Чацкий фамусов конфликт интересов сочинение

706 слов александр андреевич чацкий главный герой комедии а.с. грибоедова горе от ума, прогрессивный человек нового времени. действие комедии

(706 слов) Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прогрессивный человек нового времени. Действие комедии начинается с того, что Чацкий возвращается из трехлетнего путешествия в свой родной город, в Москву, и замечает, что все сильно изменилось: он совершенно отделен от того общества, в котором он вырос, от тех людей, которые ему когда-то были очень близки. Все дело в том, что нравственные запросы Чацкого несоизмеримо выше тех проблем, которыми заинтересована фамусовская Москва. Герою чужды лесть, кумовство, чинопочитание. Ему не важно мнение некой Марьи Алексеевны, которое авторитетно для Фамусова. Чацкий не принадлежит к числу тех молодых людей, которые появляются в обществе, чтобы сделать себе блистательную карьеру, которые юлят, улыбаются тем, кому надо, и говорят ровно столько, сколько следует сказать. Героя можно по праву назвать проповедником новых идей. Именно из его уст исходит сравнение «века нынешнего» и «века минувшего». Герой отмечает, что «нынче свет уж не таков… вольнее всякий дышит …». Чацкого по праву можно сравнить со Стародумом из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», так как оба героя отказались от службы по одной и той же причине: «Служить бы рад, да прислуживаться тошно». 

В знаменитом монологе «А судьи кто?» герой вскрывает все язвы «века нынешнего». Чацкий возмущенно говорит о том, что дожившие до седин пресекают стремление к наукам и искусству и в то же время поощряют отсутствие собственных мыслей. Героя так же волнует, что многие прислушиваются к «французику из Бордо» и внимают его речам, словно он какой-то идеал, а речь его – чарующая песнь, хотя, по правде сказать, он из себя ничего не представляет. Галломания – одна из проблем фамуского общества, с которой следовало бы бороться: Чацкий активно пропагандирует идею национальной самобытности, отрицает крепостное право, рабскую психологию. Морали Москвы старается противопоставить понятия о чести и добре. Но напрасно герой пытается изменить общество. Как было сказано в том же «Недоросле» устами Стародума: 

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». 

Чацкий понимает это, когда сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина, молодых и, казалось бы, прогрессивных, но утонувших в фамусовском обществе людей. Скалозуб – прекрасная партия для дочери Фамусова Софьи, так как он «метит в генералы». Только этим герой и отмечен в комедии. Намного интереснее личность Алексея Степановича Молчалина. Герой «уступчив, скромен, тих», но в то же время коварен и расчетлив. Он решил приволокнуться за Софьей, не испытывая к ней никаких чувств, чтобы быть ближе к Фамусову. В отношениях с Лизой, служанкой Софьи и возлюбленной героя, Молчалин настойчив и ради любовного успеха выказывает пренебрежительное отношение к дочери Фамусова: «Пойдем делить любовь плачевной нашей крали». Молчалин признает, что необходимо быть зависимым от других, ведь только так можно продвинуться по карьерной лестнице: 

«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» — заключает герой. 

Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов – поклонник старины и дворянских традиций. В комедии он выступает главным антиподом Чацкого. Фамусов одобряет крепостное право и, чувствуя свое превосходство над крепостными, обращается с ними как его душе угодно. Он называет их «чурбанами» и «ослами», считает, что они совершенно не достойны уважения за свой труд. Более того, по его мнению, крестьяне не люди, и с ними можно обращаться как со скотом, продавая и покупая их. Фамусов занимает высокую должность по службе. Его обязанности заключаются в подписи бумаг, заблаговременно подготовленных Молчалиным. Героя совершенно не заботит содержание бумаг, он следует одному только правилу: «Подписано, и с плеч долой!». Кроме того, благодаря Фамусову в Москве процветает кумовство: на службе герой окружил себя родственниками. Фамусов считает себя образцом, и поэтому отрицает любую критику в свой адрес. 

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к московскому обществу, ни к новым, прогрессивным людям. Героиня безусловно умна, и обладает она сильным характером, но выращенная в фамусовской среде, Софья не может полноценно отделиться от нее. Начитавшись французских романов, она влюбляется в Молчалина, не понимая, кто он на самом деле. Но когда ей открылось истинное лицо героя, она сумела признать свою ошибку, обличить подлость и безнравственность Молчалина, назвав его «подлецом». Софья также способна сформировать свое собственное мнение и благодаря этому активно противоречит отцу по поводу Скалозуба, что безусловно выделяет ее среди остальных героев комедии. 

Чацкий, видя низость и подлость московского общества, решает уехать. Герой не может смириться с откровенным бездельем и равнодушием общества, которое только «шуметь» и может. Более того, его оклеветали сумасшедшим, что было последней каплей. Обманутый и оскорбленный, Чацкий понимает, что фамусовское общество не для него, и покидает Москву. 

Автор: Полина Болондь

Автор:
Самый Зелёный
·

(706 слов) Александра Сергеевича Грибоедова неспроста называют выдающейся личностью. Ведь он был не только литератором, но и композитором, пианистом и дипломатом. Самым известным его произведением стала комедия «Горе от ума». В центре повествования автор показал конфликт поколений, который заключается в столкновении представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Сторонником «века минувшего» является Павел Фамусов, а «века нынешнего» – Александр Чацкий. Рассмотрим поподробнее сравнительную характеристику данных персонажей. 

В своих дневниках Александр Грибоедов писал, что в произведении «Горе от ума» есть только один здравомыслящий человек. Безусловно, таковым является Александр Чацкий. Не секрет, что писатель создавал этот образ, исходя из собственных убеждений и взглядов. В образе персонажа автор изобразил образованного человека, который все время стремился к развитию и прогрессу. Для Чацкого главными жизненными ценностями являлись честь, благородство, разум, самоуважение, совесть. Поэтому он не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные убеждения. Кроме того, Александр стремился к образованию, что было чуждо его окружению. Александр терпеть не мог такие отрицательные качества, как лицемерие, эгоизм и ложь. Чацкий не мог принять старых устоев жизни, в соответствии с которыми они играли главную роль в карьере. В образе Чацкого перед читателем предстает представитель «нового» времени, который выступает за демократизацию государственного строя России и отмену крепостного права. Чацкий утверждал, что для человека важнее ум, честность, разумность, нежели деньги, слава и нажива. Читатель замечает, что все мысли этого героя устремлены в будущее. Ему до глубины души обидно, что окружение не разделяет его прогрессивных и полезных взглядов. 

Представители фамусовского общества были сторонниками консервативных идей и старых устоев жизни. Для них образование, просвещение и разум не имели особой значимости в жизни. Для людей, подобных Павлу Фамусову, превыше всего богатство, статус и признание общества. Истинные человеческие добродетели также не важны для фамусовского окружения. Павел Афанасьевич даже зятя ищет не доброго или умного, а богатого и знатного. Все остальное для него вторично. Фамусов не только не ценит образование, он еще и считает его вредным. Оценивая Чацкого, он отмечает, что обучение ему повредило. Его принципиальность он считает неуместной гордостью. Зато сам он кичится многим, только вот поводы для хвастовства всегда лживые. Так, говоря о своем «монашеском поведении», Фамусов пристает к служанке, пока его никто не видит. Заботы Чацкого о крестьянах  Фамусов тоже понять не может, ведь называет их только «дураками» и «петрушками», то есть в уважении им отказывает. По его мнению, крепостное право отменять не следует, ведь оно является главным источником богатства помещиков. Если Чацкий нацелен на честный труд, то Фамусов лишь делает вид, что трудится, а по факту за него все делает секретарь. Если Чацкий хочет искренней любви, то Фамусов в браке видит лишь расчет. Так, по мнению Фамусова, чувства не имеют значения при заключении союза. Фамусов считает, что у его дочери будет счастливый брак, если у ее избранника будет достойное материальное положение. По мнению Чацкого, любовь является основой счастливого брака. Деньги же не имеют никакой значимости в создании семьи. И так в каждой сфере: герои ни в чем не находят компромисса.

Сравнивая Чацкого и Фамусова, можно сказать, что оба по своему происхождению дворяне, их связывает общая биография: Александр часто гостил у Фамусовых в детстве, его отец был другом Павла Афанасьевича. Но отличаются эти герои по своим жизненным ценностям и убеждениям. Так, например, Фамусов очень боится перемен, считает вредной образованность, а все демократические рассуждения Чацкого приравнивает чуть ли не к измене. Александр Чацкий, напротив, выступает за прогресс и просвещение. Павел Фамусов очень опасается того, что такие прогрессивные люди, как Чацкий, изменят его комфортный уклад жизни. 

Спор между двумя героями становится кульминацией пьесы. Александр утверждает, что служба ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в лицемерие. Ведь настоящий дворянин обязан честно служить своему делу. Совсем не удивительно, что Павел Афанасьевич отмахивается от собеседника. Он приводит в пример Максима Петровича, который путем приспособленчества и раболепства получил выгодные назначения. Вот его идеал!

Таким образом, Александр Грибоедов очень наглядно продемонстрировал читателю столкновение двух противоположных взглядов. Писатель показывает всю ничтожность и подлость фамусовского общества. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение, ведь упорно борется с ними. Герой был готов во что бы то ни стало отстаивать свои идеалы. Но Грибоедов показал, что время Чацкого ещё не наступило. Он был чужим среди фамусовского окружения, именно поэтому его и назвали сумасшедшим. Но новое время неизбежно придёт, а это значит, что правда Чацкого одержит победу. 

Критерий оценки Павел Фамусов Александр Чацкий
Отношение к блату «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,  Ну как не порадеть родному человечку!..»  … презирает людей, готовых у покровителей «зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать”,
Отношение к веку минувшему Он представляет век минувший, всецело ему предан: «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба  Старинный, верный член до гроба?..». ненавидит “век минувший”, который “… был век покорности и страха”.
Отношение к статусу в обществе «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…»   «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Отношение к образованию «Ученье — вот чума, ученость – вот причина…» «Из молодых людей, найдется – враг исканий,  Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,  В науки он вперит ум, алчущий познаний;  Или в душе его сам бог возбудит жар  К искусствам творческим, высоким и прекрасным…»  
Отношения с близкими людьми «Брюзглив, неугомонен, скор,  Таков всегда…»   «Тот часто без толку сердит…» (Софья об отце) «Остёр, умён, красноречив…» (Софья о Чацком)

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр… «(Лиза о Чацком)

Отношение к обществу и его мнению «Ах! боже мой! что станет говорить  Княгиня Марья Алексевна!..» «Помилуйте, мы с вами не ребяты,  Зачем же мнения чужие только святы?»
Отношение к крестьянам «Ослы! сто раз вам повторять?..» «умный, бодрый наш народ»

Автор: Виктория Комарова

Метки: 9 классАлександр ГрибоедовГоре от умасочинение-рассуждение

Читайте также:

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума». «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: …Вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался, все о нем прискорбно поминают:Кузьма Петрович! Мир ему! -Что за тузы в Москве живут и умирают!..Образ Чацкого, напротив, это что-то нс.вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов -воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! -раздался военный клич Фамусова. А в ответ — монолог Чацкого «Асудьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житьяподлейшие черты».Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета,становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимныеперсонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миромпоказана социальная интрига пьесы.Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига -любовная. И.А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое егослово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его конкурент: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете! -говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет… Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу-»Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва»
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Сочинение: Конфликты в комедии «Горе от ума»

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками. Он оставил потомкам два замечательных вальса и комедию “Горе от ума”.

“Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

  • …Вот пример:
  • Покойник был почтенный камергер,
  • С ключом и сыну ключ умел доставить;
  • Богат, и на богатой был женат;
  • Переженил детей, внучат;
  • Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Что за тузы в Москве живут и умирают!…

Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ человека, выражающего передовые идеи своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени.

В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм.

Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого —это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов — воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов отдать руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

  1. Сказал бы я, во-первых: не блажи,
  2. Именьем, брат, не управляй оплошно,
  3. А, главное, поди-тка послужи.
  4. На что Чацкий бросает:
  5. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! –

раздался военный клич Фамусова. А в ответ — монолог Чацкого “А судьи кто?”. В этом монологе Чацкий клеймит “прошедшего житья подлейшие черты”.

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига — любовная. И. А. Гончаров писал: “Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье”. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому “мильону терзаний”, под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: “Он не в своем уме”.

И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И сам Чацкий, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом о “французике из Бордо”, который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.

Тайна раскрыта, сердце разбито, мучениям нет конца.

Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! –

Молчалины блаженствуют на свете! –

говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей:

Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

  • И перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:
  • Из огня тот выйдет невредим,
  • Кто с вами день пробыть успеет,
  • Подышит воздухом одним,
  • И в нем рассудок уцелеет…

Чацкий уезжает.

Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье “Мильон терзаний”: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрягавшийся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва”.

Сочинения по теме:

  • Фамусовское общество – колосс на глиняных столпах? сочинение
  • Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» – каково оно? сочинение
  • В чем смысл диалогов Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»? сочинение
  • Художественные особенности, которые использовал автор, в комедии «Горе от ума» сочинение

Основной конфликт в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Сочинение: Конфликты в комедии «Горе от ума»

Комедия “Горе от ума” занимает исключительное место в истории русской литературы, ведь она отразила протест передовой части русского дворянства против косности, отсталости реакционеров-крепостников, против сословных привилегий. Поэтому главная тема, основной конфликт комедии – в борьбе “века нынешнего”, всего нового, прогрессивного, просвещенческого против “века минувшего”, реакционного, стремящегося к сохранению самодержавно-крепостнического строя.

Как много в комедии защитников крепостной старины: это и Фамусов, и Молчалин, и Скалозуб, и практически вся Москва “фамусовского круга”! А активный представитель передовой дворянской молодежи только один – Чацкий, но ему под силу возмутить спокойствие, обеспокоить, пробудить от безмятежной спячки врагов свободомыслия и просвещения.

  1. Два мировоззрения, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века, столкнулись в комедии, у каждого – свои идеалы, ценности, жизненные нормы.
  2. Чацкий
  3. – энтузиаст, открытый, искренний, эмоциональный молодой человек. Многие его качества ценит даже Фамусов:
  4. …он малый с головой,И славно пишет, переводит…

Чацкому в свое время стало тесно в Москве, и он уезжает путешествовать, “ума искать”, искать положительные основы жизни. Любовь заставляет его вернуться, но он уверен, что Москва не изменилась: “Что нового покажет мне Москва?” И в этом он прав:

Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Раскрывая перед Софьей яркий мир своих чувств и переживаний, вступая в спор с Фамусовым, Скалозубом и им подобными, Чацкий наталкивается не только на непонимание, но и на открытое противодействие, ненависть к этой струе свежего воздуха.

Да и как иначе, если он чужой в этом мире. Умение разумно мыслить, откровенно высказывать свое мнение, стремление к новым знаниям превращает Чацкого в глазах окружающих в “опасного” и “странного” человека, “карбонария”, сумасшедшего.

Чацкий “не служит, то есть в том он пользы не находит”, но лишь потому, что его глубоко возмущает лицемерие, подлость, низкопоклонство, принятые в современном “высшем свете”. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” Чацкому.

Он не приемлет “страсть к мундиру”, который у большинства служит лишь прикрытием слабодушия, нищеты рассудка. У Фамусова и его сторонников мнение противоположное, их идеал: “и награжденья брать и весело пожить”.

Чины, положения в обществе, богатство для этих людей куда важнее личных достоинств человека.

Чацкий побывал за границей и видел свет, но он остался настоящим патриотом своей родины, искренним ценителем ее самобытности. Его задевает, что среди дворянства до сих пор “господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским”, оскорбляет засилье иностранщины.

Чацкий прекрасно понимает свою отверженность от мира Фамусовых и скалозубов, сознает свою исключительность, ведь тот, кто, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин…”, “в науки вперит ум, алчущий познаний”, “прослывет у них мечтателем, опасным!” И действительно, фамусовская Москва сошлась на мнении, что “ученье – вот чума”, и лучшим выходом для противников просвещения было “забрать все книги бы да сжечь”.

Человеку “века минувшего” “не должно сметь свое суждение иметь”, поэтому во всех своих действиях они руководствуются общественным мнением. Гневно выступает Чацкий против таких “судей”, которые “грабительством богаты”, “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”, обличает нравы, жестокость и произвол крепостников. Независимая, свободная, образованная личность является для него идеалом.

С самого начала понимает Чацкий, насколько сильно он не вписывается в привычную для Фамусовых жизнь, но все же дожидается трагической развязки.

Что же удерживает его среди чужих ему людей? Любовь к Софье – девушке, хоть и имеющей собственное мнение, способной на сильные и живые чувства, готовой на самопожертвование, но выросшей среди глупых, лицемерных людей, на французских романах, имеющей перед глазами живой пример отца.

Она не может полюбить Чацкого, а он все никак не хочет этого понять, ведь “если так: ум с сердцем не в ладу”. Лишь в конце комедии он освобождается от этой любви, от иллюзий, как ни больно ему рвать нежные нити чувств и воспоминаний.

Испытав “мильон терзаний”, Чацкий не изменил и не переубедил фамусовское общество, но он сумел взволновать, обеспокоить их безмятежное, беспечное существование.

Чацкий уезжает, но действие не закончено, поскольку его тень навсегда поселилась между молчалиными, скалозубами, Фамусовыми, она беспокоит их, расшатывает привычные основы самодержавно-крепостнического мира.

Чацкий – человек нового века, обличитель лжи “века минувшего” и один из первых вестников больших перемен новой свободной жизни.

Уроки Совы Филиновны

Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — столкновение двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями.

Такие люди не лгут, не испосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным.

Проблема взаимопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна во время создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни.

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды.

«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких образов-типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза. Одним словом, их множество. Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах.

Он приветлив, учтив, остроумен, весел — в общем, радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор же показывает Фамусова всесторонне. Он предстает и как убежденный, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе.

Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью («Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета».

  • Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Поэтому он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:
  • Хозяину, где доведется жить,
  • Начальнику, с кем буду я служить,
  • Слуге его, который чистит платья,
  • Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
  • Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях; «Молчалины блаженствуют на свете!».

Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получал награды.

Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего — умеренностью и аккуратностью.

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Фамусов хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок».

На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов формалист и бюрократ («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны: боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их».

Другим представителем «века минувшего» является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб.— «и золотой мешок, и метит в генералы».

Этот персонаж соединяет в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов.

«Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья вполне соответствует морали «отцов».

И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, чистой душой, в ней сумели воспитать много негативных качеств, что сделало ее частью консервативного общества. Она не понимает Чацкого, не ценит его острого ума, его логичной беспощадной критики.

Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, — ее трагедия.

А виновато общество, в котором она родилась и жила: «Она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, пустомеля, но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фа-мусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех.

«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии.

Что же это — поражение или прозрение? Да, финал этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полностью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».

Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших «и честь, и жизнь…

не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, зло, горячность и решительность.

Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век минувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия крепостников. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это эпизодические персонажи: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил…»), племянник княжны Тутоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, следовательно, не только от своего лица. Так А. С.

Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену приходит «век нынешний» — сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана.

Передовые люди того времени горячо приветствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены. Что же это — столкновение «века минувшего» и «века нынешнего»? Конечно, да. Грибоедов горячо верил в Россию, в свою Родину, и совершенно справедливы слова, написанные на могильном памятнике писателя: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».

Информационный портал рынка недвижимости
Полотенца, Скатерти, Салфетки, Кухонные комплекты

Основной конфликт в комедии «Горе от ума»

    Помыкает Паскевич,     Клевещет опальный Ермолов…     Что ж осталось ему?     Честолюбие, холод и злость…     От чиновных старух,      От язвительных светских уколов      Он в кибитке катит,     Опершись подбородком о трость.     Д. Кедрин

    Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность, написав комедию “Горе от ума”. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века. 

    Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего>ми “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.     Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины…

    Тот сватался — успел, а тот дал промах. 

     Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

    Женщин, в основном, занимали наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого.

При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”.

Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает: 

    Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!     А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”.     Сам же московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества.     Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, 

    Что нынче пуще, чем когда,     Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. 

    “Охота странствовать напала на него…” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.     После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.     И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал… от матерей, отцов отторженных детей” и разорившись, распродал всех поодиночке.

    Вот те, которые дожили до седин! 

    Вот уважать кого должны мы на безлюдье!     Вот наши строгие ценители и судьи!

    Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”.

Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде.

В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку. 

    Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:

    Теперь пускай из нас один 

    Из молодых людей, найдется враг исканий, –     Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,     В науки он вперит ум, алчущий познаний;     Или в душе его сам Бог возбудит жар     К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —     Они тотчас: разбой! Пожар!     И прослывет у них мечтателем! Опасным!!!

    К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской — “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка. 

    – Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают ату новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.     А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, котрое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.     В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот — социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:

    Безумным вы меня прославили все хором. 

    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,      Кто с вами день пробыть успеет,      Подышит воздухом одним,     И в нем рассудок уцелеет.

    Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фа-мусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх.

Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А.С.

Грибоедов создал комедию на все времена.

Основной конфликт комедии «Горе от ума» Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой.

Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный.

Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Любовный конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» план-конспект урока (9 класс) на тему

Урок литературы 9 класс

(увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта

Тема: Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цель:

  Сочинение на тему крепостное право в комедии недоросль

Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая: способствовать выработке своей точке зрения на произведение , которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.

развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог ,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения ; навыки делового партнерского общения , монологической и диалогической речи ,артистические умения.

воспитывающая: воспитание толерантности в классе.

Задачи: 1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта 2. работать с текстом комедии 3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта. 4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии 5. развивать творческое воображение учащихся 6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

Ход урока : 1.Формулировка темы урока После просмотра увертюры вопрос классу: — Что было перед нами? — Конфликт — Что такое конфликт? (на доске открываем)2.Формулировка проблемы урока Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт.

Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы. «Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума» Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета. 3.

Аналитическая работа с текстом произведения Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту Действие первое – завязка конфликта — С какими словами входит Чацкий? — Какая характеристика предшествует появлению Чацкого? — Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи? — Что Чацкий вспоминает из детства? — Что вспоминает и над чем смеется Чацкий? -Как реагирует София? -Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? ( Насмешки над Молчалиным , образовался любовный треугольник ) Охарактеризуем участников треугольника. Итак , завязка найдена.Действие второе , третье- развитие конфликта ( видеофрагмент ) Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого ? — Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий? — Что София ценит в Молчалине? -Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий? — Почему Чацкий не понимает ,что София любит Молчалина? — Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?

Действие четвертое – развязка ( видеоролик )В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? Почему Молчалин не любит Софью? Какие заветы он получил от отца? Какие качества в этой сцене проявляет Софья? Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»

Вывод: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы У каждого из героев остается свой «мильон терзаний» -Какой у каждого из героев? В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки.

Один их них , пользуясь благосклонностью родителей девушки , оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками , а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону.

В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

Согласны ли вы ,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин? Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста. Б.

Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых бунт. Против привычной морали … Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …» Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему , любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?» И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал : « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме ( «… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …» ). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …» О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения). Соответствие урока поставленным целям — обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы. — развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.

— воспитывающая: дискутируя, ребята всё же прислушивались к чужому мнению, с чем-то соглашались, уважительно относились к чужому мнению, в спорных моментах на выручку приходил учитель. Так достигались на уроке «толерантные» цели.

Таким образом, поставленные цели достигнуты.

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь.

Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Роль любовной интриги

Любовная линия проглядывается в комедии на протяжении всей пьесы. Но так как жанр произведения — общественная комедия, то социальный аспект разногласий все же главенствует над интригой в любви.

Однако перед читателем первыми возникают личные переживания в любовном треугольнике. Софья питает глубокие чувства к Молчалину, что показывается в первом же действии во время ночного свидания. Тем временем ее служанка Лиза вспоминает о юношеской любви хозяйки к Чацкому. Образуется любовный треугольник.

Любовный конфликт комедии «Горе от ума» пересекается с социальным, сюжетные линии переплетаются, в этом и заключается своеобразие пьесы. Чтобы усилить комичность ситуации, Грибоедов вводит еще 2 любовных треугольника в «Горе от ума», связанных со следующими персонажами:

  • служанкой Лизой;
  • Молчалиным;
  • Петрушей из буфета.

Софья испытывает чувства к Молчалину, а он, в свою очередь, приглядывается к Лизе. Девушка же влюблена в Петрушу, но не может решиться признаться ему в любви.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий.

В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды.

Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами.

С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно.

Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума».

Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам.

В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи.

Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества.

Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве.

Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Сочинение: Основной конфликт в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(384 слова) В комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Представители двух поколений, Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий, являются героями-антиподами, между которыми неизбежно возникает общественный конфликт. Но в чем его суть?

Павел Афанасьевич Фамусов – представитель «века минувшего». Это типичный барин-крепостник, который держится за прошлое и категорически против всего нового и прогрессивного. Для героя важно чужое мнение: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!».

Служба для него стоит на первом месте, особенно важно прислуживать конкретным лицам, чтобы скорее продвинуться наверх. Например, Максим Петрович, который, случайно упав перед императрицей и вызвав тем самым у нее смех, специально падал еще несколько раз и получил повышение, – идеал для Фамусова.

Также Павел Афанасьевич считает, что книги и образование вредят обществу, ведь это прогресс и развитие, которые способны сломать привычный уклад жизни.

Именно поэтому приезд Александра Чацкого становится для Фамусова катастрофой. Молодой человек является представителем «века нынешнего». Его взгляды с Фамусовым максимально контрастны. Он не против службы, но не собирается кому-то прислуживать и унижаться ради повышения. Герой образован, у него острый и пытливый ум.

Он на все имеет собственное мнение и независим от пересудов окружающих: «Зачем же мнения чужие только святы?». Взгляды двух антагонистов различаются не только в вопросах службы и образования, но в вопросах личных взаимоотношений.

Так, Павел Афанасьевич Фамусов считает, что человек из простой семьи и не имеющий достаточно денег не может стать женихом его дочери: «

Кто беден, тот тебе не пара». А вот человек, имеющий достаточно душ («тысячки две родовых»), является достойным кандидатом. Александр Чацкий имеет диаметрально противоположное мнение. Самое главное для героя – личные качества человека, чувства всегда важнее достатка.

Таким образом, конфликт между Фамусовым и Чацким складывается не только из-за разницы поколений, но и из-за разного отношения к жизни. Две личности не могут договориться друг с другом, они спорят, но в их споре не рождается истина, так как каждый, так или иначе, остается при своем мнении.

Однако конец произведения показывает нам, что время Чацкого еще не пришло. Фамусовское общество не готово принять прогрессивные взгляды и новые веяния, страшно опасаясь разрушения старого уклада. Главный герой вынужден отступить.

Но при всем этом, Чацкий ни в коем случае не меняет своего мнения и не уходит от своих принципов. И это значит, что герой не побежден и просто должен дождаться того времени, когда новое придет на смену старому. А ждать осталось недолго.

Дарина Третьякова

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим».

Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его.

Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Тест по произведению

Основной конфликт в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В центре внимания автора комедии находится явное противостояние, существовавшее в начале 19 столетия между приверженцами «старого» уклада, реакционерами и более молодыми, просвещенными и прогрессивными представителями дворянского сословия.

Придерживающиеся «прежних» взглядов на жизнь помещики всячески старались сохранить привычный для них быт крепостников, тогда как их противники усиленно уверяли окружающих в том, что наступил уже «век нынешний» и с «веком минувшим» давно пора закончить. К числу именно таких дворян и относится герой Грибоедова Чацкий, на протяжении всего действия пьесы пытающийся убедить в своей правоте людей, не желающих не только его понять, но хотя бы услышать.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В самом начале комедии наивный и склонный к мечтам молодой человек является в дом Фамусова, стремясь изменить проникнутое пороками современное ему общество. Он рассказывает о своих идеях хозяину дома и его гостям, столь же старомодным и реакционным людям, боящимся всяких новых веяний и считающих их крайне вредными, по этой причине слова Чацкого совершенно не воспринимаются его оппонентами.

Стоит обратить внимание на то, как характеризует автор своих героев, в частности, «члена Английского клуба» Фамусова, и его родственника, человека, требующего, чтобы «грамоте никто не знал», и прочих знакомых отца Софьи, оценивая одной-единственной фразой всю их недалекость, ограниченность и ненависть ко всему неизвестному им, которое кажется им чужим и опасным.

В итоге Чацкий, получивший в этом «избранном» обществе глубокое оскорбление, избавляется от всех своих иллюзий и понимает, насколько бессмысленно было пытаться хоть в чем-то изменить подобных людей. По его словам в финале пьесы, у него с глаз, наконец, «спала пелена».

Фамусов, главный антагонист Чацкого, нисколько не скрывает своего равнодушного отношения к службе, которая является для него лишь формальностью, как он утверждает, «подписано — и с глаз долой».

К тому же этот уверенный в своей непогрешимости барин постоянно составляет протекцию исключительно родственникам и знакомым, говоря о том, что родню он найдет «и на дне морском» и готов ради нее на все.

Основным правилом для него является откровенное пресмыкательство перед более высокими чинами, и лишь таким образом, по мнению Фамусова, возможно «выйти в люди» и стать действительно «достойным» человеком.

Подобные слова выводят из себя Чацкого, и молодой человек произносит страстный, горячий, исполненный самого искреннего возмущения и гнева монолог, обличая неприкрытое «раболепство» и «шутовство», без которых не мыслит жизни его собеседник.

Фамусов, в свою очередь, приходит в откровенный ужас от таких высказываний и начинает твердить о том, что столь инакомыслящих личностей, как Чацкий, вообще не следует пускать в столицу, более того, их необходимо немедленно отдавать под суд.

Гости, собравшиеся в доме, с радостью узнают от хозяина, что имеется «новый проект», касающийся учебных заведений, где станут учить «по-нашему, раз-два», тогда как книги будут фактически не нужны подрастающему поколению.

Присутствующие в покоях Фамусова люди считают учение настоящей «чумой», полковник Скалозуб без стеснения высказывает мечту «собрать бы книги все и сжечь».

Молчалин, в которого влюблена Софья, также с детства усвоил, что всем вокруг необходимо «угождать» и ведет себя именно так, абсолютно не задумываясь о чувстве собственного достоинства и гордости, он старается понравиться не только непосредственному начальнику, но и дворнику, и даже «собаке дворника».

Чацкий оказывается совершенно чужим в этой среде «правильных», старорежимных людей, врагов всякого прогресса и совершенствования общества. Его рассуждения лишь пугают окружающих, он кажется им весьма странной личностью, возникает предположение, что он просто «не в своем уме», высокий интеллект Чацкого и его пылкие порывы лишь отталкивают от него собравшихся у Фамусова.

Главный монолог молодого дворянина, в котором он вопрошает, кто же является судьями нововведений, и обличает бессердечных помещиков, без колебаний продающих детей и разлучающих их с родителями или меняющих слуг на собак. Чацкому уже доводилось служить и путешествовать, однако он желает быть полезным родной стране, а не начальству, поэтому пока мужчина, оставив прежние занятия, пытается найти свою дорогу в жизни.

Его также глубоко возмущает отсутствие у членов «великосветского общества» всякого патриотизма, их явное преклонение перед всем иностранным и разговоры в дворянской среде на таком нелепом сочетании языков, как «французский и нижегородский».

Он полагает, что аристократии следует быть ближе к простому народу и хотя бы уметь правильно говорить по-русски, тогда как для большинства дворян легче объясниться на каком-либо из европейских языков. В то же время даже противники Чацкого замечают его незаурядный ум и превосходную речь.

По словам Фамусова, его гость «малый с головой» и четко, грамотно выражает свои мысли.

Молодой человек пребывает в совершенно чуждой для него обстановке только ради Софьи, которую он любил с юности. Однако девушка находится полностью под влиянием окружающего ее общества, которым сформированы все ее представления о жизни, и она не в силах ответить взаимностью Чацкому, противоречащему привычному для нее миру ценностей и понятий.

Когда гостю Фамусова становится ясно, что Софья с легкостью изменила их прежним чувствам и обещаниям, и выставила Чацкого на всеобщее посмешище, рассказывая об утрате им рассудка, он немедленно покидает пустое, лишенное всякого внутреннего содержания, понимая, что теперь ему абсолютно незачем находиться здесь. В заключительном монологе он подчеркивает свое полное разочарование в собравшихся, отныне все его связи с «фамусовским» миром разорваны.

Людям, подобным этому прогрессивному дворянину, присутствие в подобной среде приносит только страдания, «горе от ума», как и называется пьеса. Но усилия Чацкого все же оказываются не напрасными, его обличения наносят и серьезный удар по таким людям, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, и иным приверженцам «старого порядка».

Правда, борьба с реакционерами в комедии не завершается победой прогресса, поскольку и в реальной жизни России она в те времена лишь начиналась.

Однако и Фамусов, как и его сторонники, чувствует свое бессилие перед просвещением, приближающейся новой эпохой и иной жизнью, они не могут не осознавать, что их устоявшийся мир постепенно уходит в прошлое и им на смену идут совершенно иные люди, придерживающиеся других взглядов и устремлений.

Сочинение: Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 го­ду. Она дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, ко­торая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передо­выми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего».

Все образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Ска­лозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий — все они явля­ются отображением действительности. Это люди глупые и ко­рыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их уст­ремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попираю­щей все живое.

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное — быть богатым. Идеалы этого общества представле­ны в монологах Фамусова: 

                                    …вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Что за тузы в Москве живут и умирают!..
[sms]

Фамусов, старый московский дворянин, заслужил общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро­умен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор же раскрыва­ет образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозя­ин, но и убежденный крепостник, яростный противник просве­щения. «Забрать все книги бы да сжечь», — говорит он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в на­уку впереть ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе, так как оно расценивает человека по его происхождению и числу крепостных душ. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее добавляет: «Вот, например, у нас уж ис­стари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых — тот и жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый — прах и суета».

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, на служ­бу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он очень серьезно относится к службе. И если Фамусов отно­сится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий пря­чусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремес­ла есть тьма искусников, я не из их числа».

О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».

Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит полковник.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гу­манность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Он защищает свою точку зрения в спорах, разговорах со всеми действующими ли­цами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за прав­ду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, ко­торый является основой их благополучия. Прошедший век, ко­торым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это двоюродный брат Ска­лозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, та­ким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хо­тел намекнуть читателю, что время «века минувшего» прохо­дит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный. [/sms]

  • Чацкий победитель или побежденный сочинение рассуждение 9 класс с цитатами кратко
  • Чаше или чаще как пишется
  • Чацкий победитель или побежденный сочинение рассуждение 9 класс 200 слов
  • Чацкий победитель или побежденный ответ на вопрос сочинение рассуждение
  • Чацкий победитель или побежденный сочинение 300 слов