли на их мировоззрение и мировосприятие. Мы попросили рассказать, почему именно эти книги из всего множества стали особенными.

Александра Макарова, автор рубрики #влюблённыевкниги на сайте «Омск Здесь»

Чайка которая хотела быть самолетом рассказ«Дар дождя» — роман малайзийского писателя Тан Тван Энг о событиях, происходивших до, во время и после Второй мировой войны на острове Пенанг (будущей Малайзии). Когда книга для меня становится чем-то бо́льшим, чем просто историей, мне трудно писать на неё отзыв. Я восприняла её скорее бессознательно, и этот роман оказался очень созвучным тем вопросам, которые я сейчас задаю жизни. В книге две линии: историческая, где описаны факты того периода, и линия главного героя, его внутренние метания. Он оказывается между двух огней: британской семьёй и родиной, и японским учителем. И, пройдя через череду выборов, он (а вместе с ним и читатель) придёт к какому-то особому, очень восточному пониманию жизни. И к пониманию смерти. «Дар дождя» — книга познавательная и страшная, без хэппи-эндов и счастливых людей в западном понимании этого слова. Но в ней есть то, что, может быть, кому-то поможет понять смысл жизни, всю её красоту и печаль. «Дар дождя» — книга невероятной красоты. В ней есть такие сцены, что замирает сердце. Автору удалось так передать тонкость некоторых моментов, что я перечитывала их по несколько раз, чтобы они остались в моей памяти навсегда. И, самое главное — для меня это не просто художественная книга. Это философская притча, имеющая психотерапевтический эффект, который проживается не мозгами, а душой.

Макс Ракета, ведущий «Стереоклуба»Чайка которая хотела быть самолетом рассказ

Я редко читаю художественную литературу, очень. Скорее всего, это связано с тем, что я крайне неусидчивый человек и моё мышление уже давно сдвинулось в сторону быстрого поглощения информации. Мир захватывают короткие видео, я вдобавок к этому предпочитаю «короткое чтение». Поэтому зачастую я ориентируюсь на статьи, рассказы, чтиво с картинками и аудиоформаты. Но есть одна книжка, выбор которой покажется вам, скорее всего, банальщиной. И это «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Почему она? Во-первых, это одно из немногих художественных произведений, к которому я действительно могу вернуться, перечитать и испытать восторг. Во-вторых, «Алиса» — первая книжка, которую я прочитал в детстве самостоятельно, удивив тогда свою маму. Она искренне не понимала, как мне дался писательский стиль Кэролла. Ну, и в-третьих, это моя личная библия. Вся добрая абсурдность повествования — это то, чего бы я, наверное, хотел видеть больше в реальной жизни. Мне нравится, что герои книги не теряют ни грамма оптимизма, несмотря на тот факт, что спонтанные ситуации порождают дальнейшие спонтанные действия. У Шляпника, Чеширского кота, Труляля и Траляля, и остальных отсутствует понятие «зоны комфорта». Это чувство им неведомо, и это здорово! Ну и самый главный подвиг всё же за Алисой: она не только пытается понять этот мир, но и принять его. Повседневность дарит нам уйму вещей, которые мы не в силах уложить в голове и с которыми мы не в силах смириться. Хочу, чтобы каждый из нас был хотя бы немножечко Алисой.

Чайка которая хотела быть самолетом рассказГалина Черба, основатель образовательного проекта «Просвет-Бюро 404» 

Самая важная книга для меня — «Век самопознания». Я счастлива, что когда-то одна из моих замечательных студенток развеяла мои сомнения: покупать или нет. Часто с большим теплом и благодарностью вспоминаю этот судьбоносный момент. Книга посвящена истории искусства, но написана психиатром, нейробиологом и профессором биохимии Эриком Канделем. Он был награждён в 2000 году Нобелевской премией по физиологии за открытия, касающиеся передачи сигналов в нервной системе. Эта книга рассказывает о том, как искусство Вены конца 19 и начала 20 веков встречается с науками о человеке: медициной, биологией и пр. Эта тенденция к междисциплинарному подходу в искусствознании сейчас особенно заметна. Именно этот подход позволяет объяснить, что означают все эти пятна, линии и прочее в творчестве Густава Климта или причину появления необычных деформаций в работах Ван Гога и Оскара Кокошки. Для меня это и знак, и инструкция. Но это не только профессионально значимая книга, она имеет для меня очень личное значение, но об этом я умолчу. Книга сложная, но можно многое уж очень сложное миновать, я так и делала. Перечитываю, настольная. Очень рекомендую.

Чайка которая хотела быть самолетом рассказКирилл Макаров, психолог, тренер, консультант в сфере управления

«Бхагавадгита». Эта книга неожиданно пришла в мою жизнь. Мне был 21 год. Я созрел для того, чтобы написать собственную книгу про путь самореализации человека в жизни: путь активной жизни человека в обществе, путь ухода из общества (монашество), путь семьянина (муж-жена), путь хорошего человека, вокруг которого все греются (человек-друг), путь родителя (посвятить себя детям). В начале этого творческого процесса ко мне почти случайно попадает книга «Бхагавадгита». И в первой же главе я прочитал про все «пять путей» — всё то, что я записал в первом абзаце своей будущей книги. И у меня случился переворот. Мои чаяния, которые должны были лечь в мою книгу, здесь были отражены более полно и ярко. За исключением одного: я полностью потерял энергетический аспект. Из трёх аспектов — энергия, информация, материя. И как будто Вселенная уберегла от создания ложной теории. В течение месяца я вчитывался, осознавал, записывал свои мысли. Это было одновременно и открытием, и большой сверкой. Ты долго вынашиваешь, вызреваешь, а потом случайно открываешь незнакомую книгу, а в ней уже всё есть. Только с некоторыми значимыми уточнениями. «Бхагавадгита» для меня, прежде всего — философское и мировоззренческое открытие. У меня оставалось светское отношение к тексту. Не было религиозного акта. Я увидел здесь описание модели мира. И мир увиделся иным. Более связанным. Как будто ты выныриваешь в другой слой и видишь всё, что видел прежде, только больше, в другом цвете и в другом ракурсе. Личная философия благодаря этой книге вышла на новый уровень.

Дарья Шалда, руководитель Туристского информационного центра Омской областиЧайка которая хотела быть самолетом рассказ

Одна из любимых — повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Описывать произведение не буду, поскольку всё уже сказано в названии: это книга о жизни Джонатана — простой чайки. Он желает достичь совершенства, противоборствует своре сварливых чаек, его совсем не понимают родители, а он упорно трудится, достигая небывалых высот в мастерстве полётов. Это книга о мечте. О мечте, которая становится целью, о достижении недостижимого и культе личности (а культе ли?). Это книга о нас. В каждом слове — открытие, в каждой метафоре — жажда жизни, настоящей, стремящейся, целеустремленной. Позвольте себе в один из вечеров окунуться в мир этой притчи, чтобы утром встать уже другим.

Чайка которая хотела быть самолетом рассказВладимир Крупко, руководитель Омского планетария

Трудно выделить одну книгу, в разные этапы жизни предпочтения меняются. С великой благодарностью вспоминаю «Иллюзии» Ричарда Баха, небольшое, но потрясающее произведение, расширяющее представления о строении мира и возможности человека. Василий Головачёв, фантаст, школа Ефремова, первые тома насыщенны физикой космоса будущего «Реквием машине времени», «Чёрный человек», ты уже по другому смотришь на Вселенную. И сакраментальная фраза Энштейна: «Если мышь смотрит на Вселенную, меняется ли от этого Вселенная?». Это меняет сознание, не спешите говорить нет.

Чайка которая хотела быть самолетом рассказЕкатерина Унгвари, певица

Мне сложно рекомендовать какую-то одну книгу, поскольку читаю я много! Я даже делала три списка очень достойных, на мой взгляд, книг — для детей, для подростков и для взрослых. Не могу сказать, что я всеядная, но читаю разную литературу. И художественную, и нон-фикшн (в основном это антропология и психология). Сейчас я в процессе прочтения великолепнейшей книги Роба Бразертона «Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговора». Автор мастерски и весьма увлекательно описывает те механизмы нашей психики, из-за которых мы такие, какие есть. А мы, Homo sapiens, довольно интересные, противоречивые и подозрительные ребята! Мне кажется, всегда полезно покопаться в особенностях нашего поведения, в его причинах, которые кроются в таких глубинах нашего мозга. Считаю, стоит прочитать эту книгу, чтобы развивать критическое мышление и не попадаться на удочку глупости и лжи.

Чайка которая хотела быть самолетом рассказАнатолий Пахаленко, солист группы Nytt Land

Я люблю читать. Наверное ещё с 5-6-летнего возраста. Тогда, в середине 80-х, хорошие книги было очень трудно достать, и отец привозил мне их из своих командировок. У меня много любимых книг, много книг, которые связаны с разными ключевыми периодами в моей жизни. Но одной из самых главных и ключевых конечно я могу назвать «Властелин Колец» Толкиена. В своё время эта книга приехала ко мне из очередной командировки отца в Москву. И это был тот самый, легендарный перевод от издательства «Молодая Гвардия». Всё очень сокращённо, в двух тонких книгах. Эта книга подарила мне замечательный мир, созданный Толкиеном, в который я влюбился сразу же. Конечно, позже были найдены и прочитаны по-несколько раз все произведения профессора, связанные со Средиземьем. Но именно «Властелин Колец» 30 лет назад первым рассказал мне свою историю и оказал очень большое влияние на моё мировосприятие и вдохновение. Позже были и Стругацкие, и Булгаков — но именно Толкиен открыл для меня этот мир, в котором нет ничего невозможного, стоит лишь выйти за порог.

***

Для всех, кто ценит книгу и не представляет свою жизнь без чтения, на нашем сайте представлена рубрика Александры Макаровой #влюблённыевкниги. Автор рубрики читает несколько десятков книг в год и о каждой знает что сказать. Благодаря подборке от Александры даже самому искушённому читателю удобно ориентироваться в мире литературы.

Утром 21 июля 2020 года в Воронеже Людмила Козиева, судья Воронежского областного суда, ехала на своем Volkswagen Touareg на скорости не больше 60 км/ч в левом ряду двухполосной дороги. А затем, не включая поворотники, она перестроилась — и въехала в припаркованную на тротуаре «Ладу», в которой сидел бывший сотрудник ГИБДД Александр Попов. Он получил тяжелые травмы и был госпитализирован.

Спустя некоторое время в соцсетях появилась видеозапись аварии, снятая на регистратор проезжавшей мимо машины.

Следователи тем временем провели несколько экспертиз, чтобы установить степень ущерба здоровью Попова из-за ДТП. Эксперты разошлись в оценке: кто-то решил, что вред был средней тяжести, кто-то — что тяжелый. По итогам проверки председатель СКР Александр Бастрыкин обратился в ВККС с просьбой дать согласие на уголовное дело в отношении судьи по ч. 1 ст. 264 УК («Нарушение правил ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»).

Эта ситуация вынудила Козиеву подать в отставку, которую региональная ККС приняла 15 сентября этого года. А через несколько дней после этого ВККС удовлетворила представление Бастрыкина. Экс-судья оспорила это решение в Верховном суде.

Потерянное сознание и попытка возместить вред

На заседание административной коллегии 2 декабря Козиева пришла лично. Увидев в зале журналистов, она попросила председательствующего судью Вячеслава Кириллова закрыть заседание. «Я буду говорить о данных, связанных с моей профессиональной деятельностью и не подлежащих разглашению», — так бывшая судья объяснила свое ходатайство.

— Профессиональная деятельность судьи является публичной?

— Публичной.

— Какие есть законные основания для проведения заседания в закрытом режиме?

— Ну, у меня такое ходатайство. Я на этом настаиваю.

«Судья-убийца» и провокация взятки в 15 миллионов: ВККС выдала судей следователям

Кириллова подобный ответ не устроил, и он отказался закрывать заседание.

После этого Козиева начала длинный рассказ о том, что на самом деле произошло 21 июля.

По ее словам, судья хотела перестроиться в другой ряд и затем повернуть направо. Чтобы проверить, есть ли машины сзади, она повернула голову, посмотрела в зеркало заднего вида и вдруг почувствовала себя плохо. «В этот момент я потеряла сознание», — заявила Козиева.

Далее машина двигалась неуправляемо, пока не наехала на бордюр. От встряски Козиева пришла в сознание, попыталась затормозить, но избежать столкновения ей не удалось. По словам экс-судьи, эксперты, к которым обратились следователи, допустили, что Козиева и правда могла потерять сознание за рулем.

«Я не нарушала ПДД. Авария произошла по независящим от меня обстоятельствам», — подчеркнула Козиева. 

По мнению экс-судьи, очевидно, что она не виновата. «То есть я не могу быть субъектом ни административной, ни уголовной ответственности», — подчеркнула она.

Козиева рассказала, что сразу после аварии подошла к пострадавшему Попову, спросила, как связаться с его близкими, и вызвала скорую помощь: «Я все время была рядом с ним, запрещала ему вставать до приезда медиков».

Козиева попыталась загладить вред, оплатив лечение Попова. При этом семья пострадавшего, по словам экс-судьи, требовала у нее «не то 10, не то 20 млн руб.». Таких денег у Козиевой не было, но она все равно решила оказать посильную помощь. Для этого экс-судья продала свою единственную квартиру и внесла на депозит нотариуса 600 000 руб. Но Попов, по ее словам, эти деньги отказался брать, потому что «ему было мало».

Связь с работой и процедурные нарушения ВККС

После того как экс-судья отказалась платить сумму, которую требовали родственники пострадавшего, в СМИ, по ее словам, начали появляться различные порочащие ее материалы. «Меня каждый день около подъезда встречали какие-то люди от Попова. Мне было страшно, я обращалась в ФСБ и МВД, но никто не принял никаких мер для моей защиты», — пожаловалась Козиева.

Еще она обратила внимание квалифколлегии на расхождения в оценке степени причиненного Попову вреда. По ее словам, все экспертизы проводились на основании одного КТ-снимка. Некоторые эксперты увидели на нем кровоизлияние, другие — нет. «Как такие расхождения могут быть по одному КТ-снимку?» — задала вопрос Козиева. По словам экс-судьи, она просила провести еще одну экспертизу в «Российском центре судебно-медицинской экспертизы» при Минздраве, но никто этого делать не стал.

После этого Козиева перешла к нарушениям, которые, по ее мнению, допустила ВККС при рассмотрении ее дела.

«Квалификационная коллегия должна была проверить, не связано ли уголовное преследование с моей профессиональной деятельностью, но она этого не сделала», — обратила внимание экс-судья. 

Она рассказала, что после ДТП Попов встретился с ее знакомым — неким Фоминым. В разговоре с ним Попов якобы заявил, что экс-судья не угодила каким-то «влиятельным людям», которые не оставят ее в покое и добьются обвинительного приговора.

«ВККС отклонила довод о связи моего преследования с профессиональной деятельностью, потому что я не представила соответствующих доказательств. Но как я могу их представить? Я столько раз просила допросить Попова с Фоминым и ничего. Я же не могу сама их допрашивать», — возмутилась экс-судья.

— В каком порядке эти лица допрашиваются? Каким кодексом этот порядок предусмотрен? — поинтересовался Кириллов.

— Уголовно-процессуальным.

В завершении своей речи Козиева указала на еще одно, по ее мнению, процедурное нарушение. Оказалось, что некоторые члены ВККС участвовали в заседании по видеосвязи. Но об этом экс-судья узнала только из протокола заседания. При этом «участвовали», по мнению Козиевой, не равно «присутствовали», ведь эти члены ВККС не могли знакомиться с материалами. «А там есть и схемы, и видеозаписи», — возмутилась экс-судья.

Но все эти многочисленные доводы Козиевой не убедили Кириллова. Он отклонил ее жалобу (дело № АКПИ21-906).

Ростовчанка Евгения, у которой бывший супруг и его родственники решили отобрать 7-летнего сына, каждый раз вынуждена вызывать сотрудников полиции, чтобы увидеться со своим собственным ребенком. Отец и бабушка малыша не пускают к нему родную маму, хотя та не лишена и даже не ограничена в родительских правах. Встречу пришлось организовать сотруднику ПДН и журналистам «Блокнот Ростов».

Поселок Горняцкий в Белокалитвинском районе находится примерно в 150 километрах от Ростова-на-Дону и двух часах езды на автомобиле. Евгения ездит сюда каждые выходные, часто — чтобы просто постучать в калитку и уехать без ответа. Здесь живут родственники ее бывшего мужа Александра, с которым Евгения развелась несколько лет назад. Папа не слишком интересовался новорожденным сыном, потому, как рассказывает Евгения, ей пришлось выйти работать, когда крохе было 4 месяца — чтобы зарабатывать хотя бы на смеси. Помощь предложила свекровь, бабушка маленького Саши, которая живет в Горняцком. Деваться Евгении было некуда, она согласилась. Тогда она и подумать не могла, что добрые побуждения бабушки обернутся тем, что от нее просто спрячут собственного сына.

WhatsApp Image 2021-12-21 at 16.29.02.jpeg
Ростовчанка проделывает длинный путь, чтобы на несколько минут увидеть своего сына. 

— Открывайте, я приехала увидеть сына и подарить ему подарок на Новый год, — тарабанит Евгения по калитке.

Бабушка внука прячет, отговариваясь тем, что он болен и вообще еще спит. Разговаривают с Евгенией из-за калитки, не соизволив даже пустить маму мальчика на порог.

У бабушки свои аргументы: Евгения, мол, — горе-мать, «бросила» ей ребенка и не интересовалась им. Сама Евгения объясняет, что ей пришлось выйти на работу, поскольку бывший муж Александр запил и не слишком озаботился судьбой их общего новорожденного сына. Бабушка, мама Александра, на это не возражает. Осыпает вместе с сыном Евгению угрозами и требует убраться восвояси. Последней каплей становится упоминание старшего сына Евгении (от первого брака — прим.ред.): по мнению родственников экс-супруга, он не отличается подобающим поведением.

— Да вы ему ни разу даже шоколадки не принесли! — заступается за старшего сына Евгения.

— Да на что он нам не нужен! — отвечают бывшие родственники.

Несмотря на многочисленные угрозы «вызвать полицию» из-за «порчи имущества» — калитки, в которую стучит Евгения, — бывшие родственники сотрудникам правоохранительных органов не звонят, но и двери не открывают. Вызывать ПДН приходится самой Евгении. По-другому мама просто не может увидеть сына, хотя суд еще даже не определил его постоянное место жительства.

WhatsApp Image 2021-12-21 at 16.29.02 (1).jpeg
Женщине приходится вызывать полицию. 

Через некоторое время приезжает сотрудница ПДН. После разговора наедине с бывшим супругом, Евгению в сопровождении полицейской пускают в дом.

— Поговорить мне с ним толком не дали. Он просил у меня парковку для машинок на Новый год, он ее так ждал, было видно, что он очень ее хотел. Но все это время рядом стоял отец, Саша косился на него и говорил, что ничего не просил. Видно было, что его просто настраивают против меня! — рассказывает Евгения, когда выходит от сына.

По словам отца и бабушки мальчика, ребенок боится матери и не хочет идти с ней на контакт. Это опровергает не только сама Евгения, но и сотрудница ПДН.

— Видно, что мальчик находится под влиянием отца. Но мамы он не боится. От этого конфликта он, конечно, страдает, — говорит она.

WhatsApp Image 2021-12-21 at 16.29.01 (2).jpeg
Отец мальчика не стал давать комментарии о ситуации.

И добавляет, что мама может видеть сына в любое время и препятствовать ей в этом не может никто.

На вопрос, как быть, если Евгению в очередной раз не пустят к малышу, сотрудница полиции пожимает плечами.

— Значит, пусть снова вызывает ПДН, — говорит она.

Полицию Евгении придется вызывать каждый раз.

WhatsApp Image 2021-12-21 at 16.29.01 (1).jpeg
Заходить к ребенку приходится только с сотрудницей полиции.

Долгое время после развода вопрос с проживанием ребенка решался полюбовно: часть времени он был у бабушки, которая вызвалась помочь, часть — у Евгении в Ростове. Но когда дело дошло до поступления в школу, Евгению внезапно перестали пускать к ребенку. Больше того, Александр подал на бывшую жену иск в суд, требуя оставить сына и алименты. По решению судебного органа по делу назначена психологическая экспертиза, которая должна определить состояние ребенка.

Пока Евгения ждет экспертизы, школьный психолог и учительница маленького Саши также выступают за общение мамы с ребенком. По мнению педагогов, Евгения имеет на это полное право, и ребенку такое общение пойдет только на пользу.

В курсе ситуации и педиатр, у которого наблюдается мальчик. Мама часто интересуется здоровьем своего сына, который сейчас живет в Горняцком. Евгения и на этот раз звонит педиатру узнать, насколько серьезна болезнь, которой прикрывается бабушка, не желая пускать маму к сыну. Педиатр отмечает, что у мальчика просто ОРВИ.

Евгения рада, что смогла передать подарок ребенку, но переживает, что у мальчика его могут просто отобрать.

— Папа и бабушка все время говорят ему, что мама плохая, что мама его бросила, поливают меня при нем грязью, хотя все это не так. Но ему всего 7 лет, сейчас на него легко влиять. Да и видно, что он ими запуган. Однажды я приехала в школу передать ему подарки и сладости. Он испугался и сказал, что не возьмет, а то бабушка будет ругать. Разве это нормальная ситуация — настраивать малыша против его собственной матери? — возмущается Евгения.

Сейчас, когда женщина встала на ноги и обзавелась собственным жильем, она очень хочет забрать своего сына, дать ему образование в Ростове, а не в поселке. Или на худой конец — видеться с ним, радовать его и покупать ему различные вещи. Делать все то, что делают и другие матери, но почему-то запрещают делать Евгении, прикрываясь при этом «благополучием» самого малыша.

— Мы готовы привести много свидетелей, которые прописаны и живут по соседству с домом матери Александра в Белой Калитве. И все они готовы подтвердить, что Евгения все это время регулярно приезжала, помогала по дому, в огороде, навещала ребенка, привозила продукты, — говорит защитница Евгении.

Вместе с Евгенией она не раз обращалась в прокуратуру Белой Калитвы, но все жалобы спускают вниз. Недавно в прокуратуре Ростовской области «Блокнот Ростов» сообщили, что проведут проверку по ситуации. Евгения и ее адвокат также просят обратить внимание на их ситуацию все инстанции, которые в состоянии помочь не лишать маму возможности общения с собственным ребенком.

Григорий Мелихов
Фото Глеба Сибилева

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону

Марина Абрамович — сербская художница, прославившаяся перформансами, исследующими отношения между художником и зрителем. Писательница Ольга Брейнингер провела неделю в Marina Abramovic Institute, изучая метод художницы и ведя подробный дневник о своем опыте. Публикуем ее рассказ о жизни Марины Абрамович и (курсивом) фрагменты этих дневников.

Марина Абрамович не чувствует боли?

«Во всех перформансах Марины есть элемент боли. Преодоление этой боли — часть перформанса», — говорит наш куратор Линси и исчезает. Точнее, просто уходит — но мы ее не видим, мы только слышим голос, дыхание, а потом их не становится, Линси не становится, и почти сразу наступает боль.

Я считаю секунды и стараюсь медленно дышать. Группа разбита на пары, я сижу напротив Иана, мы смотрим друг другу в глаза, нам нельзя моргать, нельзя шевелиться, нельзя отводить взгляд, нужно дышать осторожно, отвлекаться как можно меньше, а как можно больше — присутствовать. Они постоянно напоминают нам, что это самое важное — быть present.

Как Марина Абрамович во время своего самого знаменитого перформанса «The Artist Is Present», «В присутствии художника», когда она девяносто два дня подряд по восемь часов смотрела людям в глаза в Музее современного искусства Нью-Йорка — спокойная, застывшая в одной позе, почти никаких движений. В конце дня Марина вставала со стула, медленно, будто в полусне, а потом ложилась на пол, сворачиваясь, как цветочный бутон, закрывающийся к ночи, утопая в лепестках сложносочиненного длинного платья. Она казалась осунувшейся, черная коса превращалась в траурную рамку у лица; было во всем этом странное волшебство, и я перематывала снова и снова, думая: но ведь это несложно — просто сидеть и смотреть?

9b07286dcaa2845a4d6115b7de2a3f94

Мы все думали, что это легче легкого — сидеть и смотреть друг другу в глаза. Все улыбались, рассаживаясь по парам, на лицах — уверенное выражение, у меня, наверное, тоже. Минуты через три-четыре все меняется. Краем глаза я отмечаю движение: кто‑то встает со своего стула, в голосе слышны слезы. «I’m sorry, I can’t do this now. I just can’tПростите, я не могу. Просто не могу.». Я узнаю Марию — c удивлением, она ведь казалась самой вовлеченной, старательной. Когда я увидела ее на площадке потом, она улыбнулась неловко и отвернулась, как будто ей было стыдно за то, что не смогла. Но мне кажется, ей пришлось остановиться потому, что она больше всех верила в эту магию, верила как‑то безусловно, как ребенок. В какой‑то из дней все мы поверили в то, что метод работает.

Если всю жизнь играешь с болью, то, наверное, не боишься ее и чувствуешь не так сильно, как обычные люди. Так я всегда думала про Абрамович. В конце концов, это ведь она подростком, возненавидев свой нос, как‑то раз рассовала по карманам вырезанные из журнала портреты Брижитт Бардо, отправилась в спальню родителей, встала напротив большой деревянной кровати и принялась быстро-быстро кружиться на месте. План был простым, кровавым и амбициозным: довести себя до головокружения, упасть и в падении удариться о край кровати так, чтобы сломать себе нос. А в больнице показать врачам картинки с Бардо и попросить сделать такой же нос. Конечно, она не боится боли. (Сломать нос Абрамович все-таки не удалось. Вместо этого она рассекла щеку, получила пару затрещин от матери, а годы спустя написала, что рада той неудаче — ведь с носом Брижитт Бардо ее лицо «было бы катастрофой».)

Марина Абрамович и боль — их даже собирать в одно предложение неловко. Она резала себе пальцы в странной версии игры в ножички в первом публичном перформансе «Ритм 10». Едва не сгорела заживо внутри пылающей деревянной звезды в «Ритме 5» и была разочарована тем, что потеряла сознание: «Я была очень зла, потому что я поняла, что возможности тела ограничены». Словно в отместку себе в «Ритме 4» приняла на сцене таблетки от кататонии — и, наконец, добилась своей цели: даже полностью потеряв контроль над телом, сотрясавшимся от спровоцированных лекарством судорог, она оставалась в сознании все это время, а затем приняла таблетки от шизофрении, дающие противоположный эффект. В «Губах Томаса» она хлестала себя плетью, вырезала на животе пятиконечную звезду и распяла себя на кресте изо льда.

Зная все это, сложно поверить, что Абрамович всегда боялась крови.

Может быть, из‑за частых побоев матери, заканчивавшихся расквашенным носом. Может, из‑за того, что она прожила три месяца с непрекращающимся кровотечением после того, как у нее выпал первый молочный зуб. Может быть, из‑за того, что три месяца спустя родители все-таки отвели ее в больницу, а забрали через год, потому что у Марины обнаружилось заболевание крови.

А еще, описывая свои перформансы, она всегда пишет о боли. О боли и о том моменте, когда боль перестает существовать.

«Ритм 0»

В 1974 году, в неапольской галерее Студио Морра Марина Абрамович вышла к посетителям, с головы до ног одетая в черное. На столе перед ней были разложены 72 предмета — от флакона духов, помады, пера, колокольчика и шляпы-котелка до заряженного пистолета, ножниц, булавки и разделочного ножа. И записка — инструкция к перформансу.

«Ритм 0»

Инструкции

На столе находятся 72 предмета, которые вы можете использовать в отношении меня любым образом, каким захотите.

Перформанс

Я объект.

На это время я принимаю на себя полную ответственность за происходящее.

Длительность: 6 часов (с 8 вечера до 2 ночи)

1974
Студио Морра, Неаполь

Начало было мирным. Осторожным. Зрители перебирали вещи на столе, аккуратно касались Марины. Кто‑то провел по ее коже розовым бутоном, мягко, чтобы не поранить шипами. Кто‑то поднял ей руки — Марина отзывалась, как кукла: пока шел перформанс, ее тело принадлежало зрителям. Кто‑то поцеловал ее. Не прошло и двух часов, как любопытство сменилось агрессией. С Марины сорвали всю одежду. Кто‑то сделал глубокий порез на шее Марины, чтобы попробовать на вкус ее кровь. В тело втыкали шипы, над ней издевались, кололи булавками, обливали водой, наконец кто‑то приставил к ее виску пистолет, и разразилась драка: половина посетителей галереи хотела, чтобы выстрел прозвучал, половина была против.

Через несколько минут я начала плакать, и слезы заливали все лицо. Из‑за контактных линз казалось, что у меня в глазах песок, я перестала видеть Иана, все стало расплываться, и меня перебрасывало из одной оптической иллюзии в другую. Лицо Иана стало меняться: я видела маску, свет был и не был, все кружилось, еще несколько минут, и задеревенело тело, заболело сразу все, мне никогда так не хотелось повести плечами или хотя бы пошевелить пальцами. Я увидела, что у него тоже текут слезы, а руки дрожат, но потом я вспомнила, что нам нужно смотреть в одну точку на лице, не переставая, потому что когда нарушается зрительный контакт, нарушается доверие между партнерами. По лицу Иана гуляли тени и свет, мир сузился до нас двоих, я забыла обо всех остальных людях, с которыми делила голод, молчание и боль все эти дни. А потом (не знаю, когда именно я это заметила) боль исчезла. Я больше не плакала. Я смотрела на Иана не моргая, это было легко. Когда Линси вернулась с «You can stop now»«Можете закончить»., я взяла Иана за руки, мы еще сидели так несколько секунд, все еще смотря друг на друга, но теперь уже с улыбкой, и моргать было можно. Разминаясь в проходе между стульями, я заметила, что он так и не поднялся, продолжал сидеть как сидел. Все выглядели изнеможенными. Тедди лежал на полу, закрыв глаза, Джозефина — на спине, закинув ноги на стул. Я думала, что к последнему дню воркшопа буду умирать — совсем или почти, но сейчас я была счастлива и, поймав на себе лучи солнца, я стала танцевать. Никто не смотрел на меня, потому что сил оставалось только смотреть на себя. Не понимаю, что случилось со мной, но у меня было полно энергии, весь день дался легко; я хочу больше, я больше не боюсь. Линси сказала, что я выгляжу как другой человек.

Когда владельцы галереи объявили перформанс законченным, Абрамович впервые подняла на зрителей глаза — и те, кто еще несколько минут назад легко причиняли ей боль, стали один за другим покидать зал, стараясь не встречаться с ней взглядом.

Может быть, именно тогда у Марины появился этот тяжелый взгляд. Взгляд Марины Абрамович. Взгляд, способный менять других людей. Проснувшись на следующее утро, она обнаружила у себя седую прядь. «В этот момент я поняла — публика может убить», — напишет она позже.

Искусство — это процесс

К искусству перформанса Марину Абрамович привели мигрени и сожженный холст.

Мигрени преследовали ее с юности. «Я лежала в постели в агонии, изредка выбегая в ванную, чтобы выблевать и опорожнить кишечник одновременно. От этого боль только усиливалась», — так она описала их в автобиографии. Марина приучила себя часами лежать неподвижно, прислушиваясь к своему телу и находя позы, в которых боль хотя бы немного ослабевала. Это были ее первые победы над болью и страхом.

Первый день воркшопа, а я уже схожу с ума. Во время знакомства мне хотелось взять рюкзак, тихонечко всем помахать и уйти, не прерывая ничьих разговоров. Здесь все, что мне противоположно, противно: непонимание времени, необходимость жить, постоянно быть вместе с кем‑то, невозможность спрятаться в своей комнате (комната есть, прятаться нельзя), ледяной пруд завтра утром и каждое утро после этого, ледяные ноги под одеялом прямо сейчас.

В четырнадцать лет Марина попросила отца купить ей масляные краски — она захотела научиться рисовать. (И, кстати, начинала свою художественную карьеру именно с картин: училась академической живописи в Академии художеств, на заказ писала портреты родственников и натюрморты, подписывая все свои полотна синими буквами: «Марина».)

Первый урок ей дал друг отца, художник Фило Филипович. Он бросил холст на пол, налил на него клея, насыпал песка, положил две краски, черную и золотую. А затем поджег холст, сказал Марине, что это закат, и ушел. Первый урок рисования оказался и первым уроком перформанса: Марина увидела, что важен не результат, а процесс, что художник важнее артефакта, что искусство существует не во времени, а в моменте. Именно эти идеи и лягут в основу метода Абрамович — но намного позже, десятилетия спустя.

Весь третий день мы считали рис и чечевицу. Когда Паола с Линси позвали нас в домик для встреч, столы были накрыты белыми скатертями, на каждой — горка риса, смешанного с чечевицей. Нужно было разделить их и пересчитать зерна. Первые два часа мне почему‑то было весело и интересно, проснулся азарт. Потом я увидела, как медленно растут белая и черная горстки — рис слева, чечевица справа — как почти не убывает пестрая гора посередине, стало ломить пальцы и шею, из‑за плохого освещения заболели глаза, и все постепенно теряло четкость. Конечно, они не могут оставить нас так на весь день. Рано или поздно Линси придет и скажет: «You can stop now». Но Линси не приходила. Я снова поймала себя на ощущении, будто все мои нерешенные дела, вопросы, проблемы и мысли, которые я годами подавляла, вспыхивают и выстраиваются в сознании барьером между мной и заданием, между мной и вниманием, между мной и концентрацией. Дедлайны, которые приближаются, пока я здесь, в Греции, сижу за столом в полутемной комнате и считаю рис с чечевицей. Незавершенный перевод. Статьи. Роман. Монография, черт возьми, — а я ведь решила, что даже думать не буду о ней раньше 2022-го. Я словно пыталась совместить в голове два мира: тот, большой, внешний, в который придется вернуться через два дня, — и за метод Абрамович этот мир мне скидку не даст, и этот мир-игру здесь, прямо сейчас. Мир, основанный на условности, которую нужно принять и делать то, что предполагается правилами ради того, что имеет здесь ценность — ведь за этим (ценностью? игрой?) я и приехала сюда. Я ведь могу в любой момент встать из‑за стола, послав к черту рис, чечевицу и ненавистный пруд по утрам. Но действительно ли эта реальность меньше той, другой? «Нет, не меньше», — отвечал кто‑то в моей голове за меня, и в какой‑то момент мне удалось выпихнуть дедлайны, карантин и десять страниц в день за пределы своих мыслей, и было в этом что‑то правильное.

УлайиМарина

Ранний этап перформансов Абрамович — от показанного в Эдинбурге «Ритма 10» до скандального и страшного «Ритма 0» — увенчался «Губами Томаса», который Абрамович показала дважды в 1975 году. Второй раз ее ассистентом выступил немецкий художник Франк Уве Лейсипен, или, как все его звали, Улай.

Марина всегда знала, что Улай уйдет — в этом она признается в своей автобиографии. Но они были влюблены и одержимы друг другом, они делили день рождения, заканчивали друг за друга фразы, считали боль дверью в новое сознание и хотели вместе делать искусство. С самых первых дней отношений и тайных встреч Марина и Улай постоянно фотографировали друг друга на «Полароид», записывали свои телефонные разговоры и документировали каждый поступок. Они были уверены, что из этих отношений родится великое искусство, что они создают свою хронику для вечности.

Вскоре Марина тайком от матери и от первого мужа (с ним она разведется спустя восемь месяцев) уехала в Амстердам с одним-единственным чемоданом. В нем — только фотографии ее работ. Никакой одежды, никаких личных вещей — Марина боялась, что мать догадается о планах побега. В каком‑то смысле эта деталь окажется символической: c этого момента Марина и Улай перестанут существовать как отдельные личности. Вместо них появится УлайиМарина, или «клей» — так они называли друг друга.

Я знаю, зачем я здесь? Зачем я здесь?

Первая совместная работа Улая и Марины «Отношения в пространстве» была вдохновлена игрушкой «колыбель Ньютона». Обнаженные, они расходились по разным сторонам ангара, где проходил перформанс, а потом бежали навстречу другу другу, врезались друг в друга, теряли равновесие, падали, возвращались и снова бежали друг на друга, и звуки ударов от новых и новых встреч двух тел отсчитывали ритм, превращаясь в музыку. Позже они создали еще несколько версий этого перформанса. В «Препятствии и пространстве» Марина и Улай так же бежали друг навстречу другу, но не могли встретиться ни взглядом, ни телами, потому что их разделяла стена. В «Расширении в пространстве» становились друг к другу спиной в центре зала подземной парковки и разбегались, каждый раз врезаясь в деревянные колонны.

В перформансе «Вдох/выдох» они заткнули ноздри сигаретными фильтрами, прикрепили к шее микрофоны и, примкнув к губам друга друга, по очереди делали один выдох за другим, до тех пор пока не закончился кислород. Через семнадцать минут этот странный поцелуй-дыхание прервался: Марина и Улай упали на пол без сознания.

Чтобы стать свободными ото всех и всего (включая арендную плату за квартиру), Марина с Улаем купили подержанный фургон, выкрасили белой матовой краской, загрузили туда матрас, печатную машинку, шкаф для документов и ящик для одежды и написали в честь новой кочевой жизни совместный манифест.

«Живое искусство»

Отсутствие постоянного места жительства. Движение энергии.
Постоянное перемещение. Отсутствие репетиций.
Прямой контакт. Никакого фиксированного исхода.
Локальное общение. Отсутствие повторений.
Свободный выбор. Расширенная уязвимость.
Преодоление границ. Подверженность случаю.
Принятие риска. Первичные реакции.

В этом фургоне они три года колесили по Европе, создавая перформансы, вместе преодолевая границы, боль и повседневную жизнь. Они были счастливы, свободны. Они завели собаку. Они были так бедны, что временами им было нечего есть, а Марина приходила на заправку с пустой бутылкой в руках — больше бензина они купить не могли. Они кричали друг на друга до потери голоса в перформансе «ААА-ААА», занимались любовью, чтобы согреться, превращались в музыкальные инструменты, извлекая друг из друга звук с помощью пощечин во время перформанса «Свет/тьма».

Иногда приглашения от галерей приходили одно за другим, иногда их неделями не было. Иногда гонорар выплачивали, иногда нет. Готовясь показывать в Болонье «Импондерабилию», Марина и Улай каждый день приходили в галерею за деньгами и каждый день уходили с пустыми руками. В день показа у них закончилось терпение. Голый Улай ворвался в комнату администрации, заставил секретаря выплатить им гонорар наличными и лишь после этого приступил к перформансу.

В «Импондерабилии» Марина и Улай стали дверью в музей: обнаженные, они стояли в дверном проеме, заставив каждого посетителя музея протискиваться внутрь сквозь эту живую раму, лицом к лицу с обнаженной женщиной или мужчиной. Через шесть часов Марина и Улай завершили перформанс, забрали пакет с деньгами, который Улай спрятал в бачке общественного туалета, и отправились дальше.

Лучшая иллюстрация их отношений в то время — перформанс «Энергия покоя». Марина и Улай стоят лицом друг к другу, Марина держит лук, а Улай — натянутую тетиву. Стрела нацелена Марине прямо в сердце. Под рубашками спрятаны микрофоны, публика слышит, как бьются их сердца.

Нам нельзя: разговаривать, есть, пользоваться часами и любыми девайсами, читать, пользоваться шампунем, дезодорантом и косметикой, флиртовать, заниматься сексом, уходить в свою комнату днем.

Мы должны: вести дневник (вот я и веду), приходить, когда слышим звук свистка, между упражнениями находиться на улице в пределах видимости друг друга вместе, как группа, вставать, как только услышим стук в дверь, через две минуты стоять с полотенцем на площадке, еще через минуту раздеваться догола и нырять в ледяной пруд. Я ненавижу ледяной пруд и отворачиваюсь в другую сторону, когда прохожу мимо. Я назвала его Ненавистный пруд.

Навстречу боли

Идеальное равновесие — но не вечность. Спустя три года Марина и Улай оставили кочевой образ жизни и вместе с друзьями сняли лофт в Амстердаме. Они продолжили создавать перформансы, о них все чаще писали критики. Точнее, все чаще писали о Марине, а Улай оставался в тени — иногда его имя даже не упоминалось.

Если раньше боль делала их единым целым, то теперь она стала причиной разрыва. В 1980 году Марина и Улай показали в Сиднее «Золото, найденное художниками» — художественное переосмысление шести месяцев жизни в пустыне с австралийскими аборигенными племенами питьянтьятьяра и пинтупи. Главный урок пустыни и тех, кто научился там не только выживать, но и просто жить, Марина сформулировала так: «Не двигаться, не есть, не говорить». Поэтому Марина и Улай должны были шестнадцать дней держать пост и проводить по восемь часов каждый день, сидя друг напротив друга, смотря друг другу в глаза.

Для Улая и Марины это был первый случай за годы совместной работы, когда кто‑то из них не смог справиться с болью. Марине удавалось преодолеть порог боли и войти в то особое состояние сознания, которое помогало ей осуществлять сложные длительные перформансы. Улай же дважды уходил, ожидая, что Марина последует за ним. В конце концов, Марина смогла убедить его продержаться шестнадцать дней.

Вернувшись из Австралии, Марина и Улай продолжили работать вместе. Они много путешествовали, снимали кино, учились духовным практикам и создали свою самую провальную работу «Абсолютный ноль». Сходились и расходились, били посуду, встречались с другими и все больше отдалялись друг от друга. В конце концов, единственным, что держало их вместе, оказалась идея перформанса «Влюбленные»: мужчина и женщина, которые идут навстречу друг другу по Великой Китайской стене. Когда Марина и Улай впервые задумали эту работу, они решили, что, встретившись на полпути, поженятся. Но подготовка к перформансу — поиск спонсоров, переговоры с культурными организациями, попытка получить от Китая разрешение на перформанс — затянулась почти на девять лет. И когда Марина и Улай действительно вышли навстречу друг другу, они шли навстречу расставанию, условившись, что это будет их последняя встреча.

b983df604c0b387922b59cc176600303

Все в этом перформансе оказалось не так, как Марина и Улай когда‑то мечтали. Им казалось, что стена будет непрерывной дорогой, которую они вместе пройдут от начала до конца. Они собирались каждую ночь ставить палатку на стене и провести в полном одиночестве девяносто дней и ночей, пока не встретятся посередине.

Во время перформанса и Марину, и Улая сопровождали переводчики и команда солдат, которая одновременно и охраняла их, и следила за ними. Просто идти по стене было невозможно: оказалось, что местами она была разрушена, некоторые секции были погребены в песке, другие находились в закрытых военных зонах. Марине и ее сопровождающим то и дело приходилось карабкаться вверх по отвесным склонам, а в горах иногда поднимался такой сильный ветер, что всей группе приходилось пережидать непогоду лежа, чтобы их не сдуло со стены. Маршрут Улая был проще, потому что он шел через пустыню. Ближе к середине похода Марина получила состоявшее из одной фразы сообщение от Улая: «Идти по стене — самая легкая вещь на свете.» Марина была в ярости.

О палатках, конечно, и речи не шло: они ночевали в грязных гостиницах или случайных деревенских домах, где в двух раздельных комнатах вповалку спали мужчины и женщины всех возрастов. Каждый вечер Марине приходилось сходить с маршрута и тратить два часа, чтобы добраться до ближайшей деревни. А утром два часа идти обратно, чтобы вскарабкаться на стену.

Даже сама встреча оказалось не такой, как планировалось. Улай прибыл на три дня раньше Марины, и ждал ее не на стене, а в живописном местечке поодаль: он решил, что так фотографии их встречи будут эффектнее. Обнявшись в последний раз, они расстались. На посвященных «Влюбленным» выставках в Амстердаме, Стокгольме и Копенгагене организаторам приходилось проводить две отдельные пресс-конференции и два приема в честь открытия: Улай и Марина не разговаривали и не хотели друг друга видеть.

Абрамович понадобилось еще четыре года, чтобы окончательно проститься с Улаем. Она сделала это во время перформанса «Биография», который показывала в Европе в 1992 году. «Биография» повторяла некоторые ранние работы Марины. Все перформансы с участием Улая показывались на двух разделенных экранах. УлайиМарина больше не существовал — только Улай и Марина, каждый на своем экране.

Подходы и техники: как перебирать и считать рис и чечевицу

  1. Сount as you separateСчитать, разделяя. — в основе лежит принцип чередования и повторения. Переключение между двумя разными типами движений (разделение зерен — пересчитывание — разделение — пересчитывание — разделение — пересчитывание).
  2. Count and then separateРазделять, а затем пересчитывать. — в основе принцип создания и разрушения. Сначала ты пересчитываешь количество зерен риса + чечевицы (то есть создаешь что‑то единое), а потом разрушаешь созданное, принимаясь разделять пересчитанное на две разные горки.

И то и другое — снова про перформанс и все, что мы здесь делаем: повторение, отсутствие начала, отсутствие конца, отсутствие цели, концентрация в моменте, отключение от реальности, переживание себя в процессе переживания процесса. Мы ни к чему не идем. Но разве обязательно идти (создавать внешнее движение), чтобы делать? И обязательно ли делать?

Дышать и не дышать

Двенадцать лет, разделяющие «Влюбленных» и «В присутствии художника», были для Абрамович временем постоянных путешествий, открытий и экспериментов. В Амстердаме она купила здание, в котором располагался наркопритон, и превратила его в свой дом. Продолжала создавать перформансы и исследовала себя в духовных поездках по Юго-Восточной Азии. Вышла замуж за итальянского художника Паоло Каневари и пережила депрессию, когда они развелись после четырех лет брака. Работала в театре, создала оперу, фотографировала. Переехала в Нью-Йорк. Создала серию «преходящих объектов» из кварца, обсидиана, аметиста и других минералов, привезенных из Китая, — эти объекты не создавали смыслы сами по себе, но становились частью перформанса, когда к ним прикасались. Проводила персональные выставки по всему свету. Переживала провалы и не боялась пробовать новое. По просьбе британского куратора Невилла Уэйкфилда сняла фильм «Балканский эротический эпос».

На Венецианском биеннале в 1997 году Абрамович показала страшный, скандальный и без преувеличения великий перформанс «Балканское барокко», за который ей присудили премию «Золотой лев». В нем Абрамович переживала вместе со зрителями события войны в Югославии. На экранах чередовались фоновые видео: интервью с родителями Марины; запись, где она в роли ученого, в очках и белом халате, рассказывала страшную балканскую легенду про крысоволка. На третьем видео она снимала очки и халат ученого и, оставшись в одной черной комбинации, с красным платком в руках танцевала неистовый эротический балканский танец. Эрос, Танатос, и снова Эрос сменяли друг друга, а Марина то пела народные песни, то рыдала, то рассказывала балканские истории, стоя на груде костей, покрытых кровью, слизью и остатками мяса, в которых уже стали заводиться личинки. В душном подвальном помещении, где Абрамович показывала свою работу, стоял ужасный смрад. Публика едва выдерживала запах, но что‑то заставляло их оставаться и завороженно наблюдать за тем, как Марина отмывает кости — страшную память о войне в Югославии, о любой войне.

21a56e5411a11149b6fa2b12ad1eb71f

Среди самых известных работ Абрамович есть и совершенно иной по духу перформанс «Дом с видом на океан», который она создала пять лет спустя, уже переехав в Нью-Йорк. Она спроектировала в галерее Шона Келли инсталляцию: три большие платформы со стенами, закрепленными на высоте полутора метров над полом. На одной стояла кровать, на другой — стул и стол, на третьей — туалет и душ. Каждую платформу с полом соединяла лестница, но ступени были заменены ножами, закрепленных лезвиями вверх. Четвертой стены ни у одной из платформ не было, и Марина провела двенадцать дней подряд на глазах у публики.

То, что издалека представлялось самым сложным, дается легче всего. Отсутствие связи с внешним миром даже приятно, хотя мысленно я часто пишу сообщения в семейный чат. Но вернуться к айфону и большому миру как будто даже не хочется.

Молчание — не просто легко, это счастье. Смотреть за другими, улыбаться или улыбаться в ответ и ничего не говорить. Оказывается, понимать других можно без слов, и так даже лучше. Выплескивать друг на друга непрошеные эмоции и слова — почти что форма эмоционального насилия, так кажется сейчас.

Все мы, тринадцать участников, незнакомы. Все мы постоянно наблюдаем и постоянно находимся под наблюдением. От одного к другому между нами протягиваются невидимые цепочки.

Многие зрители подолгу задерживались в галерее, наблюдая за Мариной. Среди них была Сюзен Зонтаг, которая приходила почти каждый день, — так началась их дружба с Мариной.

Все двенадцать лет Абрамович также преподавала перформанс и проводила тренинги, которые «учили выдержке, концентрации, восприимчивости, самоконтролю, силе воли и тестировали ментальные и физические ограничения» ее студентов. Обычно она на несколько дней вывозила студентов за пределы города, держала вместе с ними пост и придумывала специальные физические упражнения.

Я думала, что, возможно, все дело в каком‑нибудь внезапном инсайте, мистическом откровении, просветлении или чем‑то таком. Ведь если несколько дней не есть, не говорить, не понимать, как идет время, выполнять все эти упражнения — а они оказались гораздо тяжелее, чем я думала, это настоящий, тяжелый, выматывающий физический труд — то наверняка рано или поздно настанет момент измененного состояния сознания (по сути, то же, к чему людей приводят пост, одиночество, аскеза или состояние, когда пишешь ночами напролет и в голове однажды наступает экстатическое прояснение). Но если честно, я буду очень разочарована, если так произойдет. Это как будто cheating, слишком легко. Кто я такая, чтобы ожидать, но я ожидаю от Абрамович гораздо большего.

В этих упражнениях слышны отзвуки и ее собственных перформансов («Золото, найденное художниками», «Ночной переход», «Дом с видом на океан»), и впечатлений от жизни с аборигенами в Австралии, и множества других творческих и духовных практик, которые Абрамович проходила: випассана в Индии, один миллион сто одиннадцать тысяч сто одиннадцать повторов одной и той же мантры в монастыре Тушита в Гималайях. И, конечно, суровой материнской дисциплины и воспитания родителями-партизанами.

Главной целью своих тренингов Марина считала подготовку тела и разума к переходу в то особенное состояние, которого требуют искусство выносливости и перформанс. Эта работа постепенно вела Марину к перформансу «В присутствии художника» и к созданию метода Абрамович.

Присутствие

В списке двадцать пять лучших перформансов, опубликованным Complex Network в 2013 году, журналистка Дейл Айзингер отвела Марине Абрамович девятое место за «Ритм 0» и «В присутствии художника» и отметила, что эти два перформанса — своего рода диалог, отражающий траекторию развития главной «навязчивой идеи» (допустим, это приемлемый синоним «творческих поисков») Абрамович: взаимоотношений между художником и публикой. Если в «Ритме 0» Абрамович исполняла роль объекта, отданного во власть публики, то «В присутствии художника» — потрясающий в своей мощности и убедительности statement о безграничных возможностях искусства и художника как его медиума.

Айзингер пишет, что перформанс «В присутствии художника» в каком‑то смысле превратил Абрамович в поп-звезду — идеальное описание того, что произошло с Абрамович за те 92 дня в музее MoMA.

Сегодня удивительно пересматривать кадры из фильма «В присутствии художника», где Марина рассказывает, как переживала, что новая работа может показаться публике слишком пресной в сравнении с прошлыми.

Говорят, что это случается с каждым. кто приезжает на тренинг, — рано или поздно случается срыв, переломный момент, после которого идешь вверх, и боль отпускает. Я не могла спать всю ночь, смотрела в окно, пытаясь понять, темно там, или уже светает, и я снова буду стоять перед Ненавистным прудом. Я так устала бояться, что, когда созвали на утреннюю встречу, я разделась и зашла в воду первой. Кожей было больно, миллионы иголок. Страх ушел. Зачем я заставляла себя не дышать? Завернувшись в полотенца, мы пошли на утес делать утренние упражнения. Мне хорошо дышалось, черт возьми.

«В присутствии художника» — возможно, первый перформанс, который смог заговорить со зрителями на универсальном и понятном каждому светском языке вместо языка профессионального искусства. Перформанс, превратившейся в миф о перформансе, не в последнюю очередь благодаря сцене примирительной встречи Марины с Улаем после долгих лет взаимного молчания. Может быть, именно отзвуки этой встречи с ее пронзительной, несмотря на предварительную домашнюю репетицию, честностью — удивление Марины, осторожная улыбка, слезы и исчезнувший, пусть на доли секунды, тот самый взгляд Марины Абрамович — заставили весь мир поверить, что люди, выходившие из MoMA в слезах, в потрясении, признававшиеся в том, что мимолетная встреча и взгляд Абрамович заставили их измениться, не преувеличивали, а говорили правду.

Перформанс — это не о тебе, это о том, кем ты можешь стать.

Сложность искусства перформанса часто недооценивается; в него не верят и его не понимают, потому что перформанс состоит в особых отношениях со зрителем и со временем. Перформанс возможен только тогда, когда у него есть свидетель, когда за художником наблюдают, отсюда и центральная для метода Абрамович метафора взгляда. Взгляд зрителя — условие присутствия, того самого presence, художника и его работы, взгляд проявляет и облачает в материальную форму историю, которую художник может рассказать через свое тело, если за ним наблюдают. Это делает зрителя полноправным соучастником и сотворцом перформанса, а перформанс — в буквальном смысле непередаваемым опытом.

Перформанс невозможно пересказать или запечатлеть в историческом времени, он не существует в прошлом и настоящем — только здесь и сейчас, когда время художника и время зрителя внезапно становятся единым целым.

Метод Абрамович

«Marina Abramovic is the greatest commodity of the XXI century»,Марина Абрамович — главный коммерческий продукт XXI века. — говорит Паола.

«В присутствии художника» изменил жизнь Абрамович. Каждый день она получала сотни писем, ее узнавали на улицах, о ней писали в колонках светских новостей и сплетен, ее обсуждали, ее обожали, ее критиковали за каждый новый шаг и дружбу со знаменитостями. «Все считают, что художник должен страдать. А я достаточно пострадала за свою жизнь,» — написала она о том времени. Вместе с этим пришли и новые амбициозные возможности. Например, Институт Марины Абрамович.

Почти все в группе, кажется, знают, что нам предстоит: перебрасываются названиями упражнений, говорят, что много читали о Марине и о методе Абрамович в прессе. Кто‑то приезжает на тренинг уже второй раз. А я даже не помню, как отправляла свою заявку. Не помню этого куска из прошлого. А в настоящем я, похоже, начинаю понимать, что следующие четыре дня будут приблизительно невыносимы. Когда мы представлялись по кругу и говорили о своих ожиданиях от воркшопа, я сказала: «Я ужасе. Нет, серьезно, я не понимаю, почему вы все не боитесь, как будто нам предстоит easy tripЛегкое путешествие.». Нам с Алексией выдали одну комнату и один фонарик на двоих, так что теперь мы соседки по комнате и близнецы, которым по вечерам придется ходить вместе вечером (кажется, темнеет здесь рано). Хорошо, что хотя бы молча.

Абрамович собрала команду ярких молодых художников (и первом делом, конечно же, заставила их всех перебирать рис и чечевицу). В 2012 году они запустили на Kickstarter сбор средств на открытие Института Марины Абрамович в Хадсоне. В качестве видео для рекламной кампании были использованы фрагменты записей тренинга по методу Абрамович, которые Марина провела для Леди Гаги.

Все лоты, придуманные Мариной, были нематериальными. Сделав пожертвование в размере 1000 долларов, можно было в течение часа смотреть Марине в глаза по скайпу. 5000 долларов в фонд будущего Института позволяли прийти в гости к Марине домой, чтобы вместе посмотреть кино. Благодарностью за 10 000 долларов были отсутствие награды и полная анонимность патрона. Кампания собрала 600 000 долларов, и Марина потратила год на то, чтобы выполнить свое обещание и убедиться, что каждый патрон получил свое вознаграждение.

Но первоначальный план создания Института в Хадсоне оказался невыполнимым. И тогда Абрамович решила сделать Институт нематериальным — как когда‑то лоты в кампании на Kickstarter. Новая концепция кочевого института создавалась под девизом «Не приходите к нам — мы придем к вам». Одним из главных пунктов творческой программы ИМА стало распространение метода Абрамович, и на выставке «512 часов» в галерее Серпентайн в Лондоне Абрамович впервые показала, что это такое.

В последний вечер, когда нам снова можно было разговаривать, мы все задали кураторам один и тот же вопрос. Время. Сколько часов мы считали рис? Сколько часов бродили по павильону наощупь с повязкой на глазах, в шумоподавляющих наушниками? Сколько часов шли в гору и в никуда, чтобы потом развернуться и столько же часов идти обратно?

Придя на выставку, каждый посетитель должен был оставить в камере хранения часы, телефоны, фотоаппараты и любые другие девайсы. Затем все надевали шумоподавляющие наушники и могли заходить в `разные комнаты галереи, чтобы пройти упражнения: slow motion walk, внимательное разглядывание стены, подсчитывание зерен риса и чечевицы. То есть зритель становился соучастником перформанса, как и хотела сама Марина. На сороковой день выставки Марина написала:

«Я верю, что граница между реальной жизнью и жизнью в Серпентайн стерта. Даже когда я выхожу из галереи, я не чувствую разницы. В своем уме я по-прежнему там. И я решила не сопротивляться. Нет разделения между мной, зрителями и работой. Все едино».

«512 часов» стали для Абрамович окончательным доказательством того, что перформанс обладает трансформирующей силой. Ей удалось найти единственный возможный способ передавать другим людям свой опыт — позволяя им самостоятельно его пережить.

Вера в себя рождается не из того, что мы о себе думаем, а из того, что мы о себе знаем. Я уезжаю, я как будто ни в чем не изменилась или пока не чувствую, но я много узнала о себе. О возможностях своего тела — я могу гораздо больше, чем думала. Теперь нужно искать слова.

Абрамович хотела, чтобы в «512 часов» роли наблюдателя и наблюдающего постоянно менялись. Чтобы публика стала перформирующим телом вместо Марины, а она смогла максимально убрать себя из этой работы. В методе Абрамович главным должен был опыт тех, кто приходит как зритель, а становится перформером.

Я думала, что они будут больше рассказывать о себе, о Марине. И они рассказывают, если спросить, — безумные истории, сумасшедшие, настоящие. «Вечером после первого дня перформанса мне пришлось забирать ее из больницы, потому что она исполосовала себе руки». — «Да, а после второго дня я пришла в бар и поняла, что хочу только трех вещей: есть, пить и трахаться. Вот так я и пережила те два месяца». — «И это окей». Но вообще, мы больше говорили о нас. О том, что с нами происходило. И я подумала, что есть в этом какая‑то скромность. А может, это потому, что перформанс так и устроен: главное — не эго-истории, а проживание опыта. Не личность художника, а соприсутствие зрителя и художника. Забыть о себе. Исключить себя.

Безграничная

В последнее утро Линси, Паула и Неджма раздали нам бумаги и карандаши и попросили придумать идеи для упражнений, в основе которых лежал бы принцип повторения. Я написала:

— одеваться/раздеваться,

— собирать и разбирать что‑нибудь (мебель, лего),

— танцевать (повторять одну и ту же комбинацию движений),

— разрезать лист бумаги на 1000 квадратиков,

— и что‑то еще, уже забыла.

А потом произошло вот что: после перерыва инструктора вернулись, и оказалось, что сегодня каждый из нас будет работать над одним из упражнений, которые только что придумал.

Мне достался танец, и я выбрала беседку неподалеку от Ненавистного пруда. Сначала придумала симпатичную длинную комбинацию — амплитудную, сложную, с дропом в финале. После того как я повторила ее десять раз, стало казаться, что я сейчас умру. Поэтому я упростила движения и взяла совсем медленный темп. Так было намного легче, движения стали автоматическими, я танцевала для удовольствия. Пару раз ко мне заглянула Линси, приходила Неджма. Вечером они сказали, что перформансы, которые мы придумали сами, длились два с половиной часа. Но я уже не замечала этого времени. После «Взгляда» со мной что‑то произошло. Я была легкой, энергичной, я была совсем другой — полной противоположностью того, как я представляла себя в последний день воркшопа.

И во время этого танца я внезапно все поняла. Как это работает и зачем. Почему я здесь оказалась. Как включать и выключать это состояние. Я. Что я ищу.

В книге «Пройти сквозь стены» Абрамович пишет, что существуют три Марины: «Одна воинствующая. Другая духовная. И третья бестолковая». А затем пытается иронично описать бестолковую Марину как самую что ни на есть обычную, неуверенную в себе, несчастливую в любви и невнятную женщину.

Как будто она может меня обмануть. Как будто я не знаю, что она существует, такая Марина.

Которая спит на одной стороне постели, потому что в детстве мама ругала ее за мятые простыни.

Обожает русскую литературу и прочитала всю переписку Цветаевой, Рильке и Пастернака.

Пробовала работать почтальоном, но быстро была уволена, потому что решила доставлять только те письма, где адрес написан красиво и от руки, а некрасивые письма и счета выбрасывала.

Боится, что можно заболеть раком, если скрывать эмоции.

Считает себя толстой и некрасивой.

Могла бы начать заниматься перформансом еще будучи студенткой в Белграде, но ее идеи отвергали одну за другой.

Первой уволилась из академии Нови Сад, узнав, что ее собираются уволить из‑за публикации обнаженных фотографий с перформанса «Ритм 4».

Начинает паниковать, если самолет попадает в зону турбулентности.

В школе страдала, потому что одноклассники называли ее Жирафой из‑за худобы и высокого роста и смеялись над ее очками, громоздкой ортопедической обувью и немодной одеждой.

Принимает важные решения, подбрасывая монетку.

Не переносит крик и впадает в оцепенение, когда кто‑то повышает голос.

Боится смерти.

Марина, которая каждый раз все больше и больше становится собой, преодолевая страх.

Марина, которая безгранична.

Я вернулась из Греции два месяца назад, но граница между реальной жизнью и той жизнью в Селиане по-прежнему стерта. Я по-прежнему веду дневник и по-прежнему хочу молчать. Даже теперь, когда я здесь, в Москве, я не чувствую разницы. В своем уме я по-прежнему там. И я решила не сопротивляться.

Подробности по теме

Марина Абрамович: «У меня есть совет: никогда не влюбляйтесь в художников»

Марина Абрамович: «У меня есть совет: никогда не влюбляйтесь в художников»

Ирина Игоревна, мы посмотрели вашу лекцию «Университетские субботы», она была посвящена С.В. Рахманинову. Вы известны как методист, также занимаетесь развитием международных отношений в Гнесинке. Почему Рахманинов? Это внезапный порыв или постоянный интерес?

Это не внезапно. Я сама пианистка, а Рахманинов занимает в жизни любого пианиста серьезное место. Особенно пианиста, который вырос на нашей земле. Потому что нам этот композитор очень понятен. И мне показалось, что будет хорошо приурочить эти «Университетские субботы» к юбилею Рахманинова, который мы отметим в 2023.

Вначале я посмотрела много лекций о нём на Ютубе. А потом так получилось, что одна из моих студенток-бакалавров решила писать работу по Рахманинову. Я могла бы написать методическую работу по нему (и по профилю у себя) – но мне показалось, что это будет неинтересно школьникам. И я специально поставила для себя задачу: не делать эту лекцию для профессионалов, а «спуститься на этаж ниже» и поговорить о Рахманинове с людьми, которые, возможно, никогда даже не слышали о нем.

Тем не менее, куда ни посмотришь, информации много. Пытались ли вы найти что-то новое в его музыке – или это был, действительно, момент, когда нужно было «опуститься на этаж ниже»?

Я вначале поняла, что взяла, конечно, тему не по плечу. Потому что первые мои попытки записать текст оказались неудачными. Послушала и поняла, что увлекаюсь терминологическим аппаратом – начинаю говорить про тонику и доминанту, про какие-то фактурные элементы. Поняв это, тут же все эти термины убрала. Сразу подумала: тема, которая связана только с образами, хороша, потому что в ней не нужно говорить о специфических «музыкантских» вещах – каденции, переходах, трехчастной форме. В данном случае мне хотелось просто показать мир, палитру образов Рахманинова, и, совсем немного, рассказать об его биографии, с теми ее эпизодами, которые могли бы быть связаны с этими образами. Условно – если я вначале говорю о колокольности в произведениях композитора – я связываю это с тем, что он в детстве ходил с бабушкой в Софийский собор.

Колокольность – это вообще понятие широчайшее. И в музыке не только русских музыкантов, но и любых других. У Дебюсси, у Глинки, у Мусоргского – у всех свои колокола. Это вообще традиция. Но в данном случае мне было важно: есть колокольность, есть Рахманинов, который родился в Новгороде, и у него была бабушка, которая его водила в Софийский собор. И я поняла, что в таком стиле постараюсь и продолжить – чтобы музыка всегда была связана с какими-то знаковыми биографическими событиями. Например, то, что он учился у Зверева, как они были связаны с Чайковским – это тоже важно.

Еще один факт биографии: с Еленой Фабиановной Гнесиной Сергей Васильевич за одной партой сидел?

Да, они сидели с Гнесиной за одной партой. И вот у меня неожиданно возникла идея – конец лекции записать прямо в музее. Правда, получилось только с телефона, но мне показалось, что это будет очень хорошим завершением. И, может быть, люди, узнав, что у нас есть музей, захотят его посетить.

На самом деле для меня это был своего рода вызов.

Вызов в чем?

Вызов в том, что я рассказываю о музыке. То есть на моем месте могла быть Вера Борисовна Валькова, например, которая пишет о Рахманинове. Кто угодно – но мое восприятие Рахманинова абсолютно фортепианное. Мне хотелось показать, насколько этот мир… красивый. Прежде всего.

А когда Вы сами познакомились с творчеством Рахманинова? Во время учебы в колледже Прокофьева?

Да, я в колледже сыграла, наверное, первый раз этюд-картину «Чайки». Я была на третьем курсе, а потом сыграла этюд-картину fis-moll, в консерватории уже начались попытки сыграть тетрадь прелюдий. Это репертуар для пианиста, как его называют, «ходовой». Популярный, для профессионалов звучит как эстрада. А для иностранцев, например, некоторая музыка вообще нова.

У нас был интересный случай. Приехала к нам из Испании целая группа ребят, а для них Петр Александрович Климов сделал переложение известного Романса из «Метели» Свиридова. Они сели его репетировать. Они никогда не слышали этой музыки. Для нас это показалось очень странным, что люди, музыканты никогда не слышали этой музыки, которая везде звучит уже лет пятнадцать. И я подумала, что эту тему, с Рахманиновым, можно и еще раз повторить. Ну, конечно, я постаралась, чтобы это было именно для школьников. Адаптировано для их восприятия. Я не знаю, удалось мне это, не удалось – но, по крайней мере, я старалась.

Для Вас важно было рассмотреть творчество С.В. Рахманинова, может быть, под каким-то специальным углом зрения?

Вот не думала о каком-то специальном угле. Эта тема возникла как-то спонтанно. Вначале меня попросили просто про фортепиано рассказать. Я подумала – и не нашла другой темы…Смотрела другие лекции – например, Сергея Евгеньевича Сенкова, которую он прочитал для детей, в детском лагере «Сириус». Но я понимала – в «Сириусе» дети особенные, они другой подготовки. И я кое-что, естественно, оттуда взяла, какие-то интересные моменты. Я что-то еще хотела включить, но не включила. Например, об автомобилях Рахманинова, о его страсти к скорости – мне показалось, что этим можно было бы объяснить его стремление к виртуозности. Потом я хотела для детей добавить то, что он в детстве был хулиганом: его даже из Санкт-Петербургской консерватории выгнали. Но потом я решила, что, наверное, не стоит.

Не стоит подавать пример?

Да, бывают такие моменты, о которых не нужно постоянно говорить. Мы все знаем, что на протяжении жизни Рахманинов любил двух женщин, и они как бы вплетались в его судьбу. Сергей Евгеньевич Сенков – он идеально это завуалировал. Детям он красиво это преподнес… Ну а я решила, что этот момент мне вообще не нужен.

Я посмотрела передачу телеканала «Культура». Она была максимально наполнена фактами. Это настоящий документальный фильм, там очень много информации. А я, когда уже начала делать лекцию, поняла, что у меня есть другой плюс. Я могу сделать «концерт», который будет создавать структуру. Потому что у меня очень много музыки, она подобрана. И я бы еще хотела сказать о тех пианистах, о ком рассказывала мало. Я говорила об А. Малофееве,  и чуть больше – о Н. Луганском. Но в лекции у меня и С. Рихтер играет, и Э. Гилельс. Я даже Д. Мацуева включила, к которому спокойно отношусь. Но я поняла, что это лицо – оно сразу будет узнаваемо, такая «поп-фигура».

Ещё я сократила лекцию, поняла, что полтора часа – это многовато. Понравилось всем. Я не ожидала, но многие позвонили и сказали, что у меня,  действительно, получился удачный вариант. Я еще до этого читала лекцию, по методике игры на фортепиано …

И не такой был отклик?

Нет, хотя она была более информативная, я рассказывала про историю инструментов. Тоже ролики какие-то показывала, но отклика такого не было.

Сейчас задам другой вопрос – как сотруднику Международного отдела. Насколько легко студенты Гнесинки могут быть интегрированы в международную среду?

Музыканты – люди мира. И мы должны спокойно входить в международное пространство. Просто как энгармонические обороты, но для этого нужно развивать у студентов определенные качества. Такие, как мобильность, например – на каком-то этапе дать возможность человеку выехать и адаптироваться в чужой среде. Но это должно быть не просто добровольное, а  настоящее желание, потому что придется пройти огонь, воду и медные трубы, оформить массу документов, выучитть язык и даже не один. То есть это такой вызов жизни. А с точки зрения организации международной деятельности, нашей организации, – это очень, очень серьезная работа, потому что мы специфическое учебное заведение. Мы выпускаем штучный продукт! И просто так устраивать международные проекты невозможно. Это работа, она требует шагов-шагов-шагов, маленьких, больших – всяких.

Вот когда возникает мероприятие какое-то – это вершина айсберга. Например, мы делали оперную студию – соединяли три учебных заведения. Приезжали солисты из Маджо Музыкале из Флоренции. Это очень известный вуз для вокалистов, он не только для вокалистов заточен – там есть несколько специальностей, но в основном это вокалисты. И плюс наш давний партнер, Консерватория имени Арриго Бойто в Парме, отправил к нам 4 коуча, которые работали с вокалистами на протяжении недели, чтобы выровнять всех по итальянскому языку, стилистике. Эту историю можно и нужно повторять, потому что студенты меняются – учатся, выпускаются, приходят новые. И так получается, что вокалисты подтягивают всех. Мы же приглашаем не плохих, чтобы обучать, а приглашаем хороших, чтобы все остальные увидели…

Плюс педагоги. Но это, конечно, очень непростой организационный момент. Слава нашей оперной студии, которая за такие проекты берется. Потому что это репетиции, которые все перекраиваются, это переводчики – не все говорят на языках. Это, соответственно, расписание перестраивается, появляется много помощников – волонтеров, которые всех водят, расписание… Все должны где-то жить, есть, спать. И приехать за чей-то счет, как правило. Это тоже все проблемная зона. Этому невозможно научиться – как и педагогике, кстати говоря. Мы можем преподавать методику, можем педагогику, но педагог начинается тогда, когда он входит в класс и приходит первый ученик. Вот с этого момента начинается его учеба. А до этого – ничего нет. Можно сколько угодно рассуждать, что да, от простого к сложному, что постепенно надо все. И что начать нужно с нон легато, а не с легато. То есть все это можно сказать – но это не работает в теории. Только практика – и больше ничего! Если человек хочет преподавать, он должен это делать, прежде всего. Если он хочет стать хорошим педагогом, – он должен все время этим заниматься. Вот и все.

Вернемся к лекции и к Сергею Васильевичу Рахманинову. Предполагаю, что когда Вы готовили лекцию о композиторе, Вам пришлось отсмотреть очень много материала…

Это очень интересно было. Я сначала думала, что сделаю это за полдня. Потом, когда за день у меня получилось скачать 15 минут, я испугалась. У меня очень смешная история. Я должна была сдать лекцию в понедельник, а сдала ее в среду вечером, в последний момент, как студентка. А самое смешное, что мне пришлось три дня ходить с немытой головой, в одной и той же одежде. В одном и том же. И не трогать экран компьютера, чтобы он был в одном положении. То есть я завязла в работе – мне было уже интересно что-то еще найти, я не могла никак закончить. Мне звонили организаторы – ну когда, ну когда, ну где лекция. Я говорю: «Все, вот еще пять минут, и все будет готово!». А на следующий день я опять с утра одеваюсь, думаю: «Мне же опять в этом надо быть, чтобы было ощущение записанного в один день». И голову я не мою.

Это очень здорово – азарт, драйв. Вы могли спокойно переодеться и не думать обо всем этом.

Я по уши увязла в материале. Думала, что очень быстро сделаю, но я не поняла, что столкнулась с Рахманиновым. Вы понимаете – это было непросто! Этот человек требовал к себе внимания!

Вы же не жалеете, что так долго «вели диалог с композитором»?

Конечно, нет. Надеюсь, что и дальше он продолжится.

  • Чайка по имени джонатан ливингстон аргумент к сочинению
  • Чайковский нянина сказка мультфильм
  • Чайковский 6 симфония 1 часть сочинение
  • Чайковский корней иванович сказки
  • Чайковский мамина сказка слушать