Чацкий передовой человек своего времени сочинение с цитатами

Комедия горе от ума держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом — это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий, как видно, готовился серьезно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нем Фамусов, и о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся — не трудно догадаться почему. «Служить бы рад, — прислуживаться тошно», — намекает он сам.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний». Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям» наукой и искусству и требует «службы делу, а не лицам». Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу. Не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики. Нужен был только взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий — в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России.
Чацкий, если и обманулся в своих личных ожиданиях, не нашел «прелести встреч, живого участья», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увезя с собой «мильон терзаний» — терзаний от всего: от «ума», от «оскорбленного чувства».Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. Чацкий, по нашему мнению, — из всех героев комедии наиболее живая личность. Натура его сильнее и глубже прочих лиц и потому не могла быть исчерпана в комедии.

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова
.

Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый «храм бессмертия». У всех у них много, а у иных, как, например, у Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат.

Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству, — сами становятся историей.

Называли бессмертною комедию «Недоросль» Фонвизина. Но теперь нет ни одного намека в «Недоросле» на живую жизнь, и комедия, обратилась в исторический памятник.

«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности.

Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места. Но грамотная масса оценила ее фактически. Сразу поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения.

Но пьеса выдержала и это испытание — сделалась дороже для читателей. Печатная критика всегда относилась с
o
строгостью только к сценическому исполнению пьесы. Решено раз и навсегда, что комедия образцовое произведение.

Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку. Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память все кроме одного — Чацкого. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое?

Другие, отдавая справедливость картине нравов, верности типов, дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью.

Но и те и другие ценители почти обходят молчанием самую «комедию», действие, и многие даже отказывают ей в условном сценическом движении.

Несмотря на то, всякий раз, однако, когда меняется персонал в ролях, и те и другие судьи идут в театр, и снова поднимаются оживленные толки об исполнении той или другой роли и о самых ролях, как будто в новой пьесе.

Все эти разнообразные впечатления и на них основанная своя точка зрения у всех и у каждого служат лучшим определением пьесы, комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галлерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира

Как картина, она, без сомнения, громадна. . В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. В картине, где нет ни одного бледного пятна, лишнего штриха и звука, — зритель и читатель чувствуют себя в нашу эпоху, среди живых людей. и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену.

Общечеловеческие образцы, конечно, остаются всегда, хотя и превращаются в неузнаваемые от временных перемен типы… Как картина нравов, комедия «Горе от ума» была отчасти анахронизмом и тогда, в 30-х годах появилась на московской сцене.

Чацкий гремит против «века минувшего». : Бранил ваш век я беспощадно, —
говорит он Фамусову. Остается только немногое от местного колорита: страсть к чинам, низкопоклонничество, пустота.
Это — тонкая, умная, изящная и страстная комедия в тесном, техническом смысле, — верная в мелких психологических деталях, — но для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе. Действие, то есть собственно интрига в ней, перед этими капитальными сторонами кажется бледным, лишним, почти ненужным.
Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Он «чувствителен и весел, и остер».
личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
Чацкий вбегает к Софье, прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе, горячо целует у ней руку, глядит ей в глаза, радуется свиданию, в надежде найти ответ прежнему чувству — и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему — тоже необыкновенно.
Это его и озадачило, и огорчило, и немного раздражило. Всем достается, всех перебрал он — от отца Софьи до Молчалина — и какими меткими чертами рисует он Москву. С этой минуты между ею и Чацким завязался горячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица, Молчалин и Лиза. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия. Чацкий почти не замечает Фамусова. Ему скучно и говорить с Фамусовым — и только положительный вызов Фамусова на спор выводит Чацкого из его сосредоточенности. Фамусов подтверждает свой намек о женитьбе Скалозуба, навязывая последнему мысль «о генеральше», и почти явно вызывает на сватовство.
Эти намеки на женитьбу возбудили подозрения Чацкого о причинах перемены к нему Софьи. Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование. Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям» наукой и искусством и требует «службы делу, а не лицам» и т. д. На чьей стороне победа? Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний» и оставляет, повидимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы.
Между тем интрига любви идет своим чередом
Обморок Софьи при падении с лошади Молчалина, ее участье к нему, так неосторожно высказавшееся, новые сарказмы Чацкого на Молчалина — все это усложнило действие и образовало тот главный пункт, который назывался в пиитиках завязкою. Тут сосредоточился драматический интерес. Чацкий почти угадал истину. Смятенье, обморок, поспешность, гнев испуга!
Он почувствовал, что главная цель возвращения в Москву ему изменила, и он отходит от Софьи с грустью. Следующая сцена его с Молчалиным, вполне обрисовывающая характер последнего, утверждает Чацкого окончательно, что Софья не любит этого соперника. замечает он и идет навстречу новым лицам.
Комедия между ним и Софьей оборвалась; жгучее раздражение ревности унялось, и холод безнадежности пахнул ему в душу.
Ему оставалось уехать; но на сцену вторгается другая, живая, бойкая комедия, открывается разом несколько новых перспектив московской жизни, которые не только вытесняют из памяти зрителя интригу Чацкого, но и сам Чацкий как будто забывает о ней и мешается в толпу. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель хладеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор.
В кратких, даже мгновенных встречах с старыми знакомыми, он успел всех вооружить против себя едкими репликами и сарказмами. Его уже живо затрогивают всякие пустяки — и он дает волю языку. Рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичеву, резко оборвал графиню-внучку и опять задел Молчалина.
Но чаша переполнилась. Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный, и по старой дружбе, в толпе опять идет к Софье, надеясь хоть на простое сочувствие. Он поверяет ей свое душевное состояние: Мильон терзаний! —
До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила. Он, очевидно, ослабел от этого «мильона терзаний», и расстройство обнаружилось в нем так заметно, что около него группируются все гости, как собирается толпа около всякого явления, выходящего из обыкновенного порядка вещей.
Он не только грустен, но и желчен, придирчив. Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но нехватило у него мощи против соединенного врага.
Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Он точно «сам не свой», начиная с монолога «о французике из Бордо» — и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только «мильон терзаний».
Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.
Давно привыкли говорить, что нет движения, то есть нет действия в пьесе. Как нет движения? Есть — живое, непрерывное, от первого появления Чацкого на сцене до последнего его слова: «Карету мне, карету!»

О пьесе:
«Комедия держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова»;

« «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со временем своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности»;

«Тонкая, умная, изящная и страстная комедия в тесном, техническом смысле. Верная в мелких психологических деталях, но и для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места, эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе».

Чацкий:
«Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде»;

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»;

«Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет»;

«Чацкого роль – роль страдательная, но в то же время и всегда победительная. Но он не знает о своей победе, он сеет только, а пожинают другие – в этом главное его страдание, то есть в безнадежности успеха».

Софья:
«Софья никогда не прозрела бы без Чацкого, за неимением случая. До него она не осознавала слепоты своего чувства к Молчалину»;

«Однако в Софье, то есть, в ее чувстве к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина. Разницу между ними кладет «московский отпечаток» ;

«К Софье трудно отнестись не симпатично в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости».

Фамусов и его общество:
«Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всех братии «отцов и старших», с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование, как новейшие натуралисты определяют естественную смену поколений в животном мире. Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах и с ключом» — и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

Молчалин:
«Молчалин, после сцены в сенях – не может оставаться прежним. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол».

Герои:

· Чацкий
(Александр Андреевич молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества.)

· Фамусов
(Павел Афанасьевич московский чиновник, состоятельный помещик. Фаумсов – вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов считает, что главное – это чины, богатство и связи в обществе. Он надеется выдать свою дочь Софью за видного, богатого офицера Скалозуба.)

· Молчалин
(Алексей Степанович молодой мужчина, секретарь господина Фамусова. Молчалин – подлый, хитрый, глупый человек. Он старается угодить всем вокруг, чтобы при случае извлечь выгоду и продвинуться по службе. Он встречается с Софьей Фамусовой рады выгоды, хотя на самом деле он влюблен в служанку Лизу.)

· Софья
(17-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как все барышни ее круга, она знает французский язык, умеет танцевать и играть на музыкальных инструментах. Софья – ветреная девушка. Влюбившись в Молчалина, она встречается с ним по ночам в тайне от отца. В конце концов она узнает, что Молчалин ее обманывает.)

· Скалозуб
(Сергей Сергеевич еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб – карьерист и «солдафон», его интересует только армия, награды и повышения, и он мечтает дослужиться до генерала. Скалозуб – ограниченный, неглубокий человек. Фамусов надеется выдать свою дочь Софью за богатого Скалозуба.)

· Лиза
(крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину, старику Фамусову. Также в Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу.)

· Репетилов
(старый приятель Чацкого, дворянин. Репетилов – смешной, неловкий и неуклюжий человек. Он все время врет. Репетилов ведет бурную жизнь, любит бывать на балах и вечерах. Репетилов не смог построить карьеру чиновника. Он – плохой муж и отец.)

· Загорецкий
(знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий – светский человек, он любит бывать на балах и в театре. Загорецкий – вор и сплетник, глупый и поверхностный человек. Он нечестно играет в карты.)

· Хлестова
(родственница Фамусова, сестра его покойной жены. Хлестова знает Чацкого с детства. Старуха Хлестова – злая старая дева, никогда не бывшая за мужем. Когда-то она была фрейлиной при дворе. От скуки одинокая Хлестова содержит у себя дома множество приживалок и собак.)

· П.М. Горич
(Платон Михайлович Горич – старый друг Чацкого и знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Горич – отставной офицер. Когда-то он был храбрым и сильным офицером. Он женился на молодой женщине, Наталье Дмитриевне и несчастлив с ней в браке, но покорно ездит с ней на балы.)

· Петрушка
(крепостной крестьянин Фамусова. Петрушка вечно ходит в дырявой одежде, о чем Фамусов говорит в своем монологе: «Петрушка, вечно ты с обновкой…».)

Цитаты:

Чацкий

«…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

А судьи кто?

Софья

Счастливые часов не наблюдают

«Мильон терзаний» (конспект).

Комедия «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Как картина она громадна. Ее полотно захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати человек отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И все это с такою художественною, объективную законченностью и определенностью, какая далась только Пушкину и Гоголю.

Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как части общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут проявляться и современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других.

Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов.

Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какого-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия.

Роль Чацкого — страдательная, в то же время она всегда победительная.

Живучесть роли Чацкого состоит в отсутствии у него отвлеченностей.

Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».

Его идеал «свободной жизни» определен: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», — свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и — ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене веков.

Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все, —

Свет не карает заблуждений,

Но тайны требует для них!

В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. Она вовсе не так виновата, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность «свела ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейный права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж — мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова. Вообще, к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна напрашивалась на какое-то грустное чувство, в душе читателя нет против нее того смеха, с каким он расстается с прочими лицами. Ей, конечно, тяжелее всех, даже Чацкого.

Урок литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» и статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

Подготовила учитель Кулемёкова Л.В., Рязань, школа №72

Оборудование:

Иллюстрации к комедии «Горе от ума»;

Презентация;

Пьеса Грибоедова А.С.;

Учебник «Литература. 9 класс», 1 часть, под ред. Коровиной В.Я.

1
. Вступительное слово учителя.

В каком веке мы живем? В 21 веке, позади 20 век. Наше время – это переломная, переходная эпоха.

А когда написана комедия «Горе от ума»?

Почти 200 лет назад в рукописных списках разошлась по России комедия «Горе от ума», которую называют бессмертной. И в произведении изображается переломная эпоха: еще живы в памяти персонажей комедии взятие Очакова и покоренье Крыма, золотой век Екатерины, когда дворяне получали заслуженные и незаслуженные привилегии.

Но уже позади и Отечественная война 1812 года, которая пробудила патриотизм русского народа, способствовала росту вольнолюбия и свободомыслия. Впереди 1825 год — восстание декабристов.

А в комедии начало 20 годов 19 века, грибоедовская Москва, живущая широко, хлебосольно, праздно, косно, с оглядкой на прошлое.

Возмутителем спокойствия в косном мире Фамусовых стал А.А. Чацкий.

Таких людей в Италии называли карбонариями, во Франции – якобинцами и вольтерьянцами, в России — франкмасонами, вольнодумцами, радикалами, революционерами, сумасшедшими. Столкнулись два лагеря, два взгляда на будущее страны, два века — нынешний (19!) и минувший (18!).

Грибоедов высказал в комедии разное отношение своих современников к важным вопросам общественной жизни.

Каким? Ответьте, используя слайд.

А. А. Чацкий всколыхнул косный мир, живущий по старинке.

2.
.Взбодримся и мы. Впереди вопросы на знание
особенностей пьесы, содержания, персонажей.

В это же время выполняется индивидуальная
работа на доске.

Распредели по группам
сторонников Фамусова и единомышленников Чацкого:

Фамусов. Скалозуб. Двоюродный брат Скалозуба. Молчалин. Семья Горичей.

Семейство Тугоуховских. Племянник княгини Тугоуховской. Софья. Профессора Петербургского педагогического института. Хлестова. Репетилов. Загорецкий

«Век минувший»

Единомышленники Чацкого

«Век нынешний»

В драматических произведениях обычно изображается один конфликт. В чем новаторство Грибоедова?

По какой схеме развивается конфликт в пьесе? Перечислите детали, части интриги.

Какие три литературных направления, стиля отмечены в пьесе?

Пьеса «Горе от ума» — комедия. Какие сатирические приемы найдем в ней?

— «Горе от ума» — стихотворное произведение. А каким стихотворным размером написана?

В пьесе показаны не столько индивидуальные характеры, сколько типичные.

Что означает слово типичный?

Свойственный большинству. Обобщенный. Комедию «Горе от ума» называют «картиной нравов, галереей живых типов и вечно жгучей сатирой». Персонажей узнают по цитатам из этого произведения. Попробуйте и вы узнать их, прежде всего, по иллюстрациям художников Кардовского и Кузьмина

Иллюстрации

Узнай персонажа по цитате.

Потом иллюстрация

    Скалозуб

а) Он слова умного не выговорил сроду, —

Мне все равно, что за него, что в воду.

б) И золотой мешок, и метит в генералы!

2.Молчалин

а) Вот он на цыпочках и не богат словами.

б) В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

3.Фамусов

а) Брюзглив, неугомонен, скор.

б) Он сказал дочери: Кто беден, тот тебе не пара.

а) Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

а) Он воскликнул: Пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Еще есть чиновники — Фамусовы, которые живут по принципу «подписано – так с плеч долой». Невежественные, ограниченные Скалозубы. Услужливые Молчалины, угождающие всем людям без изъятья.

И еще портрет.

5. И.А. Гончаров

Именно он сказал эти знаменитые слова: Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.

И это его слова: «Горе от ума» — это картина нравов, галерея живых типов и вечно жгучая сатира». О ком же речь?

3
этап. Портрет И. А. Гончарова.
Пробное действие

Знаком он вам? Кто что знает?

Знакома вам статья?

Тема урока: Оценка комедии «Горе от ума» И.А. Гончаровым (По статье «Мильон терзаний»)

Нам предстоит проанализировать статью, она находится на стр. 158 -164 учебника
. Мнение Гончарова о комедии необходимо включить в домашнее сочинение.

Какую цель поставим?

Узнать:

    как Гончаров оценил «Горе от ума»;

    в чем увидел актуальность произведения;

    кого из персонажей выделил.

Научиться:

    применять полученные знания в устных и письменных ответах;

    написать сочинение по комедии, используя статью.

4.

Изучение нового материала
. Работа в группе по 4-6 человек
. Читайте задание, готовьте совместный ответ.

Задание для 1 группы
по статье Гончарова «Мильон терзаний»

Прочитайте стр. 158- 159 (начало) и ответьте на вопросы:

Как И.А. Гончаров оценил комедию «Горе от ума?

Какое сравнение использовал?

Подтвердил Гончаров, что комедия «Горе от ума» по-прежнему злободневна?

Кому, по мнению критика, принадлежит главная роль?

Ответ начните так
:

В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров вот что сказал о значении комедии
……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

Задание для 2 группы

Прочитайте стр. 159 и ответьте на вопросы:

Что сказал Гончаров об уме Чацкого?

Какие достоинства Чацкого выделил критик?

Как Гончаров подчеркивает, что Чацкий — деятельная натура?

Ответ начните так
:

В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров так оценил Чацкого ……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

Задание для 3 группы
по статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Прочитайте стр. 160 -161 (начало), 164 стр. (конец) и ответьте на вопросы:

Какие требования предъявляет Чацкий к обществу, живущему в новом веке?

Что сломило Чацкого?

Кто он: победитель или побежденный?

Ответ начните так
:

В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров, характеризуя Чацкого, отметил, что……(впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

Задание для 4 группы
по статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Прочитайте стр. 163 — 164 и ответьте на вопросы:

Как оценил И.А. Гончаров Софью?

Почему она полюбила Молчалина, что «свело» ее с ним?

Какие задатки критик обнаружил в девушке?

Ответ начните так
:

В статье «Мильон терзаний» Иван Александрович Гончаров, явно сочувствуя девушке, так оценил Софью…… (впишите кратко предполагаемый ответ или выразительно зачитайте, выделив основную информацию)………………………..

Да, Гончаров выделил в пьесе не только Чацкого, но и Софью за искренность, живой ум, страстность. А что бы рассказала Софья о себе? Ведь она тоже пережила свое горе, правда, только от любви.

5. Почти монолог Софьи подготовила одна из учениц, работавшая по плану:

    Представить героиню.

    Возраст, где живет.

    Отец, чем занимается, каков характер, какие планы в отношении дочери.

    Что связывало Софию с Чацким 3 года назад? Почему чувства изменились?

    Фамусов хотел бы выдать Софью замуж за Скалозуба. Почему же ей не нравится Скалозуб? Как она его характеризует?

    Что София знает о Молчалине? За что полюбила его? В чем проявился её бунт против принятых в дворянской среде того времени правил?

    Чем досадил Чацкий Софии? Почему она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого?

    Когда София поняла, что Молчалин её не любит, а лишь притворяется?

    Чем закончилась для Софии эта история? Куда её хочет отправить отец?

    Какое будущее может ожидать Софию?

6. Вывод.
Пьеса заканчивается драматически, прежде всего, для Чацкого: он, вернувшийся в Москву ради Софьи, в первый же вечер понял, что девушка полюбила лживого Молчалина, именно она первой назвала А.А. сумасшедшим, и сплетню с радостью подхватили те, кто попал под обстрел обличительного остроумия Чацкого. А.А. с горечью покидает Москву, получив от встречи с фамусовским обществом «мильон терзаний». Что ж, Чацкий сломлен, разбит, уничтожен?

У пьесы открытый финал
. Общественный конфликт не завершен. «И один в поле воин, — воскликнул автор статьи о комедии Иван Гончаров, — если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

А кого вы назовете Чацкий 20 века?

20 век дал России своего Чацкого — А.И. Солженицына, изгнанного в 70 г. из страны за призыв «жить не по лжи». Через несколько десятилетий и писатель, и его книги вернулись в Россию. Сейчас его имя знакомо всем, кто окончил школу, а в 2018 г. исполнится 100 лет. «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». (Гончаров.)

7
. Вернемся к целям урока. Реализовали их?

Д/з: написать соч. на одну из тем (не менее 250 слов)

    Горе от любви. Софья Фамусова.

    «Век нынешний и век минувший».

    Кто Чацкий: победитель или побежденный?


Чацкий и фамусовское общество. Сочинение

Фамусов — зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.

Чацкий же, напротив, — человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них — полковник Скалозуб — карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».

Следующий персонаж — это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.

Месть

Чацкий обличает всех налево и направо, его главный критерий, по которому он всех оценивает, — это ум и духовность. Поэтому и можно себе представить, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Месть хладнокровного глупого не заставила себя ждать. Чацкий выступал против крепостного права и был носителем передовых идей — образования и Он хотел обновлений и оздоровления социума, но этого не произошло. И вот наступает предчувствие разрыва Чацкого с обществом, и его объявляют сумасшедшим. Униженный и оскорбленный, он в ужасе покидает этот проклятый дом и Москву.

Русский посланник А. С. Грибоедов, прозванный персами Вазир-Мухтаром, был убит в Тегеране зимой 1826 года в результате заговора фанатиков-мусульман. Но убийство готовилось заранее в далекой заснеженной России, напуганной декабрьскими событиями на Сенатской площади. Среди декабристов Грибоедова не было, но его опасались не меньше, чем мятежников, вышедших с протестом к царю. Комедия «Горе от ума», переходившая из рук в руки, сеяла крамолу даже в рукописи, подобно радищевскому “Путешествию из Петербурга в Москву”. Смертный

Приговор писателю – миссия в Персию – был утвержден высочайший рукой на берегах Невы. Грибоедов стал Вазир-Мухтаром. Общество обрекло гениальную личность на гибель. Но пьеса вопреки всему жила…

Идейную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии развиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но, несмотря на узкие пространственные и временные рамки, автор ярко и подробно нарисовал картину жизни дворянского общества того времени и показал все новое, живое, передовое, что робко зарождалось в его недрах.

Чацкий является представителем передовой части дворянской молодежи, которая уже осознает косность и жестокость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, считающих себя творцами и хозяевами жизни.

Таких героев, как Чацкий, еще немного, но они появляются, и это знамение времени. Грибоедов отразил основной конфликт эпохи – столкновение консервативных сил общества со свободолюбивыми личностями, вестниками новых веяний, идей. Конфликт этот не придуман автором, за ним стоят лучшие люди эпохи, будущие декабристы, полные чувства тревоги за родину и народ, вступающие на путь борьбы за счастье, за светлые идеалы, за будущее.

Грибоедов показал человека нового типа, деятельного, неравнодушного, способного выступить против крепостничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и человечности. Именно такими хочет видеть Чацкий черты «века нынешнего», в котором «… истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания». Страстными речами, вольными мыслями, всем поведением героя отвергаются устаревшие нормы жизни и воспевается новая идеология, проповедуются взгляды декабристов.

Фамусовское общество, хранящее привилегии и традиции «века минувшего», века покорности и страха, защищает идеологию раболепства, чинопочитания и лицемерия. В понимании общества «ум – это умение сделать карьеру», «награжденья брать» и «весело пожить». Людям, живущим по таким принципам, глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, «Ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Главная задача этого общества – сохранить в неприкосновенности жизненный уклад, поступить так, «как делали отцы». Недаром Чацкий часто напоминает именно об этом: «поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет». А Фамусов всех наставляет: «Учились бы, на старших глядя». Путь к заветному благополучию – это, например, карьера Максима Петровича:

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб.

Здесь все, по выражению Чацкого, не «служат», а «прислуживаются». Ярче всего это проявляется у Молчалина, которого отец научил «угождать всем людям без изъятья », и даже «собаке дворника, чтоб ласкова была».

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен уродливым представителям этого общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии («чинишки», «местечки»), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне для того, чтобы принести пользу народу, который он считает «умным и бодрым». Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. Он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познанья», или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным». Фамусов не может спокойно внимать речам Чацкого, он затыкает уши. Жить глухим – единственная возможность оградить себя от обличений Чацкого!

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценичных персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать,; это профессора Петербургского педагогического института; это князь Федор – химик и ботаник.

Чацкий как герой произведения не только воплощает в себе этику и эстетику декабристов, но имеет много общего с реальными историческими лицами.

Он оставил службу, как Никита Муравьев, Чаадаев. Они рады были бы служить, да «прислуживаться тошно». Мы знаем, что Чацкий “славно пишет, переводит”, как и большинство декабристов: Кюхельбекер, Одоевский, Рылеев…

До великих и трагических событий двадцать пятого года оставалось еще несколько лет, но финальной сценой поражения Чацкого Грибоедов, быть может, предвосхитил исход этих событий.

С жаром и насмешкой Чацкий произносит последние слова, в которых изливает «всю желчь и всю досаду», и уезжает, оставив «мучителей толпу» наедине с клеветой, лукавством, враждой друг к другу, выдумками и вздором – словом, с пустотой дряхлеющего света.

В конце действия появляется карета. Может быть, это символ прощания, а может быть, долгой дороги, которую еще суждено пройти герою.

Спустя полвека после создания комедии, когда чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова финала пьесы звучали очень убедительно. Ведь возвращались победителями «России верные сыны».

Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Чацкие, Грибоедовы, Вазир-Мухтары, которые, благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем идти вперед – «за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Цель урока: понять, как автор изображает протест передовых людей первой половины 19 века против реакционных политических и духовных устоев самодержавно-крепостнического строя; воспитывать непримиримое отношение к косности, несправедливости, лицемерию, подлости. На данном уроке используются технологии дифференцированного, проблемного обучения.

Вариант 2

А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в стиле сатире на величественных московских дворян, которые жили в начале 19 века. Главной идеей истории является старый, как наш мир, конфликт прошлого поколения и нынешней молодежи. В данной пьесе сторонником «нынешнего» выступает Чацкий, а «прошлого» — фамусовское общество.

Конфликт этих разных поколений возникает в тот момент, когда наш главный герой едет назад в Москву. Товарищ Чацкий еще в совсем юном возрасте хорошо общался, даже дружил, с дочерью Фамусова, милой Софьей. Такая дружба, естественно, переросла в юношескую влюбленность, которая так и не отпустила главного героя.

Но, случилось так, что возлюбленная главного героя отдает предпочтение некому Молчалину, который живет в доме её отца. Сам же Чацкий не догадывался о подобном раскладе событий. Из-за конфликта на любовном поприще появляется вторая часть медали – социальный конфликт, который подталкивает героя вступить в конфликт против «славного» общества фамусовских сторонников. Их длительный спор затрагивает множество вопросов, а именно: семейные отношения, вопрос воспитания, взяточничества, а также, крепостного права.

Фамусов и все его союзники яро отстаивают идеи «прошлого века» ведь ради своего «лица» они готовы пойти даже на самые серьезные жертвы. Им совершенно не важно, действительно ли человек имеет такое же лицо и соответствует тому, как он себя ведет или же это его «маска». Сам же Фамусов считает, что нет лучшего примера для его любимой дочери, кроме его самого. Но, стоит отметить, что сам Фамусов, часто пользуется своей «маской» для воспитания дочери. А как только его аморальная часть просыпается, то от его нравственности и морали не остается и следа.

Касательно Чацкого. Этот человек совершенно не желает ни перед кем «выслуживаться». Да, он готов служить и честно выполнять работу, но не быть прислужником. Поэтому, наш герой всегда стремиться «служить делу, а не лицам».

В итоге, можно сказать о том, что Чацкий был единственным смелым человеком, который четко понимал, как должна идти служба и чего в ней «совершенно неприемлемо». Но, к концу действия главного сюжет этой комедии, он понимает, что все его надежды весьма ничтожны и фамусовское общество «отрезвило» его мысли сполна. Чацкий понимает, что его пути с этими людьми навсегда разошлись и ему среди них не место.

Таким немудреным образом получается, что главный герой комедии просто обязан вынужден отступить и «проиграть бой» фамусовскому обществу по одной единственной причине. Чацкий был одиночкой, у него не было сторонников и явных помощников, что и не позволило ему одержать верх в этом нелегком и неравном бою.

  • Чацкий борец или жертва сочинение по литературе 9 класс
  • Чацкий герой нового времени сочинение
  • Часть собрания сочинений 3 буквы
  • Часы сказка snr натальи романовой
  • Часы с кукушкой рассказ