Ч айтматов использовал в повести первый учитель метод рассказ в рассказе

Автор на чтение 26 мин. просмотров 1 опубликовано 07.03.2021 айтматов ч. первый учитель текст: повесть / ч. айтматов ; пер.

На чтение 26 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с. 

obraz-uchitelya-01.jpg?fit=300%2C472

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики – обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе. Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.

Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230. 

obraz-uchitelya-02.jpg?fit=300%2C472

Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

Бруштейн, А. Я. В рассветный час [Текст]/Александра Бруштейн. – М: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 446 с. – (Внеклассное чтение)

Это вторая книга автобиографической трилогии («Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна») Александры Бруштейн (1884- 1968).

Быков В.В. Обелиск [Текст]: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с.

«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.

Васильев Б.В. Завтра была война[Текст] : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. – М.: АО Изд-во «АСТ – Пресс», 1994. – 477 с.

В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.

Веркин, Э. Книга советов по выживанию в школе [Текст]/Эдуард Веркин. – М: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).

В школе учились все. Ну, если не учились, то хотя бы ходили в нее. Посещали. Просиживали. Протирали штаны. Поэтому эта книга окажется интересной всем. Тем, у кого школа осталась позади, будет приятно пощекотать нервы, вспомнить, так сказать, детство грозовое. Тем, кто учится в младших классах, эта книжка станет интересна чуть позже. А пока им будет просто интересно ее полистать, картинки посмотреть. Картинки из будущей взрослой жизни. Но в основном она рассчитана на тех, кто учится в средних классах. На мальчишек и девчонок самого безбашенного возраста. Да и ученикам выпускных классов прочитать ее не помешает. У них школа уже почти позади – но страницы, посвященные выбору будущей профессии, их непременно заинтересуют. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным глава про выпускной бал… Ну вот, вроде бы и все. Хотя нет. Ведь есть еще родители. Им данная книга тоже будет полезна. Поскольку сами родители давно закончили учебу. И если они забыли свои школьные страдания, то пусть почитают эту книгу. И вспомнят. А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.

Железников, В. Чучело [Текст]: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с.

Повесть “Чучело” впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях “Чучела”. “Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер. Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст]/Алексей Иванов: роман. – СПб:Азбука- классика, 2005. – 512 с.

Алексей Иванов (р.1969) с раннего детства живёт в Перми, и его можно назвать своего рода “гением места” этого края. Автор романов “Общага-на-Крови”, “Блуда и МУДО”, “Сердце пармы”, “Золото бунта”, а также историко-публицистических книг, среди которых “Хребет России”, “Message: Чусовая”, “Увидеть русский бунт”. Лауреат премии “Ясная Поляна».

Внешне сюжет книги не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.

Изотчин, А. День учителя: большая повесть для взрослых [Текст]/Александр Изотин. – М: АСТ, 2014. -512 с.

Главный герой книги – Андрей Мирошкин дитя лихих 90-х, неудачливый любовник и несостоявшийся ученый, учитель истории. Жизнь ставит перед ним непростые для решения задачи: как выбиться из провинциального городка в Москву? Как получше устроиться в жизни? Послекризисная Москва 1998 года неласкова к недотепам-провинциалам… Чем придется пожертвовать герою ради своих амбиций? И стоит ли цель такой жертвы?

Кучерская, М. А. Плач по уехавшей учительнице рисования [Текст]: [рассказы] /Майя Александровна Кучерская. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 286 с.- (Эксклюзивная новая классика)

Майя Кучерская – прозаик, филолог, профессор Высшей школы экономики. Автор романов “Бог дождя” и “Тётя Мотя”, книг “Современный патерик. Чтение для впавших в уныние” и “Сглотнула рыба их: беседы о счастье” (совместно с Татьяной Ойзерской). “Плач по уехавшей учительнице рисования” – это драматические истории о том, как побороть тьму внутри себя. Персонажи самого разного толка – студентка-эмигрантка, монах-расстрига, молодая мать, мальчик-сирота – застигнуты в момент жизненного перелома. Исход неизвестен, но это не лишает героев чувства юмора и надежды на то, что им всё же удастся пройти по воде, станцевать на крыше и вырастить дерево из музыки Баха.

Лиханов А.А. Повести  [Текст]/ А.А. Лиханов. – М. : Худож. лит., 1983. – 599 с.

Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини. В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.

Неволина, Е. А. Начало [Текст]/Екатерина Неволина. – М: Эксмо, 2013. – 384 с.- (Закрытая школа).

В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.

Для старшего школьного возраста.

Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Рекунова, А. К. Жизнь среди людей [Текст]/Алиса Константиновна Рекунова. – М: АСТ, 2015. – 442 с. – (Средняя школа №…)

“Я просто хочу быть как все. Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то. Чего-то большего, чем я сам”. Необычный ученик в обычной средней школе. Правила игры известны всем… …кроме него.

Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с. : ил.

В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь. Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

Тезисы

  1. Роль учителя в жизни человека сложно переоценить: он направляет и поддерживает ученика, во многом определяя его дальнейшую судьбу;
  2. Неблагодарное отношение к учителям — проблема, которая затормаживает развитие нашей страны;
  3. Альтруизм в профессии учителя — главное качество, ведь мудрый наставник всегда отдает больше, чем получает взамен;
  4. Любовь и уважение к преподавателям и наставникам — это наш нравственный долг по отношению к ним;
  5. Учитель и ученик должны стремиться к одному и тому же — к постижению истины и развитию личности;
  6. Учитель в жизни человека играет роль маяка, который освещает путь и дает представление об истинном призвании.

Аргументы

Валентин Распутин «Уроки французского». «Уроки французского» — наиболее известное произведение русской литературы, посвященное роли учителя в жизни людей. На первый взгляд, поступок учительницы французского языка Лидии Михайловны оценивается читателем неоднозначно. Чтобы помочь своему ученику выбраться из тяжелого материального положения, молодая женщина решается пойти на преступление и сыграть с мальчиком в азартную игру. Директор, узнав об этом, уволил преподавательницу. Тем не менее, Лидия Михайловна, принимая все риски, решила для себя, что важнее помочь бедному мальчику, чем остаться при своей работе. Этим учеником и был сам рассказчик, для которого поступок учительницы был самым важным жизненным уроком – всегда, при любых обстоятельствах, оставаться человеком, добрым и отзывчивым. Главный герой запомнит свою учительницу французского языка на всю оставшуюся жизнь.

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Харлампий Диогенович был учителем математики, но сильно отличался от своих коллег. В отличие от них, он не отчитывал опаздывающих и не повышал голоса на двоечников, но умел организовать дисциплину в классе и без агрессии. Ему помогали шутки, которые позволяли ребенку понять, что он был неправ. Каждый ученик боялся их больше, чем типичного наказания, потому что шутка приживалась в классе и служила своеобразным клеймом. Такой оригинальный подход к обучению помог главному герою стать внимательнее к домашним заданиям и честнее. Осознав вину за свою проделку, он подготовился к занятиям и освоил предмет очень хорошо. Очевидно, что настоящий наставник отличается не грубостью и агрессией, а умением добиться высокого уровня знаний без ругани.

Лев Толстой «Детство». В повести Толстого особое внимание уделяется учителю Карлу Ивановичу. Герой был строгим преподавателем и профессионалом своего дела. Но главное, чему он смог научить детей, заключалось вовсе не в математике и истории. Он сумел доказать им важность доброты и нравственности, преданности своему делу и близким людям. Старик привязался к своим ученикам и стал для них примером для подражания. Когда им предстояла разлука, и дети, и Карл Иванович испытывали страдание. Никто из них не хотел разлучаться, ведь ученика и учителя обычно связывают узы чувства привязанности и взаимной благодарности. Процесс познания приносит радость и новую мудрость всем своим участникам.

Чингиз Айтматов «Первый учитель». Не всегда, чтобы стать учителем или наставником, необходимо иметь высшее образование. Главный герой, обладая лишь поверхностными познаниями, желает из ветхого сарая соорудить школу для местных детишек. Он всегда старался помочь окружающим, и однажды герой спасает молодую сиротку Алтынай, помогая ей уехать учиться в город, освободив её от насильственного замужества. Девушка на всю жизнь запомнит благородный жест главного героя и в будущем, став доктором наук, она назовет свою школу в честь своего первого учителя. Значит, наставник — это не тот человек, который лишь формально выполняет свои обязанности за плату, а тот, кто вкладывает силы и мудрость в своих учеников, невзирая на условия и подчас даже жертвуя своими интересами.

Александр Пушкин «Евгений Онегин». Не всегда на нашем пути встречаются хорошие педагоги. Так и у Евгения Онегина был молодой ветряный французский преподаватель. Он «шутя» проводил уроки, не напрягая ум мальчика. Сам преподаватель не наказывал юношу, строго не спрашивал с него, в легкой форме проводя занятия. Безразличное отношение учителя отразилось на дальнейшей судьбе главного героя. Молодой человек стал эгоистичным, аморальным, бездушным мужчиной, чьи поступки разрушили не одну судьбу. Его знания были поверхностными и не пригодились. Он так и не нашел своего призвания в жизни.

Александр Галич «Кадиш». Альтруизм в работе учителя проявлялся во многих произведениях — как в довоенные годы, так и во времена Великой Отечественной войны. Подвиг Януша Карчака очень трогательно выразил в своей поэме Александр Галич. Врач, педагог вместе со своими воспитанниками отправился в свой последний путь на верную смерть в концентрационный лагерь, хотя прямо перед отправлением ему разрешили остаться. Польский врач оставался рядом со своими детьми до самого страшного конца. Осознавая, что у него не осталось никого, кроме воспитанников «Дома сирот», герой пожелал уйти вместе с ними, не оставляя их одних. Учитель — это не только поставщик образовательных услуг, но и тот, кто берет ответственность за своих учеников.

Василь Быков «Обелиск». С наступлением Великой Отечественной войны, повседневная обыденная жизнь для многих прекратила своё существование. Но не для главного героя произведения — Морозова. Он предан своей профессии и своим ученикам, и даже с наступлением войны продолжает дарить знания. Более того, когда его учеников забирают в плен фашисты, Морозов следует за ними, хоть и понимая, что идет на верную смерть. Мужчина осознавал, что даже если ему не удастся спасти ребят, он хотя бы приободрит их в нелегкий момент. Его хитрость позволила одному из мальчиков выжить. Но сам преподаватель был казнен. Его жертва стала символом нелегкой доли учителя, который должен вести за собой своих учеников.

Чингиз Айтматов «Плаха». Главный герой Авдий, опираясь на своё прошлое обучение в семинарии, основанное на высокоморальном воспитании, сталкивается с двумя мальчиками, погрязшими в наркоторговле и прочих низких делах. Авдий пытается направить их на путь истинный, однако судьба жестока к юноше, и он умирает. Попытка поменять мировоззрение людей, нуждающихся в помощи, заслуживает большого уважения, ведь герой прежде всего думал о судьбах других людей, а не о себе. Будучи наставником, он не смог образумить своих учеников, но все же заставил их задуматься о будущем. Возможно, семена доброты и отзывчивости, посеянные им, когда-нибудь взойдут.

Мария Казакова «Трудно с тобой, Андрей». Хороший педагог всегда найдет индивидуальный ключик к каждому ученику. Автор рассказывает историю школьника-хулигана, который постоянно хамил и сбегал с уроков. Большинство педагогов махнули на него рукой и оставили любые попытки хоть как-то повлиять на его дурное поведение. Однако новая учительница русского языка смогла разглядеть за толстым слоем агрессии светлые качества школьника и помогла мальчику. Юная учительница является эталоном в своей профессии и Педагогом с большой буквы.

Александр Куприн «Тапёр». Главный герой рассказа, Юрий Азагаров, обучающийся в школе, подрабатывал в рождественский вечер в семье Рудневых. Там он знакомится со знаменитым композитором А.Г. Рубенштейном. Мужчину глубоко зацепила игра юноши, он смог разглядеть в мальчике зарождающийся талант. Композитор решил увести Юру с собой, тем самым подарив ему шанс на светлое будущее.Впоследствии Азагаров стал великим композитором, но на протяжении всей своей жизни он будет помнить те «священные слова», что сказал его учитель в ту Рождественскую ночь. Именно вклад учителя помог герою реализовать свой потенциал и добиться успеха.

Антуан Сент-Экзюпери «Маленький принц». Познакомившись и приучив Лиса, Маленький принц получил от него множество мудрых советов, которые помогли ему разобраться в своих чувствах к Розе, понять, что такое «дружба» и что означает «приучить». Лис был не просто другом для принца, но и учителем, рассказывавшим о любви и расставании, донося до него ключевую мысль – «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так, учителями бывают не только педагоги и родители, но и близкие друзья. Подчас они доносят до нас наиважнейшие жизненные уроки.

Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика». Идеальный учитель всегда характеризуется терпением, внимательностью к каждому ученику. Такой и является главная героиня произведения, которая, несмотря на сложность характера учеников, нашла к каждому индивидуальному подход и раскрыла каждого ученика как личность. Умение слушать, слышать и понимать позволили ей видеть и решать проблемы учеников.

Автор: · 06.09.2018

(387 слов) Учитель – это тот человек, который встречается на нашем пути в самом его начале. От его старания и таланта зависит наш интерес к учебе. Также благодаря его чуткости и внимательности, мы открываем в себе новые грани и возможности, можем поверить в себя. В литературе есть великое множество образов учителей, как плохих, так и хороших, но мне бы хотелось написать о положительных примерах для всех представителей данной профессии.

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин создал прекрасный образ учителя. Главный герой испытывает трудности в жизни из-за того, что семья была бедной. Он решается играть в “чику” на деньги, чтобы прокормиться, но это замечает Лидия Михайловна и решает аккуратно помочь мальчику. Сначала учительница приглашает его к себе домой, пытаясь накормить, потом посылает от имени матери посылку с продуктами, но вскоре понимает, что это всё бесполезно, и играет по правилам ученика: она учит играть его в игру своего детства – “пристенку”, чтоб мальчик смог выигрывать деньги и тратить их на пропитание. Ее участие выручило героя в трудную минуту. Женщина даже не побоялась рискнуть должностью ради выполнения своего истинного долга – помочь ученикам выйти в люди.

В рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович был грозным учителем, насмешек которого все боялись. Одной фразой он мог высмеять ученика, да так, что позорное клеймо застывало пятном на его репутации. Но делал он это не для того, чтобы унизить кого-то. Эта мера помогала ему воспитывать в школьниках положительные качества и отучать их от пороков. Так произошло и с главным героем. Он не подготовил задание и всячески скрывал это, но педагог понял и высмеял его трусость. В следующий раз мальчик уже был готов к уроку. Таким образом, юмор оказался эффективнее нравоучений.

Еще один пример – герой повести Л. Толстого «Детство». Карл Иванович очень любит своих воспитанников, вкладывает в их воспитание душу. Иногда он бывает строгим, Николай даже обижается на него, но вскоре понимает, что старик добр к нему, поэтому так сильно стремится вложить в него полезные знания и умения. Его ученики привязываются к нему так, что даже не хотят уезжать без него в город, чтобы продолжать свое обучение.

Таким образом, все авторы подмечают, что учителю недостаточно быть специалистом в своей сфере, нужно по-настоящему любить свою работу и с нежностью подходить ко всем детям, ведь их будущее зависит от того, как и чему их научит педагог. Поэтому все изображенные преподаватели отличаются чуткостью, ответственностью и безграничной добротой, которую всегда чувствуют ученики.

Автор: Арина Клёнина

С педагогами мы проводим внушительный отрезок юности. Они встречают нас маленькими, а выпроваживают из школы почти взрослыми. Книги про учителей посвящены людям этой ответственной, но часто такой неблагодарной профессии. Многие из нас начинают ценить школьных наставников только спустя годы. А тем временем, среди учителей есть истинные виртуозы своего дела, педагоги по велению души и с огромным талантом преподносить знания неокрепшим умам. Они разные: воспитатели, друзья, тираны, злейшие враги, сочувствующие собеседники, чудаковатые, излишне впечатлительные, гениальные. Книги про учителей расскажут истории об этих близких, но не всегда понятных нам людях.«Легенда об учителе», Г. СеверинаПрототипом главного героя книги Галины Севериной был её супруг — учитель физики Московской школы №127, в 1941 году ушедший добровольцем на фронт и погибший под Ржевом. «Легенда об учителе» стала для неё и миллионов читателей своеобразной данью памяти этому великому человеку.

«Уроки итальянского», М. БинчиИстория восьми вроде бы несвязанных друг с другом людей, которые под руководством проницательной, доброй и упорной учительницы итальянского, не только открывают для себя этот язык, но и учатся следовать своим мечтам, быть искренними со своими близкими и обретают новых друзей.

«Агнес Грей», Э. БронтеПовествование в романе самой младшей из сестёр Бронте ведётся от лица главной героини — гувернантки Агнес. Ей приходится жить среди заносчивой и чопорной английской аристократии, смотрящей свысока на бедную, но благородную девушку. Но время всё расставляет по своим местам.

«Крошки Цахес», Е. ЧижоваУдивительный мир шекспировских страстей, возвышенных идеалов и прекрасных образов… Всё это удалось создать талантливой учительнице английского языка в элитной советской школе. Однако как долго сможет просуществовать этот великолепный, но оторванный от реальности мир?

«Аня из Авонлеи», Л. М. МонтгомериЛёгкая и светлая книга о молодой шотландской учительнице – любимице учеников, взявшей на воспитание шестерых осиротевших детей, далеко не все из которых легко поддаются воспитанию. Произведение является частью цикла книг об Энн Ширли.

«Взгляд кролика», К. ХайтаниИстория молодой японской учительницы, сумевшей преодолеть множество навязанных обществом стереотипов. Даже в самых нелюдимых и странных своих учениках она смогла рассмотреть неповторимую, удивительную, но одинокую личность, отчаянно нуждающуюся в заботе и любви.

«Вверх по лестнице, ведущей вниз», Б. Кауфман Молодая неопытная учительница литературы, получая абсолютно неуправляемый класс неблагополучных подростков, вынуждена пересмотреть привычные взгляды на преподавание и сама учится смотреть на мир глазами своих воспитанников. Эта полная тонкого психологизма книга посвящена, в первую очередь, любви… Любви к искусству, своему делу и детям.

«Географ глобус пропил», А. ИвановНеоднозначная книга, вызвавшая массу самых разных, часто противоположных оценок. В центре повествования – слабовольный, несколько бесхарактерный, но, в целом, нравственный учитель географии, стремящийся тянуться к чему-то светлому, несмотря на окружающую его серость и безысходность.

«Милый недруг», Д. УэбстерВ центре повествования этой спокойной и романтической книги – девушка, воспитывавшаяся в сиротском приюте, а позже и сама возглавившая его. Благодаря искренности и глубочайшей нравственности ей удаётся не только помочь своим маленьким воспитанникам, но и устроить собственную жизнь.

«Хроника жизни Рудольфа Штайнера», Е. Козловская. Философ, учёный, социальный реформатор, великий учитель… Все эти слова относятся к одному из удивительнейших людей ХХ века – Р. Штайнеру, создавшему уникальную Вальдорфскую педагогическую систему, принципиально отличающуюся от традиционной педагогики.

«Юность Маши Строговой», М. ПрилежаеваСудьба молодой учительницы в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на многочисленные трудности, боль и голод, Маша смогла сохранить жизнелюбие, упорство, стремление к высокому, обнаруживая вдохновение на страницах классической литературы.

«Белая лошадь – горе не моё», Н. СоломкоЭта светлая и чистая повесть рассказывает нам о молодом и неопытном учителе географии, который с помощью искренности, любви и нежелания ютиться в косных и узких рамках школьного формализма, сумел пробудить в своих подопечных стремление к добру и справедливости.

«Работа над ошибками», Ю. ПоляковОстроумная и полная тонкого психологизма книга о советской школе восьмидесятых годов. Молодой журналист в силу обстоятельств становится школьным учителем русского языка и литературы, сталкиваясь с непривычными для себя сложностями и ситуациями.«Уроки французского», В. Распутин Трогательные воспоминания уже взрослого человека о своей учительнице французского языка – удивительной женщине, готовой нарушить установленные правила ради помощи больному ребёнку и оказавшейся лишней в негибкой системе школьного официоза и напыщенности.

«Повесть об учителе Сухомлинском», Б. ТартаковскийБиографическая книга, раскрывающая перед читателем образ этого великого советского педагога. Элементы авторской системы В. А. Сухомлинского, основанной на принципах гуманизма и эстетики, и по сей день используются в ежедневной педагогической практике.

«Девятый класс. Вторая школа», Е. БунимовичАвтобиографическое произведение выпускника уникальной московской физико-математической школы №2, ставшей настоящей творческой лабораторией, созданной абсолютно неординарным педагогическим коллективом. Объяснение в любви в 23 частях.

«Мои встречи с Марией Монтессори», А. М. МаккерониОдна из величайших европейских педагогов ХХ в. глазами её близкой подруги и соратницы. В этой блестящей книге воспоминаний живым и образным языком рассказана история создания уникальной системы воспитания, строящейся на принципах веры в ребёнка и его творческий потенциал.

«Я не верю в монстров», Л. СашарПочти в каждом классе есть угрюмый и нелюдимый ребёнок, с которым не хотят общаться одноклассники и на которого махнули рукой учителя. Мало кто может и хочет увидеть в нём одинокого и ранимого малыша, крайне нуждающегося в понимании и любви. Но героиня этой книги из тех, кто может протянуть руку маленькому «монстру».

«Большая перемена», Г. СадовниковПовествование ведётся от имени неопытного, но самоуверенного учителя истории, работающего в вечерней школе для рабочих, которые далеко не всегда воспринимают всерьёз молодого преподавателя. Однако многочисленные трудности не пугают Нестора Петровича, ему удаётся не только придти к взаимопониманию со своим классом, но и вырасти духовно самому.

«Воспоминания о школе», Д. МоскаЭта честная и искренняя книга великолепно описывает переживания молодого педагога, попавшего в абсолютно неуправляемый класс. Постепенно завоёвываемый авторитет, маленькие, сначала неуверенные шаги навстречу, первые детские открытия – обо всём этом с безграничной любовью и юмором рассказывает читателю итальянский учитель Джованни Моска.

«Педагогическая поэма», А. МакаренкоМало кто знает, что великий советский педагог А. С. Макаренко был также и талантливым писателем. В этой книге он подробно рассказал о создании знаменитой трудовой колонии имени М. Горького, где перевоспитывались малолетние преступники.

«Первый учитель», Ч. АйтматовТёплые воспоминания бывшей ученицы о своём учителе – молодом комсомольце Дюйшене. Несмотря на противодействие консервативных жителей и патриархальные порядки, Дюйшену в одиночку удается создать первую школу в затерянном среди киргизских степей селе.

«Януш Корчак. Опыт биографии», И. Ольчак-РоникерСудьба удивительного педагога, до последнего остававшегося со своими воспитанниками и принявшего вместе с ними смерть в газовой камере Треблинки. Януш Корчак навсегда останется в памяти будущих поколений как образец высшей нравственной чистоты, искренности и мужества.

«Доживём до понедельника», Г. ПолонскийСоветская школа эпохи «оттепели»: столкновение первых ростков свободомыслия «детей» и консерватизма «отцов», которые сами уже не уверены в правильности выбранного пути. Какого это — быть учителем и наставником, когда приходится вести одно из сложнейших сражений – сражение с самим собой? И что же такое счастье?

«Республика ШКИД», Г. Белых, Л. ПантелеевБезусловно, классическое произведение. Захватывающая, отчасти автобиографическая повесть двух бывших беспризорников, рассказывающая о знаменитой школе-коммуне имени Достоевского, которую ещё в годы Гражданской войны создал талантливейший отечественный педагог В. Н. Сорока-Росинский.

Учитель – самая благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы  не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии — только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными,  обращаются к образу своего учителя.

В исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений:  «Уроки словесности» А.П. Чехова, «Храбрые  беглецы» А.И. Куприна, «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Уроки французского» В.Распутина,  «Тринадцатый подвиг Геракла»  Ф.Искандера.

        Цель исследовательской работы: показать образ Учителя в произведениях русских писателей.

          Задачи работы:

  • Изучить произведения  русских писателей, раскрывших образ учителя.
  • Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.
  • Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

Используемые источники:

  • http://pizhankalib.ru/2018/10/obraz-uchitelya-v-xudozhestvennoj-literature/
  • https://bank-argumentov.info/uchitel-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka-argumenty-egje/
  • https://literaguru.ru/obraz-uchitelya-v-russkoj-literature/
  • http://knigki-pro.ru/knigi-pro/510-knigi-pro-uchiteley.html
  • https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-obraz-uchitielia-v-proizviedieniiakh-russkoi-litieratury

Образ учителя в русской литературе

Образ учителя в русской литературе XX века. Подготовили: ученицы 8 класса, Кардашина Софья и Щербакова Алёна Руководитель: Куклева Татьяна Васильевна

Образ учителя в русской литературе

Разными были учителя Разными были учителя В человеческом общежитии, Но на них держалась земля, Наши открытия. Они не ожидали от нас Непременной известности, Но предпочитали известный запас Порядочности и честности. Л.Куклин

Образ учителя в русской литературе

Актуальность Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Какие изменения связаны с этим в русской литературе и каковы причины этих изменений.

Образ учителя в русской литературе

Цели и задачи Цель – проследить динамику образа учителя в русской литературе ХХ века. Задачи: 1.Подобрать художественные произведения русской литературы ХХ века, в которых присутствует образ учителя. 2.

Проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества. 3.Определить характер изменения образа учителя в литературе ХХ века и степень влияния исторической действительности на художественный образ. 4.

На основе анализа сочинений учащихся составить характеристику идеального учителя.

Образ учителя в русской литературе

Предмет и объект Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века. Объектом исследования является образ учителя.

Образ учителя в русской литературе

Методы исследования элементы анализа текста анализ сочинений учащихся

Образ учителя в русской литературе

Гипотеза Созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии в исторической действительности..

Образ учителя в русской литературе

Отношение к учителю в обществе В 30 – 70-х годах учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный.

Образ учителя в русской литературеОбраз учителя в русской литературе

В данный период образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

В данный период образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность.

Перестроечное и постперестроечное время В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками.

В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты. После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется художественный образ.

Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого.

ВЫВОДЫ: ВЫВОДЫ: 1.Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности.

Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей. 2.Каждое изменение реальности отражается в литературе.

То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Образ идеального учителя Пол и возраст не имеют значения, но учитель должен обладать приятной внешностью, быть образованным и эрудированным (при этом степень образования не так важна для учеников). Важно, чтобы педагог мог увлекательно и интересно преподавать свой предмет.

Быть добрым, но строгим и справедливым одновременно, относиться одинаково ко всем ученикам, не выделяя «любимчиков». Ученики понимают сложность профессии учителя, поэтому считают, что чувство юмора необходимо педагогу, как необходимо и быть общительным. Так же выделяют такие качества, как отзывчивость, терпение, требовательность.

При этом педагог должен развиваться, повышая свой профессионализм. И, безусловно, учащимся хочется, чтобы учителя с пониманием и уважением относились к своим ученикам.

5 произведений русской литературы с самыми яркими образами учителей

Ко Дню учителя редакция «Летидора» вместе с онлайн-сервисом по подбору репетитора Tutor.ru вспомнила, как в русской литературе от эпохи классицизма XVIII века до современности изображали учителей, гувернеров и тех, кого мы теперь называем репетитором или тьютором.

Попробуйте найти среди описанных типажей своего преподавателя!

В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям.

Во второй половине XVIII века дворянские дети могли оставаться на домашнем обучении, учителя приходили к ним сами, а зачастую были приставлены к ребенку и проживали вместе с семьей. Из-за границы выписывали гувернеров, которые обучали дворянских отпрысков языкам и манерам. Но не всегда эти люди были компетентны.

Так что родители по незнанию и следуя моде нанимали для обучения своих детей бывших лакеев и парикмахеров.

Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому.

Что получилось из ученика таких педагогов, можете судить по комедии Фонвизина. А чтобы не повторять ошибок, ищите проверенных репетиторов, обращайте внимание на образование и методику педагога.

Ведь хороший преподаватель ценится не только за знание своего предмета, но и за умение качественно объяснить его ребенку, а главное, заинтересовать им.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», — эти строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» стали афоризмом. Действительно, образование складывается не только из школьных уроков, но и всех прочих занятий, которым посвящает свое время ребенок. А в учителе важны его харизма и человеческие качества.

Так, в романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова».

Пушкин от лица Петруши Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.

«Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Без сомнения, ребенок только порадуется, если учитель будет травить байки о собственной жизни весь урок и не задаст домашнего задания. Только вот на экзамене байки вряд ли помогут.

Во второй половине XIX века образование стало более доступным, педагогические идеи заняли умы самых разных революционно настроенных мыслителей, от Писарева до Чернышевского. Важным вопросом стало женское образование, появились Высшие Бестужевские курсы, где готовили в том числе и преподавателей. Образ учителя в литературе тоже менялся.

В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.

Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки по им же написанным учебникам и отменил наказания. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.

Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Реализовать толстовский индивидуальный подход в школе сложно, с репетитором выработать персональную стратегию обучения проще. А насколько предоставлять ребенку свободу творчества, которая в перспективе разовьет его потенциал, — это выбор каждого родителя. Главное, не переборщить и не избаловать.

В годы Великой Отечественной войны от учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное психологически время.

Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского».

В послевоенные годы Лидия Михайловна пыталась спасти от голода талантливого мальчика, приглашая его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Она пошла на эту хитрость, чтобы не смутить подростка, который не взял бы у нее деньги.

Этот ее поступок школьной администрацией был расценен не как помощь, а как «растление и совращение».

В спорной ситуации между вашим ребенком и учителем постарайтесь выслушать обе стороны. Порой может возникнуть недопонимание, ребенок иногда пытается манипулировать мнением родителей, обращая ситуацию в свою пользу.

Очень важно, чтобы доверительный контакт установился не только между репетитором и учеником, но и между родителями и педагогом.

Подчиняться школьным порядкам или отстаивать индивидуальный, нестандартный подход в современной школе — проблематика романа Алексея Иванова, написанного в 1995 году.

Виктор Служкин, которого в одноименном фильме Александра Велединского сыграл Константин Хабенский, — уволенный из НИИ молодой ученый, который устраивается работать учителем географии в школе, но сталкивается с отсутствием заинтересованности подростков-учеников в предмете.

Как мотивировать учиться детей, которых беспокоят совсем другие проблемы личного характера? А главное, как заслужить их уважение, авторитет?

Не всегда дисциплину можно установить традиционными методами оценок и наказаний, в современной школе нужно исходить из доступных возможностей, как сделать предмет интересным и актуальным.

Служкин придумал отвести детей в поход, где показал им родные края, а заодно и проверил на прочность их принципы.

Конечно, школьные власти его самодеятельность не оценили…

Репетитор на своих занятиях может использовать нестандартные методы обучения — показывать фильмы, обучающие видео, рекомендовать игры и приложения. Не стоит воспринимать это как угрозу традиционному образованию, зачастую такие решения идут только на пользу. Но во всем важен баланс.

VOSTOCK, кадры из фильмов, фото спектаклей

Образ учителя в художественной литературе

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы.

В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется пестрая школьная жизнь.

Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о школе и учителях. Все они имеются в фонде нашей библиотеки. 

Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с. 

Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230. 

Бруштейн, А. Я. В рассветный час [Текст]/Александра Бруштейн. – М: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 446 с. – (Внеклассное чтение)

  • Поразительная, увлекательная история девочки, которой довелось расти и взрослеть в один из самых интересных периодов истории нашей страны…
    Маленькие радости – и большие события… Первая любовь, верная дружба – и опасные приключения…
  • Так начинается вторая книга замечательной трилогии классика отечественной детской литературы Александры Бруштейн, на которой выросло уже несколько поколений российских юных читателей.

Быков В.В. Обелиск [Текст]: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с.

Васильев Б.В. Завтра была война[Текст] : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. – М.: АО Изд-во «АСТ – Пресс», 1994. – 477 с.

Веркин, Э. Книга советов по выживанию в школе [Текст]/Эдуард Веркин. – М: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).

А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.

Железников, В. Чучело [Текст]: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с.

Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст]/Алексей Иванов: роман. – СПб:Азбука- классика, 2005. – 512 с.

Внешне сюжет книги не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку.

Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин.

Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.

Изотчин, А. День учителя: большая повесть для взрослых [Текст]/Александр Изотин. – М: АСТ, 2014. -512 с.

Кучерская, М. А. Плач по уехавшей учительнице рисования [Текст]: [рассказы] /Майя Александровна Кучерская. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 286 с.- (Эксклюзивная новая классика)

Лиханов А.А. Повести  [Текст]/ А.А. Лиханов. – М. : Худож. лит., 1983. – 599 с.

Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута.
Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников.

Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей.

Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.

В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.

Неволина, Е. А. Начало [Текст]/Екатерина Неволина. – М: Эксмо, 2013. – 384 с.- (Закрытая школа).

В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.

Для старшего школьного возраста.

Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.

В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается.

Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.

Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Рекунова, А. К. Жизнь среди людей [Текст]/Алиса Константиновна Рекунова. – М: АСТ, 2015. – 442 с. – (Средняя школа №…)

“Я просто хочу быть как все.
Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то.
Чего-то большего, чем я сам”.
Необычный ученик в обычной средней школе. Правила игры известны всем…

…кроме него.

Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с. : ил.

В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление.

Он всегда готов прийти на помощь.
Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

Образ учителя в литературе: герои и злодеи

Образ учителя в среднестатистической российской голове довольно однозначен. Как правило, это либо интеллигентный мужчина с той самой «благородной сединой» и потрёпанным кожаным портфелем, либо это женщина с добрым взглядом и морщинками усталости на лице, опрятно, но небогато одетая, цель её жизни – просвещение, поэтому она терпит низкую зарплату, главная отрада – благодарность учеников, которые даже спустя десятилетия с букетом сирени навещают её, проходя мимо своей школы. Именно таких учительниц представляют, когда произносится слово «призвание», которым наш премьер-министр оправдывал безденежье в образовательной сфере.

В общем, образ мученицы, задвинувшей всю свою жизнь на второй план ради блага наших детей, – это именно тот тип преподавателя, который хотели бы видеть многие современные родители. Это представление бывает и недалеко от истины, хотя всё же слишком романтизировано.

Но таким образ школьного учителя был далеко не всегда, и формировался он, естественно, в зависимости от времени, быта и нравов. Как пишут в школьных сочинениях, образ учителя динамичен.

Так давайте попробуем вспомнить преподавателей, о которых мы читали в русской литературе, возможно, нам даже удастся проследить, какими были внутришкольные отношения в разные эпохи.

Учителя для галочки

Конечно же, первое, что приходит в голову – петровское время, когда юным провинциальным дворянам помимо их воли запихивали в голову знания (ну или хотя бы пытались).

Указ, согласно которому нельзя было жениться до получения образования, заставил многих родителей срочно искать своим чадам преподавателей. Именно об этом «Недоросль» Дениса Фонвизина.

Все учителя бедового Митрофанушки – уморительные комедийные образы.

Отставной солдат Пафнутьич Цыфиркин – единственный из учителей, кто хоть сколько-нибудь знает свой предмет, арифметику. Но даже его слабые потуги действительно чему-то обучить разбиваются вдребезги о нежелание ученика и причитания его матери.

Цыфиркин просит разделить триста рублей на троих, а мать встревает: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Цыфиркина не очень-то уважают и воспринимают его ученье как проклятую пилюлю.

Ещё смешнее Адам Адамыч Вральман – немец, выписанный из-за границы, который призван учить французскому языку, а заодно и всем наукам. К нему в семье относятся с пиететом: сажают за свой стол, опаивают вином и платят больше всех.

Правда, оказывается, что он совсем не иностранный учитель, а всего лишь бывший кучер. Он прямо и признаётся: «Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната.

Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель…»

Преподаватели-самозванцы для русской провинции восемнадцатого века явление довольно привычное. У Пушкина в «Капитанской дочке» тоже был отличный тому пример. У молодого Петра Гринёва – главного героя повести – в отрочестве был наставник Бопре, так учивший «по-французски, и по-немецки, и всем наукам».

Только этот Бопре в молодости был парикмахером, слово «учитель» не очень хорошо понимал вообще, не пропускал ни одной юбки, а в последствии ещё и пристрастившийся к русской водке. В конечном итоге Бопре предпочёл выучиться у своего же воспитанника русскому языку и добросовестно плюнуть на учёбу.

Интересно отношение самого Гринёва, которое тоже довольно показательно для образования того времени: «Каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал».

Учитель против учеников

В девятнадцатом веке одним из самых частых мотивов становится противостояние учеников и преподавателей. Чаще всего в это время юные недоросли учатся в пансионах, в которых и живут, а те, кто побогаче, конечно, нанимают частных преподавателей.

Но требования к ученикам здесь уже несравненно выше, ведь теперь, хоть и разрешено жениться без «венчальной грамоты», но в светском обществе без должной подготовки очутиться было бы нежелательно. В это время процветают ученические товарищества, ученики часто жаждут найти у преподавателя слабые места и сорвать весь образовательный процесс, высмеять учителя или дискредитировать его.

У учеников вырабатывается привычка к обману учителей. И это точно подметили писатели. Надуть учителя – значит получить уважение сверстников. В произведении «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского главный герой с самого детства тренируется и старается обвести вокруг пальца мать, «смотря на неё, как на подготовительную для себя школу по части надувания более опытных своих учителей».

Правду говоря, иногда, когда читаешь описания этих самых преподавателей, возникает ощущение, что это обоюдная вражда, основанная на самом принципе иерархии, вполне оправдана.

Например, Лев Толстой в своём «Отрочестве» показывает урок, который проводил для Коли и его брата Володи St.-Jerome – учитель истории. Учитель делает вид, что не замечает ни присутствия, ни отсутствия ученика.

Коля надеется, что так и будет продолжаться весь урок, тогда будет «всё кончено» и про него забудут.

Но преподаватель устраивает опрос по теме, причём описывает это Толстой не иначе как «злодей-учитель» «смотрел мимо моего уха» и «со злодейской полуулыбкой» и «усмешкой» обращался к несчастному ученику.

Часто преподаватели показывались через призму юношеского страха перед ними. Поэтому нередко они выставлялись прямо-таки чудовищами. Они не разговаривают, а «шипят», их лица «зеленеют от злости», они «распекают, упиваясь краснобайством».

Учитель-чиновник

Тоже не самый приятный тип преподавателей в литературе. Учителя – люди системные, собственно, они зависят от того, нужно ли и, если да, то какое нужно образование на данный момент. Так что образ учителя как глубоко системного человека тоже присутствовал. В том числе и с перегибами.

Самый известные представители этого типажа – Беликов в чеховском «Человеке в футляре» и Передонов в сологубовском «Мелком бесе». Герои очень похожи своим практически маниакальным страхом к жизни вообще.

Люди, которые боятся лишний раз проявить себя и тем самым навлечь на себя какие-нибудь неприятности «сверху». Эдакое духовное рабство. В какой-то момент, в период конца девятнадцатого и начала двадцатого века, эти учителя «в футляре» становятся частым явлением.

Такие и учеников-то считали всего лишь неприятностью, с которой приходится мириться: «Передонов во всю свою учительскую деятельность совершенно искренно не понимал и не думал о том, что гимназисты — такие же люди, как и взрослые.

Только бородатые гимназисты с пробудившимся влечением к женщинам вдруг становились в его глазах равными ему».

Учитель-праведник

Довольно о неприятных персонажах, давайте теперь лучше о хороших. Да, безусловно, над учителями всегда нависает система, готовая спихнуть на них ответственность за свои ошибки и присвоить себе же их достижения.

Но, по мнению многих писателей, лучший учитель – тот, который даже в таких нечеловеческих условиях сохраняет чистоту своей души.

Учителя-праведники понимают, что ученики это не просто неуправляемые создания, это будущие взрослые, поэтому так важно вкладывать в них стремление к добру, поэтому не стоит срывать на них свою злость.

Позвольте представить, Михаил Степанович Перский – герой рассказа Николая Лескова «Кадетский монастырь». Он практически безотлучно находился в корпусе со своими учениками, и всего один раз, когда его увидели на тротуаре вне здания, взбудоражил весь корпус, настолько это было экстраординарное явление.

Что же он делал внутри всё это время? По несколько раз в день обходил все классы, каждый день понемногу присутствовал на каждом уроке, который проводился в кадетском корпусе.

Единственное наказание, которое он позволял себе применять к ученикам: «Кадета ленивого или нерадивого он, бывало, слегка коснется в лоб кончиком безымянного пальца, как бы оттолкнет от себя, и скажет своим чистым, отчетливым голосом:

— Ду-ур-рной кадет!..»

— И это служило горьким и памятным уроком, от которого заслуживший такое порицание часто не пил и не ел, и всячески старался исправиться и тем «утешить Михаила Степановича».

И, как оно водится, своих детей и семьи у него не было, ведь куда тут уж думать о своих детях, когда провидение ему вверило столько чужих. Помимо невероятного количества школьных обязанностей, он ещё успевал много читать и постоянно упражняться в нескольких иностранных языках. Так что такой идеальный учитель, естественно, ложился спать позже всех, а вставал намного раньше.

Учителя-праведника всегда отличает благородство и прямота, мудрый и добрый взгляд, а также обострённое чувство справедливости.

Именно такие: батюшка Василий из повести «Соперницы» Л. Чарской, учитель-естественник из «Детства Тёмы» Гарина-Михайловского или в книге «До университета» А. Яроша.

Многие писатели отмечают, что лучшие учителя не просто «сверху вниз» передают знания, для них процесс учёбы это дружеская совместная работа. А в условиях такой работы авторитет признаётся естественно и беспрекословно.

Учитель-герой

Праведники старались как могли, чтобы пресловутая система не мешала им нести добро и свет в юные головы. А вот учителя-герои активно выступали против этой самой бюрократической и авторитарной системы.

Пример тому – сельский учитель Алесь Иванович Мороз из повести Василя Быкова «Обелиск».

Местная администрация дала Морозу уничижительную характеристику, ведь он не поддерживает дисциплину, с учениками ведёт себя как равный, отказывается от «необходимой строгости», занимается не по одобренным программам и «самое главное — говорит ученикам, что не надо ходить в костел, пусть туда ходят бабушки».

Это учитель, который понимал, что нормы не успевают за жизнью, что, в первую очередь, надо выращивать хороших людей, а вот, знают ли они биномы Ньютона или правила написания деепричастных оборотов – дело десятое. Ему не нравилось, что каждый учитель предметник ставит свою науку выше остальных, потому что не это важно в образовании.

Алесь Иванович заботился об учениках, как о собственных детях, покупал им ботинки, если не в чем ходить, мог приютить дома, заступался перед начальством, пополнял детскую библиотеку.

Он погиб во время войны, пытаясь спасти своих учеников. Но его действия никто подвигом не считал, и даже спустя годы отношение к нему было не лучшее. Зато выжившие ученики запомнили его на всю жизнь, и знакомство с таким человеком оказалось для них ценнее всяких учебников.

Безвестные учителя

В той же повести Василя Быкова есть рассуждение на тему сельского учительства в советские годы. Это образ наиболее близкий к тому, что мы имеем сегодня, – преподаватель, скромно и неприметно делающий свою важную и нелёгкую работу.

Таких «сельских учителей» тысячи, и то развитие, которое вообще есть у нашего общества, – в огромной степени именно их заслуга.

Люди, которые делают всё возможное, чтобы дети из самых разных концов России имели достаточно знаний, чтобы учиться и работать в самых престижных и полезных сферах.

«Спроси любого огольца, кем он станет, как вырастет, — скажет: врачом, летчиком, а то и космонавтом. Да, теперь есть такая возможность. И в действительности так бывает, до космонавта включительно. А прежде? Если рос, бывало, смышленый парнишка, хорошо учился, что о нем говорили взрослые? Вырастет — учителем будет. И это было высшей похвалой».

Получается, что литературные примеры подтверждают тот факт, что авторитет учителя достигается не запугиванием и жёсткой субординацией. Чем меньше преподаватель старается подавить своих учеников, тем выше он поднимается в их глазах.

Образы плохих учителей все разные, их присутствие часто обусловлено внешними обстоятельствами, политикой или проблемами системы образования.

А вот образы хороших учителей во многом схожи. Можно проследить, что именно нравится детям в их наставнике.

Согласно художественной литературе, лучших учителей ценят и уважают за их неподдельную любовь к детям, внешнюю и внутреннюю красоту – благородство, добро, заботу и верность принципам, а также за справедливость, даже если иногда она побуждает их к строгости. В общем, с учителями всё, как с обычными людьми, главное, быть хорошим человеком. По крайней мере это главное для детей, если верить художественной литературе.

Абрамчик Юлия Владимировна

В процессе исследовательской работы по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” ученицей 9 класса была поставлена цель на примере выбранных произведений определить, какие средства используются для создания образа учителя в художественном тексте.

Подробнее о работе:

В исследовательской работе по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” автором проводится анализ повести Василя Быкова “Обелиск” на предмет выявления художественных средств, применяемых автором для создания литературного образа учителя, его характеристики и роли в произведении.

В предложенном проекте по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” автор анализирует образ учителя в рассказе В. Распутина “Уроки французского”, определяет, какое значение имела фигура учителя в жизни каждого человека, и какие качества делали учителя человеком уважаемым и значимым в социуме.

Результаты исследовательской работы “Образ учителя в русской литературе 20 века” могут быть использованы обучающимися на уроках литературы, при подготовке к экзаменам и контрольным работам, а также для расширения кругозора в области литературы.

Оглавление

Введение
1. Средства создания образа учителя в литературе.
1.1. Какими качествами должен обладать учитель?
1.2. Понятие художественного образа.
1.3. Средства описания образа.

2. Анализ образа учителя в произведениях Василя Быков «Обелиск» и Валентина Распутина «Уроки французского».

Заключение

Литература

Введение

Литература XX века обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности.

Актуальность: Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую.

Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

[9] В современном мире профессия учителя не пользуется особой популярностью среди молодежи, что может сильно усложнить развитие данной профессии в будущем.

Чаще всего это происходит из-за того, что дети в школе не видят пример Хорошего Учителя. А каким должен быть Хороший Учитель? В данной работе я постараюсь понять это, на основе выбранных мной литературных источников.

Цель проекта: на примере выбранных произведений определить, какие средства используются для создания образа учителя.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие средства используются для создания художественного образа.
  2. Понять, как жизненный опыт писателей повлиял на образ учителя в их произведениях, определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.
  3. Раскрыть образы учителей в выбранных произведениях.
  • Методы:Биографический.
  • Продукт:Статья.
  • Материал: Произведения Василя Быкова «Обелиск» и Валентина Распутина «Уроки французского»

Какими качествами должен обладать учитель?

Хороший учитель увлечен как предметом, так и процессом обучения. Важнейшим качеством педагога является искреннее желание передать знания всем своим ученикам и сделать это так, чтобы даже самый «слабый» смог освоить материал, заинтересовать и вовлечь в процесс обучения весь класс.

Педагог должен быть справедлив и терпелив. Терпение – основная добродетель учителя: ему часто приходится по нескольку раз повторять один и тот же материал, чтобы разъяснить его.

Что больше всего ценится учениками в преподавателе? Конечно, личность педагога. Уверенный в себе, целеустремленный, успешный человек, разбирающийся не только в своём предмете, но эрудированный и начитанный, – это объект для подражания. Такие люди становятся Учителями не по диплому, а по призванию, уважаемы и любимы коллегами и учениками. [11]

Понятие художественного образа

  1. Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника.[3]
  2. Образ в литературе – это образ, который составляет автор из поступков, привычек и характера героя своего произведения.[8]
  3. Средствами создания образа человека являются:
  1. номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п.;
  2. портрет – фрагментарный, «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению; развернутый;
  3. речевая характеристика (содержание речи и ее форма: что, о чем говорит герой и как) – языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир;
  4. интерьер – описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять характеры героев. Описание интерьера в произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет собой одно из основных средств характеристики героев;
  5. предмет как составная часть образа персонажа;
  6. пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев;
  7. художественная деталь – небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя;
  8. поступки героя – действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор;
  9. оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей;
  10. авторская оценка – отзывы самого автора о своем герое;
  11. композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи, вставные эпизоды и др.;
  12. изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

  • Цэх или цех как правильно пишется
  • Цыферов рассказ старинные профессии
  • Цыфра или цифра как пишется правильно прописью
  • Цыферов как цыпленок впервые сочинил сказку читать
  • Цыферова когда не хватает игрушек рассказ